Урок окружающего мира "Здоровье человека" 4 класс по программе "Начальная школа 21 века"
материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок посвящен раскрытию основных состовляющих здоровья (физическое, психологическое и социальное). Ученики работают в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zdorove_cheloveka.doc26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Здоровье человека»

(Урок окружающего мира в 4 классе  по системе «Начальная школа XXI века»

под ред. Н.Ф. Виноградовой.)

Цель: формировать знания обучающихся о здоровье и его составляющих.

Задачи:

1.Дидактические:

- раскрыть смысл основных составляющих здоровья человека;

- расширить знания обучающихся об укреплении своего здоровья.

2. Развивающие:

-развивать коммуникативные навыки, умение анализировать и делать выводы.

3. Воспитательные:

- воспитывать умение работать в группе;

- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Форма проведения: урок – проект.

Этапы подготовки: - подбор иллюстраций с изображением детей (болеющий ребенок, спортсмен, дружные дети, плачущий мальчик, хулиган);

- подготовить шаблоны деревьев, фигуры людей, знаки, обозначающие, что вредит здоровью и что укрепляет здоровье, листья разного цвета (для рефлексии), тексты о составляющих здоровья.

Ход урока

  1. Орг. момент, настрой на урок. 

Учитель.  Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!

Доброго здоровья, дети вам.

Каждый день и час желаю – здравствуйте!

Я для вас тепло души отдам.

- Здравствуйте! Какое красивое слово!

Учитель.- Найдите корень в этом слове.

Дети: Здрав.

Учитель.- Назовите однокоренные слова.

 Дети: Здравие. Здоровье.

Учитель.- А что, как вы думаете, означает слово «здравие»?

Дети: Здоровье.

Учитель.- Значит, «здравствуйте» произошло от слова здоровье, но так было не всегда. До 17 века в нашей стране слово «здравие» означало «жизнь»

- Понятия «здравие» и «жизнь» связаны между собой?

Дети: Да. Без здоровья человек слаб, плохо живет.

Учитель.- Без здоровья у человека  нет жизни. Если бы мы всегда помнили об этом, то какой бы прилив сил чувствовали, выслушивая приветствия от друзей и знакомых.

- Ребята, сейчас вы познакомились с разными  значениями  слова «здравствуйте»: здоровье и жизнь.

2. Сообщение темы урока.

Учитель.- Ребята, обратите внимание на экран.

- Давным-давно древнегреческий врачи  философ Гиппократ сказал

 «Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть»

- Как вы понимаете его слова?

Дети: Для человека самое ценное – это его здоровье.

Учитель.- А сегодня слова Гиппократа актуальны, современны?

Дети: Да.

Учитель.- Да, самое главное у человека – это его здоровье. Не будет здоровья - не будет сил, желания добиваться того, о чем  мечтает человек .

- Скажите, а для вас эти слова, что - либо значат, важны для вас?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Дети: О здоровье человека.

Учитель.- Как бы вы назвали тему нашего урока?

Дети: Здоровье человека.

Учитель. - Внимание на экран. Тема нашего урока «Здоровье человека».

- А что значит быть «здоровым»?

Дети: Когда ты не болеешь, занимаешься спортом, не куришь.

Учитель.- Вы сказали, что здоровый человек не болеет, он сильный, ловкий, выносливый, добрый, ему любая работа по плечу. Но это еще не все. Сегодня вы узнаете, что значит быть действительно здоровым.  Для этого вам нужны ваши знания, умения и желание работать.

3. Работа по теме урока.

Учитель. -Теперь посмотрите на экран.

- Что Вы видите?

Дети: Дерево.

Учитель.-  И у каждого из вас на столах лежат модели деревьев, с которыми вы будете работать на уроке. Это дерево поможет вам образно понять, как формируется здоровье человека. Ведь с незапамятных времен наши предки знали о целебной силе деревьев, и использовали эту силу во благо своему здоровью.

 - Итак,  внимание на экран. Кого вы видите?

 Дети: Здорового и больного человека.

Учитель.- А как вы определили, что эти люди (мальчики) здоровы?

Дети: Они занимаются спортом, сильные.

Учитель.- Почему вы решили, что эта девочка нездорова?

Дети: Бабушка принесла ей лекарства. Она лежит в постели.

Учитель.- Значит, человек здоров, когда он …

Дети: Спортивный, закаленный, сильный.

