Технологическая карта урока окружающего мира "Тишина в лесу"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Технологическая карта урока с указанием видов деятельности учителя и учащихся, с перечисленными целями, задачами и планируемыми результатами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока окружающего мира в 1-в классе
на тему: «ПОЧЕМУ В ЛЕСУ МЫ БУДЕМ СОБЛЮДАТЬ ТИШИНУ?»
Автор:
Учитель начальных классов
ГБОУ школы №407
Стрункина Валентина Александровна
Санкт-Петербург
2018
- Цель урока: сформировать понятие об одном из основных правил – соблюдении тишины в лесу.
- Задачи:
- Сформировать элементарные представления о лесе как о экосистеме.
- Дать знания о некоторых взаимосвязях в живой и неживой природе.
- Дать знания о некоторых повадках животных.
- Создать условия для осознания одного из основных экологических правил – соблюдение тишины в лесу.
- Планируемые результаты:
- Личностные
- Осознание ценности природы
- Элементарные этические навыки
- Уважительное отношение к живой природе
- Метапредметные
- Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, аргументировать ее; работать парами, обсуждать с соседом по парте прочитанное, делать выводы.
- Регулятивные: принимать и сохранять в течение учебную задачу; планировать действия на уроке; обобщать предметы в группы, называть группы; оценивать свою работу на уроке.
- Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текстовой, аудиовизуальной), сравнивать ее; работать с текстом, выделяя тему и главную мысль текста; анализировать определения леса, сравнивать их, считывать информацию, представленную в схеме.
- Личностные: осознавать себя частью природы, проявляя к ней уважительное и бережное отношение; принятие роли учащегося, формирование позитивной учебной мотивации.
- Предметные
- Знать экологическое правило – соблюдение тишины в лесу.
- Уметь объяснять, почему необходимо соблюдать в лесу тишину.
- Знать основные элементы экосистемы леса.
- Знать о том, что может нарушать тишину в лесу.
- Знать, как некоторые животные реагируют на громкие, резкие звуки.
- Используемые технологии:
- ИКТ
- Методы критического мышления
- Диалоговые технологии
- Ресурсы:
- ПК с подключенной интерактивной доской или проектором
- Презентация PowerPoint с включением аудио- и видеофрагментов
- Карточка с заданиями (приложение 1).
- Карточки с текстами для работы в парах (приложение 2).
- Литература:
- А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. 2 часть. – М: «Просвещение», 2017.
- Стихотворение Г.С. Томашевской «Тишина в лесу».
Дополнительная литература:
- А.А. Плешаков, А.А. Румянцев. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. – М: Просвещение, 2014.
- А.А. Плешаков. Зеленые страницы. – М: Просвещение, 2014.
Интернет ресурсы:
- Видео фрагмент «Шум леса» (отрывок): https://www.youtube.com/watch?v=wghf4fiuPWE
- Видео фрагмент «Птица кормит птенцов (отрывок): https://www.youtube.com/watch?v=69UzlsD4j0I&t=11s
- Видео фрагмент «Крольчиха кормит крольчат» (отрывок): https://www.youtube.com/watch?v=v2JWWzQ1sss&t=6s
- Видео фрагмент «Жизнь леса за 1,5 минуты»: https://www.youtube.com/watch?v=q2q6yCqwbKc&t=10s
- Технологическая карта урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Настраивает учащихся на работу. Предлагает проверить готовность к уроку, сообщает о дополнительных необходимых для урока ресурсах (цветные карандаши). | Настраиваются на продуктивную работу. Проверяют готовность к уроку, достают из портфелей цветные карандаши. |
Целеполагание, постановка проблемы | Показывает на доске тему урока: «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?», просит предположить, о чем будет урок, какие знания необходимы для ответа на проблемный вопрос, просит высказать предполагаемые ответы на проблемный вопрос. | Ставят цель к уроку, выясняют, какие знания необходимы для ответа на проблемный вопрос, высказывают предположения, почему необходимо соблюдать в лесу тишину. |
Актуализация знания | Предлагает детям вспомнить, как мы слышим звуки. Дает информацию о том, что некоторые животные слышат лучше людей. Предлагает детям определить, о чем пойдет речь на уроке, показав картину леса. Спрашивает, по каким признакам определили, что речь пойдет о лесе. Предлагает написать в карточке по 3 слова, отвечающих на вопрос «Кто или что может жить в лесу?» (Задание 1) Предлагает обобщить все ответы, объединив их в группы. | Вспоминают тему «Почему звенит звонок» и как мы слышим звуки. Предполагают и, в дальнейшем, узнают, какие животные слышат лучше людей. Определяют, что на уроке речь пойдет о лесе. Предполагают основные признаки леса. Записывают в карточку 3 представителя леса. Объединяют «жителей леса» в группы: растения, животные, грибы. |
