Рабочая программа 1 класс окружающий мир "Гармония" с ВПМ "Лекарственные растения на нашей грядке"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Болонина Анастасия Дмитриевна

Рабочая программа 1 класс окружающий мир "Гармония" с ВПМ "Лекарственные растения на нашей грядке"

Скачать:


Предварительный просмотр:


  1. Аннотация

             Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009.

2. Учебно-методического комплекта по окружающему миру, автор - О.Т. Поглазова.

     В Федеральном базисном образовательном плане на изучение окружающего мира 1 классе  начальной школы отводится 2 часа в неделю, 66 часов (33 недели).

     Цель начального курса окружающего мира – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

            Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

            Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.

Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Между тем, при отборе содержания соблюдается и разумная дезинтеграция, выделение крупных самостоятельных содержательных блоков, материал которых предоставляет ученику возможность глубже и конкретнее изучить закономерности и качественное своеобразие различных его структур (природы, человека, общества, истории государства), что способствует подготовке учащихся к изучению в основной школе дифференцированных курсов. Таким блоком, например, является раздел «Путешествие в прошлое России», где учащиеся погружаются в изучение истории своего Отечества, знакомятся с важнейшими событиями в его истории.

        Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира. Например, на уроке математики ученики узнают способ отображения целого и составляющих его частей с помощью диаграммы, на уроке окружающего мира они используют диаграмму, с помощью которой показывают соотношение суши и воды на земной поверхности. Понятие «симметричное тело» изучается на уроках математики и окружающего мира, закрепляется на уроке технологии при создании изделий симметричной формы. На уроках окружающего мира изучаются сезонные изменения в природе, на уроке литературного чтения ученики знакомятся, как отражают их писатели и поэты, на уроках музыки – композиторы, на уроке рисования – художники. Тема «Во что веровали наши предки» изучается на уроке «Окружающего мира», на уроке технологии ученики делают обереги, которые наши предки помещали на свою одежду, жилища.

        При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется  как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.

        Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации.

В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципам обучения, перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Они узнают о разнообразии растений, грибов, животных, форм суши, видов водоёмов, о Земле как планете Солнечной системы, о природных сообществах и природных зонах, о сезонных изменениях в природе и в жизни человека. Изучают свойства воздуха, воды, почвы, веществ, необходимых для всего живого на Земле, обсуждают проблемы, связанные с их загрязнением и осознают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Получают начальные представления о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, от чего зависит его здоровье.

        Изучение естественнонаучных, обществоведческих и исторических понятий конкретизируется на примерах природных, социальных, исторических объектов родного края. Это помогает осуществлять связь обучения с жизнью, способствует развитию наблюдательности, познавательного интереса учащихся, формированию эмоционально-эстетических, нравственно-этических оценок наблюдаемой действительности, выработке (соответствующих содержанию обучения) практических умений и навыков. При этом воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к его природе, культурному и историческому наследию, толерантное и уважительное отношение к образу жизни, обычаям, традициям, религиям народов, населяющих родной край. Во многих разделах программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, на социальные объекты, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. В учебниках внимание учащихся на этот вид деятельности обращено специальным значком «изучай родной край». Предусмотрено выполнение краеведческих проектов во внеурочное время, что способствует и разумному отдыху детей.

        С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую его среду, уничтожать историческую память о прошлом Родины и родного края, но может сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие предков и мировой культуры. В результате формируется желание следовать безопасному, экологически грамотному и здоровому образу жизни, соблюдать чистоту и красоту среды обитания.

        Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

        В процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.

        Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире.

        Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки.

Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях для тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.

        Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.

        Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.

        Таким образом в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развития личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.

2. Результаты освоения курса.

              В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

             Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»

У учащегося будут сформированы:

-положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

-готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

-понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;

-осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

-умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

-навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

-осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;

-понимание важности здорового образа жизни.

У учащегося могут быть сформированы:

-стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

-зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;

-стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;

-эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

-осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

            Метапредметные результаты

            Регулятивные универсальные учебные действия

Первоклассник научится:

-организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)

-принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

-планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

-действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

-контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

-оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

 получит возможность научиться:

-оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

-ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);

-проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

-адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

            Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

-осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

-осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

-понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

-применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

-подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;

-наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

-использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

-осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

             Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

Ученик получит возможность научиться:

-оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

-планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

-проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

-уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.

-участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

Предметные результаты

Ученик начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир» научится:

-правилам культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоема, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;

- растения, грибы, животные – живые существа, свойства живых существ, условия, необходимые им для жизни, приспособляемость к среде обитания;

-приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);

-описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);

- различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся наиболее распространенные растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;  

-сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;

-различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;

-различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;

-характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;

-участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

-вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;

-выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;

-исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);

-измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;

-выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).

             В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:

-осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

-оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

-соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

-соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

-объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;

-составлять и выполнять режим дня.

            Ученик получит возможность научиться:

-сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;

-следовать правилам здорового образа жизни;  

3. Содержание учебного предмета

Твои первые уроки (14 ч)

Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, школьными принадлежностями, со школой и пришкольным участком. Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке. Учебный труд, обязанности ученика. Режим дня и правила личной гигиены школьника.

Разнообразие уроков и их расписание. Особенности урока «Окружающий мир».

Правила безопасного поведения на улице, в транспорте; культурного поведения в общественных местах; экологически грамотного поведения в природе. Условные знаки как источник информации о правилах поведения (сигналы светофора, дорожные знаки, знаки «места для пожилых», «не курить» и др).

Дидактическая игра: освоение правил поведения.

Экскурсия по школе и на пришкольный участок.

Окружающий мир и его изучение (8 ч)

Наблюдения — источник знаний об окружающем мире. Свойства предметов, определяемые с помощью зрительных, слуховых, вкусовых, осязательных ощущений. Простейшие школьные приборы и приспособления для проведения наблюдений и опытов. Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира: любознательность, воображение, фантазия.

Объекты окружающего мира: живая, неживая природа, изделия, созданные человеком.

Разнообразие и красота растений (15 ч)

Многообразие растений. Значение растений в жизни человека. Дикорастущие и культурные растения; их отличительные признаки. Разнообразие растений поля, сада, огорода. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу.

Деревья, кустарники, травянистые растения; их отличительные признаки. Хвойные, лиственные деревья и кустарники. Растения родного края: растения пришкольного участка, парка, леса. Разнообразие и красота цветковых растений. Декоративные и комнатные растения. Ягодные кустарники и кустарнички; ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Лекарственные растения. Необходимость сохранения видового многообразия растений. Красная книга растений. Растения родного края, занесенные в Красную книгу.

Практические и творческие работы: дидактическая игра «Узнай растение»; зарисовка растений и их раскрашивание; уход за комнатными растениями.

Экскурсия на пришкольный участок (в парк, в сквер).

Разнообразие грибов (3 ч)

Значение грибов. Многообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Строение шляпочного гриба: грибница, плодовое тело (шляпка, ножка). Пластинчатые и трубчатые грибы. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов (дрожжевые, кефирные, пенициллиновые), их использование человеком.

Практические и творческие работы: рассматривание муляжей грибов; лепка, рисование или моделирование грибов.

Разнообразие и красота животных (18 ч)

Многообразие животных: внешний вид, среда обитания. Значение животных в жизни человека. Домашние и дикие животные. Наиболее распространенные дикие и домашние животные родного края.

