Открытый урок на тему: Диаметр. Окружность. 3 класс, математика.
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Куулар Ульяна Александровна

Фестиваль открытых уроков  декабрь  2017г

Класс:  3класс

Предмет: Математика

Место проведения: МБОУ СОШ №3 г. Чадана

Проводила: Куулар Ульяна Александровна – учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 г. Чадана Дзун-Хемчикского кожууна.

Тема: Диаметр. Окружность.

Цель урока:

-познакомить  детей  с понятием «окружность», « диаметр»;

- закрепить  умение  делить  на доли;

- развивать вычислительные  навыки;

- воспитывать  у детей  любознательность  и интерес  к математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фестиваль открытых уроков  декабрь  2017г

Класс:  3класс

Предмет: Математика

Место проведения: МБОУ СОШ №3 г. Чадана

Проводила: Куулар Ульяна Александровна – учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 г. Чадана Дзун-Хемчикского кожууна.

Тема: Диаметр. Окружность.

Цель урока:

-познакомить  детей  с понятием «окружность», « диаметр»;

- закрепить  умение  делить  на доли;

- развивать вычислительные  навыки;

- воспитывать  у детей  любознательность  и интерес  к математике.

Ход урока

 I. Организационная часть

Готовность к уроку. Приветствие гостей.

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли  гости. Давайте  поприветствуем  их.  Сегодня  у   нас  не простой урок. Впереди  вас ждет  много нового  и интересного. Но я уверена, что  вы справитесь  со всеми  трудностями.

Вступительная беседа:

-Ребята, в 2014г в нашей  стране  состоялся  знаменательное  событие. Кто знает, какое это событие?  /Олимпийские игры/

- В каком  городе  они состоялся? / XXII Зимние Олимпийские игры  прошла в г.Сочи с 07.02.2014г по 23.02.2014г/

-  Олимпийские игры проходят через 4 года. А когда будет XXIII Зимняя Олимпиада? /в 2018 году/

-Молодцы! XXIII Зимние Олимпийские игры  пройдут в городе Пхенчхане, Республике Корея. С 09.02.2018г по 25.02.2018г.

- А какие вы знаете  зимние  виды  спорта? / лыжный спорт, конькобежный спорт, бобслей, фигурное катание, хоккей, биатлон, санный спорт и тд/

- Давайте и мы  с вами  примем  активное  участие  в нашей  классной  малой  спортивно – математической  Олимпиаде.

1.Устный счет.

-Каждая Олимпиада начинается с зажжения  олимпийского  огня. /На доске  факел  без огня/

Нам тоже нужно зажечь  огонь  нашей  классной олимпиады.

Первая колонка  будет  подниматься  по лесенке  слева, а вторая  справа. Кто из  вас  первым доберется  до вершины  горы, тот  и зажжет  Олимпийский  огонь. /на доске работают 2 желающие ученики/

Итоги эстафеты. /вручение  медалей  золотых и серебряных/

- Молодцы, ребята! Мы зажгли  Олимпийский  огонь, и наша Олимпиада открыта. /на доске зажженный факел/

2.  Биатлон. /на доске иллюстрация/

- Что вы знаете  об этом  виде  спорта? /Это  вид зимнего  двоеборья, включающий  лыжную гонку  и стрельбу  из винтовки/

- Что  помогает  спортсменам добиться  к успеху? / спортсменам помогает  добиться  к успеху   сила и ловкость/

- А нам что помогает, чтобы добиться к победе ? / А нам  для  победы  в следующем  соревновании  смекалка  и внимание/

- Для лыжной гонки  нужна  трасса. Сейчас мы ее  и начертим.

- Какая из этих трасс  будет  лишней  и почему? /Последняя  - лишняя, так как это  замкнутая  кривая/

- Так как  и биатлонистам  необходимо  сделать  как можно  больше  точных  выстрелов  по мишени, вам  нужно  как  можно  больше  запомнить  фигур  в течение 3 секунд. Запомнили?

Нарисуйте  их на листочке.

        

/вручение медалей золотых и серебряных/

- Хорошо, с этим заданием  справились.

3.Лыжная гонка. /на доске иллюстрация/

- В этой игре как можно  быстрее  справиться  с логической задачей.

А.  В двух залах 50 стульев. Когда  из одного  зала  10 стульев  вынесли, то  в залах  стульев  осталось  поровну. Сколько  стульев  было  в каждом  зале  первоначально?

 / ответ: (50-10) : 2 = 20 стульев  в одном  зале,  20+10=30 стульев  во втором  зале./

Б.На одной чаше весов – гиря в 5 кг., а на другой – гиря в 3 кг и кочан капусты. Сколько вести  кочан капусты, если  весы  находятся  в равновесии?

