Конспект урока. Тема "Во времена Древней Руси" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Шабанова Татьяна Сергеевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Окружающего мира

Выполнила студентка 41 гр.

Ф.И. Шабанова Т.

Проверил: Согрина Е.Г.

Отметка:_______________

Дата: 28.02.18

Челябинск, 2018

Предмет: окружающий мир

Класс: 4 Д

Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Цель урока: формировать у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян, их вероисповедания

Планируемые результаты:

• Предметные

- развивать устную речь учащихся, воображение, фантазию, умение работать с картой

- понимать причины необходимости введения новой религии в древнее общество.

• Личностные

- воспитывать любовь к истории

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир», Школа России, 4 класс, 2 часть, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал: карточки опросники

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: приветствие

2 мин

Урок я хочу начать со стихотворения Николая Михайловича Языкова:

Мой друг! Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая.

Прохладней летний ветерок,

Душистее цветы. Там холмы зеленее,

Там сладостней журчит поток.

Там соловей поёт звучнее….                          

Приветствовать учителя

Р: принимать и сохранять уч. задачу.

II. Актуализация к деятельности и мотивация

Практический: тестирование

Словесный: беседа

5 мин.

Проверочное тестирование:

Вариант 1

1.        Русские, украинцы и белорусы произошли от :

а.        Восточных славян;

б.        Западных славян;

в.        Южных славян;

2.        Древние славяне жили:

а.        Семьями;

б.        В одиночку;

в.        Племенами

3.        Посуду делали древнее славяне из:

а.        Глины;

б.        Метала;

в.        Дерева;

4.        Богом грома и молнии у древних славян был:

а.        Зевс;

б.        Перун;

в.        Марс;
Вариант 2

1.        Древние  славяне  жили:

а.        Семьями;

б.        В одиночку;

в.        Племенами;

2.        Поселение древних славян раскинулось:

а.        В западной части Европы;

б.        В восточной части Европы;

в.        В центральной Европе.

3.        Свои дома славяне строили:

а.        Из камня;

б.        Из кирпича;

в.        Из столбов деревьев;

4.        Праздник Ивана Купала:

а.        В честь воды;

б.        В честь Солнца;

в.        В честь Земли;

Вариант 3        

1.        Русские, украинцы и белорусы произошли от :        

а.        Восточных славян;

б.        Западных славян;

в.        Южных славян;

2.        Древние славяне жили:

а.        Семьями;

б.        В одиночку;

в.        Племенами;

3.        Посуду делали древнее славяне из:

а.        Глины;

б.        Метала;

в.        Дерева;

4.        Свои дома славяне строили:    

а.        Из камня;

б.        Из кирпича;

в.        Из столбов деревьев;

5.        Праздник Ивана Купала:

а.        В честь воды;

б.        В честь Солнца;

в.        В честь Земли;

6.        Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

а.        Земледелием;

б.        Бортничеством;

в.        Рыболовством;

Ответы на слайде

Правления у славян не было такого, как теперь у нас. В каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на вече и решали дела сообща. Только в последствие стали управлять князья. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё* ссоры да ; драки. Некоторые племена решили на вече себе князя выбрать не из своих. А из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море послы. Три варяго-русских князя Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началась в 862 г. Русское государство. От имени первых князей оно и называлось Русью.

Поэты всех поколений писали о своей любви к России и гордились принадлежностью к русскому народу. Кто является предками русского, украинского и белорусского народов? (восточные славяне).

О каком временном периоде в жизни восточных славян  мы говорили на прошлом уроке

(5 в. нашей эры).

Отвечать на вопросы.

Анализировать.

Л:мотивировать к новому

учебному материалу.

III. Постановка учебной задачи

Определение темы и целей урока

Практический: Работа с картой.

5 мин

Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке? (ответы детей)

Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру.

Тема урока «Во времена Древней Руси. Крещение Руси».

Время шло. Славянские племена стали объединяться. На Руси появляются города: Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Ростов,  и концу 9 в. на карте восточной Европы появилось государство  - Киевская Русь, к середине 11 в. Русь занимала пространство от Балтийского моря до Черного.

Рассмотрите карту  на стр.41 учебника. Каким цветом выделена территория древней Руси  в конце 9 века? (светло-зеленым) А в середине 11 в.? (светло-зеленый + темно-зеленый) Сравните эти территории по размеру (стала больше, увеличилась).

Как вы думаете, почему территория увеличилась? (славянские племена объединялись, князья завоевывали земли).

Покажите  реку Днепр, город Киев – столицу Древней Руси.

Формулировать тему

Отвечать на вопросы.

Обсуждать города на примере карты

К: формулировать ответы;

П: построить реч. высказываний;

К: целеполагать;

Л: мотивировать

П: дополнять и расширять

знания;

Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

IV. Открытие нового знания

Практический: задание в рабочей тетради

Работа в парах

10 мин

Работа с учебником.

Прочитайте текст на стр. 40-42 с пометками.

О чем вы можете сказать, что знали, но забыли, и текст восстановил ваши знания?

Какая информация явилась для вас новой?

О чем бы вы хотели узнать больше?

