Исследовательская работа: Охотники за микробами
проект по окружающему миру (4 класс) на тему
В сентябре 2016 года я ездил на экскурсию в дендрарий. Экскурсовод показывал нам множество растений и деревьев, рассказывал об их пользе и о важности таких зеленых уголков в нашем пыльном городе. И я задался вопросом: «А комнатные растения так же полезны, как и растущие на улице? Ведь среди них не только красивоцветущие, но и есть невзрачные, которые совсем не радуют глаз.» А ещё я обратил внимание на то, что много растений есть не только дома, но и в школе, и в поликлинике.
У нас дома растёт фикус, герань, драцена, хлорофитум, алоэ, каланхоэ, и два вида бегонии. Мы с мамой один раз в неделю их поливаем, а весной пересаживаем. В своей работе «Охотники за микробами» я решил поближе познакомиться с этими комнатными растениями, выяснить какое влияние оказывают данные растения на окружающую среду и знают ли о пользе комнатных растений мои одноклассники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_ohotniki_za_mikrobami.docx | 41.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия №4 Ворошиловского района Волгограда»
Исследовательская работа
«Охотники за микробами»
Работу выполнил:
Ремчуков Даниил, 4 в класс
Научный руководитель:
Костылева Елена Николаевна,
учитель начальных классов
Волгоград
2017-2018 учебный год
Содержание
Введение…………………………………………………………….……………………...……….3
Глава 1. Пришли и поселились навсегда.
1.1. История возникновения комнатных растений……………………….……………………….4
1.2. Для чего нужны комнатные растения?......................................................................................4
Глава 2. Определяем полезные свойства комнатных растений.
2.1. Взаимодействие простейших животных с соком комнатных растений……..…………….6
2.2. Воздействие комнатных растений на влажность воздуха…………………………………...7
2.3. Что знают мои одноклассники о комнатных растениях?........................................................8
Заключение………………………………………………………………….………………….....10
Список использованной литературы…………………………………..……………………...11
Введение.
В сентябре 2016 года я ездил на экскурсию в дендрарий. Экскурсовод показывал нам множество растений и деревьев, рассказывал об их пользе и о важности таких зеленых уголков в нашем пыльном городе. И я задался вопросом: «А комнатные растения так же полезны, как и растущие на улице? Ведь среди них не только красивоцветущие, но и есть невзрачные, которые совсем не радуют глаз.» А ещё я обратил внимание на то, что много растений есть не только дома, но и в школе, и в поликлинике.
У нас дома растёт фикус, герань, драцена, хлорофитум, алоэ, каланхоэ, и два вида бегонии. Мы с мамой один раз в неделю их поливаем, а весной пересаживаем. В своей работе «Охотники за микробами» я решил поближе познакомиться с этими комнатными растениями, выяснить какое влияние оказывают данные растения на окружающую среду и знают ли о пользе комнатных растений мои одноклассники.
Актуальность исследования: наше здоровье зависит от того каким воздухом мы дышим. До 20 часов в сутки мы находимся в душных помещениях с большим количеством микробов и вирусов в воздухе, что значительно ухудшает здоровье человека. В связи с чем возникла необходимость изучения растений, улучшающих микроклимат помещений.
Цель исследования: выяснить какое влияние оказывают комнатные растения на атмосферу дома и людей.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать информацию в научной литературе о комнатных растениях;
- показать значение комнатных растений в жизни человека;
- выявить степень влияния комнатных растений на чистоту и влажность воздуха в помещении.
-провести опрос о знании полезных свойств комнатных растений среди учащихся нашего класса.
-рассказать о пользе растений и необходимости их разведения
Методы исследования:
-теоретические: изучение литературы, экскурсия в дендрарий, сравнительный анализ информации;
-практические: анкетирование, наблюдение, исследование.
Глава 1.
1.1. История возникновения комнатных растений.
Современный человек – дитя города, однако каменные джунгли не были естественной средой обитания наших предков. Поэтому мы пытаемся привнести в свой дом хотя бы частичку природы.
Каким же образом в наших домах появились растения? Историки утверждают, что первые горшечные растения появились еще в древнем Китае, около 5 тысяч лет тому назад. Примерно в это же время декоративные растения начинают выращивать на Ближнем и Среднем Востоке.