«Открытие» новых знаний | Дает пропедевтические знания о распределении растений (травы, кустарники и деревья) и царстве животных (птицы, звери и насекомые). Предлагает подумать, как «жители леса» могут быть связаны между собой. Предлагает дать свое определение лесу. Предлагает прочитать и проанализировать 3 определения леса, выяснить, какое из них более точное. Предлагает дополнить в карточке определение леса (Задание 2) Предлагает посмотреть на изображение леса, предположить, какие звуки можно услышать. Читает стихотворение Г. Томашевской «Тишина в лесу», ответить на вопрос, о каких звуках говориться в этом стихотворении. Предлагает послушать аудиозапись звуков леса, проанализировать ее, ответить, какие звуки услышали. Предлагает рассмотреть иллюстрацию в учебнике (с.49) и выяснить, как люди могут нарушить тишину в лесу. Предлагает разделить звуки на группы: которые создают «музыку» леса и которые ее разрушают. В карточке подчеркнуть названия звуков разноцветными карандашами (Задание 3). Предлагает предположить, какое значение тишина имеет для животных в лесу. Предлагает прочитать тексты и в парах обсудить полученную информацию. Предлагает просмотреть 2 видеофрагмента о том, как ценна для животных леса тишина и покой. | По картинкам распределяют растения и животных на группы и классы. Предполагают взаимосвязь между обитателями леса. Пытаются составить свое определение лесу. Читают определения, анализируют их, выясняют более полное и точное. Дополняют определение леса, вписывая ключевые слова в карточку. Предполагают, какие звуки можно услышать в лесу. Слушают стихотворение, выясняют информацию о звуках леса. Слушают аудиозапись, анализируют ее, выясняют, какие звуки можно услышать в лесу. По иллюстрации выясняют, как люди могут нарушить тишину в лесу. Делят звуки на группы: которые создают «музыку» леса и которые ее разрушают. В карточке подчеркивают названия звуков разноцветными карандашами. Высказывают предположения. Читают, анализируют, делятся информацией с соседом по парте. Смотрят видеофрагменты, получают подтверждение прочитанному. |
Физ. минутка | Предлагает детям «проиллюстрировать» движениями стихотворение, которое нужно прочитать шепотом, чтобы не нарушить тишину. Здравствуй лес, прекрасный лес Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвой Ночью темной, грозовой? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи! Ты же видишь, мы – свои! | «Иллюстрируют» стихотворение движениями, проговаривая его с учителем шепотом. |
«Открытие» новых знаний | Предлагает рассмотреть изображения детей и ответить на вопрос, чем они занимаются. Предлагает подумать, почему животные не боятся детей и позволяют понаблюдать за ними. Предлагает сделать вывод о том, что необходимо для наблюдения за природой. | Рассматривают изображения детей, выясняют, что дети наблюдают за природой. Предполагают, что животные не боятся детей, потому что дети не шумят и не пугают животных. Делают вывод о том, что для наблюдения за природой необходимо соблюдать тишину. |
Подведение итогов | Предлагает вспомнить, для чего необходимо соблюдать тишину в лесу. Предлагает посмотреть видеофрагмент | Вспоминают, что тишина в лесу необходима для того, чтобы можно было насладится звуками леса, чтобы не нарушить жизнь животных и для того, чтобы понаблюдать за природой. Из видеофрагмента узнают, сколько всего интересного можно узнать, наблюдая за природой. |
Рефлексия | Предлагает поразмышлять и выяснить смысл фразы: «Хочешь увидеть – стань невидим. Хочешь услышать – стань неслышим. Хочешь узнать – затаись». Предлагает записать в карточку слово – ответ на вопрос: «Что необходимо для того, чтобы не нарушить жизнь животных в лесу, чтобы не нарушить «музыку» леса, чтобы понаблюдать за природой» (Задание 5). | Размышляют, делают предположения. Записывают в карточку слово «Тишина». |
Домашнее задание | Предлагает придумать знак и нарисовать его в карточке, который бы запрещал шуметь в лесу, напоминая о дорожных знаках и на какие группы они делятся (Задание 6). |
Приложение 1.
