Открытый урок по теме: "Земля-кормилица"
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему

Открытый урок с использованием электронного оборудования (микроскопы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Земля-кормилица2.56 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру с использованием электронного оборудования (микроскопы)  (фрагмент)

Учитель: Никашкина Вера Алексеевна

Тема:  Земля-кормилица.    4 класс

Цель: познакомить учащихся с различными видами почв и их составом,  используя электронный микроскоп; ввести новое понятие почвоведение.

Оборудование: MAC BOOK rok, микроскопы, раздаточный материал; плакат – схема «Типы почв», образцы почв.

                                     Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности. Знакомство с темой урока.    (1-2 слайды)

       В названии темы урока « … - кормилица» потерялось слово, найдите его, разгадав мою загадку.    

               Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

               А я все терплю и добром плачу.     (Земля)

        2. Актуализация знаний.

 - Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют «кормилицей».

 - Вспомните, как называется  верхний слой земли?  

   (Верхний слой земли называют почвой.) (3 слайд)

- Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите?  

   (Остатки старых сухих листьев. Остатки старой травы. Маленькие палочки.     Остатки сухих насекомых.)

- Какого цвета почва? ( Почва тёмного цвета.)

- Мы с вами выполняли одну практическую работу, где изучали состав почвы.

- Давайте вспомним, что ещё входит в состав почвы.      

Схема «Состав почвы»  (4 слайд)

Почва верхняя часть рыхлых отложений, в которой взаимодействуют потоки энергии и вещества, поступающие от Солнца, из атмосферы от живых организмов.

  1. – Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы?

(От количества перегноя)

- Что влияет на формирование почвы?

 (Климат, горные породы, растительный и животный мир)

 - В природе существует большое число типов почв.

- Назовите, какие вы знаете?

- Отчего это зависит? От места расположения на территории страны, от состава почвы. Рассмотрите несколько основных типов почв.  (5 слайд)

Изучением почв занимаются учёные – почвоведы.         

Небольшое сообщение о  В.В. Докучаеве.            

4. Сравните данные образцы почв.

- Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная?    

  (Чернозём, в нём много перегноя.)    

Обратите внимание на корневую систему.

- Какая будет растительность в данной местности? (зерновые культуры, кукуруза, различные овощные культуры и т.д.)(6 слайд)  

5. – Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы.

- А какие почвы в нашем крае?

 (Подзолистые, дерново-подзолистые)      (7 слайд)

  - Обратите внимание на корневую систему.

6. Рассмотрим, разные образцы почвы. Для этого нам помогут электронные микроскопы. Работать будем слажено (дружно) фиксируя результат  фотографированием.

а) Самые распространённые в нашей стране почвы – подзолистые.

- Берём первый образец. Рассматриваем структуру частиц почвы. Фотографируем. Делаем вывод.

Обратите внимание на корневую систему.

- Как вы думаете? Какая растительность будет преобладать в этой местности? (деревья, кустарники, различные виды трав и т.д.)              (8 слайд)                                                                                                                                                    

б) Самые плодородные – чернозёмные. Эти почвы особенно богаты перегноем, который придаёт им очень тёмный или даже чёрный цвет. Чернозём – одна из самых плодородных почв мира.

- Берём второй образец. Рассматриваем структуру частиц почвы.  

Фотографируем. Делаем вывод.                      (9-10слайд)

в) Одна из составных частей почвы – это песок. Рассматриваем структуру частиц песка.  Фотографируем.  Делаем вывод.    (11 слайд)                                                                                                                                                                                                

Г)  Другая составная часть почвы – это глина. Рассматриваем структуру частиц глины.  Фотографируем. Делаем вывод.

7. Мы познакомились  с типами почв, их свойствами, но не ответили  на вопрос « Почему землю называют кормилицей?»

- Давайте послушаем сказку о волшебной кладовой.

8. – Что называют волшебной кладовой?  (Землю)                             (12 слайд)

    - А почему?      (Посеешь горсточку зёрен, а соберёшь сто горстей и т.д.)

 - Что издавна делает земля – матушка?  

(Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)  (13 слайд)

- Да, и не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей.    (14 слайд)                  

- Как можно назвать землю?

Вывод: Землю можно назвать кормилицей.

- Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей. И чем плодороднее почва, тем выше урожаи. Но и она – наша кормилица – нуждается в защите. Запомните. Что один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме " ЗЕМЛЯ - КОРМИЛИЦА "

I ПРОВЕРКА  ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.Тест «Наши подземные богатства»Месторождения полезных ископаемых отыскивают... а) археологи; б) геологи; в) строители.К полезным ископаемым относятся... а) кирпи...

Урок с мультимедийным сопровождением по теме: "Земля-кормилица", 4 класс

Презентация состоит из 25 слайдов. Переключение – по щелчку или с использованием управляющих кнопок. 2 слайд – кроссворд. По первому щелчку появляется текст загадки, по следующему – с...

тест по теме "Земля-кормилица" ( к уроку : "Почва.Охрана почв")

Тест для закрепления по теме урока "Почва.Охрана почв"...

Тест по окружающему миру по теме "Земля-кормилица"

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Земля-кормилица". Программа "Школа России" 4 класс....

Урок по теме: "Земля - кормилица".

Материал содержит технологическую карту урока....

Конспект урока по окружающему миру по теме "Земля - кормилица" в 4 классе

Цели урока:Образовательная: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека;Развивающая: развивать познавательную активность, умения ана...

Открытый урок по теме "Земля кормилица"

Открытый урок по предмету "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" на тему "Земля-кормилица" для учеников 4 класса....