Конспект урока. Тема: "Государственный бюджет" 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Батанова Екатерина Леонидовна

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Государственный бюджет" 3 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennyy_byudzhet.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Окружающего мира

Выполнила студентка 41 гр.

Батанова Екатерина

Проверил:

Катунькина Ю.М.

Отметка:

Дата:

Челябинск, 2018

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Тема урока: «Государственный бюджет»

Цели урока:Познакомить учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны.        

Планируемые результаты:

  • Предметные: усвоить понятия «бюджет», «налоги», «доходы и расходы».
  • Личностные: расширять кругозор, воспитывать бережное отношение к природе, проявлять учебно-познавательный интерес к новому  материалу по окружающему миру; понимать причины успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализе и самоконтроле результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.


Тип урока:открытие нового знания

Оборудование:Окружающий мир: 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа.

1 мин.

Приветствие.

Сейчас у нас урок окружающего мира. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, ручка.

Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.

Приветствовать учителя, проверять готовность к уроку.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа.

3 мин

Выполнение кроссворда.

На прошлом уроке вы изучали тему «Деньги». Давайте проверим, что вы запомнили.

1. Как называется прямой обмен одних товаров на другие? 2. Название бумажных денег. 3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. 4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь. 5. ... товара указывает, на какое количество денег его можно обменять. 6. Деньги за труд – это заработная...

Ответы: 1. Бартер. 2. Купюры. 3. Деньги. 4. Сбережения. 5. Цена. 6. Плата.

– Молодцы! Вы тоже сегодня за свой труд будете получать плату в виде вот таких денег (учитель показывает фишки). И первую зарплату получают те, кто правильно ответил на вопросы.

Отвечать на вопросы по материалам прошлых уроков.

К: участвовать в учебном диалоге; формулироватьответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа.

Практический: работа у доски.

2 мин.

Самоопределение к учебной деятельности.

- Ребята, а вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»?

- А что обозначает это слово?

- Что нужно сделать, чтобы узнать значение слова?(Обратиться к словарю.)

- Верно. А как вы думаете, слово бюджет – русское или пришло из другого языка? Какой словарь мы должны посмотреть?

(Словарь иностранных слов.)

Тексты слайдов появляются на доске.

-  Действительно, это слово пришло к нам из английского языка и обозначает...

 (читают слайд ). «Денежная сумка».

- Теперь давайте заглянем в Толковый словарь русского языка и посмотрим там значение данного слова.

 (читают слайд ). «План, в котором учитываются денежные доходы и расходы за определенный период времени (месяц, год)».

– Итак, бюджет – это план доходов и расходов. В экономике принято различать два вида бюджета: государственный и семейный.

Сделайте предположение, с каким из этих бюджетов мы сегодня познакомимся. Почему?

- Верно, с государственным, потому что все наши семьи живут в государстве и зависят от государства.

- Тема нашего урока – «Государственный бюджет». На этом уроке мы с вами выясним, что обозначают понятия «доходы и расходы бюджета», для того чтобы на следующем уроке вы смогли эти знания применить уже к теме «Семейный бюджет».

Работать в парах.

Классифицировать.

Отвечать на вопросы.
Формулировать тему и цель урока.

К:участвовать в учебном диалоге; формулироватьответы и выводы; строить речевые высказывания.

Р.: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа.

Практический: работа с учебником.

Словесный: беседа.

15мин.

Беседа.

Итак, мы выяснили, что бюджет – это...(План доходов и расходов).

У. Чтобы понять, что обозначают понятия «доходы и расходы бюджета», предлагаю вам провести небольшое исследование.

Часть 1. «Доходы бюджета»

К доске вызывается 3 ребенка. Им выдается по карточке. (1. Зарплата за февраль. 2. Выигрыш в лотерею. 3. Прибыль от продажи конфет).

 - Дима получил зарплату за январь. Александра выиграла в лотерею 10 тысяч рублей. Влад – директор кондитерской фабрики и он получил большую прибыль от продажи конфет.

Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Оторвитекусочек от карточки ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось? (У нас получилось две части).

- Давайте представим, что я – это наше государство, а сумка(показать сумку) – это государственный бюджет. Соответственно, вы – граждане государства, которые получили доходы или прибыль.

- Большую часть оставьте себе, а меньшую положите мне в сумку. -Итак, какую часть вы вернули мне: большую или меньшую? (Меньшую).

-Кто заметил, как называется та часть вашего дохода, которую вы вернули государству? (налог).

- Молодцы! Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий. Как вы думаете, налоги платят добровольно, по желанию или по принуждению? Почему?

