Сценарий урока-закрепления: Игра "Поле чудес"
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме
Данный материал поможет познакомить детей с русскими обрядовыми праздниками - Масленицей, Пасхой, Рождеством; приобщить детей к традициям народных праздников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_narodnye.docx | 29.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная образовательная школа №15» города Балаково Саратовской области
Игра «Поле чудес»
по теме:
«Русские народные праздники
Древней Руси»
Выполнила работу
Учитель начальных классов
I квалификационной категории
Кузнецова Надежда Григорьевна
г. Балаково 2010
Предмет: Окружающий мир
Тема: Русские народные праздники Древней Руси.
Цель: приобщить детей к традициям народных праздников.
Задачи:
- познакомить детей с русскими обрядовыми праздниками – Масленицей, Пасхой, Рождеством,
- вовлечь детей принять участие в данных праздниках,
- расширять знания учащихся о культуре и искусстве своего народа, музыкально-художественных традициях ,
- развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать,
- воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес к народному
творчеству.
Беседа учителя:
Наши предки умели и любили веселиться. Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. На Пасху катали крашеные яйца, соревновались в силе и ловкости. В мае дружно встречали весну, украшали берёзки, плели венки из цветов. В июне, под Иванов день, вереницей ходили в луга, прыгали через горящие костры, а возвращаясь под утро, свистели в самодельные липовые дудочки.
Осенью отмечали пору «изобилия плодов земных», а зимой в святочные дни, продолжавшиеся две недели, ходили ряжеными по улицам, надевали маски, пели в колядки.
Издавна непременными участниками всех праздников на Руси были бродячие актёры, скоморохи. Их ещё называли: «шуты», «глумцы», «смехотворцы». Группой по 15-20 человек странствовали скоморохи из города в город, из села в село. Одни играли на гуслях, домрах, трубах, били в барабаны, бубны, другие плясали, третьи демонстрировали учёных медведей.
Были среди них и кукольники. Задолго до появления специальных ширм эти кукольники-одиночки помещали себе на голову доску, по которой двигались куклы. При этом лицо они закрывали тканью, которая обматывалась подобно юбке, вокруг пояса, а затем поднималась вверх. Группа скоморохов обязательно включала жонглёров и особых шутников-потешников, умевших складно говорить всякие шутки-прибаутки. Большим успехом пользовались бродячие актёры-лицедеи. Надев на лица смешные или уродливые маски, лицедеи разыгрывали немудреные сюжеты и сценки.
Особым, неповторимым своеобразием отличались русские народные праздники. О них мы поговори на нашей игре.
1 тройка (выбор участников)
1. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет. (туча)
2. По полю рыщет,
Поёт да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняется. (ветер)
3. Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица. (вьюга)
После распространения на Руси христианской веры многие языческие обряды сохранились в форме увеселений, обычаев, традиций. Все «официальные» праздники разделялись на великие, средние и малые. Одни отмечались ежегодно в одни и те же дни, другие – ежегодно, но в разные числа месяца. Отгадайте что это за праздник, который начинался с 22 марта по 25 апреля. Это слово – еврейское и обозначает «исход», «избавление», «освобождение».
п | а | с | х | а |
(отгадавший получает приз)
-Пасха считалась «праздником праздников» и всегда отмечалась торжественно и весело. Послушаем ребят, которые расскажут нам об этом празднике.
1 ученик.
Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идёт, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
А. Майков
2 ученик.
В пасхальную ночь в церковь шли все: дома оставались только малые дети да глубокие старики. Около церквей зажигали костры, цветные фонарики. Люди, держа в руках зажжённые свечи, ждали, когда из церкви выйдут священники и начнется крестный ход – обход церкви с крестом, иконами и хоругвями ( вертикально свисающие полотнища с изображением Христа и святых, укреплённые на длинных верёвках). На пасхальной службе всегда читалось поучение святого Иоанна Златоуста. Там есть и такие слова: «Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг другом. Прилежные и ленивые – пусть одинаково веселятся. Пусть никто о грехах своих не плачет, потому что в этот день Бог дал людям прощение. Путь никто не боится смерти – всех освободила смерть Христа».