 /ответ: 5-3=2 кг   весит кочан капусты./

В.  Найдите логическую взаимосвязь между числами 1-го и 2-го ряда. Какое  число  нужно  поставить  в пустое место?

10, 24, 36, 42

5, 12, 18, ___?

-Молодцы! Вы очень быстро справились  этим заданием. /вручение медалей/

- А вы знаете, что является символом  Олимпийских игр?  /5колец/  /на доске иллюстрация/

_ А почему именно 5?

- Что они означают?

- Вот вам три подсказки. / 5 видов спорта, 5 континентов, 5 материков/

Каждое кольцо обозначает определенный  континент: Синее- Европа, черное- Африка, красное – Америка, желтое – Азия, зеленое – Австралия.

- Посмотрите еще раз  внимательно на эти кольца. Кто знает, какие это фигуры? /Круг/

/ Показывать детям вырезанный из  цветной бумаги круг/

- А это какая фигура? /Круг/

- Чем они похожи?

- А чем отличаются?

- Правы ли вы, нам сегодня  и предстоит  это выяснить. Это будет  нашей темой  урока:

        ?

Практическая работа.

- У вас на партах лежит лист бумаги. Разделите  его  на 4 части. Как  это можно  сделать?

/ Сложить  лист  пополам и еще  раз пополам/

- Нам нужно обвести  фигуру, которая  лежит  у вас  на парте. Что  это  за фигура? /Круг/

-Обведите его  в верхней  левой  части  листа. Мы получили  новую фигуру. Она похожа  на круг, но  на самом деле – это  только  его граница.

- Как мы  получили  эту фигуру?

-Что мы провели? /Линию/

- Какую линию мы провели? / Замкнутую/

Вот такая фигура  называется окружность. /На доске и на слайдах тоже показывать окружность/. Она  похожа  на след  круга? Его границу? /Да/

-Значит что такое окружность? /Окружность – это  граница  круга/

- Ребята, а где в жизни  мы встречаем  окружность?

Работа с учебником.

-Посмотрите стр 72, есть рисунки.  /Обруч, горящее кольцо, через  которое  прыгает  тигр/

-  Посмотрите еще  предметы  на экране – кольцо,  которое  носят  на пальце, колесо  велосипеда, бублик/

- А в классе  найдите окружность. /Ободок  у часов/

- Нарисуйте рядом  еще одну  окружность. Как превратить  ее в круг? /Заштриховать/

- Но не всегда  под рукой  есть круг и такую окружность  можно начертить с помощью  специального  инструмента, называется – циркуль.

-Попробуйте самостоятельно начертить  произвольную окружность, пользуясь  алгоритмом.

ТБ.  Будьте осторожны  при работе  с инструментом. Нельзя подносить  циркуль «иглой вперед». Острый  конец  всегда  должен  оставаться  в одной  точке, а расстояние  между  ножками не должно  меняться. Ее  нужно  держать  за хвостик, а не за ножку.

4.Конькобежный спорт.

-Ну а теперь  давайте попробуем  начертить  по льду, так мы с вами  будем скользить циркулем по листу.

- Какая ножка циркуля стоит  в центре  окружности: игла или грифель?  /Я думаю, что в центре  окружности  должна быть игла/

- Конечно игла, потому  что  грифель  должен  рисовать.

-У какой ножкой  циркуль чертит? /Циркуль чертит  грифелем/

-Ножки циркуля  двигаются. Что надо  сделать, чтобы  начертить  большую  окружность –развести  их  или  сдвинуть ближе? /Я думаю, что  нужно  ножки  циркуля  развести/

/Учитель показывает на доске/

- Давайте  обозначим  точку буквой О. Где  она  находится? /В середине/

- В центре. Она так и называется  ЦЕНТРОМ  ОКРУЖНОСТИ/

Практическая работа.

Материал: циркуль, бумага, ножницы.

- Возьмите  в руки  круг, отметив  центр. Согните  круг, так  чтобы  центр  оказался  на линии  сгиба. Сколько  половин  в круге?  /Круг разделили на две части. Получилось  две половины/

- Закрасьте  половину  круга. Какие получились части? / Одинаковые части/

- Почему вы думаете, что они  равные? /Они подходят, если  приложить  одну  часть  к другой/

- Молодцы! А какая линия сгиба? /Она прямая/

- Верно, линия сгиба  прямая. Есть ли у нее  начало  и конец? /Есть/

- А как она называется ? /Я думаю, что это отрезок/

- Правильно, молодцы!

- Посмотрите, я еще построю  несколько отрезков  в этом круге. Чем отличается первый  отрезок  от всех остальных?

- А еще  чем интересен этот отрезок?