- Верно. Налоги – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству. Подумайте, как можно назвать человека, который платит налоги.

(Налогоплательщик.)

Молодцы! Вы ничего необычного в этом слове не замечаете?

- Слово налогоплательщик состоит из двух слов. Это сложное слово.

- Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть те, кто проверяет, правильно ли налоги начислены и все ли заплатили налоги. Слышали ли вы, как называют этих людей?

(Налоговые инспекторы).

Замечательно! Закончите мою мысль: доходы государства – это...

(Налоги с граждан и предприятий).

-  Итак, налоги поступили в бюджет.

Как вы думаете, что потом происходит с этими деньгами?

(Потом их расходуют).

Абсолютно верно – теперь нужно деньги, поступившие в бюджет, израсходовать.

Отвечать на вопросы.  

Читать текст учебника.

Отвечать на вопросы.  

П: дополнять и расширять знания.

П:извлекать необходимую информацию из собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Р:

Осмыслять учебный материал; действать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

К: формулировать ответы;

Физкультминутка

- Давайте сделаем перерыв и проведём динамическую минутку:

Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся под музыку, вставайте и повторяйте движения за мной.

Выполнять упражнения.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа в группе.

Практический: работа с учебником.

10 мин.

Часть вторая нашего исследования – «Расходы бюджета». 

- У государства, ребята, очень много важных и необходимых расходов. Существуют такие сферы народного хозяйства, которые сами денег не зарабатывают, то есть не производят никаких товаров, а в деньгах очень нуждаются. И государство тоже очень нуждается в этих сферах. Давайте вместе выясним, что это за сферы. (Стр….)
- Давайте рассмотрим таблицу

- Откройте тетради на и найдите задание 2. Приведите примеры профессий людей, которые получают зарплату из бюджета.(Учителя, воспитатели и т.д.)

- Итак, в государственном бюджете есть определенная сумма (отрезанные части карточек). Давайте определим, как мы ее будем расходовать.(Называют куда мы можем израсходовать бюджет)

- Сколько мы израсходовали?(Все.)

- Значит, в нашем бюджете доходы...(Равны расходам.)

- А теперь подведем небольшой итог. Скажите, какая ситуация допустима для бюджета страны?

( Доходы больше расходов, доходы равны расходам.)

Работать в паре.

Анализировать.

Отвечать на вопросы.  

К: формулировать ответы;

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: работа в печатной тетради.

4 мин.

В рабочей тетради выполним задание 1. (фронтально)

- Мы повторили все необходимые знания для написания самостоятельной работы. Ответьте на вопросы письменно.

1. Что обозначает слово бюджет в переводе с английского языка?

2. Как называются установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству?

3. Как называют человека, который платит налоги?

4. Кто контролирует начисление и уплату налогов?

5. Как называют деньги, которые поступают в бюджет?

6. Как называют деньги, которые тратят из бюджета?

7. На какие сферы государство расходует деньги?

8. Какой бюджет считается лучшим?

9. Как называется план доходов и расходов?

Самостоятельно работать в тетрадях.

П.: искать и извлекать информацию

Р.:

Применять освоенные способы действия.

VII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный: беседа.

Словесный: устная рефлексия.

2 мин.

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке?

Какую цель перед собой поставили?

Что было сложное в работе? С чем справились легко? Что получилось? Не получилось? Что вам понравилось?

Кто получил «зарплату» сосчитайте, сколько у вас денег. Те кто заработали больше всех – получают оценку за работу на уроке.

Домашнее задание:

Р.т с 46-47

Отвечать на вопросы.

Производить рефлексию.

Оценивать свою работу на уроке.

Л.: самооценка на основе критерия успешности.

П.: рефлексия. Контроль и самооценка.

Зарплата за февраль

Выигрыш в лотерею

Прибыль от продажи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии в 1 классе УМК "Россия" Тема урока: "Ромашковое поле"

Материал содержит конспект урока технологии в 1 классе по теме "Ромашковое поле"....

Конспект урока по математике, 3 класс, Школа России, Умножение и деление на 6, урок-сказка

Даннай материал предназначен для закрепления знания таблицы умножения и деления на 6. Урок представлен в игровой сказочной форме. Выполнен для использования в 3 классе по УМК "Школа России". Содержит ...

Конспект урока изобразительного искусства (2 класс) Школа России. Тема "Пропорции выражают характер" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия «пропорция»; формирование умения сравнивать пропорции разных животных; воспитание умения восхищаться красотой природы.Планируемые результаты...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России».

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России»....