Конспект урока по окружающему миру "Страна городов", 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Клявлина Татьяна Владимировна

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока "Страна городов"29.11 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 02.03.17        Учитель: Липатова Н.М.

Школа: МОУ СОШ №45 г. Карталы        Студентка: Клявлина Т.В., гр. 46

Класс: 4 в        

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА (окружающий мир, 4 класс)

Тема: «Страна городов»

Цель деятельности учителя: формирование первоначальных представлений об истории Древней Руси; ознакомление учащихся с устройством древнерусского города (на примерах Киева и Новгорода).

Планируемые результаты 

Предметные: 

- характеризовать древнерусские города, используя историческую карту и схему;

- иметь представление о быте, системе правления, занятиях горожан;

 Личностные: 

- определять личностный смысл учения;

- проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России;

- проявлять самостоятельность в информационной деятельности;

- осознавать свою национальную принадлежность.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:  учебник «Школа России» 4 класс, 2 часть, интерактивная доска.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный (рассказ учителя)

1 мин.

Здравствуйте, ребята! Хочу начать наш урок с небольшого стихотворения.

От древних лет,

От лет давно минувших,

Седых времен родимой стороны,

Во мгле веков, бесследно потонувших,

Хранятся дивные преданья старины.

Воспринимать информацию на слух.

Л. – умение выделить нравственный аспект поведения.

II. Актуализация знаний и мотивация

Фронтальная беседа

Наглядный

2

мин.

- Как было организовано управление в Древней Руси?

- Почему территория Древней Руси в 11 веке увеличилась?

Кто из князей внёс большой вклад в развитие Древней Руси? Почему? 

- В чем значение принятия Русью христианства?

- Почему во многих странах первыми принимали крещение правители?

На доске представлены даты, нужно сказать, какое событие произошло в этом году: 862  год (Образование Древней Руси), 882 год (Объединение Новгорода и Киева), 980 – 1015 гг. (Правление князя Владимира), 988  год (Крещение Руси)

Отвечать на вопросы учителя.

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К. - общение и взаимодействие

III. Постановка учебной задачи

Наглядный (презентация)

Словесный (беседа)

Проблемная ситуация

Словесный

(фронтальная беседа)

2 мин.

  1. - Западные соседи называли Древнюю Русь словом Гардарика (слайд).
  2. - Как вы думаете, что обозначает это слово?
  3. - Чтобы определить значение слова, посмотрите внимательно на корень слова. На какое слово похож корень? (град-город)
  4. - Гардарика - cтрана городов (слайд)

- Как вы думаете, почему они называли Русь страной городов? (Действительно в 9-11 веках на территории Древнерусского государства насчитывалось до 89 городов)

- Кто готов назвать тему урока? Тема сегодняшнего урока связана со значение этого  слова. (Страна городов)

- Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке? 

- Назовите самые большие и главные города, после объединения которых возникло Древнерусское государство? ( Киев и Новгород)

- Что мы знаем об этих древних городах? (ответы учащихся) (не очень много знаем)

- Какие цели мы поставим на урок? (- познакомимся с городами Древней Руси, - узнаем особенности городов Руси; - будем работать с картой; - узнаем что такое кремль; - познакомимся с сооружениями Древнего Киева)

Отвечать на вопросы учителя.

Высказывать свое мнение.

Определять тему урока.

Высказывать свое мнение.

Определять цели урока.

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

IV. Открытие нового знания

Словесный (беседа)

Словесный

Практический (работа с текстом и картой)

Наглядный

Групповая работа

Словесный (выступление групп)

Динамическая пауза

10 мин.

1 мин.

-  Чтобы узнать много интересного о городах Древней Руси, мы отправимся в путешествие, для этого поделимся на две команды.

1 команда - Древний Новгород, 2 команда - Древний Киев

- Назначаем командиров своих команд.

- Прежде, чем отправиться, обсудите в группе и запишите вопросы о том, что бы вы хотели узнать об этих городах. Каждая группа пишет вопросы о своём городе. (Зачитывание вопросов)

- В конце урока вернёмся к вашим вопросам.

- Ваши команды будут состоять из 5 групп: историки, географы, архитекторы, археологи и помощники.