Группы животных: млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные. Существенные признаки групп животных: строение тела, кожный покров, размножение. Видовое разнообразие: особенности строения тела, размеры, окраска, образ жизни, среда обитания. Наиболее распространенные животные разных групп, обитающие в родном крае.

Правила безопасного поведения при встрече с разными животными.

Причины исчезновения некоторых видов животных. Бережное отношение к животным и забота человека о сохранении многообразия животных. Заповедники, заказники, зоопарки. Красная книга животных. Животные родного края, занесенные в Красную книгу.

Отличительные признаки живого. Растения, грибы, животные — живые существа.

Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения за повадками и образом жизни диких и домашних животных; уход за животными живого уголка.

Экскурсии: в зоологический музей (в зоопарк, в цирк зверей, в зоомагазин).

Творения людей вокруг тебя (8ч)

Природные материалы, используемые человеком для своих изделий. Применение бумаги, древесины, экономное использование. Изделия народных мастеров. Национальные узоры в одежде и предметах быта народов России.

Что находится во дворах домов. Бережное отношение к строениям и растениям родного двора. Городские парки. Памятники культуры. Бережное отношение к ним.  

4. Тематическое планирование

Учебно – тематический план.

п/п

Название темы, раздела

Кол-во

часов

1

Твои первые уроки

14

2

Окружающий мир и его изучение

8

3

Разнообразие и красота растений

15

4

 Разнообразие грибов

3

5

Разнообразие и красота животных

18

6

Творения людей вокруг тебя

8

Итого:

66

Тематическое планирование внутрипредметного модуля «Лекарственные растения на нашей грядке»

п/п

Название темы, раздела

Кол-во

часов

Теория

Практика

Содержание занятий

1

Вводное занятие

1

1

-

Растения огорода - важный источник полезных веществ, необходимых организму ежедневно. Усиливают защитные свойства, сохраняя здоровье. Являются прекрасным средством профилактики и лечения множества заболеваний. Кладовая витаминов. Значение в питании человека

2-8

Культурные лекарственные растения. Овощи.

  • Морковь
  • Капуста белокочанная
  • Свекла столовая
  • Редька черная
  • Картофель
  • Тыква
  • репа

7

7

-

Части растений, содержащие биологически активные вещества. Лечебные свойства овощных культур. Сроки и техника сбора. Требования к качеству. Заготовка. Хранение. Употребление в пищу.

9

«Волшебная грядка».

1

-

1

Изготовление овощных культур из пластилина и глины.

10

Выставка работ учащихся.

1

1

-

Выступления с сообщениями перед учащимися школы. Защита своей работы.

11

Капустная вечеринка. «Здоровье и питание».

1

-

1

 Выпечка. Освоение навыков домоводства. Особенности национальной кухни.

12-15

Кукольный спектакль «Репка».

4

-

4

Распределение ролей. Заучивание текста. Репетиции. Выступление в школе.

16-18

Культурные лекарственные растения. Пряно-ароматические.

  • Укроп
  • Петрушка
  • Сельдерей
  • Мелисса
  • мята

3

3

-

Части растений, содержащие биологически активные вещества. Лечебные свойства овощных культур. Сроки и техника сбора. Требования к качеству. Заготовка. Хранение. Употребление в пищу.

19-27

Проект «Выращивание лука на перо»

9

-

9

Составление плана работы, распределение обязанностей. Посадка лука в рассадные ящики. Уход, наблюдение. Закладка опыта: «Влияние света, тепла и влаги на рост и развитие растений». Сбор информации. Составление кроссворда. Выпуск стенгазеты. Приготовление салатов с использованием лука.

28

Оформление проекта.

1

-

1

Использование ИКТ.

29

Презентация проекта.

1

-

1

Участие в конкурсе проектной деятельности.

30

«Какие труды, такие и плоды».

1

-

1

Посадка семян овощных культур в рассадные ящики.

31-33

Уход за растениями.

3

-

3

Полив, рыхление, удаление сорняков, соблюдение теплового режима, пикировка.

34

«Моя грядка».

1

-

1

Посадка, уход за овощными культурами. Посев семян пряно-ароматических растений.

Итого:

34

12

22

Календарно-тематическое планирование курса

1 класс ( 66 часов)

Дата

Тема урока

Кол- во часов

Решаемые

проблемы

Характеристика деятельности

учащихся

Формы работы

Формируемые

Методы оценки достижений учащихся

план

факт

Понятия

УУД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Твои первые уроки – 9 часов 2 четверть

1. День знаний.

С. 3-7

1.1. Путешествие по школе.

ОБЖ: Что такое безопасность и что такое чрезвычайная ситуация.

С. 8-9,

(т.) с. 3, № 1, 2.

1

Что изменилось в жизни ребёнка с приходом в школу. Анализ уровня развития детей и их индивидуальных способностей.

Какие помещения есть в школе и как они функционируют.

Учатся принимать учебную задачу.

Моделируют различные формы поведения в помещениях школы. Оценивают поведение учеников, изображённых на рисунках; выполняют задания из рабочей тетради.

Фронтальная.

Путешествие по школе. Фронтальная.

Школа, учитель, одноклассник; адрес, фамилия, имя;  столица, флаг, герб, Россия, День знаний.

Учебные кабинеты, туалетные комнаты, столовая, медицинская комната, спортивный зал, библиотека и др.

Безопасность и чрезвычайная ситуация.

Умение отвечать на вопросы.

Умение наблюдать окружающее.

Текущий контроль

2. Школьные принадлежности.

С. 10-13,

(т.) с. 4, 5, № 3, 5.

2.1 Правила поведения в школе.

С.14-17

1

Что изменилось в жизни ребенка с приходом в школу.Какими должны быть внешний вид ученика, его рабочее место.

Как надо вести себя на уроке и в школе.

Какого школьника называют примерным учеником. Что такое расписание уроков.

Учатся организовывать свое рабочее место в школе и дома; отгадывают загадки и объединяют предметы в группы (школьные принадлежности, игрушки); узнают, каким должен быть школьный портфель, что и как в него складывать.

Собирают информацию, рассматривая рисунки, учатся составлять их описание; выполняют задания из рабочей тетради.

Фронтальная

Фронтальная.

Урок, перемена, школьные принадлежности, учебник, рабочая тетрадь, рабочее место ученика.

Общеобразовательная школа, классная комната, правила поведения на перемене, в классе, в коридорах школы.

Умение отгадывать загадки- называть отличительные признаки загадываемого предмета; умение анализировать рисунок, описывать, что изображено на нем.

Умение анализировать рисунок, описывать, что на нём изображено.

Формирование оценочной деятельности.

Текущий контроль

Текущий контроль

3. Условные знаки.

С.18-21;

(т.) с. 6, 7, № 6-9

1

Для чего люди придумали условные знаки, что можно заменить ими. Что указывают условные знаки учебника и рабочей тетради.

Учатся заменять условными знаками предметы, действия с ними, природные явления, анализируют изображенные условные знаки.

фронтальная

Учебный знак как способ замещения реальных предметов и действий с ними.

Умения принимать учебную задачу и планировать ее выполнение, пользоваться условными обозначениями.

Текущий контроль

4. Безопасный путь.