3 ученик.
Существует такое предание. Один монах в первую пасхальную ночь зашёл в пещеру, где покоились останки его сподвижников-монахов. Войдя в пещеру, он крикнул: «Отцы и братие! Христос воскрес!» и вдруг по всей пещере эхом пронеслось «Воистину воскрес!» с тех пор традиционным стало пасхальное приветствие: «Христос воскрес!», на которое в ответ говорят: «Воистину воскрес!»
4 ученик.
Вернувшись из церкви ранним утром, люди христосовались и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо – символ Пасхи. По преданию оно было дано Марией Макдалиной римскому императору Тиберию перед началом проповеди. Ещё задолго до появления Христа яйцо у древних народов символизировало Вселенную. У славянских народов Пасха связывалась также с плодородием земли. Освящённому в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожара, помощь скотине от болезней, сбережение урожая от града. Перед Пасхой кончался Великий пост и после этого можно было есть скромную пищу, т.е. разговляться. Поэтому праздничный стол уставлен куличами, всевозможными кушаньями. Каждый кто приходили в дом, должен был быть накормлен, напоен обогрет. На площадях устанавливались качели и карусели, разбивались балаганы. Люди ходили друг к другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах. Было принято приносить в подарок и обмениваться пасхальными яйцами. Яиц надо было заготовить много: для подарков родным, друзьям, для весёлых игр. Во время Пасхи было также принято навещать могилы близких и класть на них красные яички.
2 тройка (выбор участников)
1. Нашумела, нагремела,
Всё промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округи полила. (гроза)
2. Вот по небу мчится конь-
Из-под ног летит огонь.
Конь копытом бьёт могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит. (гром)
3. Шёл долговяз,
В сыру землю увяз. (дождь)
Ещё один из наиболее почитаемых и известных на Руси праздников начинается с 25 декабря и заканчивается 6 января. Пожалуй, нет другого праздника, который отличался бы таким богатством обычаев, обрядов, примет. Вот что рассказывает о нём Библия: «И родила Мария сына своего первенца, испеленала его, и положила в ясли. В той стране были на поле пастухи, которые держали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень и сказал им: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, что родился спаситель…».
р | о | ж | д | е | с | т | в | о |
(отгадавший получает приз)
-Вот какой торжественный и важный христианский праздник совпадал со встречей Нового года. Все две недели православные ходили по домам и славили Христа, колядовали, пели песни, угощались. Даже сам Пётр Первый ездил с певчими по домам бояр с поздравлениями. На улицах жгли костры, чтобы прибавилось света и тепла, пекли из теста фигурки животных и птиц и дарили их друг другу. Незамужние девушки спешили узнать свою судьбу и занимались гаданием - в эти дни оно считалось особенно верным. На чём только не гадали: на зёрнах, на бобах, на ключах, на соломе, на хлебе, зеркале и т.д. В древности гадание, то есть служение богине Гаде (фортуна, богиня счастья), было одним из главных языческих обрядов. Во времена перехода к христианству гадание стало преследоваться. Однако, став одним из обычаев, колядование, гадание и другие обряды сохранились во многих местах и до наших дней.
3 тройка (выбор участников)
- Раскалённая стрела
Дуб свалила у села. (молния)
2. Крашеное коромысло
Над рекой повисло. (радуга)
3. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём
Ищем, ищем, не найдём. (роса)
Задание
В церковных книгах последняя неделя перед началом Великого поста называлась сырною. В это время можно было питаться рыбой, маслом, молоком, яйцами, сыром. Как по другому называлась эта неделя?
М | а | с | л | е | н | и | ц | а |
(отгадавший получает приз)
5 ученик.
Масленица.
Как дрова в печи пылают!
