Сценарий урока - игры "Приведём планету в порядок!"
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему
Цели урока :1. формировать представление о неразрывной связи человека с природой, учить детей соблюдать законы иприроды. выполнять нормы правильного поведения в природе
2. воспитывать у учащихся экологическую культуру, чувство ответственности за свое поведение в природе.
3. прививать любовь к малой родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ekol.-kraev._igry.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Эколого- краеведческая игра в 4 классе «Приведём планету в порядок!»
Цели:
1.формировать представление о неразрывной связи человека с природой, учить детей соблюдать законы природы. выполнять нормы правильного поведения в природе;
2. воспитывать у учащихся экологическую культуру, чувство ответственности за свое поведение в природе.
3. прививать любовь к малой родине.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийная установка, магнитная доска, листы с пословицами, карточки с заданиями, карточки со словами «хорошо», «плохо». грамоты, Красная книга Липецкой области.
Для учащихся: эмблемы, макет Малой Красной книги.
Ход мероприятия
Эколог:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг…? (Природа)
Краевед. Прекрасна наша Земля! Её природа – источник здоровья, радости и красоты для человека! Человек- часть природы ,а это означает, что он связан с окружающим миром тысячами невидимых нитей. Он использует богатства природы, приспосабливает их к своим нуждам. Но необдуманно вмешиваясь в жизнь природы, легко нарушить её красоту.
За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие, которое сохраняется до тех пор, пока не нарушаются природные законы.
Учитель. В ходе игры мы повторим законы природы, вспомним о том, как сохранить природные богатства для себя и для тех, кто будет жить на Земле после нас. Придумайте название нашей игре.
В игре «Мы - друзья природы!» принимают участие 2 команды. ЖЮРИ.(гости)
1 тур. Представление команд
Учитель. За столами собрались участники игры. Давайте познакомимся.
Экологи - краеведы . Название команды, эмблема. девиз
Учитель. 2 тур. Народная мудрость.
Ребята, люди издавна были мудрыми, наблюдательными. Вся жизнь у них была связана с природой. И своих детей они приучали любить природу и наблюдать за ней. Народные приметы, пословицы и поговорки живут и в наши дни. Вспомним их и продолжим….
У вас на столах лежат листочки с пословицами первая часть пословицы, написана в левом столбике, а вторую часть вам надо отыскать во втором столбике. Прочитайте и поясните 1 высказывание, почему так говорят.
Экологи. Кто лес любит, …. (тот его не губит.)
Иней на деревьях – ….(к морозу.)
Увидел скворца – …..(весна у крыльца.)
Дерево ценят по плодам, (а человека по делам)
Краеведы. Землю красит … (солнце), а человека … (труд)
Много леса - … (не губи), мало леса - ... (береги), нет леса - … (посади).
Дым столбом - … (к морозу).
Возле леса жить - ( голодным не быть)
Команда расскажет об экологии
Эколог. ЭКОЛОГИЯ – это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей среде.
Люди безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. И для того, чтобы всё-таки сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьёзно изучать законы живой природы. Так возникла наука экология.
3 тур «Хорошо» - «Плохо». 4 картинки на слайде
Каждый человек может помочь природе своими поступками, своей заботой и добротой. Но в жизни иногда случаются и необдуманные поступки
.
Например, команда, получившая карточку «Хорошо» начинает: «Человек сажает и выращивает различные растения. Это хорошо, т.к. растения очищают воздух, защищают от пыли, дают возможность отдыхать в тени деревьев, наслаждаться красотой цветов и дают кров многим животным».
Команда с карточкой «Плохо» продолжает: «Но человек и губит растения. Он вырубает деревья для хозяйственных нужд, рвёт цветы для букетов. Тем самым лишает животных крова, а себя чистого воздуха и мест для отдыха»
Эколог. Ребята, вы знаете такого писателя Антуан де Сент-Экзюпери? Какое из его произведений вам уже знакомо? Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери призывал всех людей поступать так: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Каждый из нас должен понимать, что, если мы будем лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру.
ФИЗМИНУТКА «Приведём планету в порядок» (Музыка на слайде)
Что нам для этого понадобится? Какие предметы? (ведро, тряпка, метла, совок, грабли)
А лично для вас что потребуется? (фартук, платок или бандана, перчатки и хорошее настроение) Все готовы? Начинаем! (дети показывают движениями, как привести в порядок планету).
- Завязали платок-бандану.
- Надели фартук и перчатки.
- Посмотрите, кто-то уронил бумажку, поднимите. Справа, слева, впереди.
- Взяли метлу. Подметём улицу. Хорошо метём, чисто.
