Природные богатства и труд людей – основа экономики
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Дутковская Алина Александровна

Программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnova_ekonomiki.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

Дата:

Школа:

Класс: 3

Учитель:

Методист:

Студент: Дутковская А., 42гр.

Тема урока: «Природные богатства и труд людей – основа экономики»

Цели:

  • знакомить с факторами, составляющими основу экономики;
  • учить раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике;
  • осознавать роль природных богатств в хозяйственной деятельности человека.

Планируемые результаты:

Предметные:  

  • развивать интерес к природным богатствам экономики;
  • развивать умение обобщать и анализировать;
  • формировать интерес к учебному предмету.  

Личностные: 

  • формировать уважительное отношение к природным богатствам;
  • развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
  • развивать самостоятельность и личную ответственность. 

Тип урока: открытия нового знания

Оборудование: УМК Школа России; Окружающий мир: 3 класс, 2 часть, А.А.Плешаков, презентация, раздаточный материал

Этап урока

Методы и приемы

Хро-номет-раж

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Словесный: слово учителя

1 мин

Приветствие

- Здравствуйте ребята! Присаживайтесь!

- Ребята, посмотрите на слайд.

На доске появляется высказывание Альфонс де Ламартин «Мир — это книга, страницы которой открываются нам с каждым шагом».

- Что нам хотел сказать этим высказыванием  французский писатель Альфонс де Ламартин? (чтобы познать мир – нужно действовать – изучать новое)

Смотреть на слайд

Читать высказывание

Отвечать на поставленный вопрос

К: настраиваться на урок

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний

Словесный: фронтальный опрос

Практический: упражнение

Практический: упражнение

5 мин

Проверка домашнего задания

- А сейчас давайте проверим ваше домашнее задание. Откройте учебники на стр. 36 – 39 . Но для начала я даю вам две минутки, чтобы повторить домашний материал.

- Что такое потребности? (Всё то, что нужно людям для жизни)

- Какие потребности человек получает от природы? (Воздух, вода, свет солнца, красота природу и др.).

- какие потребности есть у каждого человека? (Кроссовки, плеер, мороженое, книги, холодильник)

- Что такое товары? (Это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности)

Приведите примеры.

- Что такое услуги? (Это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей)

Приведите примеры.

- Расскажите, какими товарами и услугами вы пользовались в течение дня.

- Сейчас я буду зачитывать вам фразы, а вы должны будете мне сказать: это товар или услуга.

● Вы зашли в аптеку, купили лекарство. (Товар)

● Вы летите в самолёте. (Услуга)

● Вы смотрите концерт. (Услуга)

Вы купили книгу. (Товар)

● Вы выпустили статью (Товар)

● Вы подстриглись (Услуга)

● Вы подметаете двор (Услуга)

- Молодцы! Всё помните.

Выполнять задания

Проверять домашнее задание

Выполнять упражнение

 

К: работать самостоятельно

П: обобщать и классифицировать по признакам.

К: работать в паре и в группах.

Р: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

3. Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: беседа, слово учителя

Практический: постановка темы и целей урока

3 мин

- Посмотрите на слайд

На слайде:

ПбРоИгРаОтДсНтЫвЕа и ТлРюУдДей – ОэСкНоОнВоАмики

- Расшифруйте послание на слайде (природные богатства и труд людей – основа экономики)

- Верно!

- Ребята, как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока? (ответы детей)

- Какие цели мы поставим на урок?

- Что составляет основу экономики? (Ответы детей)

Основу экономики составляют природные богатства и труд людей)

Отвечать на вопросы

Анализировать собственную работу

Выполнять задание

П:  обобщать и классифицировать по признакам.

 

Р: определять 

и формулировать 

цель деятельности на уроке с помощью учителя

4. Открытие нового знания

Словесный: рассказ (слово учителя)

Словесный: беседа

Наглядный: рассматривание иллюстраций

Словесный: беседа

Практический: чтение параграфа

Словесный: слово учителя

Практический: опыт

Практический: выполнение физических упражнений

5. Решение частных задач

Практический: упражнение 

Словесный: ответы на вопросы учителя

10 мин

5 мин

2 мин

10 мин

- Какие природные богатства вы знаете? (Вода, воздух, полезные ископаемые и почва, растения и животные.)

– Экономика – порождение и результат активного, сознательного воздействия человека на природу, осуществляемого во имя добычи средств существования. Можно было бы определить экономику как взаимодействие человека с природой в процессе извлечения и получения им жизненно необходимых природных благ.

- Экономика – это взаимодействие человека с окружающей средой. Естественная природа – это кладовая экономики. Земля, ее недра, полезные ископаемые, вода, воздух, леса, флора и фауна образуют природные ресурсы экономики. Из них экономика черпает сырье для изготовления всего, в чем нуждаются люди.

- Давайте прочитаем в учебнике, что же там говорится о природных богатствах? Начинаем читать по цепочке

- Какие природные богатства описаны в учебнике?

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 42

- Что здесь изображено? (ветряная мельница и вода)

- Расскажите, как используется воздух в экономике.

- Расскажите, как используются другие природные богатства в экономике.

- Как вы думаете, какое самое важное (ответы детей)

- Нет такого! Все они важны и взаимосвязаны

- Что еще составляет основу экономики? (труд людей)

- Существует много пословиц о труде. Как вы их понимаете?

1) Труд кормит и одевает.

2) Тяжко тому, кто от работы бежит.

3) Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

- Труд необходим для того, чтобы добывать природные богатства. Он требуется для производства любых товаров и оказания услуг. В экономике нужен труд людей самых разных профессий. И не только физический труд, но и умственный, например труд архитектора, инженера, работника банка, учёного. Успех труда людей во многом зависит от их образования. Современной экономике требуется всё больше образованных людей, например умеющих работать на компьютере, знающих иностранные языки. Успех труда зависит и от здоровья людей. Тот, кто часто болеет, вряд ли сможет трудиться так же хорошо, как тот, кто болеет редко. Хорошо, если человек с детских лет начинает заботиться о своём здоровье.

- Давайте посмотрим, как описывается труд в учебнике

- Продолжаем читать по цепочке

- Как вы понимаете «труд»? (ответы детей)

- Как вы думаете, все ли люди трудятся?

- Трудятся ли ваши родители?

- Какова их роль в экономике?

- А вы трудитесь? (ответы детей)

– От чего зависит успех труда людей в экономике?

- Класс делится на 4–5 групп. Каждой группе дается предмет: деревянная ложка, металлическая ложка, носовой платок, книга, глиняная посуда.

Результаты работы дети оформляют письменно. Затем группа рассказывает о своих наблюдениях по плану:

1) Назовите предмет.

2) Из какого основного материала он изготовлен?

3) В каком виде он встречается в природе?

4) Использовался ли труд людей для получения данного предмета?

5) Какой путь прошел природный материал до получения данного предмета?

6) Сделайте вывод: что использовалось для изготовления предмета (труд людей, природные богатства, капитал)?

Вывод: предметы, для изготовления которых потребовались природные богатства, труд людей – это и есть экономические продукты.

Физкультурная минутка

- Объясните смысл пословиц

● Без дела жить – только небо коптить. (Плохо, когда человек живёт, никому не принося пользы.)

● К большому терпенью придёт и уменье. (Учебный труд, труд рабочего, инженера – это всегда напряжённый труд, умение достигается в результате кропотливой работы.)

● По труду и награда. (Потрудился – получишь хорошую отметку, заработаешь деньги.)

Индивидуальные задания

Задание 1.

(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)

1)Подпишите, что составляет основу экономики.

Основа экономики: … и … (природные богатства, труд людей).

2)Напишите, какие природные богатства используются в хозяйственной деятельности людей. (Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные.)

- Обменяйтесь с соседом по парте карточками и проверьте правильность выполнения задания (ответы на экране).

Задание 2.  

- Что такое природное богатство? (То, что даёт природа. Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные.)

- Скажите не менее трёх примеров.

- Что такое труд?

- От чего зависит успех труда людей в экономике?

Отвечать на вопросы

Слушать рассказ учителя

Читать текст параграфа

Рассматривать иллюстрацию

Отвечать на вопросы учителя

Объяснять смысл пословиц

Выполнять задания.

Отвечать на вопросы.

Выполнять практическую работу.

Выполнять физические упражнения

Объяснять смысл пословиц

Выполнять упражнения

К:  работать в паре и в группах

Р: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Р: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

К:  работать самостоятельно

П: обобщать и классифицировать по признакам.

 

К: работать в паре и в группах.

Р:  развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

К: работать самостоятельно

П: обобщать и классифицировать по признакам.

К:  работать в паре и в группах.

Р: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

П: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

П: строить логическую цепь рассуждений

6. Итог урока. Рефлексия

7. Домашнее задание

3 мин

1 мин

- Что составляет основу экономики?

- Для чего нужен труд людей?

- От чего зависит успех людей в экономике?

У вас у каждого есть зеленый, желтый и красный карандаш. Поднимите вверх зеленый – если  вы все поняли и вам все понравилось, желтый – если все понравилось, но не до конца поняли, и красный, если совсем не поняли ничего.

-Молодцы! Вы сегодня отлично поработали! Спасибо вам за урок!

Анализировать свою деятельность.

Записывать домашнее задание

Р: анализировать собственную работу.

Л: самоорганизация

П: обобщать, классифицировать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природные богатства и труд людей- основа экономики.

Презентация составлена для урока окружающий мир 3 класс. " Школа России"....

«Природные богатства и труд людей - основа экономики»

Цель: Познакомить с природными богатствами и трудом людей,  как с основой экономики.Задачи:Образовательные:·        Дать понятия: природные богатства, полезные ...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Природные богатства и труд людей – основа экономики"

Тема урока: Природные богатства и труд людей – основа экономики.Цели урока: сформировать представления о трех основных факторах, как основы существования экономики.Планируемые результаты:·...

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему «Природные богатства и труд людей – основа экономики»

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему «Природные богатства и труд людей – основа экономики»...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 3 класса. Школа России. Тема: « Природные богатства и труд людей – основа экономики »

          Тип урока: комбинированный урок.             Цель урока: познакомить с факторами, составляющими основу экономики....

Конспект к уроку окружающего мира «Природные богатства и труд людей-основа экономики»

Тема: «Природные богатства и труд людей-основа экономики».Цель: познакомить с факторами, составляющими основу экономики.  Планируемые результаты:личностные: 1. Формирование уважительног...