Проект экспедиции для учащихся начальной школы "Озеро Щучье - жемчужина Селенги"
проект по окружающему миру (2, 3, 4 класс) по теме

Тайшихина Ольга Михайловна

Проект учебной экспедиции «Озеро Щучье – жемчужина Селенги» посвящен изучению водоёма родного края.  Проект направлен на создание условий для формирования потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности, на формирование личной ответственности за сохранность природы, способ­ности оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благо малой родины, страны и планеты Земля. Участвуя в проекте, учащиеся получат возможность осознать ценность, целостность и многообразие окружающего мира, своего места в нём.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekspeditsiya_2016.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проект экспедиции "Озеро Щучье – жемчужина Селенги"

для учащихся начальной школы

Название проекта

Озеро Щучье – жемчужина Селенги

Краткая аннотация

Проект учебной экспедиции «Озеро Щучье – жемчужина Селенги» посвящен изучению водоёма родного края.  Проект направлен на создание условий для формирования потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности, на формирование личной ответственности за сохранность природы, способности оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо малой родины, страны и планеты Земля. Участвуя в проекте, учащиеся получат возможность осознать ценность, целостность и многообразие окружающего мира, своего места в нём.

Цель проекта

Создание условий для формирования навыков исследовательской деятельности.

Задачи проекта

  • Пропаганда экологических и краеведческих знаний среди школьников;
  • Воспитание у детей любви к своей Малой Родине, ее природе, активной жизненной позиции в вопросах охраны природы, сохранения жизни на Земле;
  • Практическая деятельность в экологическом природоохранном движении.

Форма проведения

Экспедиция

Межпредметные связи

Окружающий мир, русский язык

Участники

Учащиеся  2 - 4 классов, учителя, родители

Приблизительная продолжительность проекта

Однодневная экспедиция

Основополагающий вопрос

О чем нас просит озеро Щучье?

Проблемный вопрос

 Почему озеро Щучье мельчает?

Частные вопросы

  • Что такое озеро?
  • Как образуется озеро?
  • Какие животные обитают в озере и его окрестностях?
  • Какие растения живут в озере и на его берегах?
  • Как люди влияют на водоемы?
  • Как защитить  озеро от загрязнений?

Этапы реализации проекта

I этап. Подготовительный этап

  • Учителя готовят все необходимые ресурсы в соответствии с планом проведения проекта.
  • Проводят родительское собрание, чтобы обеспечить поддержку родителей.
  • Учащиеся делятся по классам на 3 группы, каждая из которых будет исследовать свою тему:

1 группа – 2 класс  «Обитатели озера»;

       2 группа – 3 класс «Растительный мир озера»;

       3 группа – 4 класс «Экологические проблемы водоемов»

  • Учащиеся отвечают на вопросы исследования, подбирают иллюстративные материалы и делают выводы по теме.

II этап. Исследовательский этап

  • Организация экспедиции на озеро Щучье.
  • Вручение маршрутных листов, памяток для работы в группе.
  • Работа в группах:
    1 группа «Обитатели озера»

             Проблемный вопрос: Чей дом – озеро?

     Цель исследования: узнать, какие животные обитают в      озере и его окрестностях.

              Результат: фотоотчет.

             2 группа «Растительный мир озера»

             Проблемный вопрос: Какие растения помогают озеру?  

      Цель исследования: узнать, какие растения обитают в озере и его окрестностях.

      Результат: рисунки, фотоотчет.

              3 группа «Экологические проблемы водоемов»

              Проблемный вопрос: Почему озеро Щучье мельчает?

      Цель исследования: выявить  причины обмеления     озера.

       Результат: составление памяток «Правила поведения отдыхающих на озере Щучье», обращения  к гражданам о бережном отношении к озеру, выпуск экологических природоохранных знаков и плакатов.

III этап. Заключительный этап. Защита проекта

  • Совместное обсуждение  и оформление  результатов работы в группах.
  • Выступление групп с демонстрацией презентаций, плакатов, буклетов с памятками, обращениями.

Планируемые результаты

Личностные результаты:
формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии природы;
самостоятельное определение и высказывание самых простых общих для всех людей правил поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
уважительное отношение к  мнению других;
сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, нахождение выхода из спорных ситуаций;
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
умение определять, принимать и сохранять цель и задачи деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
умение строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической задачи;
умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему и искать средства её решения;
умение планировать, контролировать, при необходимости корректировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
умение высказывать свою версию, предлагать способ её проверки;
умение, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (литература, простейшие приборы и инструменты);
умение определять успешность выполнения своего задания.
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне высказывания или небольшого текста – обращения, памяток);
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение определять общую цель и пути ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу со сверстниками и взрослыми;
умение договариваться о правилах общения и поведения на природе и следовать им.
Познавательные УУД:
умение ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленной задачи;
умение делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи;
умение  находить и перерабатывать информацию в различных источниках,  наблюдать и делать самостоятельные выводы;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами экспедиции.
Предметными результатами является:

знакомство с понятием «озеро»;
разнообразие растений и животных, обитающих в озере и его окрестностях;

наблюдение за животным и растительным миром озера;

роль растений и животных в жизни озера;

соблюдение соответствующих норм и правил по экологической этике;

выполнение посильной деятельности по охране окружающей среды;

осмысление значения воды в жизни человека, и в природе в целом;

работа с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, памятка);

создание собственных информационных объектов (плакаты, памятки, обращения, сообщения); соблюдение норм построения текста (логичность, связность, последовательность, соответствие теме).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект учащихся начальной школы для комлекса детский сад - начальная школа

Коллективная исследовательская работа выполнена учащимися 2 класса "А"  НОУ  ВПО Тольяттинская академия управления в 2012-2013 уч. году, представлена для воспитанников и учащихся комплекса д...

Проект "Исследовательская деятельность учащихся начальной школы как средства формирования ключевых компетентностей и повышения интереса к учению"

Учитель должен не просто учить ученика, а научить его учить самого себя. А это развивающее обучение + проектная деятельность ученика и учителя. О...

Система проектов, объединённых общей темой «Буквы» как пример системы краткосрочных проектов для учащихся начальной школы.

В систему проектов, объединённых общей темой "Буквы",  входят  три проекта- обучающий проект "Моя любимая буква", исследовательский проект "Алфавит" и информационный проект "С красной строки...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....

Проект "Озеро Щучье – жемчужина Селенги"

Проект учебной экспедиции «Озеро Щучье – жемчужина Селенги» посвящен изучению водоёма родного края.  Проект направлен на создание условий для формирования потребности самос...

Презентация. Познавательно-игровая программа "Космическая экспедиция" для учащихся начальной школы

Презентация содержит демонстрационный материал для познавательно-игровой программы "Космическая экспедиция" . Целевая аудитория: учащиеся начальной школы....

«Проект «Город мастеров» - метод ранней профориентации учащихся начальной школы Ашинского муниципального района. Роль тренера - наставника, технического эксперта и организатора в осуществлении проекта»

Проект по ранней профориентации младших школьников адресован учителям начальных классов с целью подготовки муниципального конкурса "Город мастеров"...