С.22-27,

(т.) с. 8, 9 № 10-13

4.1. Экскурсия (прогулка на пришкольный участок).

1

Какой путь является безопасным. Что надо выполнять, чтобы избежать опасных ситуаций на дороге.

Выявление опасных для жизни и здоровья ситуаций в ближайшем окружении школьника. составление алгоритма безопасного пути в школу и домой.

Осваивают правила безопасного поведения на улице; моделируют условные знаки, изготавливают светофор; выполняют задания в рабочей тетради.

Знакомятся с объектами и правилами поведения в школьном дворе; осваивают правила безопасного поведения на улице.

Фронтальная.

Игровая.

фронтальная

Пешеход, светофор, дорожный знак, безопасный переход, правила поведения на дороге, во дворе дома, на улице.

Умение целенаправленно наблюдать явления окружающего мира.

Умение пользоваться условными знаками, их декодирование, анализ информации, собранной при рассматривании дорожных знаков.

Моделирование поведения на улице; закрепление умения читать условные знаки.

Текущий контроль

Текущий контроль

5. Уроки общения.

С. 28-31

5.1 Классный коллектив.

С. 32-35

1

Какого человека называют культурным. Что надо делать, чтобы стать культурным ребёнком.

Что такое классный коллектив. Каковы правила общения с одноклассниками. Чего не нужно делать, чтобы было много друзей.

Моделируют поведение в общественных местах, в транспорте, на природе; оценивают поведение своё и окружающих людей

Учатся высказывать свои суждения, объясняют смысл пословиц о дружбе.

Фронтальная.

фронтальная

Общественное место, транспорт, природа; азбука культурного поведения.

Член классного коллектива, его права и обязанности; одноклассники, друзья, взаимопомощь и выручка

Анализ иллюстраций, оценочная деятельность.

Толерантное отношение к окружающим; умение высказывать свои суждения.

Текущий контроль

Текущий контроль

6. Уроки вежливости.

С.36-41,

(т.) с. 10, № 14

1

Кого называют воспитанным человеком. Какие слова называют волшебными. Почему нужно просить прощения за свои поступки. На что могут обижаться взрослые.

Учатся использовать вежливые слова.

фронтальная

Вежливость, воспитанность, культура общения в семье.

Моделировать  поведение в школе, в семье и во дворе дома, в транспорте, на улице. Оценивать поведение с точки зрения культурного человека.

Текущий контроль

7-8.  Уроки здоровья.

С. 42-51

ВПМ: Вводное занятие

2

Что нужно делать, чтобы организм развивался правильно и не болел. Что значит «здоровое питание». Как нужно одеваться, чтобы не болеть.

Рассматривают иллюстрации, высказывают свои суждения. Называют части тела человека. Подбирают блюда для завтрака, обеда и ужина, одежду для разных случаев.

фронтальная

Части тела человека, здоровое питание.

Умение ставить познавательные задачи, извлекать информацию из рисунка.

Текущий контроль.

 9. Режим дня школьника.

С. 52-54,

(т.) с 13, №20, 21.

ВПМ: Культурные лекарственные растения. Овощи.

1

Что надо делать, чтобы всё успевать делать и не уставать.

Изготовление модели стрелочных часов; соотносят время и свои действия в течение дня; выполняют задания в рабочей тетради.

Фронтальная.

Режим дня, распределение дел по времени.

Высказывать предположения и аргументировать их.

Текущий контроль

                Окружающий мир и его изучение – 8 часов

10 Признаки предметов.

С. 56-57,

(т.) с. 14, № 1, 2

ВПМ: Культурные лекарственные растения. Овощи.

1

Чем могут отличаться предметы. Что значит «рассказать о предмете». Какое описание предмета можно считать более полным.

Определяют, какой предмет спрятан в «волшебном мешочке» без органов зрения.  Составляют загадки о предметах, используя их отличительные признаки.

Работа в парах. Самостоятельная работа.

Фронтальная.

Отличительные признаки предметов – форма, цвет, величина. Свойства предметов – лёгкий, мягкий, хрупкий, прозрачный и др.

Умение составлять описание предметов, называя как можно больше его отличительных признаков и свойств.

Текущий контроль

11. Сходства и различия предметов.

Объединение предметов в группы.

С. 58-61,

(т.) с. 15, № 3-5.

ВПМ: Культурные лекарственные растения. Овощи.

1

Что значит «сравнить предметы». Как правильно выбрать признак для сравнения. Как объединяют предметы в группы.

Учатся сравнивать предметы, находить сходства и различия. Объединяют предметы в группы, определив основной сходный признак.

Фронтальная. Работа в парах.

Сходства и различия предметов. Существенный (главный, основной) признак - основание для объединения разных предметов в одну группу.

Умение классифицировать  предметы.

Текущий контроль

12. Органы чувств – верные помощники в познании мира.

ОБЖ: Как правильно переходить дорогу.

С.62-64,

(т.) с. 16, № 6, 7.

ВПМ: Культурные лекарственные растения. Овощи.

1

Как человек собирает информацию об окружающих его предметах. Что значит «видеть», «слышать», «осязать». Какие признаки и свойства предметов  помогают узнавать разные органы чувств.

Учатся добывать знания об окружающих предметах с помощью глаз, ушей, рук. Носа, языка (определять форму, размер, расположение, звук, качество поверхности и др.)

Анализируют ситуативные задачи «Мы на дороге».

Фронтальная. Работа в парах. Самостоятельная работа.

Игровая.

Органы чувств - органы зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

Умение описывать предметы, называя их отличительные признаки и свойства.

Текущий контроль

13 Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.

ОБЖ: Наши верные друзья на улицах и дорогах.

С. 65-67

ВПМ: Культурные лекарственные растения. Овощи.

1

Какие две группы предметов окружают нас (природные и рукотворные, созданные людьми). На какие две группы можно распределить природные объекты.  Дорожные знаки и их значение.

Учатся отличать природные объекты и изделия человека, различать живое и неживое.

Фронтальная. Работа в парах.

Природные объекты, изделия человека. Живое существо природы и неживой природный предмет. признаки живого существа.

Умение классифицировать  предметы окружающего мира. Умение работать в паре.

Текущий контроль

14. Способы изучения окружающего мира .

С. 68-69.

ВПМ: Культурные лекарственные растения. Овощи.

1

Какие есть способы изучения окружающего мира. Что можно узнать, наблюдая природу. Кого называют любознательным.

Учатся ставить задачи для наблюдений за объектами и явлениями окружающего мира. Пробуют задавать вопросы по картинке. Проводят первый простой опыт (какие предметы плавают).

Фронтальная. Работа в парах.

Метод – способ познания. Информация, её источники. основной способ познания – метод наблюдения.

Умение наблюдать природу, анализировать рисунки, задавать вопросы об окружающем мире и отвечать на них, высказывать предположения и аргументировать их.

Текущий контроль

3 четврть.

15.Живая и неживая природа.

С. 70-72,

(т.) с. 18, № 8-10

ВПМ: Культурные лекарственные растения. Овощи.

1

Что относится к живой и неживой природе. Чем живые существа отличаются от неживых предметов.

Высказывают свои предположения о свойствах живого существа и аргументируют их.

Фронтальная. Работа в парах. Самостоятельная работа.

Практическая работа.

Свойства живого организма (рост, развитие, питание, дыхание, размножение, умирание).

Умение отгадывать загадки; умение работать в паре.