Учитель. -Верно, человек бодрый, закаленный, спортивный – здоров, т.е. физически развит.

- Как вы думаете, а в какой части дерева (в корне, стволе или кроне) мы могли бы расположить эти качества человека.

Дети: В корне.

Учитель.- Почему вы так считаете?

Дети: Если мы не будем заниматься сортом, то ничего не добьемся в жизни.

Учитель.- Да, дерево крепкое тогда, когда у него сильные корни, поэтому занятия спортом, закаливание, ведение активного образа жизни являются основой здоровья.

- Запишите эти качества в корнях своих деревьев.

- Какие слова вы будете писать?

(Слова проговаривают по цепочке и записывают)

Учитель.- Хорошо. Давайте посмотрим на следующие картинки. О чем говорят они?

Дети: Мальчик  радостный, улыбается.  А другой мальчик грустный, плачет.

Учитель.- А почему у малышей хорошее настроение?

Дети: Они общаются, у них все хорошо.

Учитель.- Какой же вывод можно сделать? Здоровый человек – это еще и человек …?

Дети: Жизнерадостный, задорный.

Учитель. -Назовите корни в слове «жизнерадостный»?

- В чем смысл этих слов?

Дети: Радуется жизни.

Учитель.- А человек жизнерадостный   может считаться здоровым?

Дети: Да.

Учитель.- Человек жизнерадостный – это то, кто радуется жизни, у него все в жизни получается, и он не огорчается.

- А где эти качества человека нужно расположить в нашем дереве?

Дети: На стволе.

Учитель.- Объясните почему?

(Ответы детей.)

Учитель. -Дерево растет и развивается, так и мы с вами, общаясь с другими людьми, приобретаем новые качества, становимся лучше и совершенствуемся.

-Какие слова вы должны записать?

(Слова проговаривают по цепочке и записывают)

Учитель.- Обратите внимание на экран, верно ли вы их записали.

- А теперь мне бы хотелось, чтобы вы рассмотрели эти картинки.

Учитель.- Что вы можете сказать по первой иллюстрации?

Дети: Ребята играют вместе.

Учитель.- А какие они по отношению друг к  другу?

Дети: Добрые, общительные, дружелюбные.

Учитель.- А что же случилось здесь?(показывает на другую картинку)

Дети: Мальчик обидел девочку. Стреляет из рогатки.

Учитель.- Какой он?

Дети: Злой, хулиган

Учитель. -Ему хорошо живется среди людей? А людям с ним?

Дети: Нет.

- Можно ли назвать злого человека здоровым?

- Злой человек – нездоров, потому что он огорчает не только окружающих людей, но и своих близких: родителей, братьев, сестер.

-- Да, только активные, общительные, добрые и дружелюбные люди могут считаться здоровыми. Здоровье тела определяется здоровьем души. Здоровый человек – это человек, который  не вредит другим.

- Можем ли мы сказать, что эти качества составляют вершину здоровья?

Дети: Да.

- Тогда, где же мы их расположим на дереве?

Дети: В кроне дерева.

- Верно. Какие слова мы запишем? Проговорите их.

(Записывают слова.)

- Мы закончили работать с моделью дерева. Вот такое оно у нас получилось! Как назовем наше дерево?

Дети: Дерево здоровья.

Учитель. - Пусть ваши модели деревьев станут памятками здоровья для вас.

Физминутка

Учитель.- А теперь давайте представим, как наше дерево росло.  Все встаньте и выйдите из-за столов. Повторяйте за мной движения.

- Молодцы. Садитесь. Наше  дерево могучее и крепкое, оно радует нас своими цветами, потому что противостояло ветрам, морозам и засухам, так и наше здоровье поможет нам пройти через все жизненные невзгоды и стать счастливыми самим и сделать счастливыми окружающих нас людей.

4. Работа в группах.

Учитель .-Сейчас вы будете работать самостоятельно в группах. Работая в группах, вы должны создать картину здоровья.

-Ребята вы 1 группа, обратите внимание на ваше задание. Прочитать тексты и сформулировать основные правила здоровья.

- Вам понятно задание?

- Ребята вы 2 группа. Посмотрите на свое задание. Необходимо нарисовать образы здоровых людей.

-Вам понятно задание?

