Урок окружающего мира
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
Тема урока: «Россия на карте».Цели деятельности учителя: познакомить с картой России; формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты; формировать умение правильно показывать объекты на настенной карте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osom_karta.doc | 102 КБ |
rossiya_na_karte.pptx | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
Тема урока: «Россия на карте».
Цели деятельности учителя: познакомить с картой России; формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты; формировать умение правильно показывать объекты на настенной карте.
Планируемые результаты
Личностные: развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие осознания необходимости в изучении данной темы;
Предметные: развитие познавательного интереса, развитие интереса к изучению карты России, получить представления об условных обозначениях на карте.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: учебник Окружающий мир 2 класс УМК «Школа России», презентация, настенная карта России, карточки
Этап урока. Методы и приемы | Хронометраж | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I Организационный этап Словесный: слово учителя | 30 сек | Здравствуйте, ребята - Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно, Слушаем внимательно. Улыбнитесь друг другу. Ребята, желаю вам успехов и удач на уроке. Садитесь. | Принимать установку учителя | К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; |
II Мотивационный этап Словесный: слово учителя, уч. диалог Наглядный: карточки с городами | 1 мин | -Ребята, обратите внимание на экран. Перед началом урока я предлагаю вам посмотреть занимательный фрагмент видео по сегодняшней теме. «Почемучка» Географические карты (фрагмент). - О чем было это видео? -Что нового вы узнали для себя о картах? (какие они бывают, где располагаются и т.д.) -Отлично. -Теперь, попробуйте отгадать загадку. Моря есть – плавать нельзя, Карта России на стене. | Слушать учителя Отвечать на вопрос учителя Слушать загадку Отгадывать загадку | П: преобразование учебного материала, действия; К: строить речевое высказывание; П: осознавать познавательную задачу; |
III Постановка целей задач и ее решение Словесный: беседа Практический: определение темы, постановка целей урока | 3 мин | -Ребята, глядя на доску с картой и опираясь на загадку, предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о карте России) -Какие цели мы поставим на данный урок? 1. Узнать, что такое карта 2. Научиться читать карту 3. Научиться правильно показывать объекты на карте - Ребята, поднимите руку те, кто уже когда-либо работал с картой. Хорошо, сегодня вы будете моими помощниками. - Теперь откройте ваши учебники на с. 90. - Кто прочтет название темы? - Теперь найдите, что мы сегодня будем делать на уроке. Кто прочтет? - Правильно ли мы определили цели урока? - Наша страна очень большая. Россия - самое большое государство в мире по площади. Его площадь равна 17 125 191 км². -Кто-нибудь сможет назвать численность населения? Как вы думаете, сколько миллионов человек проживает на территории Российской Федерации? (144 554 993 чел.) -Молодцы, ребята. Теперь отправляемся в путешествие по нашей стране. | Определять тему урока, ставить цели урока Соотносить с учебником правильность определения темы и целей. | К: строить речевое высказывание; Р: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; |
IV Основной этап. Открытие новых знаний. Словесный: уч. диалог, слово учителя Практический: чтение уч. текста Словесный: уч. диалог Наглядный: уч. иллюстрация Словесный: слово учителя Словесный: уч. диалог Наглядный: гербы Словесный: слово учителя Словесный: уч. диалог Словесный: слово учителя Словесный; уч. даилог Практический: чтение 2 части текста Практический: практическая работа с картой Словесный: слово учителя | 13 мин | -Ребята, а сейчас предлагаю вам сравнить изображение нашей страны на карте и глобусе, представленном на слайде. - Посмотрите на изображение на карте и глобусе, немного подумайте и скажите в чем же отличие? ( На карте можно увидеть больше объектов, но на глобусе более точное изображение). -Откройте учебники на стр. 91. Давайте прочитаем определение, что же такое карта. - Прочитайте определение каждый про себя. -Кто прочитает нам вслух определение? Слайд: Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. -Теперь закройте учебники и попробуйте по памяти записать определение карта в рабочей тетради на стр. 59. -Откройте учебники и проверьте сами себя, верно ли вы записали определение. Отлично. История возникновения карты: уходит в глубокую древность. Тогда ещё люди не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, бересте, дереве, шёлке, костяных пластинках. Возраст первых найденных карт – 10 – 15 тысячелетий. Слайд. В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта в России называлась «Большой чертёж». Слайд. -Ребята, для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать. Читать карту –это не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты –условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения. -Откройте учебники на стр. 95. Давайте, прочитаем правила как нужно показывать объекты на настенной карте. 1.Стой у карты справа. Не закрывай собой то, что показываешь на карте. 2.Показывай только указкой 3. Показывай не надпись, а сам объект 4. Показывай аккуратно и точно, названия произноси чётко. -Давайте, прочитаем все эти правила хором. -Отлично. -Ребята, посмотрите внимательно на то, как это нужно делать. Показ -Теперь, откройте учебники на стр. 92-93. -Кто попробует показать на карте все необходимые объекты, строго следуя правилам. Выходят несколько учеников.(2-3) -Отлично. Молодцы. - Путешествуя, отправляясь торговать, люди вычерчивали карты тех мест, где они проходили и проплывали. На эти чертежи наносились реки, горы, моря, города, леса. Изученных территорий становилось всё больше и больше. Люди договорились между собой, что все эти объекты они будут обозначать на картах одинаково. Это для того сделали, чтобы люди живущие в разных странах, могли ориентироваться по любой карте. - Теперь ребята, давайте с вами, научимся определять стороны горизонта на карте: север, юг, запад, восток. -Может быть, кто уже работал ранее с картой, попробует выйти к карте и показать стороны горизонта самостоятельно? -Все остальные внимательно следят. Отлично. -Итак, внимательно следите за тем как я показываю, как определять стороны горизонта на карте: север на карте –вверху, юг –внизу, запад –слева, восток –справа. - Сейчас вам предстоит работа в парах. Откройте рабочие тетради на стр. 59. Читаем 3 задание. Практическая работа. -Итак, первое задание, под буковкой а. Что вам необходимо сделать, прежде чем преступить к работе? (открыть одному из нас учебники на стр. 90-91, а другому на стр. 94- 95). Далее, обозначить на карте стороны горизонта, используя правила из учебника. -На выполнение данного задание даю вам 30 секунд. -Проверяем. Слайд. Каждый проверяет свою тетрадь, сверяясь с верным ответом на слайде. -Поднимите руки те, кто не допустил ошибок -Молодцы. -Теперь те, кто сделал 1 или 2 ошибки. - Вы увидели свои ошибки? Исправили их? -Отлично. -Теперь, давайте будем разбираться, что же обозначают цвета на карте. -Откройте учебники на стр.94. Второй пункт. - Итак, ребята. Вы внимательно прочитали, какие объекты на карте обозначаются определенными цветами. А для того, чтобы ещё лучше запомнить это послушайте меня. Голубым цветом на карте- обозначена вода, а зеленым, желтым и коричневым - суша. Показ на карте Зеленым и желтым обозначают равнины, а коричневым –горы. -Ребята, почему же равнины обозначены разными цветами? (на равнинах есть низкие места –низменности и более высокие места – возвышенности). -Каким цветом на карте обозначают низменности? (зеленым цветом) -А возвышенности? (желтым) -Итак, мы с вами узнали что такое карта, как её нужно читать и что необходимо для этого знать и даже потренировались показывать объекты на карте, строго следуя правилам. | Сравнивать глобус и карту Работать с учебником Читать определение Запоминать определение Работать в рабочей тетради Слушать учителя Работать с учебником Читать правила работы с картой Работать с настенной картой Слушать учителя Показывать стороны горизонта на карте Слушать учителя Работать в парах Работать в рабочей тетради Проверять свою работу Оценивать себя Читать материал учебника Слушать учителя Беседовать с учителем | Р: учит выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; самоопределение к деятельности П: осознавать познавательную задачу; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; К: строить сообщения в устной и письменной форме; П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; |
Физминутка | 1 мин | Море Галилей. | Выполнять элементарные физические упражнения, повторяя их за учителем или одноклассниками | Р: контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. |
V Решение частных задач Наглядный: уч. иллюстрации Словесный: слово учителя, уч. диалог Практический: работа в рабочей тетради Словесный: беседа, слово учителя | 15 мин | -Узнав всё, что необходимо о карте и о том, как её читать нам необходимо закрепить это знание. -Теперь, откройте рабочие тетради на стр. 60. Прочитайте задание. -Что вам необходимо сделать? ( раскрасить как обозначены на карте, воду, горы и равнины) . -Отлично. Приступайте к выполнению задания. -Теперь обменяйтесь тетрадями со своим соседом. Проверьте верность выполнения работы, сверяясь с верным ответом на слайде. Слайд. -Поднимите руку те, кто выполнил всё верно в этом задании. -Отлично. Молодцы. -Те ребята, которые допустили ошибки, не переживайте. Вам ещё предстоит закрепить эту тему. - Прочитайте задание, после упражнения 3 в рабочей тетради. -Кто прочитает нам вслух определение? -Каждый читает задание сам про себя. -Что вам необходимо сделать?