Круглобоки и пышны
Гордой горкой восседают
Бело-жёлтые блины.
Пряник рыжий, сочный, длинный
Шкуркой сахарной блестит,
Пёстрый царь тетеревиный
Тост весёлый говорит.
Хоровод летит кругами,
И меня он вдаль унёс
Нету тверди под ногами,
И лечу я под откос.
Сколько жить мне? Я не струшу,
Пусть кукушка пропоёт,-
И хмельную примет душу
Белоснежный самолёт.
Потону в море снега,
Зацеплюсь за небеса!
Пропадай, моя телега,
Все четыре колеса.
Н. Рожкова
6 ученик.
В старину масленица начиналась с понедельника. Каждый день масленицы носит своё название: понедельник – «встреча»; вторник – «заигрыш»; среда – «перелом, лакомка»; четверг – «широкий»; пятница – «тёщины вечера»; суббота – «заловкины посиделки»; воскресенье – «прощённый день».
Накануне первого дня масленицы хозяйки начинали печь блины. Первый блин отдавался нищему на помин усопших. Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах. К блинам подавалась икра, сметана, яйца, рыба.
7 ученик.
Во вторник на «заигрыш» приглашались девицы и парни – покататься на горках, поесть блинов. На таких встречах парни высматривали невест, ведь после масленицы наступал другой праздник – Красная горка – традиционное время свадеб.
8 ученик.
В среду тёща приглашала на блины зятя. С четверга начиналась настоящее масленичное гулянье, недаром этот день назывался «широким». Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках, катались на качелях. Устраивались кулачные бои, шумные застолья.
9 ученик.
В пятницу, на «тёщины вечера», наступала очередь зятьёв угощать своих тёщ и оказывать им всевозможные почести. В субботу на «заловкины посиделки» молодая невестка приглашала в гости своих родных.
Мы на проводах зимы –
Подавайте нам блины.
Мы давно блинов не ели
Мы блиночков захотели!
Зиму провожаем,
Масленицу встречаем.
Масленица – кривошейка
Встретим тебя хорошенько!
Учитель:
Проводы Масленицы сопровождались разными обрядами: и сжиганием соломенного чучела с возгласами: «Масленица – мокрохвостка, поезжай долой со двора», и катанием на разукрашенных лентами санях, и песнями, и шутками да прибаутками, и русскими играми. В этот день было принято просить прощение за масленичный разгул и излишества, за грехи перед родными и близкими, подготовиться к Великому посту.
Финал
Это древнее магическое действие, которое должно было помочь людям в их жизни, труде, в их борьбе с враждебными и непонятными им силами. Люди верили, что с помощью особых действий и слов можно избавиться от засухи или, наоборот, добиться дождя.
о | б | р | я | д |
Награждение победителя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий музыкальной сказки "Емелины чудеса"
Мюзикл по сказке "По щучьему велению"....
Сценарий интеллектуальной игры "Поле чудес" для учащихся 1-2 классов. Тема "Весна в природе"
Сценарий может быть использован на уроках окружающего мира или во внеурочной деятельности....
Сценарий осеннего праздника "Огород чудес"
Осенний праздник «Огород чудес»Цель: Обобщение и закрепление знаний детей об овощных культурах,Задачи:- показать уникальность и значимость осенних даров для человека, познакомить детей с и...
Сценарий бинарного урока "Закрепление умения работать с многозначными числами.»
Бинарный урок математика+окружающий мир для 4 класса по УМК "Школа России"...
Сценарий медиаурока с компьютером Урок закрепление " Числа от 1до 10"
Повторение материала, который был изучен в рамках раздела "Числа от 1 до 10"...
Сценарий викторины "День святых чудес"
викторина проводитсяя после урока" Истоки"духовность народа ...
Сценарий урока по русскому языку Тема раздела: Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных Тема урока: Закрепление правописания слов с изученными орфограммами
Технологическая карта к уроку русского языка 3 класс...