- Соберите мусор в совок, сложите в ведро, отнесите в мусорный бак.
- Возьмите грабли, причешите травку. Зелёная, пушистая, красивая.
- Налейте в ведро воды. Намочите тряпку, полощем её, хорошенько отожмите.
- Протрите небо, облака, солнышко.
- Посмотрите, ничего не забыли? Нет. Ай да молодцы!
- Какая красота! Солнышко ярче улыбается и вы улыбнитесь друг другу.
Сразу в классе и на Земле стало теплее и светлее от добрых улыбок. Садитесь на места.
4 тур «Знатоки природы». Получаете 3 карточки. Посовещайтесь в группе и выберите правильный ответ.
1) Из-за чего на Земле становится меньше лесов?
и) из-за пожаров и стихийных бедствий
б) из-за изменения климата на Земле
э) из-за строительства городов, дорог, возделывания полей
2) Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?
а) прозрачные
ж) бесцветные
к) чистые
3) От чего загрязняется вода в реках и озёрах?
ы) от использования воды в быту
р) от использования воды в производстве
о) от слива сточных вод заводов и фабрик
4) Что люди делают для спасения живой природы?
л) создают заповедники, ботанические сады (галичья гора)
п) создают бульвары и скверы
м) создают фермы, пасеки и птицефабрики
5) Что такое заповедники? Какой мы посетили?
о) это участки земли, где всякая природа неприкосновенна
ъ) это участки земли, где выращивают редкие растения
в) это участки земли, где обитает много зверей, птиц и насекомых
6 ) Вокруг городов необходимо большое количество деревьев, для чего?
а) для красоты
я) для очищения воздуха
в) чтобы селились птицы и животные
Дом зад. Краеведение
Краевед. Краеведение- это наука, которая изучает особенности природы, населения. виды деятельности людей небольшой территории, знакомит с «малой родиной». Краеведение включает в себя разные направления: историческое. географическое. литературное, археологическое, экологическое.
Краевед. Знать и изучать свой край должен каждый человек, чтобы позаботиться о своей малой родине. Ведь именно от нас зависит, каким будет наш край!
5 тур. Лесная аптека нашего края
Ведущий. Поиграем в игру «Угадай название».
Каждая группа участников получает карточку-перевёртыш, где зашифровано название лекарственного растения. Стенд вам поможет найти это растение и показать его.
1.кичваудон (одуванчик) –
В одуванчике полезны и цветки, и листья, и корни. Настой из корней лечат боли в животе. Из свежих листьев делают витаминный салат.
2.ланедлаук (календула)
Лечебные свойства календулы знали ещё в Древней Греции. Так как она обладает противоспалительным действием, то настой календулы использовали для заживления ран.
3.ребозойв (зверобой.)
Его называют травой от 99 болезней. «Зверобой» в переводе с казахского означает «целитель ран», а в старину его называли «хворобой», т.е. избавитель от хвори.
4. лобахпие (облепиха).
В переводе с греческого означает « блестящий конь». В Древней Греции облепиху использовали как лекарство для лошадей. Сейчас облепиховым маслом лечат ожоги. А сок из плодов облепихи – настоящий кладезь витаминов.
5. кинпишов (шиповник)
Плоды шиповника замечательное средство для укрепления иммунитета и общего оздоровления организма. Шиповник богат на витамины, в первую очередь, витамин С.
Чай из шиповника полезен при простуде, а также авитаминозе.
6. киналямез (земляника.)
Другое название «ягодник». Земляника полезна как больным, так и здоровым, особенно детям. В ней много поливитаминов. Отвар из листьев и плодов земляники принимают для лечения переутомления.
- В чьей семье заготавливают лекарственные травы ? Когда и как вы их используете? (простуда)
Физминутка.(краеведы)
Мы немного отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Вот мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
По полянке мы проходим,
Много ягод там находим!
Земляника так душиста,
Что не лень и наклониться!
Дружно по лесу гуляем,
За природой наблюдаем.
Надо нам теперь узнать
Как растенья собирать.
Учитель. Знаете ли вы, как правильно собирать лекарств.растения?
6 тур «Экологический светофор». Ты -мне. Я -тебе.
Оцените действия ребят. Если вы согласны с высказыванием, то зажгите «зелёный свет», если не согласны, то «красный».
1. Иду я однажды по тропинке. Вдруг вижу куст с красными ягодами. Наверное шиповник. А может боярышник. Всё равно сорву – зимой пригодится.