(показать на карте в учебнике водные объекты, равнины и горы). -Ребята, раз мы сегодня учимся показывать объекты на карте. Поэтому давайте выполним данное задание не только в учебнике, но также покажем эти объекты на карте, не забывая правила работы с картой. Выходят несколько учеников. -Отлично. Молодцы, ребята. - Но это ещё не всё, что вам необходимо знать, работая с картой. Давайте, прочитаем пункт номер 3 в учебнике на стр. 94-95. - Кто прочитает нам вслух определение? - Каждый читает сам про себя. -Прочитайте. О чем говорится в этом пункте? ( существуют определенные условные знаки на карте, благодаря которым можно увидеть и другие объекты на карте). -Давайте, попробуем разобраться, что обозначают эти знаки? -Откройте учебники на стр. 90-91. Там, где у вас находится карта. -Условные знаки, представленные в учебнике, вы можете увидеть на слайде. -Итак, поработаем с картой в учебнике и условными знаками. 1 условный знак, это столица РФ. Найдите пальчиком в учебнике, условный знак столица РФ. После того как вы нашли, покажите это своему соседу. Я в это время прохожу и смотрю, все ли верно нашли столицу РФ. -Кто-то один, покажет нам на настенной карте. Кто самый смелый и хочет мастерски научиться работать с настенной картой? Ученики выходит к доске (2 чел). -Следующий условный знак, это города. Найдите несколько городов на своей карте в учебнике. Я всё также слежу за выполнением задания. Кто-то один покажет несколько городов на карте. -3 условный знак-это государственная граница РФ. Помним правило из учебника, которое гласит, что показывая объект мы обводим его границы. -4 условный знак- это граница полярных владений РФ. Снова следим пальчиком в учебнике. И обводим границу полярных владений РФ. -5 условный знак –это реки. Найдите реки на вашей карте в учебнике и следите пальчиком. Работа с настенной картой. -6 условный знак –это озёра и водохранилища. Найдите на карте и назовите несколько озер и водохранилищ, которые вы нашли на тер-ии РФ. -Отлично, молодцы. -Продолжаем работу ( рассматриваем следующие условные знаки). -Ребята, вы отлично справились с этим заданием. Теперь, откройте рабочие тетради на стр. 60, задание номер 3. -Прочитайте задание, каждый сам про себя. -Что вам необходимо сделать? ( с помощью учебника узнать и подписать, следующие условные знаки). -Работаем. На выполнение этой работы у вас есть 5 минут. -Отлично. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность ответов, сверяясь с верными ответами на слайде. Слайд. - Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки. -Отлично, молодцы. -Кто сделал 1 или 2 ошибки? -Вы увидели в чем ваши ошибки? Исправили их? -Отлично. | Работать с рабочей тетрадью Выполнять взаимопроверку Читать задание из учебника Отвечать на вопрос учителя Показывать объекты на карте Читать задание из учебника Отвечать на вопросы учителя Работать с картой учебника Работать с настенной картой Работать с условными знаками Работать в рабочей тетради Читать задание из учебника Выполнять взаимопроверку Оценивать себя | Р: планирование своих действиий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности; К: строить сообщения в устной и письменной форме; строить монологическое высказывание; огласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь; |
VI Закрепление изученного материала Практический: самостоятельная работа | 5 мин | - Откройте рабочие тетради на стр.61. Прочитайте задание 1 варианта. -Что вам необходимо сделать? (дописать названия). Работаем в парах. - Отлично. Проверяем. Показ на карте (2 чел). -Сейчас, прочитайте задание номер 2. -Что здесь вам необходимо сделать? (определить и записать, что перечислено в строке). -Продолжаем работу в парах. -Проверяем. Показ на карте (2 чел). | Слушать задание учителя Работать в парах Выполнять задание из учебника Выполнять самопроверку | К: правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя; П: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний;
|
Итог урока. Рефлексия | 2 мин | А теперь подведем итоги урока. - Какая тема урока у нас сегодня была? - Какие цели на урок мы ставили? - Добились этих целей? - Люди каких профессий используют карту в своей работе? (учителя, гиды и т.д.) - Где вы можете применять полученные знания? У вас на партах лежат листочки в виде мишеней. Закрасьте самый большой круг. Если материал урока был вам понятен и вы активно работали на уроке. Круг поменьше, если материал урока вызвал у вас небольшие затруднения. Самый маленький кружок, если материал урока был вам непонятен. -Поднимите руки те, кто закрасили самый большой кружок. Отлично. Теперь те, кто закрасили кружок поменьше. Хорошо. И те, кто закрасили самый маленький кружок. -Ребята, так как большинство из вас закрасили самый большой кружок, мы можем сделать вывод, что наш урок прошел не зря и вы отлично поработали. - Сегодня на уроке мне особо понравилась работа следующих ребят «…» .Они получают оценку отлично за сегодняшний урок. Спасибо большое за урок. Мне было приятно с вами работать. Урок окончен! | Оценивать свою работу на уроке | Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: Россия на карте
Ц ели: 1. Узнать, что такое карта 2. Научиться читать карту 3. Научиться правильно показывать объекты на карте
144 554 993 человек
Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков
Иван Грозный
1.Стой у карты справа. Не закрывай собой то, что показываешь на карте. 2.Показывай только указкой 3. Показывай не надпись, а сам объект 4. Показывай аккуратно и точно, названия произноси чётко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира
Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...