Текущий контроль

16. Обобщающий урок «Как изучают окружающий мир».

С. 55-72,

(т.) с. 19, № 11

ВПМ: «Волшебная грядка».

1

Обобщаем изученный материал второго раздела.

Проверяем усвоение введённых понятий, предметных и универсальных учебных умений.

Проверяют свои знания и умения. Учатся обобщать «открытые» ранее знания и умения. Применяют полученные знания на практике, работают с разрезными карточками.

Фронтальная. Работа в парах. Работа с разрезными карточками.

Какими способами можно изучать окружающий мир. Какой метод будем использовать на каждом уроке. Какие источники информации нам понадобятся для изучения природы.

Что мы узнали о предметах окружающего мира. Какие признаки предметов берут для их сравнения, объединения в группы. О каких трёх группах предметов окружающего мира мы уже узнали.

Что мы научились делать? Для чего мы наблюдаем предметы окружающего мира? Какие вопросы надо задавать себе, наблюдая предметы окружающего мира? Что значит описать предмет? Как правильно сравнивать предметы, объединять их в группы? Как анализируют рисунок? Какие условные знаки используются в учебнике и в рабочей тетради?    

Тематический контроль и контроль универсальных учебных умений (фронтальный).

17.Экскурсия

(на пришкольный участок ).

ВПМ: Выставка работ учащихся.

1

Наблюдение изменений, которые произошли в природе. Сбор природного материала для уроков.

Наблюдают и описывают осенние изменения в природе. Собирают природный материал для последующего изучения.

Признаки поздней осени в природе; разнообразие растений, среда их обитания.

Умение ставить познавательные задачи, планировать их решение; умение целенаправленно наблюдать природные объекты и явления.

Разнообразие и красота растений – 15 часов

18. Многообразие растений. Условия их жизни.

С. 73-75,

(т.) с. 20, № 1

ВПМ: Капустная вечеринка. «Здоровье и питание».

1

Где можно наблюдать растения. Чем растения различаются, в чём их сходство.

Анализируют стихотворение, высказывают свои предположения. Сравнивают растения, находят сходства и различия между ними. Работают с разрезными карточками, выполняют задание в рабочей тетради.

Фронтальная. Работа в парах. Самостоятельная работа.

Работа с разрезными карточками.

Растение, среда обитания.

Умение описывать предметы окружающего мира (растения). Умение работать в паре.

Текущий контроль

19 Строение растений.

С. 76-77,

(т.) с. 21, № 2, 3.

ВПМ: Кукольный спектакль «Репка».

1

Какие части есть у большинства растений. Чем могут различаться стебли, листья и плоды растений.

Учатся добывать информацию из рисунка-схемы, составлять модель растения (травянистого, цветкового). Сравнивают листья, корни, плоды разных растений (по рисункам, разрезным карточкам, по комнатным растениям, по листкам гербария). отражают полученные знания с помощью рисунка.

Работа в парах.

Части растений: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.

Умение работать со схематическим рисунком предмета (растения) и его моделью.

Текущий контроль

20 Какими бывают растения.

Деревья, их строение, разнообразие.

С. 78-79,

(т.) с. 22, № 4, 5

С. 23, № 6.

ВПМ: Кукольный спектакль «Репка».

1

Какие наблюдения подсказывают нам, что растения - живые существа. Какие условия необходимы им для жизни.

Чем деревья отличаются от других растений. Какой признак у этой группы растений главный. Каково строение дерева, как называются его части.

Анализируют собственные наблюдения за растениями и их развитием. высказывают свои предположения о свойствах живого существа и аргументируют их. Выполняют практическую работу (сажают семена гороха или огурца) и творческую работу (сочиняют научную историю)

Сравнивают деревья, находят сходства и различия, выделяют существенный признак дерева. Анализируют рисунок-схему дерева и определяют его части, составляют модель дерева.

Фронтальная. Работа в парах. Наблюдения. Самостоятельная работа. Творческая работа.

Свойства живого существа (рост, развитие, питание, дыхание, размножение, отмирание). Условия жизни растения: тепло, свет, вода, воздух, питательные вещества.

Дерево, части дерева: корни, ствол, крона, ветви, листья.

Умение наблюдать и делать выводы.

Умение сравнивать предметы, работать с рисунком-схемой предмета и его моделью.

Текущий контроль

21. Кустарники, их строение, разнообразие.

ВПМ: Кукольный спектакль «Репка».

1

Чем кустарники отличаются от деревьев. По какому признаку объединяют растения в группу «кустарники». Имеет ли значение высота растения. Все ли кустарники лиственные.

Знакомятся с разнообразием кустарников и учатся их различать. Анализируют высказывания учащихся и аргументируют своё мнение. Работают с разрезными карточками.

Фронтальная. Работа в парах. Самостоятельная работа с разрезными карточками.

Кустарник, его основной признак. Умение различать деревья и кустарники.

Умение классифицировать предметы окружающего мира, работать в парах.

Текущий контроль.

22. Лиственные деревья, разнообразие их листьев.

С. 83-85,

(т.) с. 26, № 11-13;

С.30, № 19

ВПМ: Кукольный спектакль «Репка».

1

Чем могут различаться листья деревьев. Какие растения относятся к лиственным деревьям. В чём сходство их листьев, в чём различие. Как меняется вид лиственных деревьев в разные времена года.

Сравнивают листья деревьев, находят между ними сходства и различия. определяют основной признак группы лиственных деревьев. моделируют простые и сложные листья. Анализируют стихотворение. проверяют свои выводы.

Фронтальная. Работа в парах. Моделирование. Самостоятельная работа.

Наблюдения.

Лиственное дерево, строение листа: листовая пластинка, черенок. Простой и сложный лист, листопад.

Умение сравнивать предметы и объединять их в группы. Умение целенаправленно вести наблюдения и анализировать их.

Текущий контроль

23. Хвойные деревья, их разнообразие.

С.86-88,

(т.) с.27-28, № 14-17.

ВПМ: Культурные лекарственные растения. Пряно-ароматические.

1

Какие деревья называют хвойными. Где созревают их семена. Чем различаются хвойные деревья. Каков их вид в разные времена года.

Сравнивают хвойные деревья: их хвою, прикрепление к ветви, шишки. Работают с разрезными карточками: классифицируют деревья. Выполняют задания в рабочей тетради.

Фронтальная. Работа в парах. Самостоятельная работа.

Наблюдения.

Хвоя, хвойное дерево, шишки.

Умение сравнивать предметы, выявлять существенные признаки, объединять в группы.

Текущий контроль.

24. Разнообразие ягодных растений.

ОБЖ: Мы - пассажиры.

С.89-92,

(т.) с. 32-33,

№ 21-23.

ВПМ: Культурные лекарственные растения. Пряно-ароматические.

1

Какое значение имеют ягодные растения в жизни человека. Как правильно собирать ягоды. Все ли ягоды съедобны.

Извлекают информацию из иллюстративного материала учебника, читают текст, отгадывают и загадывают загадки, анализируют рисунки; обсуждают экологические проблемы, связанные с ягодными растениями, работают с разрезными карточками.

Фронтальная. Обсуждение. Работа в парах. Работа с разрезными карточками.

Ягодное травянистое растение, ягодный кустарник, ядовитые ягодные растения.

