- Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: Если мы закроем глаза , то ничего не увидим. Ничего и раньше не было кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. (открыли глаза) Это – Земля. - Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно. Люди, к сожалению, сами загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву, продукты питания.
Ученица: -Вчера дома я услышала от родителей такой разговор. Мама: -Ох, какая сегодня плохая экология, от неё у меня разболелась голова! Папа: -Да уж, экология у нас совсем плохая, вон и в газетах про неё пишут, и в телевизоре показывают. Надо её исправлять. Ученица: -Кто такая экология? -Что она сделала? -Тема нашего урока звучит так: «Экологическая безопасность». - Запишите в свои рабочие листы. - А кто знает что такое «экология»? (Наука о нашем общем доме, об окружающей среде) - А что мы называем «окружающей средой»? (То, что нас окружает: вода, почва, воздух) - Сегодня на уроке мы будем не простыми учениками, а учеными-экологами. В конце урока у вас появится документ, который сообщит, как вы работали на уроке. - Кто из вас знает, а чем занимается эколог? - Да, это очень важная современная профессия. Эколог пытается помочь людям разобраться в том, как понимать друг друга природе и людям, как научиться жить в сотрудничестве. - Мы узнаем, что такое «цепь загрязнения», «экологическая безопасность», «бытовой фильтр» и в каком будущем вы хотите жить. Наша планета добра к нам . Она помогает нам жить. А как мы , люди, относимся к ней? Бережём ли мы её? Давайте посмотрим на фотографии Шарика, которые он сделал фоторужьём. Назовите номера тех фотографий, на которых человек наносит непоправимый вред природе, здоровью людей. - Промышленные предприятия, которые выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ, сбрасывают в реки вредные отходы, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора, несознательные люди бросают его куда попало. Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества. Человек может своими поступками как сберечь природу, так и погубить её . К сожалению, людям для развития науки, техники все больше требуется угля, нефти, древесины. Для выпуска качественной новой продукции новые - фабрики и заводы. Для улучшения жизни – зоны отдыха, санатории, аквапарки. На доске нарисуйте, какая жизнь вам нравится? Можно ли при этом оставаться здоровым? Что поможет сохранить здоровье? Дети высказывают своё мнение. - Каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Послушайте рассказ и давайте создадим схему загрязнения окружающей среды. Как происходит загрязнение окружающей среды? Собрались на небе тучи , и пролился на сухую землю летний дождик. Как хорошо! Листья умоются, трава зазеленеет, земля напьётся, да и человеку угодить под прохладный дождичек – одно удовольствие. А что вымокнет – не беда: высохнет рубашка. Она и высохла. Глянул на неё хозяин – глазам не поверил: была новой и целой, а стала как решето – вся в мелких дырочках. Глядит на деревья – листья пожелтели, трава пожухла. Вот так дождик. Страшный дождик , опасный и ядовитый. А почему? Один завод дымит, два завода дымят, сто заводов дымят. Дымят оттого, что в топках горят уголь и нефть, а в них обязательно есть сера , которая попадает в воздух. Получается едкая серная кислота. Вот тебе и ядовитый дождик. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют цепью загрязнения. Цепь загрязнения - загрязнение атмосферы – кислотные дожди- загрязнение почвы - загрязнение растений- загрязнённые продукты питания- болезни человека - Да, природа переживает сегодня немалые потрясения. Все чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа. В природе все труднее бороться с десятками тысяч тонн вредных веществ. - А откуда поступают вредные вещества? (Заводы, сточные воды, химические удобрения на полях, выхлопные газы) - Куда же поступают вредные вещества? (В воду, воздух, почву) - А что же дальше? () (Ядовитый дым загрязняет воздух, выпадают кислотные дожди, почва впитывает влагу, растения и животные питаются загрязненной травой, кормами. И в результате вредные вещества попадают в продукты питания). - И не трудно догадаться, кто же