Конспект урока. Тема "Трудные времена на русской земле" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_tema_trudnye_vremena_na_russkoy_zemle_4_klass_umk_shkola_rossii.docx | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж № 1»
Технологическая карта урока
Окружающего мира
Выполнила студентка 41 гр.
Ф.И. Шабанова Т.
Проверил: Согрина Е.Г.
Отметка:_______________
Дата: 28.02.18
Челябинск, 2018
Предмет: окружающий мир
Класс: 4 «Д»
Тема урока: «Трудные времена на русской земле»
Цель урока: познакомить с историей монголо-татарского нашествия; с исторической личностью Александром Невским; битвами – Невская и Ледовое побоище; показать роль в истории Руси Александра
Планируемые результаты:
• Предметные
- развивать внимание, наблюдательность, учить устанавливать причинно-следственные связи
- научаться анализировать битвы
- познакомятся с исторической личностью Александром Невским
Пожарского.
• Личностные
- воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории
- формировать коммуникативные способности и умение вести диалог
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир», Школа России, 4 класс, 2 часть, компьютер, проектор, презентация
Понятия: Ледовое побоище, Александр Невский
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: приветствие | 2 мин | Мне хотелось бы начать наш урок с крылатого выражения « Не зная прошлого, мы не имеем права на будущее». Помня об этих словах, давайте проверим, как мы изучили страницы истории Древней Руси. | Приветствовать учителя | Р: принимать и сохранять уч. задачу. |
II. Актуализация к деятельности и мотивация Словесный: учебный диалог | 5 мин. | Нужно разгадать кроссворд по изученному материалу и записать ключевое слово.
Какое ключевое слово получилось? Как вы понимаете это слово? (нашествие) как можно другими словами сказать – что такое нашествие? Посмотрим как это слово объясняется в словаре. | Разгадывать кроссворд | Л:мотивировать к новому учебному материалу. |
III. Постановка учебной задачи Определение темы и целей урока | 5 мин | Сегодня мы будем изучать очень сложную тему, которую вы еще коснетесь более подробно в старших классах: Трудные времена на Русской земле. Мы будем с вами пользоваться учебником, проверьте, у всех ли он есть?(если у кого-то нет, то делятся с товарищами) Тема очень трудная, будьте внимательны, старайтесь быть активными, самые активны будут получать бонусы, а в конце урока вы напишете тест. | Формулировать тему Отвечать на вопросы. | К: формулировать ответы; П: построить реч. высказываний |
IV. Открытие нового знания Словесный: беседа Словесный: учебный диалог | 10 мин | На предыдущих уроках вы познакомились с историей Древней Руси, с крещением Руси, с такими крупными городами как Киев, Новгород. Расширялись территории, строились новые города. Русь расцветала. Но не все было так гладко. Наше путешествие по истории России продолжается, и сегодня мы окажемся в 13 веке, в котором наступили трудные времена для русского народа. Тема нашего урока «Трудные времена на Русской земле». В 13 веке наша Русь-Матушка подверглась множеством нападений со стороны врагов. Территории были разграблены, постройки разрушены, сожжены. Тем более, в это время была феодальная раздробленность, и Русь разбилась на самостоятельные княжества, независимые друг от друга Первое нападение было со стороны монголо-татар. Это были степные кочевники, у которых не было постоянного места, где бы они жили. Проживали и кормили свои семьи они за счет того, что, грабили, охотились, но для этого нужно было прилагать усилия. Тогда решили они нападать на большие и богатые территории, чтобы запугать народ и собирать дань. Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов. Дань платили князья и весь народ для того, чтобы монголо-татары оставили в покое их княжество. В 1237 году на Русь нападают монголо-татары, во главе которых стоит Хан Батый. Открываем учебник на странице 59 и читаем про себя . По ходу текста рассмотрите карту на страницу 6 и установите путь, по которому двигались монголо-татары и очередность взятых городов. На чтение вам дается примерно 5 – 7 минут. Начинайте. Теперь, давайте ответим на вопросы. 1)В каком году на Русь обрушились тяжелые испытания? 2)Какой город первый потерпел поражение? В каком году?(веду указкой по карте, чтобы показать наглядно всему классу путь врага) 3)Какой второй город был захвачен? В каком году? 4)Почему захватчики вели себя так жестоко? 5)Какой следующий город попал под осаду? 6) Какой город еще пострадал? В каком году? Скажите, а почему Хан Батый пошел именно таким путем? Почему он не пошел, например, в Тверь? А в какой город не пошел Хан Батый? Почему? Оказывается, на дворе была весна, и все дороги были размыты, а сил у монгольской армии уже и так не было и они решили сократить путь. Что же в итоге добились монголо-татары своим многолетним походом? Хорошо, но это еще не все беды, которые обрушились на русские земли. В 1240 году на Русь обрушились Шведы, чтобы завоевать русские территории, считая, что после нашествия Хана Батыя княжества не смогут дать достойный отпор. Как мы помним, полчище Хана Батыя не пошло в какой город? Верно, а шведы, не учли этого и напали именно на Новгород, где успешный отпор дал им новгородский князь Александр. Битва проходила на реке Неве, поэтому князя так и прозвали Александр Невский. Шведы были застигнуты врасплох и разбиты наголову в1 5 июля 1240 года. Спустя 2 года, т.е в 1242 году на нас нападают немецкие рыцари-крестоносцы. В истории нашего Отечества эта битва называлась Ледовым побоищем. | Участвовать в диалоге Внимательно слушать Осознавать новый материал темы урока Выдвигать свое мнение Внимательно слушать | Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; К.: работать в коллективе Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; К.: работать в коллективе П: дополнять и расширять знания; |
V. Динамическая пауза | 2 мин | Видеофрагмент | Выполнять движения | |
VI. Первичное закрепление во внешней речи Словесный: беседа | 10 мин | У немецких рыцарей была своя стратегия ведения боя, они вставали клином. И внедрялись в ряды противника. Битва началась 5 апреля 1242 года. О том, как это происходило, мы узнаем, прочитав текст на странице 63. Читайте внимательно, чтобы ответить на вопросы. На прочитывание вам дается 5 минут. 1) Как Александр расположил Русскую армию? 2) О чем не подумали немецкие рыцари, нападая на нас? 3) Чем закончилась битва? Верно, русская армия загнала противников на озеро, где из-за климатических условий был уже не такой прочный лед, противники потонули под тяжестью своих доспехов. Нам удалось отстоять северо-западные рубежи нашей Родины. А теперь, как я и обещала небольшой тест.( каждому ученику раздается бланк с тестом, где он кружочком отмечает правильные варианты ответа).Подпишите свои листы. Читаете задания, которых 5 и выбираете нужную – правильную букву, обводите ее в кружок. Теперь поменяйтесь своими работами с соседом по парте. Проверяем, если ответ верный, то ставите +, если нет -. Начинаем проверку. | Внимательно слушать монолог учителя Выделять важную информацию | П: дополнять и расширять знания; |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой | 5 мин | Учебник. Рубрика «Проверь себя» Устно Работа в рабочей тетради Выполните задания № 2,3 | Работать по заданию Работать по рабочей тетради | П: построить усн. высказываний; |
VIII. Рефлексия деятельности | 2 мин | Давайте подведем итоги урока. Теперь сосчитайте кол-во плюсов и напишите внизу бланка. За урок вы получали бонусы. Возьмите обратно свои работы и рядом с баллом за тест напишите кол-во бонусов. Посчитайте сумму и скажите мне ее, когда я назову вашу фамилию. ( запись баллов) На уроке самый большой балл получил …, он отвечал на большое кол-во вопросов и старался. На втором месте … У него … кл-во баллов, это тоже не плохой результат. Молодец. И 3 место присуждается.., за .. кол-во баллов. Очень хорошо. Остальные ребята так же хорошо работали. Так скажите, почему 13 век считается трудным временем для Руси? Скажите, что было сложного в нашей теме? А что было легкого? | Анализировать свою деятельность
Отвечать на вопросы
Считать бонусы | П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Задачи на движение" Математика 4 класс Школа России
Конспект урока "Задачи на движение" Математика 4 класс Школа России...
Конспект Урока "Понятие о частях речи" 2 класс "Школа России"
Конспект Урока по теме: "Понятие о частях речи" 2 класс "Школа России" с Приложением и презентацией...
конспект урока по математике "Периметр многоугольника" 2 класс Школа России
конспект урока по математике "Периметр многоугольника" 2 класс Школа России. Изучение нового материала....
План-конспект урока по физической культуре во 2 классе "Школа России"
План-конспект урока № 62...
Конспект урока окружающего мира "В школе" 2 класс Школа России
Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: В школеЦели урока:- изучить правила поведения в школе, «опасные места» в школьном здании; учить определять положительные и отрицательные качества поведения ...
Учебно-методический комплекс (конспект урока+презентация) по окружающему миру 2 класс "Школа России" «Мы – зрители и пассажиры.»
Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Мы – зрители и пассажиры.»Цели урока: Познакомить с правилами поведения в общественных местах (кинотеатр, театр, общественный транспорт).Планируемые рез...
Учебно-методический комплекс (конспект урока+презентация) по литературному чтению 2 класс "Школа России" «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составл...