" Органы чувств"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Куртукова Ольга Александровна

 Разработка урока  окружающего мира в 3 классе по УМК " Школа России" соответствует требованиям ФГОС НОО.  Составлена с применением технологии модерации. Представлена в виде технологической карты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока
по учебному предмету «Окружающий мир» в 3-ом классе на тему
«Органы чувст
в»

Тип урока:

Урок открытия новых знаний

Авторы УМК:

А.А. Плешаков

Цели урока:

познакомить детей с органами чувств и их значением для человека;  развивать мышление, речь,

 познавательные интересы; воспитывать бережное отношение к органам чувств, к своему здоровью ,культуру общения в группе со сверстниками.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные результаты

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к строению и гигиене органов чувств;

- понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности;

- проявление бережного  отношения к своему здоровью

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем;

- прогнозирование и составление плана учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем;

- контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу);

- оценка успешности решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с одноклассниками и учителем.

Познавательные УУД

Общеучебные УУД:

- знаково-символическое-моделирование при

- поиск и выделение необходимой информации в учебнике, дополнительной литературе;

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- выбор наиболее эффективных способов;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Логические УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация;

- подведение под понятия при

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство.

Коммуникативные УУД:

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем;

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению;

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

-умение договариваться, находить общее решение ;

-умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов,

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

Оборудование:

Интерактивная доска, компьютер,  медиапроектор, презентация,  учебник « Окружающий мир 3 класс» Плешакова А.А., Рабочая тетрадь, карточки с заданиями, карточки с загадками,  листы с иллюстрациями из презентации, листы оценивания, смайлики, стаканы с теплой и холодной водой,  2 яблока,  коробочка с кусочком лимона.

Образовательные ресурсы:


Окружающий мир 3 класс Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова  "ОАО  «Издательство «Просвещение» , 2014.

 

Этап

урока

Содержание заданий (для обучающихся)

Виды деятельности, формы организации работы

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Виды УУД, характеристики

1.Инициация

Начало урока.

Приветствие, положительный настрой на работу.

Сегодня на  уроке вы - исследователи,  а наш  класс - лаборатория.

На столе лежат карточки с  заданиями.   Выберите    карточку и разделитесь   на  5 групп, в зависимости от полученного задания.

1 карточка

Вставьте пропущенные слова:

 Организм человека состоит  из ....

 Каждый орган имеет определённое... и выполняет свою ....

2 карточка

Соедините названия органа

и системы, к которой он относится.

Лёгкие                   Нервная система

Сердце                  Дыхательная система

Желудок               Кровеносная система

Спиной мозг        Пищеварительная                

                               система  

3  карточка

Выполните 1 задание электронного приложения к учебнику по теме: "Организм человека".

4 карточка

Заполните таблицу

Система органов

Какую работу выполняет

Кровеносная

Пищеварительная

Нервная

5 карточка

 Выполните 2 задание электронного приложения к учебнику по теме:

по теме:"Организм человека.

Сообщите о результатах своей работы  Исправьте ошибки. Оцените свою работу с помощью смайликов в листе оценивания.

Вспомните   правила работы в группе.

1.Распределяем  роли:  выбираем координатора, секретаря, чтеца,  докладчика, художника.

2.Говорим по очереди, не перебивая друг друга.

3.Высказывания должны быть краткими.

4. Записываем высказывания.

5.Применяем «конфликтные знаки».

 

 Делятся на группы и выполняют задания на карточках  (групповая работа).

Обсуждают полученные  результаты       (один ученик выходит к интерактивной доске и выполняет задание, остальные проверяют, исправляют) (коллективная работа).

Повторяют правила работы в группе (коллективная работа).

Знать:

понятия  «органы человека»,

 «системы органов».

Уметь:

работать с понятиями

«органы человека»,

«системы органов»

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию;

- понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- осуществление контроля и коррекции  способа и результата решения учебной задачи по   образцу;  

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем.

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме.

Логические  УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация. 

Коммуникативные УУД:

 -понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

-умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

-определение правил сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем;

-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

2.Самоопределение к деятельности

Прочитайте девиз нашего урока:         "Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!"

Координаторы групп выходят и берут карточку с загадкой.

1.Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса 
Помогают нам... (глаза)

2.Запах хлеба, запах меда, 
Запах лука, запах роз
Различить поможет ... (нос).

