Технологическая карта урока окружающего мира "Тишина в лесу"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Стрункина Валентина Александровна

Технологическая карта урока с указанием видов деятельности учителя и учащихся, с перечисленными целями, задачами и планируемыми результатами

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока окружающего мира в 1-в классе

на тему: «ПОЧЕМУ В ЛЕСУ МЫ БУДЕМ СОБЛЮДАТЬ ТИШИНУ?»

Автор:

Учитель начальных классов

ГБОУ школы №407

Стрункина Валентина Александровна

Санкт-Петербург

2018

  1. Цель урока: сформировать понятие об одном из основных правил – соблюдении тишины в лесу.
  2. Задачи:
  • Сформировать элементарные представления о лесе как о экосистеме.
  • Дать знания о некоторых взаимосвязях в живой и неживой природе.
  • Дать знания о некоторых повадках животных.
  • Создать условия для осознания одного из основных экологических правил – соблюдение тишины в лесу.
  1. Планируемые результаты:
  • Личностные
  • Осознание ценности природы
  • Элементарные этические навыки
  • Уважительное отношение к живой природе
  • Метапредметные
  • Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, аргументировать ее; работать парами, обсуждать с соседом по парте прочитанное, делать выводы.
  • Регулятивные: принимать и сохранять в течение учебную задачу; планировать действия на уроке; обобщать предметы в группы, называть группы; оценивать свою работу на уроке.
  • Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текстовой, аудиовизуальной), сравнивать ее; работать с текстом, выделяя тему и главную мысль текста; анализировать определения леса, сравнивать их, считывать информацию, представленную в схеме.
  • Личностные: осознавать себя частью природы, проявляя к ней уважительное и бережное отношение; принятие роли учащегося, формирование позитивной учебной мотивации.
  • Предметные
  • Знать экологическое правило – соблюдение тишины в лесу.
  • Уметь объяснять, почему необходимо соблюдать в лесу тишину.
  • Знать основные элементы экосистемы леса.
  • Знать о том, что может нарушать тишину в лесу.
  • Знать, как некоторые животные реагируют на громкие, резкие звуки.
  1. Используемые технологии:
  • ИКТ
  • Методы критического мышления
  • Диалоговые технологии
  1. Ресурсы:
  • ПК с подключенной интерактивной доской или проектором
  • Презентация PowerPoint с включением аудио- и видеофрагментов
  • Карточка с заданиями (приложение 1).
  • Карточки с текстами для работы в парах (приложение 2).
  1. Литература:
  • А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. 2 часть. – М: «Просвещение», 2017.
  • Стихотворение Г.С. Томашевской «Тишина в лесу».

Дополнительная литература:

  • А.А. Плешаков, А.А. Румянцев. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. – М: Просвещение, 2014.
  • А.А. Плешаков. Зеленые страницы. – М: Просвещение, 2014.

Интернет ресурсы:


  1. Технологическая карта урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Настраивает учащихся на работу.

Предлагает проверить готовность к уроку, сообщает о дополнительных необходимых для урока ресурсах (цветные карандаши).

Настраиваются на продуктивную работу.

Проверяют готовность к уроку, достают из портфелей цветные карандаши.

Целеполагание, постановка проблемы

Показывает на доске тему урока: «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?», просит предположить, о чем будет урок, какие знания необходимы для ответа на проблемный вопрос, просит высказать предполагаемые ответы на проблемный вопрос.

Ставят цель к уроку, выясняют, какие знания необходимы для ответа на проблемный вопрос, высказывают предположения, почему необходимо соблюдать в лесу тишину.

Актуализация знания

Предлагает детям вспомнить, как мы слышим звуки.

Дает информацию о том, что некоторые животные слышат лучше людей.

Предлагает детям определить, о чем пойдет речь на уроке, показав картину леса.

Спрашивает, по каким признакам определили, что речь пойдет о лесе.

Предлагает написать в карточке по 3 слова, отвечающих на вопрос «Кто или что может жить в лесу?» (Задание 1)

Предлагает обобщить все ответы, объединив их в группы.

Вспоминают тему «Почему звенит звонок» и как мы слышим звуки.

Предполагают и, в дальнейшем, узнают, какие животные слышат лучше людей.

Определяют, что на уроке речь пойдет о лесе.

Предполагают основные признаки леса.

Записывают в карточку 3 представителя леса.

Объединяют «жителей леса» в группы: растения, животные, грибы.

«Открытие» новых знаний

Дает пропедевтические знания о распределении растений (травы, кустарники и деревья) и царстве животных (птицы, звери и насекомые).

Предлагает подумать, как «жители леса» могут быть связаны между собой.

Предлагает дать свое определение лесу.

Предлагает прочитать и проанализировать 3 определения леса, выяснить, какое из них более точное.

Предлагает дополнить в карточке определение леса (Задание 2)

Предлагает посмотреть на изображение леса, предположить, какие звуки можно услышать.

Читает стихотворение Г. Томашевской «Тишина в лесу», ответить на вопрос, о каких звуках говориться в этом стихотворении.

Предлагает послушать аудиозапись звуков леса, проанализировать ее, ответить, какие звуки услышали.

Предлагает рассмотреть иллюстрацию в учебнике (с.49) и выяснить, как люди могут нарушить тишину в лесу.

Предлагает разделить звуки на группы: которые создают «музыку» леса и которые ее разрушают. В карточке подчеркнуть названия звуков разноцветными карандашами (Задание 3).

Предлагает предположить, какое значение тишина имеет для животных в лесу.

Предлагает прочитать тексты и в парах обсудить полученную информацию.

Предлагает просмотреть 2 видеофрагмента о том, как ценна для животных леса тишина и покой.

По картинкам распределяют растения и животных на группы и классы.