Умение работать с разными источниками информации: иллюстрациями, загадками, художественным текстом, собственными наблюдениями, условными знаками; умение составлять загадки для одноклассников; умение делать выводы.      

Текущий контроль

25. Обобщающий урок «Растения, их многообразие».

С. 73-92,

(т.) с. 29, № 18,

С. 31, № 20,

С. 34,35,

№24-26.

ВПМ: Культурные лекарственные растения. Пряно-ароматические.

1

Закрепить знания о растениях, полученные при изучении этого раздела.

Отвечают на вопросы учителя, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради.

Фронтальная. Работа с разрезными карточками.

Закрепляем следующие знания: растение – живое существо, условия жизни растений; части растения; существенные признаки дерева, кустарника, травянистого растения; различие хвойного и лиственного деревьев.

Проверяем умения сравнивать и объединять предметы и группы, выделять существенные признаки.

Тематический контроль.

26. Удивительные растения мира. Экскурсия.

С. 93-95.

1

Зависит ли строение растения от условий его жизни. Чем могут быть примечательны разные растения мира. Почему некоторые растения исчезли или стали редкими на Земле. Для чего была создана Красная книга растений.

Актуализируют свои знания о растениях мира. Работают с художественным текстом (сказка, стихотворение), извлекая из него научную информацию. Распределяют работу по изготовлению модели (в виде аппликации) выбранного растения и подготовке сообщения о нём. Обсуждают отношение людей к дикорастущим растениям и экологические проблемы, связанные с их деятельностью. Знакомятся с растениями родного края, которые занесены в Красную книгу России.

Фронтальная. Работа в парах. Моделирование.

Красная книга – книга тревоги. Умение находить отличительные свойства разных растений мира. Умение моделировать растения.

Умение выбирать научную информацию из художественного текста и иллюстраций. умение работать в паре: распределять работу по изготовлению изделия.

Тематический контроль.

27. Контрольный урок.

(что мы узнали об окружающем мире  в первом полугодии).

(т.) с. 36-40,

№ 1-10

1

Проверка усвоения предметных знаний и универсальных учебных умений.

Выполняют контрольную работу в рабочей тетради, проверяют и оценивают её результаты, восполняют пробелы в знаниях.

Проверка усвоения понятий:  живая и неживая природа;  деревья, кустарники, травянистые растения; хвойные и лиственные деревья;  ягодные, лекарственные, ядовитые растения.

Умение работать с иллюстративным источником информации. Умение сравнивать предметы, объединять их в группы. Умение пользоваться условными знаками. Умение выполнять тестовые задания.

Контрольная (тестовая) работа.

28. Культурные растения.

Ч. 2, С. 3-5,

(т.) ч. 2, с. 3,

№ 1-3.

ВПМ: Проект «Выращивание лука на перо»

1

Какие растения называют культурными и почему. Где выращивают культурные растения. В каких случаях они теряют свои свойства. Какие растения называют сорняками.  

Обсуждают значение культурных растений в жизни человека. высказывают предположения, выявляют существенные признаки, анализируют рисунки, работают с разрезными карточками, выполняют практическую работу (сеют семена на рассаду).  

Фронтальная. Обсуждение. Работа с разрезными карточками.  Практическая работа. работа в парах.

Культурное растение, сорняк; поле, огород, сад; способы выращивания растений, рассада.

Умение отвечать на вопросы, классифицировать, объединять в группы, работать в паре.

Текущий контроль

29. Растения сада и огорода.

Ч. 2, с. 5-7,

(т.) с.4, 5,

№ 4-7.

ВПМ: Проект «Выращивание лука на перо»

1

Какие плоды растений называют фруктами, овощами. Чем отличается сад от огорода.

Анализируют рисунки, описывают плоды разных растений, работают с разрезными карточками, лепят из пластилина фрукты и овощи.

Фронтальная. Работа в парах. Моделирование. Работа с разрезными карточками.

Сад, садовод, огород, овощевод, теплица.

Умение классифицировать, выделять отличительные признаки. Распределять работу в паре.

Текущий контроль

30. Растения поля.

Зерновые культуры.

С. 8-11,

(т.) с. 6, № 8-10.

ВПМ: Проект «Выращивание лука на перо»

1

Какие культуры выращивают в поле. Чем различаются зерновые культуры. Из каких растений делают продукты питания, ткани.

Работают с натуральными предметами (колоски и зёрна растений, изделия из них), с гербарием.   Обсуждают значение хлеба в жизни человека и необходимость бережного отношения к нему. Знакомятся с разными профессиями людей, которые выращивают культурные растения и изготовляют из них продукты питания, одежду. Организуют выставку «Это всё сделано из растений».  

Коллективная работа. Работа в парах.  Сообщения.

Зерновые, технические, прядильные культуры; хлебороб, комбайн, пекарь, мельница, мука.

Составление рассказа по рисункам. Умение готовить сообщение.

Текущий контроль

31. Дикорастущие растения. Комнатные растения.

С. 12-14,

(т.) с. 7, № 11-12

ВПМ: Проект «Выращивание лука на перо»

1

Для чего люди выращивают растения на улицах города, в парках, скверах, дворах. Какие растения называют комнатными. Что надо знать о растении, чтобы вырастить его в комнатных условиях.

Актуализируют свои наблюдения за декоративными растениями, наблюдают комнатные растения, сравнивают их, описывают. Работают с разрезными карточками, выполняют практическую работу по уходу за комнатными растениями. Готовят краткие сообщения о декоративных растениях.

Фронтальная. Работа в парах. Сообщения.

Декоративное растение,  клумба, комнатное растение, правила ухода за ними.

Умение наблюдать, готовить сообщение, работать в паре.

Текущий контроль

32. Обобщающий урок «Растения и человек».

(т.) с. 8-9,№ 1-4.

ВПМ: Проект «Выращивание лука на перо»

1

Обобщаем знания, полученные в главах «Спасибо щедрая природа» и «Урожайные грядки».

Обобщают знания, «открытые» ими при изучении растений;  обсуждают отличия дикорастущих растений от культурных;  делают краткие сообщения о выбранном культурном  растении; выполняют тестовые задания.

Сообщения.  Тестовое задание.

Проверяем усвоение понятий: дикорастущее и культурное растения: фрукты, овощи.

Закрепляем умение выполнять тестовые задания.

Тематический контроль.

Разнообразие грибов – 3 часа

4 четверть.

33.. Грибы, их многообразие.

С. 15-18,

(т.) с. 11, № 3.

ВПМ: Проект «Выращивание лука на перо»

1

Можно ли считать грибы живыми существами. Чем грибы отличаются от растений.             Каково строение шляпочных грибов. Чем они различаются.

Наблюдают разные грибы (картинки, муляжи, настоящие шампиньоны), находят их сходства и различия. Работают со схемой, выделяют части шляпочного гриба. Сравнивают растения и грибы.  Анализируют высказывания одноклассников, дополняют выводы, данные в учебнике.

Работа в парах. Самостоятельная работа.

Гриб, грибница, плодовое тело шляпочного гриба (шляпка, ножка), пластинчатые и трубчатые грибы, размножение грибов.

Умение узнавать предметы по их признакам, извлекать информацию из рисунка-схемы, высказывать предположения и аргументировать их.

Текущий контроль

34. Съедобные и ядовитые грибы.

С. 19-21,

(т.) с. 10-11, №1, 2, 5.

ВПМ: Проект «Выращивание лука на перо»

1

Все ли шляпочные грибы съедобны. Как узнать, что гриб не съедобный, чем отличается его строение.

Как правильно собирать грибы.  

Находят различия в строении грибов, отличительный признак ядовитых грибов.  Обсуждают правила сбора грибов. Составляют памятки безопасности. Работают с разрезными карточками и выполняют задания в рабочей тетради.

Фронтальная. Работа с карточками.

Съедобный, условно съедобный, ложный, ядовитый грибы.

Правила сбора грибов.

Умение сравнивать, классифицировать предметы, находить отличительные признаки, работать с текстовой информацией и иллюстрациями.

Текущий контроль

35.. Удивительные грибы.

С. 22-23,

(т.) с. 11, № 4.

ВПМ: Проект «Выращивание лука на перо»

1

Почему на деревьях растут грибы трутовики.

 Почему плесневеет хлеб.  Что такое плесень.  Что используют пекари, чтобы получилось вкусное тесто.

Наблюдают внешние особенности грибов, описывают их отличительные признаки.  Наблюдают под лупой плесень.  Обсуждают значение микроскопических грибов в природе и в жизни человека. Лепят из пластилина шляпочные грибы, дают им характеристику.

Фронтальная. Работа в парах. Моделирование.

Микроскопические грибы (не видимые вооружённым глазом): грибы-разрушители, дрожжевые и плесневые грибы. Умение моделировать шляпочные грибы.

Умение характеризовать предметы, выполнять простые предметные модели, распределять работу в паре.

Текущий контроль

Разнообразие и красота животных – 22 часов

36. Многообразие животных.

С. 25-29,

(т.) с. 12, № 1

ВПМ: Проект «Выращивание лука на перо»

1

Какие свойства живых существ есть у всех животных. Чем они отличаются от растений и грибов. Где обитают, чем питаются животные, какие сооружают жилища. Нужны ли растения животным, а растениям животные. Что необходимо животным, чтобы выжить.

Анализируют стихотворение, приводят примеры (конкретизируют) животных, о которых в нём говорится, рассматривают иллюстрацию к нему;  работают в паре - размышляют, чем различаются животные, как они связаны с растениями, чем животные отличаются от растений и грибов, описывают выбранное животное; проверяют свои выводы, предлагают дополнения к ним; выполняют задания в рабочей тетради, наблюдают животных по заданию учителя, сочиняют историю по картинкам.

Фронтальная. Работа в парах. Коллективная работа.

Животные, среда обитания, способы защиты, способы питания. Правила безопасного поведения с животными.

Умение описывать предметы, высказывать предположения и аргументировать их, выделять основную и дополнительную информацию, работая с иллюстрациями, художественным и научным текстами.

Текущий контроль

37. Млекопитающие, их разнообразие.

С. 30-35,

(т.) с. 13, № 2-4.

ВПМ: Оформление проекта.

1

По каким признакам можно объединить животных в группы. Все ли признаки надо учитывать. Как находить существенный (главный) признак, который является основанием для классификации животных.  По каким признакам выделяют группу млекопитающих. Какой признак является для этой группы главным. Чем могут различаться млекопитающие. К какой группе отнести кита и дельфина.  

Рассматривают картинки с изображением животных,  находят сходства и различия, высказывают предположения о признаках, по которым можно объединить изображённых животных в одну группу, какой признак является главным для млекопитающих, узнают животных по их отличительным признакам,  рассуждают о правилах правильного поведения с дикими животными; работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради,

Коллективная работа. Работа с разрезными карточками. Фронтальная. Сообщения. Мини-сочинения.

Существенный признак для млекопитающих, чем могут различаться млекопитающие, их отличительные признаки; правила безопасного и экологически грамотного поведения с животными.

Умения осуществлять поиск информации из иллюстративного материала, сравнивать, находить сходства и различия, выделять среди признаков существенные признаки, объединять (классифицировать) предметы окружающего мира (животных); умение сочинять историю на заданную тему.

Текущий контроль

38. Многообразие птиц.

С. 34-37,

(т.) с. 14-15,

№ 5-7.

ВПМ: Презентация проекта.

1

Чем птицы отличаются от млекопитающих. Какой основной признак отличает птиц от других животных. Почему перья у птицы разные. Для чего птицам ноги, крылья, клювы. От чего зависит их форма и размеры. Как можно узнать птицу, не видя её. Каких птиц называют певчими. Чем питаются птицы.

Выполняют задания 5, 6 из рабочей тетради; выясняют, чем птицы отличаются от млекопитающих, рассматривая картинки  на с.40 учебника, работают с разрезными карточками; учатся различать птиц, размышляют о среде обитания и способах питания птиц, наблюдают клювы, ноги, перья птиц, их образ жизни, слушают записи звуков, издаваемых птицами, моделируют выбранную птицу.

Коллективная работа. Работа с разрезными карточками.  Моделирование.

Среда обитания птиц. Оперение: пуховые, покровные, маховые перья.

Зерноядные, насекомоядные, хищные, водоплавающие, певчие птицы.

Продолжаем развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, работать с разными источниками информации, умения моделировать.

Текущий контроль

39. Размножение птиц.

С. 38-39,

(т.) с. 16, № 8.

1

Как размножаются птицы. Одинаковая ли окраска у самки и самца. Из каких материалов сооружают птицы свои гнёзда. Как они заботятся о своём потомстве.

Наблюдают, работают с разрезными карточками, выделяют основную информацию из прослушанного текста, сравнивают  вид самки, самца, гнёзда птиц; выполняют задание из рабочей тетради, моделируют по выбору гнездо птицы.

Коллективная работа. Работа с разрезными карточками. Моделирование.

Гнездо, яйцо, птенец, способы маскировки самки, способы защиты гнезда, правила экологически грамотного поведения в природе.

Умение наблюдать, описывать свои наблюдения, моделировать предметы окружающего мира.

Текущий контроль

40 Удивительные птицы.

ОБЖ: Где можно и нельзя играть.

С. 40-43,

(т.) с. 16,

№ 9,

С. 17, № 10.

1

Можно ли страуса и пингвина отнести к птицам. Чем они отличаются от других птиц. Какую пользу приносят птицы природе и человеку. Почему некоторые птицы улетают зимовать в тёплые края. Как выглядят зимующие птицы в морозные дни.  

Собирают информацию о птицах по рисункам, своим наблюдениям, анализируют задумки художника, узнают птиц по описанию, предполагают, почему не все птицы улетают в тёплые края, решают логическую задачу, размышляют о том, как помочь птицам зимой, выполняют тест.

Коллективная работа. Самостоятельная  (тестовая) работа.

Перелётные и зимующие птицы. умение устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой, растениями и птицами, человеком и птицами.

Анализировать условный рисунок и предполагать заложенную в нём информацию, обобщать наблюдения, делать выводы.

Тестирование.

41 Многообразие насекомых.

С.44-45,

(т.) с. 18-19,

№ 11-13.

1

Каких животных относят к насекомым. Почему они так называются. Какой признак у этой группы животных основной, существенный. Каково строение тела насекомых. Чем они могут различаться. Как умеют защищаться эти маленькие животные.

Разгадывают загадки, выделяя отличительные признаки животных, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради, моделируют насекомое.

Коллективная работа. Работа с разрезными карточками. Моделирование.