Карточка с заданиями для учащихся
«Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?»
- Напиши, что или кто может жить в лесу.
______________________________________________________
______________________________________________________
- Дополни определение:
ЛЕС – это ________________, ____________________________ и __________________________, взаимосвязанные между собой и влияющие друг на друга.
- Подчеркни зеленым карандашом, какие звуки могут создавать «музыку леса», красным – которые ее нарушают.
Пение птиц, шум машин, плеск ручья, шум ветра, музыка, шум дождя, разговор людей.
- Напиши, что необходимо для того, чтобы не нарушить жизнь животных в лесу, чтобы понаблюдать за природой, чтобы послушать «музыку» леса.
______________________________________________________
- Придумай и изобрази знак, запрещающий шуметь в лесу.
Приложение 2.
Тексты для учащихся
… Дрозды очень болезненно относятся к появлению вблизи их гнезда человека. Потревоженные птицы нередко бросают гнездо, даже если яйца насиживали уже несколько дней. В каком-нибудь другом месте они построят новое гнездо, но в нем будет меньше яиц. А будущие птенцы уже никогда не вылупятся.
… Выбираясь из норы, мать-крольчиха закапывает вход, чтоб никто не потревожил маленьких крольчат. Возвращается она к дому очень осторожно, долго принюхиваясь и вслушиваясь в окружающие звуки: вдруг какой-нибудь хищник вышел на охоту? Почуя опасность, мать убежит подальше от норы, а вернется совсем не скоро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/20/picture-206819-1395270241.jpg)
Технологическая карта урока.Окружающий мир.2 класс "Начальная школа XXI века."Растения леса.Какие бывают растения?"
Технологическая карта урока по окружающему миру "Растения леса. Какие бывают растения?"2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Цель:- Познакомить детей с названиями групп растений (дер...
Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе по теме "На воде и в лесу" (Школа России).
Цели и задачи: Уточнить знания об основных правилах безопасного поведения на воде и в лесу;сформировать умение различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых;умение анализиров...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/16/picture-103885-1360993235.jpg)
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Деревья леса". УМК "Начальная школа XXI века"
Урок открытия нового знания...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/16/picture-709915-1447641542.jpg)
Технологическая карта урока Окружающий мир. 3 класс. Тема урока "Растения смешанного леса."
Используются элементы технологий. Информационно-коммуникацоонных, здоровьесберегающих, коммуникативных, проблемного обучения, стратегии технологии смыслового чтения.Предусмотрен сценарный вариан...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/13/picture-1375490-1683979895.jpg)
Технологическая карта урока окружающего мира : «В лесу и на воде» ( УМК " Школа России", 3 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира : «В лесу и на воде»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о правилах бе...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-1453733-1674976239.jpg)
Технологическая карта урока окружающего мира «Среди лесов. В широкой степи» (4 класс, УМК "Перспектива")
Тип урока: «открытия» новых знанийЦель урока: формирование у обучающихся представления о лесе и степи, как о природных зонах.Задачи урокаДидактические:1.познакомить обучающихся с понятием ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/25/picture-1452715-1674660591.jpg)
Технологическая карта урока Окружающего мира «Животные леса» (2 класс, УМК «Начальная школа XXI века»)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование условия для углубления и расширения представлений учащихся о животных леса их местах обитания и приспособленности к жизни в лесу...