3.Есть у зайца на макушке, 
У тебя, твоей подружки,
Бывают слушки и неслушки.
Что же это? Наши... (ушки). 

4.Если б не было его, 
Не сказал бы ничего
. ( язык)

5.Мягкое и твердое, острое, тупое, 
Горячее, холодное, мокрое, сухое... 
Разобраться в этом сложно. 
Нам поможет наша ... (кожа)

Отгадайте загадки. Назовите органы одним словом. (Органы чувств.)

Сформулируйте тему урока.  

Каждая группа будет исследовать один из органов чувств и поделится с нами полученной информацией. Сейчас мы вспомним все, что знаем об органах чувств.                                           Таблица -ЗХУ.                           Возьмите таблицу, заполните 1 и 2 столбики.          

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 Прочитайте, что вы написали. С помощью  2 столбика и слов-помощниц назовите цели нашего урока.

Читают девиз.

Отгадывают загадки.

Формулируют тему урока

(коллективная работа).

Заполняют таблицу- ЗХУ (индивидуальная работа)

- Называют цели урока (коллективная работа). 

 

Знать:

понятия «органы чувств»

Уметь:

работать с понятиями

«органы чувств»

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию.

Регулятивные УУД

- определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем.

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение структурировать знания;  

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- постановка и формулирование проблем.

Логические  УУД:

-анализ, синтез;

- выдвижение гипотез, их обоснование,

Коммуникативные УУД:

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению. 

3.Формирование  ожиданий учеников

Все исследования проходят по определенному плану. Составьте в группе свой план исследования органа чувств, используя любую удобную для вас форму (символы, схема, иллюстрированный план, текстовый план...)

Примерный план:                                 1. Название органа чувств.                   2. Строение органа.                         3.Его значение в жизни человека.          4.Гигиена органа чувств  

Выберите лучший вариант плана. Сравните его с планом в учебнике.

                                             

Составляют план                  (групповая работа).

Обсуждают этапы работы, выбирают лучший вариант плана, сравнивают  его с планом в учебнике                      (коллектив

ная работа).

Знать:

понятие  «план».

Уметь:

Составлять план

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию

Регулятивные УУД - прогнозирование и составление плана учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем;

- контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по образцу;

-оценка успешности решения учебной задачи

по критериям, определенным совместно с одноклассниками и учителем.

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

-построение знаково-символических моделей;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов

Логические УУД:

-анализ, синтез, сравнение;

установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению;

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; 

-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий

осуществляемых действий.

4.Физминутка для глаз

Повторяют движения за учителем

Личностные УУД:

- проявление бережного отношения к своему здоровью.

5.Интерак

тивная лекция

Выполните исследование, пользуясь учебником, карточками с заданиями и дополнительной информацией. Во время  зашиты своего исследования пользуйтесь иллюстрациями представленными в презентации. У каждой группы есть распечатка иллюстраций.

 Карточки

Группа 1 - Орган зрения

1. Практическая работа.

Закройте глаза. Координатор берет в руки  любой предмет. Назовите этот предмет. Почему вы не ответили на этот вопрос? Обсудите.

2. Прочитайте текст.

Глаза - самый загадочный орган. Это разведчики      всего    увиденного. У глаза     есть    свои    стражи. Они оберегают от пыли, грязи, ветра. это Брови, веки, ресницы. На каждом веке у нас по 80 ресниц, каждая ресница живет 100 дней. Брови отводят пот, стекающий со лба. Человек моргает 3 раза в минуту.  При моргании у человека глаз смачивается слезной жидкостью, это предохраняет от высыхания и очищает от пыли.

3.Прочитайте текст «Глаза - орган зрения» в учебнике (с .126), нарисуйте в Рабочей тетради ( с. 73 ) условные знаки к правилам гигиены.

4.Закончите предложения:

Больше всего информации об окружающем мире человек получает

 с помощью ___________ - органа____. У глаза есть стражи - это_______.Они оберегают глаз от_______________.

5.Представьте результаты своего исследования классу.

Группа 2- Орган слуха

1. Практическая работа.

 Закройте уши. Координатор произносит несколько слов. Повторите слова координатора. Почему вы не смогли это сделать? Обсудите.

2.Прочитайте текст.

 На что по форме похожи наши уши?  Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.

3.Прочитайте текст «Уши - орган слуха» в учебнике ( с. 127) , нарисуйте  в Рабочей тетради ( с. 73) условные знаки к правилам гигиены.