Предполагают взаимосвязь между обитателями леса.

Пытаются составить свое определение лесу.

Читают определения, анализируют их, выясняют более полное и точное.

Дополняют определение леса, вписывая ключевые слова в карточку.

Предполагают, какие звуки можно услышать в лесу.

Слушают стихотворение, выясняют информацию о звуках леса.

Слушают аудиозапись, анализируют ее, выясняют, какие звуки можно услышать в лесу.

По иллюстрации выясняют, как люди могут нарушить тишину в лесу.

Делят звуки на группы: которые создают «музыку» леса и которые ее разрушают. В карточке подчеркивают названия звуков разноцветными карандашами.

Высказывают предположения.

Читают, анализируют, делятся информацией с соседом по парте.

Смотрят видеофрагменты, получают подтверждение прочитанному.

Физ. минутка

Предлагает детям «проиллюстрировать» движениями стихотворение, которое нужно прочитать шепотом, чтобы не нарушить тишину.

Здравствуй лес, прекрасный лес

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвой

Ночью темной, грозовой?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи!

Ты же видишь, мы – свои!

«Иллюстрируют» стихотворение движениями, проговаривая его с учителем шепотом.

«Открытие» новых знаний

Предлагает рассмотреть изображения детей и ответить на вопрос, чем они занимаются.

Предлагает подумать, почему животные не боятся детей и позволяют понаблюдать за ними.

Предлагает сделать вывод о том, что необходимо для наблюдения за природой.

Рассматривают изображения детей, выясняют, что дети наблюдают за природой.

Предполагают, что животные не боятся детей, потому что дети не шумят и не пугают животных.

Делают вывод о том, что для наблюдения за природой необходимо соблюдать тишину.

Подведение итогов

Предлагает вспомнить, для чего необходимо соблюдать тишину в лесу.

Предлагает посмотреть видеофрагмент

Вспоминают, что тишина в лесу необходима для того, чтобы можно было насладится звуками леса, чтобы не нарушить жизнь животных и для того, чтобы понаблюдать за природой.

Из видеофрагмента узнают, сколько всего интересного можно узнать, наблюдая за природой.

Рефлексия

Предлагает поразмышлять и выяснить смысл фразы: «Хочешь увидеть – стань невидим. Хочешь услышать – стань неслышим. Хочешь узнать – затаись».

Предлагает записать в карточку слово – ответ на вопрос: «Что необходимо для того, чтобы не нарушить жизнь животных в лесу, чтобы не нарушить «музыку» леса, чтобы понаблюдать за природой» (Задание 5).

Размышляют, делают предположения.

Записывают в карточку слово «Тишина».

Домашнее задание

Предлагает придумать знак и нарисовать его в карточке, который бы запрещал шуметь в лесу, напоминая о дорожных знаках и на какие группы они делятся (Задание 6).


Приложение 1.

Карточка с заданиями для учащихся

«Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?»

  1. Напиши, что или кто может жить в лесу.

______________________________________________________

______________________________________________________

  1. Дополни определение:

ЛЕС – это ________________, ____________________________ и __________________________, взаимосвязанные между собой и влияющие друг на друга.

  1. Подчеркни зеленым карандашом, какие звуки могут создавать «музыку леса», красным – которые ее нарушают.

Пение птиц, шум машин, плеск ручья, шум ветра, музыка, шум дождя, разговор людей.

  1. Напиши, что необходимо для того, чтобы не нарушить жизнь животных в лесу, чтобы понаблюдать за природой, чтобы послушать «музыку» леса.

______________________________________________________

  1. Придумай и изобрази знак, запрещающий шуметь в лесу.

Приложение 2.

Тексты для учащихся

… Дрозды очень болезненно относятся к появлению вблизи их гнезда человека. Потревоженные птицы нередко бросают гнездо, даже если яйца насиживали уже несколько дней. В каком-нибудь другом месте они построят новое гнездо, но в нем будет меньше яиц. А будущие птенцы уже никогда не вылупятся.

… Выбираясь из норы, мать-крольчиха закапывает вход, чтоб никто не потревожил маленьких крольчат. Возвращается она к дому очень осторожно, долго принюхиваясь и вслушиваясь в окружающие звуки: вдруг какой-нибудь хищник вышел на охоту? Почуя опасность, мать убежит подальше от норы, а вернется совсем не скоро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока.Окружающий мир.2 класс "Начальная школа XXI века."Растения леса.Какие бывают растения?"

Технологическая карта урока по окружающему миру "Растения леса. Какие бывают растения?"2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Цель:- Познакомить детей с названиями групп растений (дер...

Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе по теме "На воде и в лесу" (Школа России).

Цели и задачи: Уточнить знания об основных правилах безопасного поведения на воде и в лесу;сформировать умение различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых;умение анализиров...

Технологическая карта урока Окружающий мир. 3 класс. Тема урока "Растения смешанного леса."

Используются элементы технологий. Информационно-коммуникацоонных, здоровьесберегающих,  коммуникативных, проблемного обучения, стратегии технологии смыслового чтения.Предусмотрен сценарный вариан...

Технологическая карта урока окружающего мира : «В лесу и на воде» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира : «В лесу и на воде»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о правилах бе...

Технологическая карта урока окружающего мира «Среди лесов. В широкой степи» (4 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: «открытия» новых знанийЦель урока: формирование у обучающихся представления о лесе и степи, как о природных зонах.Задачи урокаДидактические:1.познакомить обучающихся с понятием ...

Технологическая карта урока Окружающего мира «Животные леса» (2 класс, УМК «Начальная школа XXI века»)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование условия для углубления и расширения представлений учащихся о животных леса их местах обитания и приспособленности к жизни в лесу...