Урок окружающего мира по теме "Кто такие насекомые?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок окуружающего мира по теме "Кто такие насекомые?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 391.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Кто такие насекомые?
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: создать условия для формирования у детей представления об отличительных особенностях строения насекомых и показать их многообразие и красоту.
Задачи урока:
- Образовательные:
- создать условия для формирования у детей представления о понятии «насекомое»;
- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, готовности следовать нормам природоохранного поведения;
- воспитывать умение слушать других.
Ожидаемые результаты.
В результате проведения урока обучающиеся смогут:
Предметные образовательные результаты:
- сравнивать части тела различных насекомых;
- приводить примеры насекомых;
- пользоваться признаком насекомых для определения принадлежности животного к данной группе;
- сочинять продолжение сказочной истории;
- работать в паре , используя представленную информацию для получения новых знаний;
Метапредметные образовательные результаты:
- регулятивные:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;
- осуществлять самопроверку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
- познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;
- выдвигать гипотезы и их обосновывать;
- коммуникативные:
- слушать собеседника и вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- понимать мотив учебной деятельности и личностного смысла учения;
- уважительно относиться к иному мнению.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах,.
I. Организационный момент.
Урок начинается с чтения следующих стихотворных строк:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера
-Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего дня. (Слайд 1)
II. Актуализация знаний, мотивация
На прошлом уроке мы узнали с вами много нового и интересного. Какая была тема предыдущего урока? («Что такое хвоинки?»)
– Предлагаю проверить ваши знания с помощью теста. Внимательно слушайте вопросы, а ответы выкладывайте с помощью цветных кружков.
а)тест
1. Как правильно назвать лист хвойного дерева?
а) колючка;
б) иголка;
в) хвоинка. (Презентация. Слайд 2)
2. Какое из хвойных деревьев сбрасывает листья на зиму?
а) сосна;
б) лиственница;
в) кедр. (Слайд 3)
3. Какое дерево не является хвойным?
а) лиственница;
б) черёмуха;
в) ель. (Слайд 4)
4. Какое дерево не является лиственным?
а) кедр;
б) берёза;
в) осина. (Слайд 5)
5. Это высокое хвойное дерево. У него длинные острые хвоинки.
а) сосна;
б) лиственница;
в) ель. (Слайд 6)
– Проверим ваши результаты.
(Критерии оценивания теста:
нет ошибок – зелёный сигнал светофора;
1-2 ошибки – желтый сигнал светофора;
3 ошибки и более – красный сигнал светофора.) (Слайд 7)
– Молодцы, кто не допустил ни одной ошибки. А что можно посоветовать тем, кто все-таки ошибся?
б) Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения).
– Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке. Здесь живут наши друзья, узнайте их. (Включается запись звуков пчёл на лугу.) (Слайд 8)
– Кто это?
– Как одним словом можно назвать этих животных? (Насекомые.)
- О каких животных мы сегодня будем говорить на уроке ( О насекомых)
( Откройте учебники на стр 32 -33)
-Что нам необходимо узнать? ( Узнать, каких животных мы называем насекомыми)
Чему мы будем учиться? ( Будем учиться определять насекомых)
А учиться с нами сегодня будет наш друг. Отгадайте кто он
Трудится с утра до ночи,
Строит дом высокий очень.
Муравейник – тёплый дом,
Миллионы комнат в нём.
Строит кто? Скажи скорей!
Это крошка – … (муравей.)
Муравей обращается к нам
-Ребята, я встретил по дороге Мудрую Черепаху, и она мне сказала, что я насекомое. А кто такие насекомые? (Слайд 9)
Физминутка
«Стрекоза»
Утром стрекоза проснулась, (потерли кулачками глаза)
Потянулась, улыбнулась. (руки вверх, потянулись)
Раз – росой она умылась, (потерли ладонями щеки)
Два – изящно покружилась, (покружились на месте)
Три – нагнулась и присела (присели)
На четыре – полетела. (помахали руками вверх-вниз)
У реки остановилась, (легкий бег на месте)
Над водою закружилась (присели) ( Слайд 10)
III. Работа по теме.
(направлена на сохранение интереса при получении новой информации, постепенное продвижение от «старого» к «новому»)
Исследовательская работа .
1) Определение признаков насекомых.
– Посмотрите внимательно на слайд и назовите животных, которые на нём изображены. (Пчела, стрекоза, муравей.) ( Слайд 11)
-Какие одинаковые части есть у всех этих животных? (Признаки рассматриваются по мере определения их детьми. По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.)
Крылья, усики, три части тела, 6 ног
– Значит, насекомые – это те животные, которые имеют крылья, усики, три части тела, 6 ног. Только ли насекомые имеют такие признаки. Давайте проверим наши предположения – гипотезы. Нам нужно выделить самый главный признак, по которому можно определить насекомое.