4.Закончите предложения:

С помощью ушей человек ____звуки, речь. Это важно для передачи своих ____. Ухо имеет 3 части: ушную раковину -наружное ухо, ______ ухо и  ______ ухо.

5.Представьте результаты своего исследования классу.

Группа 3 - Орган обоняния

1. Практическая работа.

Закройте носы. Координатор открывает коробочку. Почувствовали ли вы запах? Почему? Обсудите.

2.Прочитайте текст.

Нос - орган обоняния. Оно увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Обонятельные клетки улавливают запахи, а затем передают их для дальнейшей обработки в мозг. Обоняние помогает нам наслаждаться пищей и избегать вредных веществ.

3.Прочитайте текст « Нос - орган обоняния» в учебнике (с. 127-128), нарисуйте в Рабочей тетради ( с.73) условные знаки к правилам гигиены.

4.Закончите предложения

Обоняние - это ________________. Оно увеличивает информацию о _________. Обоняние помогает нам ____________.

5.Представьте результаты своего исследования классу.

Группа 4 - Орган вкуса

1. Практическая работа.

 Перед вами лежат 2 яблока. Определите какое их них сладкое, а какое кислое, не пробуя их. Почему вы не смогли определить вкус яблок? Обсудите.

2.Прочитайте текст.

Язык – важный орган, расположенный во рту человека. Он представляет собой очень гибкую, подвижную и сильную мышцу, покрытую особой чувствительной оболочкой. Язык играет огромную роль в жизни человека. Без него было бы сложнее прожевать и проглотить пищу. Вкус блюда ощущается не всем языком сразу. К примеру, кислый и солёный вкус лучше всего ощущают клетки по бокам языка, сладкое язык воспринимает кончиком, а горечь способна почувствовать зона у основания языка ближе к горлу.

3. Прочитайте текст» Язык - орган вкуса»" в учебнике (с.128), нарисуйте в Рабочей тетради (с. 73) условные знаки к правилам гигиены.  

4. Закончите предложения:

Язык - орган______. На нём расположены вкусовые______. Разные зоны языка ощущают разный ___.

 На рисунке подпишите зоны, ощущающие  разные вкусы

 5.Представьте результаты своего исследования классу.

Группа 5 - Орган осязания

1. Практическая работа

Перед вами 2 стакана с водой. Не прикасаясь с ним, определите в каком стакане холодная вода, а в каком теплая. Смогли вы ответить на вопрос? Почему? Обсудите.

2. Прочитайте текст.

Кожа – очень тонкая оболочка, покрывающая все тело. Ее задача – защищать организм от повреждений, от жары и холода, от вредного воздействия и заболеваний. Кроме того, в коже находятся нервные окончания, с помощью которых мы ощущаем предметы.                

3. Прочитайте текст «Кожа - орган осязания» в учебнике (с.128 -129), нарисуйте в Рабочей тетради (с.73) условные знаки к правилам гигиены.  

4.Закончите предложения:

Осязание - это ______Кожа ______от повреждений, холода. Она может рассказать нам о _____.          

5.Представьте результаты своего исследования классу.

 Оцените работу своей группы. Возьмите лист оценивания. выберите нужный смайлик и приклейте его.

Выполняют практическую работу.

Читают тексты.

Рисуют условные знаки к правилам гигиены.

Вставляют пропущенные слова в текстах

(работа в группах).

Защищают исследования, используя схемы строения органов чувств в презентации

(коллектив

ная работа).

Обсуждают представленные работы (коллективная работа)

Знать: названия, строение органов чувств, правила гигиены

Уметь:

объяснять  значение органов чувств   и  правил их гигиены

в жизни человека  

Личностные УУД:

-проявление устойчивого познавательного интереса к окружающему миру;  

- понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности;

- осознание целостности окружающего мира;

- проявление бережного отношения к своему здоровью.

Регулятивные УУД:

-осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по   образцу;  

                              -оценка успешности решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с одноклассниками и учителем. 

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

-построение знаково-символических моделей;

-поиск и выделение необходимой информации в учебнике, дополнительной литературе,

- умение структурировать знания;  

  -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; 

- выбор наиболее эффективных способов.

Логические УУД:

-анализ, синтез, сравнение, классификация;

-установление причинно-следственных связей и построение логической цепи;  

- выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство.  

Коммуникативные УУД:

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению;

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;  

-умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;  

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения;

-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий

осуществляемых действий.