Насекомое, части его тела (голова, грудь, брюшко, ноги, крылья),  среда обитания насекомых,  способы передвижения, питания, защиты.

Умение находить сходства и различия, представлять образ предмета по его описанию, наблюдать и описывать предметы окружающего мира, обобщать информацию и делать выводы.

Текущий контроль

42 Общественные насекомые.

С. 46-48,

(т.) с. 20, № 14.

1

Почему пчёл и муравьёв называют общественными насекомыми. Чем отличается их образ жизни от образа жизни других насекомых. Какие правила их жизни стоило бы перенять людям.

Актуализируют свои наблюдения, знания о жизни пчёл и муравьёв, анализируют рисунки, учатся выделять основную мысль из прослушанного или прочитанного текста, рассуждают о правилах безопасного поведения с пчёлами и муравьями, о бережном к ним отношении, выполняют задания в рабочей тетради.

Коллективная работа.

Общественные насекомые, образ их жизни. Экологически грамотное и безопасное поведение с пчёлами и муравьями.  

Определять основную и дополнительную информацию из текста, выделять научную информацию из художественного текста, анализировать рисунки.

Текущий контроль

43.  44. Жуки и бабочки.

С.48-51,

(т.) с. 21-23,

№ 15-19, тест.

2

Чем отличаются жуки и бабочки от других насекомых. Почему стали редкими некоторые из них.

Отбирают нужную информацию из рисунка, текста, собственных наблюдений, составляют правила поведения в природе, выполняют задания в рабочей тетради, сочиняют историю о развитии бабочки.

Коллективная работа. Самостоятельная работа.

Жук, его строение; бабочка, её строение; экологически грамотное поведение в природе, бережное отношение к насекомым.

Умение наблюдать, выделять отличительные признаки предметов, сравнивать и объединять их в группы.

Текущий контроль

45.Рыбы, их многообразие.

С.52, 54,

(т.) с. 24, №21-22.

1

Каике животные обитают в водной среде. Чем рыбы отличаются от других водных животных. Какой способ передвижения у них основной. Каково строение тела рыб, как оно связано со средой обитания. Какие функции выполняют разные части тела рыб.  

Выделяют основной признак рыб, сравнивают строение рыбы с другими   животными, находят части тела рыб по рисунку-схеме, описывают рыб, исследуют и моделируют строение рыбы, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради.

Коллективная работа. Моделирование. Работа с разрезными карточками.

Основной признак рыбы, её строение, способы дыхания, питания, маскировки; пресноводные и морские рыбы.

Умение работать с простыми схематическими рисунками, моделировать.

Текущий контроль

46. Аквариумные рыбы.

ОБЖ:  Правила поведения на воде в осеннее и весеннее время года.

С. 53, 55,

(т.) с. 24, № 20.

1

Как называют устройство для содержания рыб в помещении. Почему его называют аквариумом. Какие условия надо создавать аквариумным рыбкам, чем их кормят. Как ухаживают за аквариумом, какие предметы необходимы для этого.

Узнают рыб по описанию, выделяют их отличительные признаки, анализируют названия рыб и предполагают их этимологию, наблюдают аквариумных рыб, описывают их повадки; анализируют рисунок и рассуждают о неправильном поведении людей на водоёмах, составляют советы по безопасному поведению детей на берегах водоёмов; готовят небольшие сообщения об аквариумных рыбках.

Коллективная работа. Работа в парах. Сообщения.

Аквариум, аквариумные рыбы, правила ухода за ними.

Умение наблюдать за предметами и характеризовать их, составлять небольшое сообщение.

Текущий контроль

47. Земноводные и пресмыкающиеся, их разнообразие.

С. 56-58,

(т.) с. 25-26,

№ 23-25.

1

Почему жаб и лягушек объединили в одну группу. Почему их называют «земноводные». Чем они отличаются от других животных. Как земноводные передвигаются, чем дышат, как размножаются. Чем различаются разные земноводные. Нужны ли природе земноводные. Чем они полезны человеку.

Можно ли черепах, ящериц, крокодилов, змей объединить в одну группу, какой признак взять за основу. Почему эта группа животных называется «пресмыкающиеся». Где обитают разные пресмыкающиеся, чем они различаются, в чём их сходство.

Рассматривают иллюстрации, находят сходства и различия между земноводными, выделяют основной признак, отличающий их от других животных; сравнивают земноводных между собой, находят сходства и различия; вспоминают непосредственные наблюдения земноводных в природе; читают текст, находят информацию и кратко её пересказывают, отвечая на вопросы, обобщают полученную информацию, делают выводы; рассуждают о пользе земноводных, о бережном отношении к этим животным; выполняют задания в рабочей           тетради, решают логические задачи, работают с разрезными карточками, делают макет лягушки.  

       Узнают животных на иллюстрациях, сравнивают их, актуализируют собственные наблюдения и знания о пресмыкающихся, сравнивают их с земноводными, находят их сходства и различия; читают текст, выделяя нужную информацию, отвечают на поставленные вопросы, конкретизируют содержание примерами животных, обитающих в родном крае; обсуждают правила безопасного поведения с разными пресмыкающимися; решают логические задачи, составляют подобные задачи на основе иллюстраций ; выполняют задания в рабочей тетради,

Коллективная работа. Работа с разрезными карточками. Моделирование.

Земноводное (кожный покров, дыхание, питание, размножение), его основной признак;  бесхвостые и хвостатые земноводные, среда их обитания, образ жизни; умение различать лягушек, жаб, тритонов.

Основной признак пресмыкающегося, строение тела, его покров, дыхание; размножение. Правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми змеями. Динозавры – древние пресмыкающиеся.

Умение выделять в тексте нужную информацию, находить ответы на вопросы; проводить наблюдения и описывать их.

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы окружающего мира; аргументировать свой ответ, оценивать полноту ответа одноклассников; умение пользоваться дополнительной литературой.

Текущий контроль

48. Древние пресмыкающиеся.

С. 59, (т.) с. 27-28,

Тест, № 26-28.

1

. Давно ли появились на Земле пресмыкающиеся.  

Детские шалости с игрушками. опасности лекарственных средств, колющих и режущих предметов.

Делают макеты динозавров, готовят о них сообщения. Обобщают знания «открытые» ими при изучении этих групп животных; работают с загадками, разрезными карточками, выполняют тест в рабочей тетради, слушают и обсуждают сообщения о динозаврах.

Работа с разрезными карточками. Сообщения. Тестирование.

 Динозавры- древние пресмыкающиеся. Проверяем усвоение понятий «земноводное», «пресмыкающееся», умение различать их. Умение различать животных мира, своей местности, находить особенности строения животных, обитающих в разных условиях.

Проверяем умение выполнять тестовые задания.

Тестовая работа.

49. Домашние животные, их значение в жизни человека.

Домашние питомцы.

С.60-63,(т.) с. 29-30, № 29-31.

С. 64-66, (т.) с. 30,

№32-33.

2

Как называют животных, которых выращивает человек. Можно ли отнести домовую мышь, таракана, комнатных мух к домашним животным. Чем различается жизнь диких и домашних животных. Что может случиться с домашними животными, если они окажутся в дикой природе. Какую пользу приносят людям домашние животные. Как люди ухаживают за ними. Как ухаживают за кошками, собаками, живущих в домашних условиях.