(Следует точно научиться различать растения, подлежащие сбору от сходных видов. Незнакомые ягоды срывать нельзя.)-- красный
2.Пошла я с мамой собирать лекарственную ромашку. Вдруг пошёл дождь. «Сегодня мы не будем собирать ромашку»,-сказала мама.
(Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определённые месяцы. Нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.)--зелёный
3.Едем с папой к бабушке в деревню. Вижу – вдоль дороги растёт зверобой. Надо набрать и просушить. Вкусный чай со зверобоем!
( Не следует собирать растения около шоссейных дорог, потому что в цветах и листьях растений накапливаются вредные вещества – продукты выхлопных газов автомобилей.)--красный
4.Отправились мы с классом в поход. Пришли на поляну, а там земляники видимо-невидимо. А рядом чёбор растёт. Соберу немного. Главное – не повредить корни!
(Не вырывайте лекарств. растения с корнем. Берите ровно столько, сколько нужно, а собранные растения сушите на воздухе в тени.)- зелёный
-Что означает красный сигнал? (это сигнал опасности.)
7 тур Красная книга
1)-Что такое Красная книга?
Красная книга-это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.
2)- Почему для этой книги выбрали красный цвет?
Красный цвет – это значит внимание, стоп, не губите эти растения, не убивайте этих животных.
3)-Какие виды Красных книг вы знаете? международные, национальные и региональные.
4)- Почему страницы международной Красной книги разные?
5) Какие животные занесены на чёрные страницы? На красные? На зелёные?
6)- Сколько томов включает в себя Красная книга Липецкой области? ( 1 том – растения. 2 — животные.)
Практическая работа
Сколько видов растений и животных включает в себя Красная книга Липецкой области? ( 196 видов животных, 360 видов растений)
Создание малой Красной книги для класса ( картинки вклеить)
1 ком- растения. Кувшинка белая, первоцвет, ландыш, венерин башмачок, колокольчик, алтей лекарственный, можжевельник (Галичья гора).
2 ком- животные. Заяц-беляк, белка, олень благородный, кабан , тетерев, филин (Галичья гора),серый журавль, лисица.
Выводы. Проверка.
Учитель: пока жюри подводит итоги . поделитесь своими мыслями по поводу нашего мероприятия.
О чём мы с вами говорили? Какой же вывод можно сделать в конце нашего мероприятия?
Я узнал …
Было интересно…
Меня удивило…
Хочу узнать больше о …
Какой бы вы хотели видеть нашу природу? ( по 1 строке)
Мы хотим, чтобы птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягоде роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил весёлый дождь!
Учитель: Ребята, Земля наш общий дом. Пока мал человек, этот дом кажется ему необъятным, удобным и надёжным. Взрослея, осознаёшь, что дому нужен заботливый хозяин. Мы, люди, должны не только брать у природы, но ещё беречь , защищать и помогать ей.
Будем же беречь наш прекрасный общий дом – нашу Землю, нашу природу и родной край!
Итоги подводит жюри. Награждение.
Песня «Море, горы и холмы»
Спасибо всем за участие. Мероприятие окончено.
Список используемой литературы:
1.Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением:1 – 4 классы. – М.: 5 за знания, 2007.
2.Кулинич Г.Г. , Сценарии общешкольных и клубных мероприятий:
1-4 классы . – М.: ВАКО, 2006.
3.Попова Г.П., Классные часы 2 класс.- Волгоград: Учитель,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока-закрепления: Игра "Поле чудес"
Данный материал поможет познакомить детей с русскими обрядовыми праздниками - Масленицей, Пасхой, Рождеством; приобщить детей к традициям народных праздников....
Урок – исследования. Математика 2класс. "Порядок действий в выражениях. Скобки"
Данный урок проходит по теме "Порядок действий в выражениях. Скобки". На уроке учащиеся самостоятельно находят пути решения выражений. В конспекте представлены...
Сценарий Урока-Игры «Для первоклассников»
Сценарий для первого сентября....
Разработка урока математики по теме "Порядок действий в выражениях" (2 класс)
Конспект и презентация к уроку математики для учащихся 2 класса по теме "Порядок действий в выражениях". (к учебнику Л.Г. петерсон)...
Урок математики 2 класс Порядок выполнения действий. Скобки
Знакомство с порядком выполнения действий при вычислениях;обучение нахождению значения выражений со скобками....
Урок математики по теме "Порядок выполнения действий в выражениях". 3 класс. Программа "Гармония"
Урок построен по технологии проблемно-диалогового обучения: постановка проблемы, выдвижение гипотез и поиск решения....
Сценарий урока – игры «Лэпбук «Берегите природу»
Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям... Над нами одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхност...