КОЗ по окружающему миру "Какие бывают растения" 2 класс
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)
В федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования определены основные цели, одна из которых ориентирована на развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формированию желания, умения учиться, а так же применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.
Считаю, что на уроках «Окружающего мира» через решение учебно-познавательных задач наиболее ярко проявляются возможности развития ключевых компетенций учащихся, направленных на умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.
Учебно-познавательные задачи применяются в разных элементах учебного процесса – вработе с новым материалом, его закреплении и в качестве дополнительных домашних заданий. Основным ориентиром при проектировании учебно-познавательной задачи становятся навыки учеников по решению УПЗ, а это значитпроисходит не только освоение и усвоение объема знаний, но и формирование ключевых компетенций.
Компетенции – это требуемый результат образовательной деятельности обучающихся, включающий в себя не только знания, но и освоенные способы действий, личностные качества, необходимые для продуктивной деятельности по отношению к предметам и явлениям действительности.
Отмечу, что решая с детьмиУПЗ мы можем способствовать развитию:
Учебно-познавательной компетенции - в которую входит
- планирование познавательной деятельности;
– нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач;
– применение знаний в нестандартной ситуации;
– проектная деятельность;
– исследовательская деятельность;
– творческая деятельность;
– анализ, рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности;
Так же,УПЗ способствуют развитию информационной компетенции - умению самостоятельно искать, анализировать и собирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять, передавать и критически осмысливать её.
Кроме этого,УПЗ развивают и коммуникативную компетенцию (устная, письменная или продуктивная)
Которая включает в себяовладение устной (монолог, диалог, умение задавать вопросы, защищать свою точку зрения, дискуссия, доклады, презентации, защита проектов, публичное выступление и др.);
- письменной (чтение, создание различного рода текстов, владение стилевыми приемами оформления текста, умение работы с текстом и др.);
- продуктивной коммуникации (умение работать в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).
Решение детьми УПЗ способствует еще и развитию самоорганизационной компетенции (разрешения проблем)
Которая включает в себя постановку задачи;
– целеполагание и планирование деятельности;
–способ решения задачи;
При проектировании УПЗ в первую очередь необходимо:
- прописать планируемый результат с позиции компетенций, какие именно универсальные учебные действия будут формироваться;
- продумать на каком содержании предложить задачу;
- выбрать или сформулировать учебно-познавательную задачу, нацеленную на формирование и оценивание той или иной компетенции;
- выбрать на каком этапе урока целесообразно включить данное задание;
- продумать формы работы учащихся на уроке способствующие формированию той или иной компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_upz.ppt | 238 КБ |
kakie_byvayut_rasteniya.docx | 504.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л. Н. Толстой
УПЗ –это задачи, направленные на поиск и анализ информации, то есть задачи, обеспечивающие сам процесс обучения (формирования понятий и способов предметной и метапредметной деятельности).
Учебно-познавательные задачи направлены на достижение результатов: интеллектуально-нравственного развития личности; приобретение опыта творческой деятельности, эмоционально-волевого, ценностного отношения к окружающему миру и формирование ключевых компетенций;
Учебно-познавательные задачи применяются в разных элементах учебного процесса – в работе с новым материалом, его закреплении и в качестве дополнительных домашних заданий.
Компетенции требуемый результат образовательной деятельности обучающихся, включающий в себя не только знания, но и освоенные способы действий, личностные качества, необходимые для продуктивной деятельности по отношению к предметам и явлениям действительности.
Учебно-познавательная Информационная Коммуникативная Самоорганизационная (разрешения проблем) Компетенции
прописать планируемый результат с позиции компетенций, какие именно универсальные учебные действия будут формироваться; продумать на каком содержании предложить задачу; выбрать или сформулировать учебно-познавательную задачу, нацеленную на формирование и оценивание той или иной компетенции; выбрать на каком этапе урока целесообразно включить данное задание; продумать формы работы учащихся на уроке способствующие формированию той или иной компетенции. При проектировании УПЗ в первую очередь необходимо:
Мотивационная часть Информационная часть Командная часть (вопрос) Ответная часть Инструмент проверки Структура УПЗ
Летом, Серёжа и Надя, часто гостят у бабушки в деревне. Вечерами, они любят смотреть на звёздное небо. Иногда небо выглядит глубоким, бездонным, а иногда кажется, что протянешь руку и можно достать до звезд. Часть из них, как будто собраны в скопления, которые можно разделить на определенные группы. Бабушка сказала, что такие группы называются «созвездия». И показала ребятам созвездие Большой Медведицы, напоминающее по форме ковш. Она пояснила, что оно является одним из самых крупных созвездий. Ребятам стало интересно: "Какие созвездия бывают ещё?" Мотивационная часть
За информацией Серёжа и Надя обратились к атласу-определителю. Из него ребята узнали, что для того, чтобы ориентироваться в мире звезд, важно различать северную и южную части неба. В северной части неба находится всем известный ковш Большой Медведицы. Встаньте лицом к ковшу - и северная часть неба перед вами. А если встанете к ковшу спиной, перед вами будет южная часть неба. В северной части неба в течение года видны одни и те же созвездия, только расположение их изменяется. А вот в южной части летом и осенью, зимой и весной вы увидите совсем разные созвездия. Информационная часть
1. Используя информацию текста, помоги Серёже и Наде найти отличия северной и южной частей неба. Командная часть Северная часть неба Южная часть неба Встать лицом к ковшу . Разные созвездия .
№ Описание Созвездия, звёзды 1 Это созвездие хорошо видно зимой и названо по имени охотника из древнегреческих мифов 2 Звезда-компас, которая указывает направление на север 3 Полярная звезда - одна из звёзд созвездия 4 Это созвездие можно увидеть летом и осенью. Оно напоминает лебедя с широко раскинутыми крыльями, летящего вниз, к земле. 5 Это созвездие можно найти на небе в любое время года. Его главные звёзды образуют растянутую за "ножки" букву "М". 6 Хорошо виден оранжевый глаз разъярённого быка - звезда 2. Используя информацию учебника и атласа-определителя на с. 211 - 217, помоги ребятам определить созвездия и название звезд по их описанию .
3. Серёжа и Надя продолжили изучать созвездия на уроках окружающего мира. Учитель предложил ребятам с помощью рисунков учебника с.40 соединить точки так, чтобы получились схемы созвездий Кассиопея, Лебедь , Орион. Как бы ты соединил эти точки, чтобы получить схемы созвездий Кассиопея, Лебедь , Орион?
4. В одной из телепередач ребята узнали о созвездиях зодиака. Зодиак - это пояс из созвездий, вдоль которого Солнце движется в течение года. У каждого созвездия солнце "гостит" примерно один месяц. Начинает оно своё путешествие с созвездия овен. Используя иллюстрацию учебника на с.42-43 помоги ребятам записать названия созвездий зодиака в порядке их "посещения" Солнцем. 5. Вывод: Если у каждого созвездия солнце "гостит" примерно один месяц, то в зодиаке _______ созвездий.
1) мотивация учебной деятельности; 2) актуализация предметных знаний и умений; 3) интеграция знаний по различным предметам; 4) интеграция школьных и внешкольных знаний; 5) достижение метапредметных результатов; 6) развитие партнерских отношений между учениками образовательного процесса; Использование УПЗ помогает решить проблемы в образовательном процессе:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир. УМК «Школа России»
Класс: 2
Раздел: "Природа"
Тема: "Какие бывают растения"
Форма проведения: работа в парах
Оцениваемые компетенции: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная
Аспекты компетенций: учебно-познавательная (аспекты: нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач/ситуаций; исследовательская деятельность; творческая деятельность);
информационная (аспекты: извлечение информации, систематизация информации, анализ и отбор информации, обработка информации)
Стимул: Наш друг, Муравей Вопросик, прогуливаясь по лесу наблюдал за многообразием растений. Вопросик схематически изобразил различные растения и показал их Мудрой Черепахе. Мудрая Черепаха посмотрела на рисунок и сказала, что все растения можно разделить на группы. Вопросик заинтересовался: "Какие это могут быть группы растений?"
Рисунок Муравья Вопросика:
Источник информации:
Муравей Вопросик прочитал, что растения очень разнообразны. Среди них есть деревья, кустарники, травы. У трав, или травянистых растений, стебли мягкие, сочные. У деревьев и кустарников - твёрдые, одревесневшие. У дерева от корня отходит один толстый стебель - ствол. У кустарника несколько довольно тонких стеблей - стволиков. Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных - в виде иголок (хвоинок).
Формулировка задания:
1. Используя информацию текста, помоги Вопросику разгадать кроссворд «Какие бывают растения».
По горизонтали:
2. Эти растения имеют мягкие сочные стебли.
5. Эти растения имеют листья в виде пластинок, их называют …
По вертикали:
1.Эти растения имеют несколько довольно тонких, но одревесневших стеблей - стволиков.
3. У этих растений листья в виде иголок (хвоинок), их называют …
4. У этих растений от корня отходит один толстый стебель – ствол..
2. Муравей Вопросик предлагает тебе попробовать нарисовать схемы растений и сверить с его рисунком.
Дерево Кустарник Травянистое растение
3. Мудрая Черепаха спросила Вопросика, знает ли он названия изученных групп растений? При помощи атласа-определителя помоги Вопросику привести примеры растений (не менее 5 в каждой группе)
Деревья:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кустарники:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Травы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Изучая энциклопедию, Муравей Вопросик нашел картинки с растениями и просит тебя вместе с ним ответить на вопросы.
- На какие группы можно разделить эти деревья? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Назовите особенность лиственных растений __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Назовите особенность хвойных растений __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инструмент проверки:
Формулировка задания:
1. Используя информацию текста, помоги Вопросику разгадать кроссворд «Какие бывают растения».
Ответы к кроссворду «Какие бывают растения»
По горизонтали: 2. Травы. 5. Лиственные.
По вертикали: 1. Кустарники. 3. Хвойные. 4. Деревья.
За каждый правильный ответ -1 б. Всего - 5 б.
2. Муравей Вопросик предлагает тебе попробовать нарисовать схемы растений и сверить с его рисунком.
Дерево Кустарник Травянистое растение
За каждую правильно выполненную схему - 1 б. Всего - 3б.
3. Мудрая Черепаха спросила Вопросика, знает ли он названия изученных групп растений? При помощи атласа-определителя помоги Вопросику привести примеры растений (не менее 5 в каждой группе)
За каждый правильно приведенный пример - 1 б. Всего -15 б.
4. Изучая энциклопедию, Муравей Вопросик нашел картинки с растениями и просит тебя вместе с ним ответить на вопросы.
- Лиственные и хвойные.
- У лиственных растений листья в виде пластинок.
- У хвойных - в виде иголок (хвоинок).
За каждый правильный ответ - 1 б. Всего -3 б.
Максимальное количество баллов – 26 б.
Высокий уровень: от 23-26 б.,
Выше среднего: от 18-22 б.,
Средний уровень: от 13-17 б.,
Низкий уровень: от 12 б. и ниже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с презентацией по Окружающему миру во 2 классе УМК "Школа России" на тему :"Какой бывает транспорт?"
Урок в игровой форме знакомит учащихся с транспортом прошлого и настоящего, формирует представление о назначении транспорта....
Какие бывают животные? Урок по окружающему миру во 2 классе
Разработка урока по окружающему миру «Какие бывают животные?» общеобразовательного профиля по программе «Мир вокруг нас» Плешакова А.А.Тип урока: получение новых знаний.К уроку создана презентация в п...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе системно-деятельностной направленности по теме «Какая бывает вода?»
Данная разработка содержит конспект урока окружающего мира в 1 классе системно-деятельностной направленности по теме «Какая бывает вода?»...
Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Какие бывают рсатения"
Предмет: окружающий мирКласс: 2Тема: Какие бывают растения.Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока ново...
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Какие бывают дожди"
Урок составлен в соответствии требованиям ФГОС , с использованием технологии развития критического мышления....
Урок по окружающему миру в 4 классе "Бывают ли животные ОПАСНЫМИ"
Окружающий нас мир прекрасен и интересен. Множество диких животных окружает людей. Не надо бояться дикой природы, нужно ее знать и здраво оценивать существующие опасности. Ведь животные избегают встре...
Конспект урока по Окружающему миру во 2 классе на тему "Какие бывают растения"
Конспект урока по Окружающему миру во 2 классе на тему "Какие бывают растения" по ФГОС с использованием мультимедиа....