Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Трудные времена на русской земле» УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Трудные времена на русской земле»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12.03.2018.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока истории
Тема урока: «Трудные времена на русской земле»
Тип урока: Усвоение новых знаний и способов действий
Цели:
- получить представление о трудных временах в Древней Руси;
- формировать представление о военном деле на Руси.
Планируемые результаты:
Предметные
- умение работать с учебником;
- развитие кругозора, интереса к истории;
- формирование представления о Древней Руси.
Личностные:
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- вызвать интерес к теме урока;
- освоение социальной роли обучения
Понятия: Дань, Хан, Золотая Орда
Оборудование; Учебник «Окружающий мир» Школа России- 4 класс II часть; презентация
Этап урока. Методы и приёмы | Хроно-метраж | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Этап самоопределения к деятельности | 2 мин. | - Прозвенел звонок. - Красиво встали, выпрямили спинки. - Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть! - А сейчас, тихонечко сядут те, кто настроился на урок, готов внимательно слушать и активно работать. | Словесный метод: -приветствие класса
| - приветствовать учителя
| Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
II.Актуализация знаний и умений | 3 мин. | - Для того чтобы узнать тему нашего урока, вы должны ответить на вопросы и каждый ответ записать.
- Какое ключевое слово получилось? - Как вы понимаете это слово? (нашествие) как можно другими словами сказать – что такое нашествие? - Посмотрим как это слово объясняется в словаре. - Молодцы | Словесный метод: повторение пройденного материала Практический метод: проведение опроса по прошлой теме урока | -слушать -вспоминать информацию прошлого урока -отвечать на вопросы | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания. |
III. Постановка учебной задачи | 7 мин. | - Давайте послушаем стихотворение «Русь», которое написал известный поэт Иван Саввич Никитин. Под большим шатром Голубых небес – Вижу даль полей зеленеется. Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной развернулася! И во всех концах света белого Про тебя идет слава громкая. Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову! - Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке? (О нашествии на Русь) - Сегодня мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества, узнаем, как Русь отстаивала свою независимость. - В лето 1223 года в небе появилась комета. Она настолько близко пролетала от Земли, что хвост её, озаряя небо, хорошо был виден даже днём. Поскольку в те времена научного объяснения этого явления не существовало, люди приняли комету за дурной знак, предвещающий беду и горе. И многие люди связывали появление кометы с трагическими событиями на Руси. - И действительно, вскоре на Руси настали трудные времена. | Практический метод: работа со стихотворением | -слушать -анализировать стихотворение -отвечать на вопросы | Р.: осмысляют учебный материал; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. |
IV. Открытие нового | 10 мин. | - А сейчас я вам расскажу про трудные времена на Русской земле. Но перед этим я вам раздам карточки с текстом. В этом тексте пропущены некоторые слова и словосочетания. Ваша задача следить за моим рассказом и вставлять пропуски. К середине ХII века Древняя Русь распалась на отдельные княжества. Князья хотели быть самостоятельными и никому не подчинялись. В ХIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники – монголы. Поход на Русь возглавил хан Батый. Первым русским городом на пути оказалась Рязань. В феврале 1238 года полчища Батыя осадили, а затем сожгли Владимир. Тогда же захватчики разгромили и другие города. Батыю открылась дорога на богатый Новгород. Однако он повернул назад. На обратном пути в южные степи Батыева рать семь недель провела под небольшим городом Козельском, жители которого стойко и упорно сопротивлялись. Монголы прозвали Козельск злым городом. Такая же печальная участь ожидала и Киев. В 1238 году он был захвачен и разрушен. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде – так стало называться государство монголов. Отныне Руси пришлось выплачивать дань Орде. Князья должны были ездить к хану – правителю Золотой Орды – за разрешением на владение княжеством. В борьбе с Русью силы монголов ослабили. Подчинить себе всю Европу они не смогли. Итак, что вы узнали нового? Какие слова были пропущены? Хорошо, теперь проверим как внимательно вы слушали и следили за текстом. На экране записаны слова. Вы должны объяснить значение этих слов.
| Словесный метод: - рассказ учителя Практический метод: работа понятиями | -слушать -объяснять значение понятий -работать со словарём | Р.: контроль, коррекция, оценка. |
V. Динамическая пауза | 1 мин | - Вижу, что вы немного подустали, давайте немного отдохнём. | Практический метод: показ видеоролика | -выполнять упражнения | |
VI. Первичное закрепление | 7 мин. | - А сейчас ответьте мне на вопросы по изученному материалу:
-Молодцы, хорошо слушали материал. | Практический метод: работа над вопросами | -слушать -отвечать на вопросы
| П.: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
VII. Рефлексия по деятельности (по продукту) | 7 мин. | -А теперь, в парах заполните кроссворд.
Какой город сожгли в 1238 году? (Владимир) | Словесный метод: -объяснять задание Практический метод: -организация фронтальной работы | -слушать задание -передавать клубок -оценивать свою работу. | Р.: осмысляют учебный материал; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
VIII. Подведение итогов деятельности | 2 мин. | - Для чего необходимо знать историю своего края? - Какие уроки дает нам история? - Как человечество сохраняет память об исторических событиях и деятелях? - Какие цели ставили на урок? -Удалось решить поставленные цели? - Что нового узнали? - Что показалось особенно интересным сегодня на уроке? - Посчитайте количество жетонов, которые вы получили. 5 жетонов - это оценка "5". 4 жетона - оценка "4". | Словесный метод: -подведение итогов | -подводить итог урока | Л: самооценка; П.: рефлексия способов и условий действий. |
IX. Информация о домашнем задании | 1 мин. | Откройте дневники, запишите домашнее задание. Учебник: стр. 59- 60 читать, подготовить пересказ. Наш урок подошел к концу. Мне было приятно с вами работать. Хорошего вам окончания дня. До свидания. | Словесный метод: -комментировать домашнее задание | -записывать домашнее задание | Л: усвоение нового материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Трудные времена на русской земле".
Презентация к уроку по окружающему миру в 4 классе "Трудные времена на русской земле"....
Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Трудные времена на русской земле» УМК "Школа России"
Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Трудные времена на русской земле»...
Урок окружающего мира по теме "Трудные времена на Русской земле"
Материал представляет собой разработку урока по окружающему мира. Предназначен для 4 класса начальной школы. Программа "Школа России". Содержит "открытие" знаний, групповую исследо...
Тема. Трудные времена на Русской земле.
Цели: сформировать представления о военном деле на Руси; ознакомить с героическими страницами истории Отечества....
Урок окружающего мира на тему: «Трудные времена на русской земле»(4класс)
Урок строится на сочетании трех организационных форм обучения. В сочетании фронтальной индивидуальной и парной, что позволяет «включению» мышления как можно большего количества детей....
Конспект урока по окружающему миру Тема: «Трудные времена на Русской земле»
Цели деятельности учителя: расширение знаний о героических страницах истории Отечества.Планируемые результатыПредметные:Изучить нашествие Батыя и историческое значение сражения на льду Чудского озера...