6.Физминутка - массаж ушных раковин

Выполняют массаж

Личностные УУД:

- проявление бережного  отношения к своему здоровью.

7. Проработка содержания темы (групповая работа)  

 Выполните задания в группах и представьте результаты классу на интерактивной доске.

1 группа

Выполните задание 2(1) в Рабочей тетради (с.74).

Соедини линиями:

Орган зрения                           Язык        

Орган слуха                             Кожа

Орган вкуса                            Глаза

Орган обоняния                      Уши

Орган осязания                       Нос

2 группа

Выполните задания 2(2) в Рабочей тетради  

(с.74).

Допиши определения:

Обоняние-это ________.

Осязание - это________.

3 группа

Выполните задание 3 в Рабочей тетради

( с.74).

Соедини стрелками правила гигиены и органы чувств, к которым они относятся.

4 группа

Выполните 1 задание электронного приложения к учебнику по теме: «Органы чувств».

5 группа

Выполните 2 задание электронного приложения к учебнику по теме: «Органы чувств».

Оцените свою работу своей группы, приклейте смайлик в лист оценивания.

Соотносят органы чувств.

Дописывают определения.

Соотносят правила гигиены и органы чувств.

Выполняют задания  электронного приложения. (работа в группах.) Обсуждают выполненную работу (коллективная работа).

Знать:

понятия «органы чувств».

Уметь:

сопоставлять органы чувств с правилами гигиены.

Личностные УУД:

-проявление устойчивого познавательного интереса к окружающему миру,

- понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности миру;  

- проявление бережного отношения к своему здоровью миру;

Регулятивные УУД:

-осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по   образцу миру;  

  -оценка успешности решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с одноклассниками и учителем.  

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

-построение знаково-символических моделей миру;  

- умение структурировать знания;

  -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; 

- выбор наиболее эффективных способов.

Логические УУД:

-анализ, синтез, сравнение, классификация;

-установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению; 

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

-умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;

-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

8.Подведение итогов (рефлексия, оценка урока)

Вернитесь к таблице ЗХУ, заполните 3 столбик (Узнал). Прочитайте.

Ответьте на вопросы:

Какие цели мы ставили в начале урока?

Все они были достигнуты на уроке? Что у тебя получилось на уроке?

А что было выполнить трудно?  

Кто из одноклассников больше всех помог нам на уроке?

 Все ли успевал делать на уроке?

 Какое настроение у тебя в конце урока?  

 Оцените свою работу на уроке.  В листе оценивания подсчитайте сколько у вас весёлых смайликов, а сколько грустных.

 Выберите подходящий смайлик и прикрепите его на доску.

Заполняют 3 столбик таблицы ЗХУ.

Отвечают на вопросы.

Знать:

понятия «органы чувств», правила гигиены

Уметь:

Обобщать полученные знания.

 

Личностные УУД:

-проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию;  

-понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

-оценка успешности выполнения работы по критериям, определенным совместно с одноклассниками и учителем.

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение структурировать знания;

  -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Логические УУД:

-анализ, синтез, сравнение.

Коммуникативные УУД:

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению; 

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; 

-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.  

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011.
  2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014.
  3. Окружаюший мир.Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 3 класс. М.: Просвещение,  2016.
  4. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  5. Инновационные педагогические технологии/ Под ред.Е.В. Ивановой, Л.И. Косовой, Т.Ю. Аветовой – СПб.: Изд-во ООО «Полиграф - С», 2004. – 160 с.
  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ Под ред. А.Г.Асмолова.  – М.: Просвещение, 2009.
  7. Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В.Борисовой., Т.Ю. Аветовой и Л.И. Косовой. – СПб.: Изд-во «Полиграф-С», 2002. -79 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Тест по окружающему миру по теме "Материки", "Органы чувств". "УМК "Система Занкова" 2 класс.

Данный тест является контрольно-измерительным материалом по теме: "Материки", "Органы чувств". Используется учителем для индивидуальной проверки знаний учащихся по данной теме во 2 классе УМК "Система...

Новые знания о человеке. Органы чувств.

Новые знания о человеке. Органы чувств. Презентация к уроку окружающего мира. 4 класс. УМК `Система Л.В. Занкова`. MS Office PowerPoint 2007....

Конспект урока по теме "Органы чувств" 1 класс.

Конспект урока по теме "Органы чувств" УМК "Школа 2100" по требованиям ФГОС...

Урок"Наши помощники - органы чувств"

Интересный конспект урока. Урок - исследование....