Урок по предмету окружающий мир для 1 класса "Откуда берутся снег и лед?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Гаврищук Наталья Владимировна

Представляю вашему вниманию урок-исследование с применением ИКТ по предмету окружающий мир для 1 класса. Автор урока стала победителем в муниципальном конкурсе "Урок (занятие) года" в номинации "Урок года предметов начальной школы" в 2017 году. Материал включает в себя технологическую карту урока, презентацию, аннотацию и самоанализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.rar1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Аннотация урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма проведения: урок-исследование с применением ИКТ

УМК: «Школа России»

Тема

«Откуда берутся снег и лед?»

Цель

Формирование представлений о свойствах снега и льда.

Задачи

  • продолжить обучение практическому исследованию природных объектов и явлений;
  • формировать умения детей в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыки самостоятельной работы с информацией;
  • развивать умение работать в группе;
  • воспитывать экологическую грамотность.

Планируемые результаты урока

Предметные: обучающийся научится проводить опыты по исследованию снега и льда и  формулировать выводы, выделять свойства снега и льда;

обучающийся получит возможность научиться:

- выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

- участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: научить:

- проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- участвовать  в оценке работ, ответов одноклассников;

- стремлению к  самоконтролю и анализу своих действий.

Регулятивные: учить:

- выполнять учебное действие в соответствии с заданием;

- применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;

- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы.

Познавательные:

- учить планировать, анализировать свою работу;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы;

- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:  

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и  со сверстниками;

- работать индивидуально;

- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Основные понятия

Лед, снег, снежинки, вода.

Используемые

технологии

Личностно ориентированная,   технология проблемно-диалогического обучения, ИКТ, ТРКМ.

Методы обучения

Проблемный, частично-поисковый.

Межпредметные

связи

Музыка: слушание отрывка музыкальной иллюстрации к фильму  «Метель» советского и российского композитора Георгия Васильевича Свиридова. Литературное чтение: отгадывание загадки. ОБЖ: правила поведения на тонком льду и во время гололеда. Математика: симметрия. ИЗО: рисование снежинок.

Ресурсы:

  1. Компьютер, проектор, интерактивная доска.
  2. Презентация к занятию «Откуда берутся снег и лед?»
  3. Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков.  – М.: Просвещение, 2014.
  4. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, -  М.: Просвещение, 2016.
  5. Цветные карандаши.
  6. Оборудование для опытов: снег и лёд в стаканчиках, стаканчики с водой, ложечки, деревянные палочки, цветной и белый картон, молоток (для учителя), салфетки для рук.

Организация пространства

Учебный кабинет, интерактивная доска, ИКТ, парты расставлены  для групповой работы

Технологии, методы и приёмы, используемые на уроке.

        Содержание, технологии, методы и приёмы отобраны в соответствии с целью урока. Учитывая преобладающую роль наглядного восприятия детей этого возраста, урок сопровождается мультимедийной презентацией. Материал для изучения с помощью слайдов был нагляден, доступен и прост.

На  уроке используется технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность  учащихся по её разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

 Применяются активные методы обучения (по классификации И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина): проблемное изложение, частично-поисковый метод. На этапе введения применяются проблемные методы, которые проводят учеников через два звена научного творчества – постановку проблемы и поиск решения и направлены на организацию поисковой познавательной деятельности. На этапе воспроизведения предлагаются задания, позволяющие пройти ещё два творческих звена – выражение продукта и реализацию продукта. Таким образом, ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Частично-поисковый метод позволяет приучить учащихся к самостоятельности мышления и творчеству.

Для организации учебного процесса развивающего типа, использую исследовательский подход (обучение через «открытие») и коммуникативный подход (когда ученик становится автором какой-то точки зрения).

На этапе актуализации знаний и формулирования темы урока предлагаются задания на повторение изученного материала. При этом создается  проблема, которая мотивирует детей к  учебной деятельности. Ребята предлагают свои способы решения этой проблемы, выясняют в беседе, что им необходимо для решения проблемы, что они уже знают, а что им предстоит узнать.  Знания, которые лежат в основе выполнения данных заданий, являются базовыми для изучения нового материала.

На этапе совместного открытия новых знаний осуществляется открытие детьми нового знания в результате совместных действий учителя и учеников (система подводящих творческих заданий). Проводится исследование. Выдвигаются гипотезы, которые затем принимаются или отвергаются, выделяются существенные признаки понятия, устанавливаются связи с ранее изученным материалом. Новые знания, приобретенные в ходе совместного открытия, являются личностно значимыми и присваиваются учениками сразу же, без дополнительных усилий на запоминание.

На этапе самостоятельного применения новых знаний используются задания, которые позволяют начать обучение способам применения. Предлагаются задания частично-поискового и творческого характера. При этом в каждом задании формируется и отрабатывается важнейшее понятие или представление темы, а, кроме того, рассматривается один из многих способов его применения в жизни школьника.

На этапе рефлексии ученики участвуют в оценочно-рефлексивной деятельности. Каждый ученик задумывается о том, что у него хорошо получается, а что еще не получается и над чем он планирует работать на следующих уроках в плане самовоспитания, саморазвития и самообучения.

            На каждом этапе осуществляется постановка задач. Осуществляется  развитие логического мышления, умения сравнивать, делать выводы у обучающихся. После каждого задания самостоятельно детьми делаются  выводы, подводятся  промежуточные итоги, подводятся итоги урока в целом.

        Учителю отводится роль человека, не только спрашивающего, объясняющего, но и активно участвующего в коллективном познавательном деле. На уроке в полной мере создаются        условия для активной самостоятельной деятельности обучающихся. Физминутка,  психологический настрой способствуют сохранности  здоровья детей.

Урок является целостным, завершенным, ясна логика движения мысли ученика, логика его действий. Достаточно использованы возможности, предоставляемые темой, для развития психических процессов детей, их эмоциональной сферы, умения учиться. Реализован системно-деятельностный подход к обучению.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по предмету "Окружающий мир", 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока "Опасные места"

Образовательная- выявить опасные места  для человека, соблюдать правила безопасности  при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника  и т.д.Развива...

Урок по предмету :"Окружающий мир" в 1 классе по теме: "Зима. Снег, его свойства".

Урок  подготовлен по учебнику О. Т, Поглазовой. Дети самомтоятельно, наблюдая, изучают материал урока. В урок включены и занимательный материал, и природоведческие задачи, и элементы драматизации...

Тема: «Жилище Древней Руси. Крестьянский дом». Тип урока: урок-путешествие. Предмет: «Окружающий мир», 3 класс. Автор учебника: Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова. Образовательная программа «Начальная школа XXI века»

   Познакомить  учащихся с внутренним пространством старинного дома, подробно рассмотреть  его элементы и части: матицу, печь, печной угол, полати и гряды, значение вс...

Система работы клуба "Мы и окружающий мир" в рамках проведения уроков по предмету "Окружающий мир"УМК "ПНШ"

Заседания клуба позволяют органично интегрировать знания из разных областей, создавать новые идеи и применять их на практике. Обучающиеся  учатся добывать информацию, извлекать из неё необходимые...

Презентация к уроку по окружающему миру " От куда берутся снег и лед"

Откуда берутся снег и лёд (окружающий мир, 1 класс) УМК «Школа России», Учебник – Плешаков А.А....

Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир" на тему "Предметы мебели"

Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир" на тему "Предметы мебели" для обучающихся с ТМНР по АООП НОО (вариант 6.4)...