Работа в парах:

Карточки:

Главой Руси был ……(великий князь)

Его советники………(бояре – крупные землевладельцы, принадлежащий к высшему слою господствующего класса)

Его опора и поддержка…..(дружина)

Каким другим словом вы бы могли заменить слово «дружина»? (войско, армия)

Назовите русского князя, который   особенно прославился своими военными подвигами? (Олег)

Вспомните литературный источник, из которого мы узнали о князе Олеге? (из летописей, мы знакомились с отрывком  из «Летописи временных лет», автором которой является монах Нестор) – показ репродукции картины В.М. Васнецова «Монах Нестор»

Беседа о русском князе Владимире Красное Солнышко.

Летописи рассказали и о другом славном русском князе – Владимире. Давно он княжил на Руси – тысяча лет прошла с тех пор, а люди до сих пор помнят его. (Репродукция иконы Святого Владимира) У русского народа в обычае  было давать своим правителям прозвища. Владимира прозвали Красным Солнышком.

Как вы думаете, за что могли дать такое прозвище? (ответы детей)

Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Большим государством трудно управлять, но еще труднее его защищать. По приказу князя Владимира на южной границе были построены крепости, а от крепостей до самого Киева – сигнальные башни.

О времени княжения Владимира Красное Солнышко сложено много былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Читать текст учебника

Формулировать мысли

Работать в парах

Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя;

К.: работать в коллективе

V. Динамическая пауза

2 мин

Видеофрагмент

Выполнять движения

VI. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа

10 мин

Показ репродукции картины «Три богатыря» Виктора Михайловича Васнецова.

С 1880 года создавал Васнецов произведения на темы отечественной истории, русских былин и сказок, которые принесли ему широкую популярность.

Одна из самых известных картин В.М. Васнецова – «Богатыри». На картине изображены три богатыря – воплощающий силу и мужество Илья Муромец, отважный и честный Добрыня Никитич, сметливый Алёша Попович. В центре на черном коне сидит Илья Муромец. Богатырь зорко всматривается вдаль из-под поднесенной ко лбу руки: нет ли где врагов-кочевников. Слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Правая рука уже вынимает меч из ножен, и конь его вот-вот понесет в бой. У Алеши Поповича стрела всегда наготове.

За спинами богатырей – Русская земля,  степь, дремучие леса, низкое небо – это величавый образ Руси. Герои полны решимости не пропустить врага.

Когда смотришь на богатырей, то охотно веришь, что нет такой страшной силы, которую бы не одолели русские витязи.

ильная дружина была у князя Владимира, но не в этом главная заслуга  его. В историю Владимир вошел  как креститель Руси, он ввел на Руси новую религию – христианство.

Как вы понимаете слово крещение?

Период правления князя Владимира можно разделить на II этапа: языческий и христианский. О языческой вере славян вы рассказали в начале урока. Единства в верованиях не было. Каждое славянское племя могло поклоняться своим богам.  Славяне создавали идолов, деревянные изображения. Чтобы задобрить сердитого бога или чтобы заручиться его милостью, ему приносили жертвы, иногда, в важных случаях, на заклание приводили живых людей. Владимир вначале тоже усердно служил языческим богам, ставил идолов, приносил им жертвы. Но чем больше смотрел князь на деревянных божков, тем чаще сомневался в их силе. Нужна была идея, которая бы объединила людей нового государства. Именно поэтому Владимир пришел к мысли о единой вере.

Внимательно слушать монолог учительно

Выделять важную информацию

П: дополнять и расширять

знания;

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический : работа по рабочей тетради

5 мин

Работа в рабочей тетради

Выполните задания № 2 и 4, на стр 16, а на стр 17 под № 5 обведите на ленте времени год Крещения Руси (988 г.)

Работать по заданию

Работать по рабочей тетради
выполнять самопроверку

П: построить усн. высказываний;

VIII. Рефлексия деятельности

2 мин

Давайте подведем итоги урока.

Что такое крещение? (обряд, с помощью которого человека приобщают к христианской церкви)

С какой целью Владимир крестил Русь? (В Европе в те времена эта религия была распространена в большинстве стран, и если Русь станет христианской, гораздо удобнее станет договариваться с соседними странами)

Легко ли принял народ новую веру? (Новая вера прижилась не сразу. Некоторые обычаи и празднества сохранились до наших дней – масленица, колядование, день Ивана Купалы)

В чем отличие христианства от язычества? (Язычники поклонялись многим богам, приносили жертвы богам, иногда человеческие. Новая вера учила думать не только о своем благе, но и благе ближнего, сплачивала людей)

Анализировать свою деятельность

 

Отвечать на вопросы

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма "Время суток" 2 класс

Специальная(коррекциоггая) школа 8 вида....

Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока. Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)

Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России»Тема урока.Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)Цели: Уточнение и формирование  представлений: «раньше», «позже», «...

Конспект урока Скорость,время,расстояние з класс

Урок обобщения и системетизации знаний...

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете  самостоятельная работа учеников, направленная на разв...

Конспект урока окружающего мира для 4 класса "Школа России, "Во времена Древней Руси"

Конспект урока по программе "Школа России" для учащихся 4 класса по теме "Во времена Древней Руси"....