Предлагаю вам планы-задания, познакомьтесь с ними и отправляйтесь в путь. Командиры познакомьте группу с планом – заданием. Будут ли вопросы? План для всех команд (слайд): Выступления учащихся от каждой группы по одному:

№1 Помощники от каждой группы показать на интерактивной доске, где находятся города

№2 Географы. Рассказать о расположении и укреплении городов

№3 Историки. Рассказать об истории появления городов

№4 Архитекторы. Рассказать о знаменитых постройках, воздвигнутых в 9-11 веках

№5 Археологи. Рассказать об археологических раскопках

План-задание №1 (Новгород)

Распределить задания:

Прочитать текст стр.49-50 (Археолог читает стр.51 с 3 абзаца и стр.52)

Подготовка выступления

Прослушивание в группе

Выступление перед классом

План-задание №2 (Киев)

Распределить задания

Прочитать текст стр.47-48

Подготовка выступления

Прослушивание в группе

Выступление перед классом

- Начинаем выступления. Есть вопросы выступающим?

- Молодцы ребята, отлично справились с заданиями.

Шеей крутим осторожно –

Голова кружиться немножко.

Влево смотрим - раз, два, три.

Так. И вправо посмотри.

Вверх потянемся, пройдемся

И на местно вновь вернемся.

 

Слушать учителя.

Делится на команды. Определять командиров команд.

Ознакомиться с планом работы в группах.

Работать в группах.

Работать с текстом учебника и картой.

Искать нужную информацию.

Анализировать, структуировать информацию

Выступать перед классом.

Задавать и отвечать на вопросы.

Выполнять двигательные упражнения

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

П. – осуществлять операции для решения учебных задач

П.- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение, вывод.

Р. - принимать и сохранять учебную задачу.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Наглядный (видеоролик)

Практический

Словесный (беседа)

Наглядный

Практический (творческий)

Работа в паре

15 мин.

- А теперь посмотрим небольшие видеоролики о этих городах.

- Посмотрите на доску, объясните значение слов (кремль, вече, посадники, берестяные грамоты)

- В чем важность находок берестяных грамот?

- Чем занимались в Древней Руси?

- С какими сооружениями вы познакомились и в каком городе они находятся?

Что общего между этими городами, и какие отличия?

(Общее-укрепление городов. Отличия: разные легенды о происхождении, по-разному управляли городами, различные памятники архитектуры и год создания и другие.)

Смотреть видеоролик.

Отвечать на вопросы учителя.

Выполнять творческую работу в паре сменного состава.

Высказывать свое мнение.

Р. - принимать и сохранять учебную задачу.

К.- форм-ть собственное мнение и позицию.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Практический (тестирование)

5

мин

 Проверим, насколько вы усвоили материал.

Тест. Работа в тетради.

1.Как назывался центр русского города?

А) Собор        б) Кремль             в) Площадь

2. В Древнем Новгороде городом управляли

А) Посадники         б) Вече                   в) Бояре

3. Береста- это материал для письма из

А) Кожи             б) Папируса         в) Берёзовой коры

4.В каком городе находятся следующие достопримечательности: Золотые ворота и Софийский Собор

А) Новгород                    б) Москва                   в) Киев

5. На берегах какой реки расположился город Киев?

А) Волхов                   б) Днепр              в) Тарасовец

-Проверка: 1-б,     2-б,   3- в,     4-в, 5- б

- Кто не ошибся?  Молодцы.

Выполнять тест в своих тетрадях.

Проверять ответы.

П.осуществлять поиск необходимой информации

Р. - принимать и сохранять учебную задачу.

К.- форм-ть собственное мнение и позицию.

VII. Включение в систему знаний

Д/З

5 мин.

- Вернёмся к началу уроку. На все ли вопросы дали ответ? Проверим.

-Где возникали города?

- Перечисли, как славяне укрепляли свои города.

- Когда образовался город Киев? Новгород?

- Кто управлял Новгородом? А Киевом?

С. 46-54 чит., отвечать на вопросы.

Называть основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Записывать домашнее задание.

Р. - принимать и сохранять учебную задачу.

К.- форм-ть собственное мнение и позицию.

VIII. Рефлексия деятельности

Практический

3 мин.

Оцените свою работу по данному образцу.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

Спасибо, за урок!

Анализировать работу на уроке

Л. – умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Город на Неве.

Цели урока:·  образовательные:·  краткое ознакомление с историей возникновения города Санкт-Петербурга; ·  знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс Город на Неве

Конспект урока по окружающему миру по УМК "Школа России" (Автор Плешаков) 3 четверть с УУД...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Города России"

В данном конспекте подробно прописаны цели урока, каждый этап, задания и примерные реплики учителя. Подойдёт для работы по учебнику из любого УМК. В заключении говорится о родном городе - в данном кон...

Конспект урока по окружающему миру"Город в котором мы живем" 1 класс

Конспект урока по окружающему миру"Город в котором мы живем" 1 класс УМК школа 2100...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Город и село"

дать представление о жизни города и села; воспитывать любовь к родному краю, к своему городу (селу), развивать познавательную активность, наблюдательность, речь, мышление, умение рассуждать, делать вы...