План конспект урока "Четыре царства живой природы".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Приводится план конспект урока окружающего мира в 3 классе, форма урока - урок-путешествие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass_chetyre_tsarstva_zhivoy_prirody.docx | 43.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа. УМК «Планета знаний».
Предмет. Окружающий мир.
Класс: 3
Тема урока. Четыре царства живой природы.
Цель: Формирование образовательный компетенций ( информационных, креативных, рефлексивных) в предметной области «Окружающий мир» по теме «Царства живой природы».
Учебные задачи.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- дать первоначальные знания о представителях царств «Грибы» и «Бактерии»;
- совершенствовать умения устанавливать и объяснять взаимосвязи в живой природе между представителями разных «царств».
- развивать умение классифицировать объекты живой природы, приводить примеры представителей каждого царства;
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование любви к родной природе, родному краю;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять учебные задачи;
- формирование умений работать с новой информацией;
- овладение операциями мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация (познавательные УУД);
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД);
- формирование умений слышать, слушать, ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать ее, распределять роли в группе, выполнять соответствующие функции;
- формирование умений работать в подготовительной информационно-образовательной среде (личностные УУД).
Тип урока. Урок ознакомления с новыми знаниями и умениями.
Форма проведения урока. Урок-путешествие.
Используемые технологии: технология деятельностного метода, , ИКТ, здоровьесберегающая технология (активный двигательный режим, частая смена видов деятельности, физминутки).
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Оборудование:
1.Мультимедийная презентация ; компьютер, телевизор.
2.Видеозапись динамической паузы.
3.У каждого ребёнка набор карточек: грибы съедобные и несъедобные; схема для графического диктанта; цветок; информационная карта
5.Учебник . Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир. 3 класс. 1ч.- М.: Астрель, 2013
Сценарий урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Организационный момент. | -Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поэтому, урок хочу начать такими словами: «Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей, Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу! Мы урок наш начинаем, Что учили, повторяем!» -Любите ли вы путешествовать? Мы будем не просто путешествовать, а наблюдать, делать выводы , исследовать. - Вы готовы к такой работе? Тогда угадайте, куда мы отправимся путешествовать. | Приветствуют гостей. Настраиваются на работу. | Саморегуляция |
II. Актуализация мыслительной деятельности Слайд №1 Слайд №2 Слайд №3 | -Отгадайте загадку: Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг. Небо светло- голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы , воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года- Это все вокруг …(природа) - А что такое природа? - Какая бывает природа? | Дети отгадывают загадку. Ответы детей. Природа- всё, что окружает человека. Природа делится на живую и неживую. | Структурирование знаний |
III. Определение темы урока и учебных задач | - Сегодня мы с вами отправляемся в мир Живой природы. Этот мир на столько велик, что учёные разделили его на несколько «царств». -Определите тему нашего урока. (На доске открывается карточка с надписью « Царства живой природы») - Давайте наметим задачи, которые мы должны будем решить отправимся во время путешествия? | Высказывают предположения. Царства живой природы.
| Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
IV. Открытие новых знаний. Слайд №4 1.Повторение. 2.Знакомство с «царством» растений. Слайд №5 Слайд №6
Слайд № 7 3.Знакомство с «царством» животных. Слайд № 8 Слайд №9 Слайд №10 | -Отправляясь в путешествие по миру живой природы, мы должны выбрать верное средство для передвижения. (Автобус и туристическое снаряжение) -Объясните свой выбор. -Чтобы не ошибиться в определении «царств» живой природы, вспомните признаки , которые присуще только живым организмам. (Вывешиваются карточки с названиями признаков) -Начнем наше исследование. Давайте узнаем, как называется первое царство. Для этого вам сначала необходимо разгадать ребус. -Конечно, это лес. -Может быть кто-то уже догадался, как называется первое «царство» живой природы? Почему вы так думаете? -Молодцы! Итак, первое «царство» живой природы- растения. (Дополняется таблица на доске – царство «Растения») - Какие растения леса вы знаете? - На какие группы они делятся? -По каким признакам их объединили в одно «царство»? Как называется наука, изучающая растения. Обсудите в группах. -Растения имеют, в общей массе, одинаковое строение. Только растения умеют усваивать лучи света, перерабатывать их и передавать в приемлемом виде животным и человеку. Наука называет этот процесс фотосинтезом. -Обо всём этом вы узнаете подробно при более полном изучении этого «царства». - Для знакомства с обитателями следующего «царства», вы должны правильно выполнить графический диктант. Работа будет парной, поэтому вспомните правила работы в парах, а также решите, кто будет диктовать, а кто выполнять. Диктант находиться у вас на партах. -Кто у вас получился? -Догадались, как называется второе «царство» живой природы? (Дополняется таблица на доске – царство «Животные») -Какие группы животных по их строению вы знаете? -По способу питания? -На какие две группы делятся все группы животных по месту их обитания? В чём их отличие? -Как называется наука, изучающая животных? | Дети делают свой выбор и дают объяснения, вспоминая правила нахождения человека в живой природе. Называют признаки живых организмов. Строение Дыхание Питание Рост Размножение Смерть Разгадывают ребус. Лес. Высказывания детей. Объяснения . Ответы детей. Деревья, кустарники, травы. Работа в группах. 1уч-к на протяжении урока работает с текстом учебника ч.1 стр.78, ища ответ на вопросы. Ботаника. Отчёт групп. Делают выбор и выполняют диктант по предложенной схеме. 1 5 1 1 7 8 3 3 4 3 3 2 1 3 4 1 Слон Животные Насекомые, рыбы, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие. Растительноядные , хищники, всеядные Домашние и дикие 1уч-к , пользуясь учебником , даёт название этой науки. Зоология. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Анализ объектов с целью выделения признаков. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Получать информацию, используя схемы. Выполнять парные задания. Анализ объектов с целью выделения признаков. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
Физминутка | Выполняют движения под музыку. | ||
4.Знакомство с «царством» грибов. Cлайд№11 Слайд №12 Слайды №13 Слайд №14 5.Знакомство с «царством» бактерий. Слайд № 15 Слайд №16 Слайд №17 6.Обобщение.
Слайд № 18 | - Подберите обобщающее слово. Опята, мухомор, маслёнок, подберёзовик, бледная поганка, дождевик. - С каким «царством» начинаем знакомство? (Дополняется таблица на доске – царство «Грибы») - Послушайте сообщения ребят. -Какие бывают грибы? - Проверим как вы умеете различать эти грибы. Сейчас вы будете работать парой. Распределите грибы на две группы. А наши эксперты проверят вашу работу. - Попробуйте назвать главное свойство этих грибов. Перед уроком провели опыт. Добавили в тёплую воду дрожжи, сахар и поставили в тёплое место. -Посмотрите, что произошло. Почему? - Подробно о грибах мы будем говорить на следующих уроках, посвященных изучению этого «царства». - Сейчас вам предстоит путешествие в самое Необычное царство. ( Чтение отрывка стихотворения «Мойдодыр» и иллюстрация к эпизоду) Ты один не умывался И грязнулею остался, И сбежали от грязнули И чулки и башмаки. -Кто написал эту сказку и как она называется? -Почему все отвернулись и убежали от главного героя? -Там ,где грязь, там и болезни. Если посмотреть через микроскоп, то можно увидеть мельчайшие живые организмы – …..бактерии. - Так как же называется последнее «царство» живой природы? (Дополняется таблица на доске – царство «Бактерии») - Наука, изучающая представителей этого «царства», называется микробиология. -Вот и познакомились со всеми «царствами» живой природы. Сделайте вывод. | Называют обобщающее слово. Грибы. Царство грибов. Сообщения детей 1ребёнок. Несколько столетий назад грибы приводили ботаников в отчаяние. Их своеобразие заставляли задуматься, к какому царству природы отнести их: к растениям, к животным или… минералам? И после долгих размышлений грибы были выделены в особое царство. Догадайтесь, как называется наука , изучающая грибы, если «микес» в переводе с греческого- гриб, а «логос»- учение. Микология. Съедобные и несъедобные. Работа в парах. Проверка. 2 ребёнок. Грибной мир очень разнообразен. Оказывается, плесень-это тоже гриб. Его можно рассмотреть только под микроскопом. Посмотрите как он выглядит. Дети рассматривают представленный образец. 3 ребёнок. Дрожжи – это тоже грибы. Их тоже можно рассмотреть только под микроскопом. Всего известно около 500 видов дрожжей. Одними из них являются хлебопекарные дрожжи. Эти дрожжи кладут в тесто, чтобы булочки и пирожки были пышными, сдобными и долго не черствели. Быстро растут. 4 ученик. Есть и молочный, чайный грибы. При помощи молочного гриба можно сделать вкусный кефир. К.Чуковский « Мойдодыр». Ответы детей. Сообщения детей.
2 ученик. Кроме вредных бактерий есть полезные бактерии. Они находятся в кефире, йогурте, твороге,. А в природе они выполняют роль «Чистильщиков» или «Санитаров» нашей планеты. Они питаются умершими организмами. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для всего живого. Бактерии. В природе существуют 4 царства живой природы. Эти царства хранят много тайн и загадок. Их изучением занимаются различные науки | Анализ объектов с целью выделения признаков. Получение дополнительной информации по изучаемой теме Планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Получение дополнительной информации по изучаемой теме Анализ объектов с целью выделения признаков. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Получение дополнительной информации по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой. Анализ, осмысление нового материала. |
Физминутка. | -Давайте встанем и немного отдохнем. Руки подняли и покачали- это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули, в сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад. | Выполняют движения за учеником. | |
V.Работа по учебнику. | -Откройте учебник на странице 79. Посмотрите на таблицу. -Что означают стрелки между царствами? - Прочитайте статью учебника с карандашом. Найти ответы на вопросы: 1.Какие среды обитания населяют живые существа? 2.Чем различаются условия жизни в разных средах? -Сделайте вывод . Чтобы не навредить природе, нужно знать ее законы. Все царства связаны друг с другом и участвуют в круговороте веществ. Каждое звено этого круговорота необходимо для жизни обитателей нашей земли. | Связь между обитателями разных «царств». Читают учебник, делая пометки. Отвечают на вопросы. Высказывания детей. | Получать информацию, используя схемы. Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи. |
VI.Закрепление изученного. | Приём «Верите ли вы…» - Давайте проверим, что вы запомнили. Если вы согласны с моим высказыванием, то встаёте, если не согласны- сидите на месте. 1.Наука о растениях называется ботаника. 2.Млекопитающие не являются представителями царства животных. 3.Не каждый гриб можно положить в корзину. 4.Бактерии приносят только вред. 5. Все царства связаны друг с другом и участвуют в круговороте веществ. | Да. Нет. Да. Нет. Да. | Осуществление текущего контроля по изучению материала. |
VII. Рефлексия. | - Какие задачи на урок мы ставили? Выполнили? - Все ли мы исследовали в этих Царствах? Прикрепите свои цветочки к тому царству, о котором бы хотели узнать больше. -Наше путешествие подошло к концу. Человек может быть счастлив только тогда, когда он живет в гармонии с природой: бережно к ней относится, заботится о ней. Выходя в природу, надо помнить, что она – наш общий дом. - Вам понравилось наше путешествие? Тогда запишите свои впечатления от урока на карточках. Предлагает закончить предложения: Урок помог мне………. Для меня было сложным……… Мне понравилось…………… | Повторяют. Выполнили. Нет. | Структурирование полученных знаний; формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
VIII. Домашнее задание. Слайд №19 | -Задание творческое. Записать по одному вопросу , который вас заинтересовал и на который вы хотели бы получить ответ, при подробном изучении каждого «царства». Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Царства живой природы".( 2-й класс, по программе "Начальная школа XXI века")
Материал урока позволяет развивать интерес к изучению дополнительного материала о природе,чувство любви к природе,понимание красоты и целесообразности каждой крупицы живойприроды.На уроке использовала...
Разработка урока по теме:"Царства живой природы"
Документ содержит материал для презентации, стихи, загадки, мини-доклады с использованием личностно-ориентированного, деятельностного подхода в обучении, здоровьесберегающих технологий, игровых приемо...
Игра - путешествие "В царстве живой природы"
Эта игра воспитывает у детей любовь к природе, бережное отношение ко всему живому и развивает творческий потенциал....
Урок окружающего мира "Царства Живой природы"
Урок окружающего мира «Царства живой природы» во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века». На уроке дети знакомятся с четырьмя царствами живой природы и их...
План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"
Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...
Конспект урока окружающего мира по теме:"Царства живой природы".
В игровой форме дети знакомятся с царствами живой природы и их представителями. Выполняя занимательные задания, ребята закрепляют полученные знания....
Конспект урока окружающего мира "Царства живой природы"
Данная разработка содержит конспект открытого урока окружающего мира "Царства живой природы". Урок проведён с использованием кейс-технологии....