- Ребята вы 3 группа. А ваше задание такое. Надо выбрать знаки, которые запрещают делать то, что вредит здоровью.

- На выполнение работы вам дается 5 минут. Для этого  на экране у нас появились часы, которые укажут вам, когда вы должны будете закончить работу. Каждая пройденная минута будет представлена таким звуковым сигналом. Приступайте к работе

5. Обсуждение.

Учитель.- Ребята, до конца выполнения работы в группах осталась 1 минута.

- Работа в группах завершена. Сели правильно. Слушаем внимательно каждого выступающего.

Учитель.- Итак,  1 группа скажите, какое задание у вас было?

 Дети: Прочитать тексты и выбрать основные правила здоровья.

Учитель.- Какие же правила сохранения и укрепления здоровья вы выбрали?

Дети: Личная гигиена, режим дня, правильное питание, здоровые зубы, движение.

Учитель.- Спасибо 1 группе. 2 группа повторите какие правила здоровья отметили ребята 1 группы.  Теперь попросим выступить представителей  2 группы. Что нужно было вам сделать?

Дети: Нарисовать образ здорового человека.

Учитель.- Представьте его нам.

- Давайте прикрепим этих здоровых людей на доску.

(Прикрепляют фигуры людей возле дерева.)

Учитель.-  И 3 группа,  представьте результаты вашей работы.

Дети: Нам нужно было выбрать знаки, которые запрещают делать то, что вредит здоровью человека.

Учитель.- Какие же знаки вы выбрали?

(Показывают и называют знак.)

Учитель.- Давайте их тоже прикрепим к доске, чтобы все видели, что нельзя делать.

- Благодаря совместной работе групп,  мы создали картину,  на которой представлены люди с крепким здоровьем, и которые знают, как его сохранить.

6. Итог.

Учитель.- Скажите, о чем мы сегодня с вами говорили на уроке?

Учитель.- А как мы его представили? В виде чего?

Дети:Дерева.

Учитель.-Дерево – это модель здоровья.  А какие действия, мы должны выполнить, чтобы реализовать эту модель?

Дети: Заниматься спортом, закаляться, быть добрыми, никого не обижать.

Учитель.- С чего мы должны начать, и к чему мы должны стремиться?

-Какой вывод мы можем сделать?

Учитель. - Получается, что мы с вами смоделировали сегодня на уроке здоровый образ жизни. Так давайте же будем здоровыми во всех сферах нашей жизни.

7. Рефлексия.

Учитель.- Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы сами оценили свою деятельность на уроке.

- Поднимите зеленые листики те, кто сегодня  доволен своей работой на уроке.

- И поднимите желтый листик те, кто не совсем доволен своей работой на уроке.

- А скажи, пожалуйста, почему ты доволен своей работой на уроке.

(Ответы детей.)

 Учитель. -Я тоже была довольна вашей работой. Вы все были активными, показали свои творческие способности. Поэтому  наш урок получился интересным и увлекательным.

-Мне бы хотелось, чтобы дома вы на дереве дописали те качества, которые мы, по-вашему мнению, сегодня не назвали и выделили цветом те качества, которые вам особенно нравятся.

- А теперь повернитесь друг другу, улыбнитесь и пожелайте здоровья. Всем Спасибо за урок. Будьте здоровы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающий мир 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Урок по предмету окружающий мир 2 класс. Тема урока :"Звери леса"...

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Разработка урока окружающего мира.Тема: Древнерусская культура....

Нестандартный урок окружающего мира. 1 класс. УМК "Начальная школа 21 века"

Урок-экскурсия в музей хлеба: Окружающий мир.Учебник:  Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир».Класс: Первый.Тема: Как из зерна получилась булка.Цель: Сформировать представления о процессе выращив...

Урок окружающего мира 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока окружающего мира на тему: "Что такое семья". ...

Урок окружающего мира 4 класс по программе "Школа XXI века" - Орган зрения - глаз

Цель: образовательные: расширять знания учащихся о зрении, о его  значении в жизни человека;Задачи:- объяснить значение органов чувств для жизнедеятельности человека:- сформировать представл...

Урок окружающего мира 1 класс по программе Школа 21 века

Тема: Узнаем о космосеТип урока: ОНЗОсновные цели:1.Сформировать  представления детей о космосе.2.Расширить словарный запас учащихся.3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину; уважение к тру...