2) Исследование первой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют крылья». (Слайд 12)
«Крылья»
– Как вы думаете, зачем насекомым крылья?
Крылья насекомые используют в основном для полёта. У большинства насекомых по четыре крыла, но некоторые отряды имеют лишь пару крыльев (комары, мухи). Всем известно, что многие насекомые могут издавать звуки: одни жужжат, другие скрипят, свистят и даже поют...Очень многие насекомые умеют "разговаривать" крыльями, вибрируя ими с разной частотой. Например:
– бабочка махаон совершает 5-6 взмахов в секунду;
– майский жук жужжит, совершая 45-50 взмахов крыльями в секунду;
– божьи коровки в полете взмахивают крыльями до 100 раз в секунду;
– пчелы работают крыльями еще активнее – до 450 взмахов в секунду. Рекордсменами по "скороговорению крыльями" по праву считают комаров – 500-600, а у некоторых – до 1000 взмахов в секунду. При такой частоте издаваемый звук становится неприятным для нашего уха. (рассказывает 1 ученик) ( Слайд 13)
– Но только ли у насекомых есть крылья?
– Значит, данный признак нельзя считать главным
3) Исследование второй гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют усики». ( Слайд 14)
«Усики»
– Ваши предположения, зачем насекомым усики?
Усики у насекомого – это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые насекомые ощупывают усиками, как мы пальцами, окружающие предметы.
– Только ли у насекомых есть усики?
– Значит, и этот признак нельзя считать главным.
4) Исследование третьей гипотезы: «Насекомые – это те, чьё тело состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка». (Слайд 15)
«Тело состоит из частей: голова, грудь, брюшко».
– Но только ли у насекомых тело разделено на такие части? У ракообразных и паукообразных голова и грудь соединены между собой, есть и брюшко.
5) Исследование четвёртой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют три пары ног». ( Слайд 16)
«6 ног»
– У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например:
– у пчелы на передних конечностях имеются специальные корзиночки, в которые они складывают пыльцу;
кузнечики совершают мощные прыжки, спасаясь от врага.
– Есть ли ещё животные с тремя парами ног? Значит, это главный признак насекомых?
– Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? (Наличием трёх пар ног.)
Прочитаем определение в учебнике на стр 33
Самостоятельна работа в парах с проверкой по эталону ( Слайд 17)
( Дети выполняют задания в парах с применением новых знаний о насекомых, их проверку по ЭТАЛОНУ.)
– А теперь я предлагаю вам проверить свои знания по данной теме в парах. Вы должны найти на карточках животных, которые не относятся к насекомым и зачеркнуть их. (Дети выполняют задание.) (Приложение 2)
– Проверим результат вашей работы. (Пары высказывают свою точку зрения, а затем сверяют свою работу с эталоном.) (Слайд 18)
А нужны ли насекомые в природе?
Сказка «Спор животных»
Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых.
Медведь говорит: «Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчёл, мой мёд воруют. Давайте оставим только пчёл и бабочек».
А лягушки и птицы отвечают: «Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми».
Решили тогда животные …
– Продолжите сказку. Что решили животные?
Вывод: «Насекомые все нужны».
– Как человек должен относиться к насекомым?
– А сейчас, ребята, я покажу условные знаки, а вы догадайтесь, что они обозначают? (Учитель показывает условные знаки: «Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых», «Не уничтожай насекомых», «Не разоряй муравейники»
Вернемся к нашим вопросам
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1.Что мы делали сегодня на уроке?
2. Мы ответили на вопрос : Кто такие насекомые?
3.Как мы узнали новое?( Мы наблюдали , анализировали, отвечали на вопросы).
Давайте ответим на вопрос муравья . Является ли он насекомым?
-Какой же главный признак насекомых? ( Насекомые имеют 3 пары ног)
Да муравей –это насекомое.
( На доске выставляются карточки)
Три пары ног | Усики Тело разделено на 3 части Крылья | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира. Тема "Кто такие насекомые"
Урок окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема "Кто такие насекомые"....
Презентация к уроку окружающего мира 3 класс"Такие разные грибы".
Презентация "Такие разные грибы"....
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Что такое деньги?». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Что такое деньги?»Цели урока: дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег; выявить требования, которые предъявляются к деньгам; р...
Конспект урока окружающего мира. Тема: Что такое Бенилюкс
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со странами Бенилюкса, экономикой этих стран; развивитие кругозора учащихся, их познавательного интереса.Планируемые результаты: Предметные:- знать...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Что такое деньги?"(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.Задачи урокаДидактические:Познакомить с опре...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Такие разные праздники", 4 кл., УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о праздниках в России, их различиях и особенностях.Задачи урокаДидактические:Познакомить с праздниками, которые отмечают ...