- Чем он отличается от всех  других? /Он проходит через центр/

- Этот отрезок, который  проходит  от  края  круга  до другого края  через центр, называется – диаметр. Из всех  отрезков, соединяющих  два  противоположных  края  круга, диаметр – самый длинный.

- Прочитайте  о диаметре  в учебнике стр. 75

ЧТО ТАКОЕ ДИАМЕТР?

Диаметр – отрезок, соединяющий  два  противоположных  края  круга  и проходящий  через  центр.

Рисунок на доске.

- Выберите на рисунке на доске  те  окружности, в которых  проведен  диаметр.

http://festival.1september.ru/articles/529606/img22.gifhttp://festival.1september.ru/articles/529606/img26.gif  http://festival.1september.ru/articles/529606/img28.gif

-Сколько диаметров  можно провести  в окружности? /Я думаю, что диаметров может  быть много/

- Какие они все по длине? /Они одинаковые/

- Согните ваш круг  по диаметру. /Дети складывают/ Вы получили  полукруг. А теперь  сложите  полукруг пополам. Где  оказался  центр  круга? Покажите его.

У этой фигуры, которую  мы  получили, есть свое  название – сектор. Разверните  ваш круг. Проведите  пальцем  от центра  круга до его края  по сгибу. Этот  отрезок  называется – радиусом.

- Сколько радиусов  на вашем круге? /У меня получилось 4 радиуса/

- Какие по длине  все радиусы. Проверьте с помощью  циркуля. /Радиусы одинаковые/

- Прочитайте о радиусе  в учебнике стр 94.

-Как провести  радиус  окружности? /Нужно поставить   точку на любом  месте  окружности  и соединить  ее с центром/

Вывод:

- Что такое радиус? /Радиус – это отрезок  соединяющий  окружность  с ее центром/

За изучение нового материала – медали.

Физминутка. Гимнастика для глаз.  

Следить за указкой.

Стреляем глазками – находим  нужную фигуру в классе

Кораблики – ночь, отдохнули.    

5.Бобслей. /скоростной спуск с гор на управляемых санях/-

Задание 2 стр 95. Прочитайте задание.

Измерь радиус  каждой  окружности  и начерти  окружности  с такими  же  радиусами, но  с центром  в одной  и той же точке. /Самостоятельно/  /Взаимопроверка/

                                                                    /За решение задачи  - медали/

Итог урока.

-Наша  малая олимпиада  закончилась.

- На протяжение урока  вы были  активны и внимательны.

- Давайте вернемся  к началу урока и ответим на вопросы:

- Что такое круг? /  круг – это площадь, ограничиваемая окружностью/

-Что такое окружность? /Окружность – это  граница  круга/

-Чем  круг отличается от окружности? / Окружность – это граница круга, а круг –это площадь, ограничиваемая окружность/

-Что такое диаметр?  /Диаметр – отрезок, соединяющий  два  противоположных  края  круга  и проходящий  через  центр./

- Что такое радиус?   /Радиус – это отрезок  соединяющий  окружность  с ее центром/

- Что вы запомнили  об окружности? / Я запомнила, что ее можно  начертить  с помощью  циркуля. Им нужно  пользоваться  осторожно, аккуратно/

- Молодцы,  ребята!

Рефлексия

-Что вам понравилось  на уроке?

- Что было трудно?

- Сколько всего медалей?

-Молодцы!

Я желаю  вам и в дальнейшем  завоевывать  только  серебряные и золотые медали.

Домашнее  задание.  № 4,3 стр 95-96.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме:"Доли", 3 класс, 2 четверть

Данный урок был дан в рамках реализации ФГОС, с учётом требований к современному уроку, с использованием системно-деятельностного подхода....

Открытый урок по теме "Глагол" 2 класс"

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс по теме "Глагол"...

Открытый урок по теме"Предложение", 4 класс

Открытый урок  по теме"Предложение", 4 класс. УМК Школа России...

Открытый урок по теме "Антарктида" 4 класс система Л.В.Занкова

Урок построен в технологии проблемного обучения и представляет собой исследование самого холодного материка - Антарктиды.Учащиеся самостоятельно открывают новые знания об особенностях шестого материка...

Открытый урок по теме "Переместительное свойство умножения". Математика. 2 класс. УМК "Школа России"

Данный материал содержит конспект урока , презентацию и приложение для работы в парах....

Конспект открытого урока по теме "Деление окружности на 4 и 6 частей"

Цели урока:  познакомить со способами деления окружности на равные части; развивать графические навыки, творческое мышление; воспитывать любознательность, аккуратность; формирование компонентов и...

Открытый урок по теме "Деление с остатком." Математика 3 класс

Математика 3 классТема: Деление с остаткомТип урока: Урок введения нового знанияЦели:  1. Продолжать знакомиться с делением с остатком....