Распределяют животных на домашних и диких, находят различия в условиях их жизни, выделяют группы животных, которых одомашнил человек; рассуждают о пользе домашних животных, о необходимости заботиться о них: кормить, поить, строить им жилище, наводить в нём чистоту; наблюдают за домашними питомцами и рассказывают о них одноклассникам, делают вывод об ответственном отношении к животным, которых приручили.

Фронтальная. Работа в парах. Сообщения.

Домашнее животное, как за ним ухаживает человек, как его использует; разнообразие пород домашних животных.

Умение классифицировать, выделять существенный признак; описывать характерные особенности предметов окружающего мира, готовить краткое сообщение о своих наблюдениях.

Текущий контроль

50.Обобщающий урок «Что мы узнали о животных».

С. 67-68, (т.) с.31,

№ 34;

С. 34-35, № 1-8.

1

Проверяем усвоение знаний о диких и домашних животных и сформированность универсальных учебных умений.

Выполняют работу в рабочей тетради, оценивают свои знания и умения, восполняют пробелы.

Тестовая работа.

Проверяем знание существенных признаков шести групп животных, об особенностях строения их тела, кожном покрове, способе питания, дыхания, размножения; об экологически грамотном и безопасном поведении с животными.

 Проверяем сформированность умений анализировать текст, рисунки, наблюдения, сравнивать, классифицировать предметы окружающего мира.

Тестовая работа.

51..Экскурсия ( в зоопарк, палеонтологический музей, дельфинарий).

С. 69-73.

1

Расширяется представление учащихся о животном мире Земли.

Зоопарк.

52. Красная книга.

С. 74-77,

(т.) с. 32-33, № 35-38.

1

Почему стали редкими некоторые растения и животные. Какие действия предприняли люди, чтобы сохранить многообразие живых существ на Земле. Почему книгу, в которую занесены исчезающие виды растений и животных, назвали Красной. Есть ли в этой книге страницы другого цвета, что они означают.

Актуализируют собственные наблюдения и знания о редких растениях и животных своей местности; читают текст, отвечают на вопросы; рассматривают и «озвучивают» картинки в повествовательной и диалоговой формах; знакомятся с редкими растениями и животными мира, рассматривая форзацы 1 и 2 частей учебника; обсуждают и оценивают деятельность людей по уничтожению и сохранению многообразия растительного и животного мира Земли, дают оценку своим   действиям, намечают план помощи взрослым.

Фронтальная.

Исчезающие и редкие виды живых существ, восстановленные виды; способы сохранения и восстановления разнообразия растительного и животного мира Земли.

Оранжерея, заповедник, заказник, национальный парк.

Анализ иллюстративного материала, сбор необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний; оценка деятельности людей и собственных действий.

Текущий контроль

Творения людей вокруг тебя (6 часов).

53. Дерево в  жизни человека.

С.80-81, (т.) с.38,№ 1

ВПМ: «Какие труды, такие и плоды».

1

Какое значение имеют деревья в природе и в жизни людей. Почему тема названа «Вторая жизнь дерева». Как сохранить деревья.

Обсуждают значение деревьев в природе и в жизни человека; знакомятся с изделиями из древесины и способами их сохранения; разрешают нравственную коллизию: какое дерево важнее- живое или срубленное; рассуждают о необходимости экономного использования бумаги и возможности ее вторичного использования.

Фронтальная работа.

Древесина, экономное и вторичное использование бумаги, бережное отношение к деревьям и изделиям из древесины.

Умение представлять последовательность действий, пользуясь рисунком-схемой; умение дополнять учебную информацию собственными наблюдениями, суждениями, выводами.

Текущий контроль.

54. Народное творчество (экскурсия в музей прикладного искусства).

С. 82-83, (т.) с. 39,

№ 2.

ВПМ: Уход за растениями.

1

Какими были (и есть)  изделия народных мастеров. Какие материалы они использовали для своих изделий и как их украшали.

Знакомятся с изделиями народных мастеров. Пробуют создать свое изделие .

Народное творчество, народные мастера, разнообразие их изделий и узоров.

Развитие эстетического восприятия предметного мира; уменияе различать изделия народных мастеров.

55. Национальные традиции в изделиях разных народов

(экскурсия в краеведческий музей).

С. 84-85.

ВПМ: Уход за растениями.

1

Чем различаются изделия мастеров разных народов. Какими могут быть национальные традиции, в чем они проявляются.

Знакомятся с национальными традициями разных народов. Рассуждают о  важности уважительного отношения к традициям разных народов.

Национальная традиция, национальная одежда,узоры.

Уважительное отношение к национальным традициям разных народов.

56.Мир увлечений людей. коллекционирование.

С. 86 - 87

1

Чем могут увлекаться люди. Что такое коллекция, их каких экспанатов она может состоять.

Рассказывают о своих увлечениях, показывают свои коллекции.

Фронтальная работа.

Коллекция, экспонат, коллекционер.

Умение собирать информацию о предметах окружающего мира и презентование.

Текущий контроль

57. Среда обитания- наш общий дом. Твой дом и двор.

С. 88-89.

 Родной город, его памятные места

(экскурсия )

С. 90-92.

ВПМ: Уход за растениями.

1

Каким должен быть дом и двор , в котором живут люди. Каким можно сделать школьный двор.

Какие достопримечательности можно посмотреть в родном краю. Как за ними ухаживать.

Рассуждают о своем участии в сохранении чистоты и красоты своего дома и т. д. Проводят посадку клумбы  в школьном дворе.

Наблюдают достопримечательности родного края

Беседа.

.Среда обитания, ее значение для человека.

Достопримечательность, памятное

место, памятник природы, культуры.

. Развитие эстетического восприятия окружающего, желания  сохранять чистоту  и красоту.

Развитие эстетического  восприятия окружающего мира, формирование бережного отношения к историческим памятникам, уважительное отношение к святым местам.

Текущий контроль

58. Памятники культуры. Бережное отношение к ним.

С. 93-95,(т.) с. 39, № 3.

 Итоговый контрольный урок «Что мы узнали об окружающем мире, чему научились в 1 классе».

С. 36, 37, 40.

ВПМ: «Моя грядка».

1

Какие творения  людей становятся памятниками культуры.

Проверяем знания, «открытые» учащимися в 1 классе на уроках по предмету «Окружающий мир», и сформированность умений как предметных, так и универсальных.

Учатся бережно относиться к старинным зданиям, восхищаются творениями великих зодчих России.

Выполняют итоговую работу в рабочей тетради, оценивают её, анализируют результаты своей учёбы в 1 классе.

Беседа

Итоговая контрольная работа.

Памятники культуры всемирного значения, необходимость их охраны.

Проверяются основные знания о растениях, грибах, животных.

Развитие патриотизма, любви к родному краю.

Проверяется умение классифицировать предметы окружающего мира.

Итоговая контрольная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению "Наши проекты" для 1,2 и 3 классов.

Программа разработана на основе программы курса "Исследовательская деятельность младших школьников". (Автор авторы –составители Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк), пособия «Проектные задачи в начальной школ...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Алфавит садовых растений» 1 класс

Воспитание экологической культуры, это одна из актуальнейших задач в сложившемся потребительском отношении к природе. Идеалы общего воспитания всесторонне развитой личности, согласуются со способность...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Лекарственны растения"

рабочая программа по внеурочной деятельности "Лекарственны растения"...