пострадает? (Человек) - Рассмотрим схему и восстановим её в рабочих листах. - Как же движутся загрязненные вещества в природе? (По цепочке) - Этот процесс мы будем называть цепью загрязнения. - В учебнике на с. 29 рассмотрите рисунки. Обсудите парами и расскажите, как движутся загрязненные вещества по цепочке? Вывод: - Каким образом это отразиться на человеке? (Влияет на здоровье. Ну, а если человеку грозит опасность, он вынужден защищаться.) - От чего? (От воздействия окружающей среды). Экологическая безопасность. - Мы должны научиться соблюдать экологическую безопасность. - Что означает этот термин? - Прочитайте определение в учебнике на с. 32. - Запишите в свой рабочий лист. Наше общество старается защититься, не загрязнять окружающую среду, но пока эту задачу полностью решить не удается. Поэтому мы с вами попытаемся разработать правила экологической безопасности для того, чтобы выполняя их , мы смогли сберечь свое здоровье(памятки вклеиваем в экологические листы) - -Как происходит загрязнение воздуха? - Ежегодно в атмосферу Земли выбрасываются сотни тонн вредных веществ, которые никуда не исчезают. Потому мы ими дышим. Наибольшее количество вредных веществ выбрасывается в воздух с выхлопными газами автомобилей. К тому же много курящих людей, которые отравляют свой организм и организм рядом живущих людей. - Что нужно делать человеку, чтобы уберечь своё здоровье? - Как же защититься от грязного воздуха?
1. Выбирайте дорогу, где больше зелени. 2. Не останавливайся около машины с работающим двигателем. 3. Не играй около места, где много машин. 4. Проси, чтобы взрослые не курили в квартире. 5. Разводи цветы, сажай деревья. 6. Не оставайся в гараже, где работает двигатель машины. 7. Если в твоём селе есть предприятие с вредным производством, необходимо о нём знать, чтобы предвидеть аварии. (работа с интерактивной доской – подумайте и выберите из галереи представителей животного мира, кому нужен для жизни чистый воздух) - Как же защититься от загрязненной воды?
1. Не купаться в загрязненных водоемах или около промышленных стоков. 2. Не пить в водоемах воду. 3. Не пить воду из-под крана. 4. Очищайте воду при помощи фильтра, если их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток. 5.Более надёжное средство- вымораживание. Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру, когда вода начнёт замерзать, сними верхнюю корочку, слей оставшуюся воду. Когда лёд растает ,у тебя появится чистая и полезная вода. - Да, ребята, состояние питьевой воды в России ужасающе. Лишь 1 % вод из рек, озёр и родников можно употреблять в пищу. Остальные 99 % вод очень опасны для здоровья, и могут вызвать много заболеваний. В наши дома поступает, конечно, очищенная вода, но совсем чистой ее не назовешь. На станциях очистки ее обрабатывают специальным веществом – хлором, для того, чтобы уничтожить опасные бактерии. Но хлор вреден и для человека. Поэтому нам надо научиться очищать воду с помощью бытового фильтра. В крупных городах уже стали продавать в магазинах воду в бутылках, потому что из кранов в квартиры бежит не совсем чистая вода, некоторое количество вредных веществ в ней остаётся, и люди боятся её пить. Но стоит такая вода дорого. Не каждый может её покупать каждый день. - Кто из вас умеет очищать воду? - У меня на столе есть различные предметы. Выбери из них самые необходимые для очищения воды и проведи эксперимент. - Молодец, ты почти правильно очистил воду. Можно ещё так: 1) Возьмём воронку, чистую банку. В воронку положим марлю в 4 слоя. Можно между марлей положить вату. Сверху можно положить несколько таблеток активированного угля. 2) Смешаем небольшое количество воды, например, с почвой и выльем в воронку. 3) Мы видим, что в наш сосуд бежит чистая вода. - Ребята, а как вы поступите в походе, когда закончится чистая вода? Как же защититься от некачественных продуктов питания? Прочитайте правила (с.35). -Приклейте памятку в документ. 1. Не собирай грибы и ягоды около автомобильных дорог, свалок, заводов. 2. Всегда мой овощи и фрукты в кипячёной воде. 3. Не ешь рыбу , выловленную из загрязнённой реки. 4. Ешь экологически чистые продукты. 5.Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения.
|