В Европе комнатное цветоводство зародилось в 18 веке. Зимой в 1240году в Кёльн прибыл король Голландии Вильгельм. В его честь был устроен пышный приём в помещении, украшенном цветами и деревцами, которые цвели как летом. Это был самый первый в Европе зимний сад. Создал его садовод Альберт Магнус. Зрелище так поразило собравшихся, что Магнуса обвинили в колдовстве. А спустя несколько лет после приёма каждый европейский монарх старался построить оранжерею и вырастить в ней диковинные растения, которые привозили из чужеземных стран. Перевозка растений была очень трудна. Во время морских путешествий, в заколоченных и душных ящиках, растения увядали и сохли, и только некоторые экземпляры доставлялись в Европу целыми и неповрежденными. Их цена была очень высока и берегли их как сокровища. И только в начале 19 века английский врач Натаниэль Уорд создал специальную упаковку для перевозки. Растениям, помещённым в «ящики Уорда» требовалось меньше полива, и они были защищены от солёных брызг. В Европу рекой потекли нежные тропические растения: папоротники, орхидеи, бромелии. Только знаменитый капитан Кук привез в Британию около 5 тысяч новых растений.
Не обошла мода на цветы и Россию. В 1714 году по указу Петра Великого в Санкт-Петербурге был создан Аптекарский огород, на котором выращивали не только лекарственные и полезные растения, но и декоративные. Аптекарским огородом управлял Иоганн Сигизбек. В этот период здесь выращивалось около 200 растений, из которых алоэ было 20 видов. Позже лишние растения начали продавать «господам». А к концу 18 века растения стали более доступны простым людям и прочно обосновались в наших домах.
1.2. Для чего нужны комнатные растения?
Отправляясь в лес или городской парк наше настроение изменяется в лучшую сторону. И не удивительно! Ведь вокруг столько зелени, которая радует глаз! Во время экскурсии в дендрарий я узнал, что растения – это лёгкие Земли, источник жизни. Растения поглощая углекислый газ, выделяют жизненно важный кислород. Вот и в помещениях растения создают комфортную атмосферу и уют, делают интерьер живым и привлекательным. Выбирая «зеленых друзей», мы ориентируемся в основном на собственный вкус. Этим, как правило, все и ограничивается, а напрасно, ведь растения обладают целым рядом замечательных свойств, о существовании которых мы и не подозреваем!
Современный человек проводит в закрытых помещениях 22 часа из 24. К сожалению, экологическая обстановка в наших домах, школах, магазинах оставляет желать лучшего. По данным ученых, воздух, которым мы дышим, содержит более 1000 вредных веществ.
А ведь всем известно, как плохо чувствует себя человек в душном помещении, в домах, где используются синтетические материалы, бытовая техника и электроника, а также в пыльных классах, где ребята бегают на перемене. В таких помещениях гораздо легче подхватить инфекцию и заболеть гриппом. Ведь в воздухе закрытых помещений встречаются самые разные микроорганизмы, в том числе и болезнетворные. Со всеми этими проблемами помогают справиться комнатные растения, однако, не все подряд, а определённые виды.
Полезные свойства растений изучались тысячелетиями и благодаря этому мы многое узнали о своих «зеленых друзьях». Оказывается, растения оздоравливают микроклимат закрытых помещений: выделяют кислород и поглощают углекислоту, очищают воздух от пыли и токсических веществ. Кроме того, все растения выделяют фитонциды – особые летучие соединения, которые губительно воздействуют на находящиеся в воздухе болезнетворные микроорганизмы.
Также растения, испаряя влагу с поверхности листьев, увлажняют чрезмерно сухой воздух помещений, что в свою очередь оказывает благотворное влияние на слизистую носа. Ведь при пересыхании слизистой увеличивается вероятность заболеть.
Ароматы некоторых растений, например, герани, воздействуют на нервную систему, оказывают успокаивающее действие, улучшается сон и понижается давление.
А ещё цветы доставляют нам много радости. Именно поэтому люди украшают цветами свои жилища с древности. Мы стали дарить друг другу цветы, чем улучшаем настроение и вызываем положительные эмоции.
Таким образом, растения улучшают самочувствие, повышают активность организма, стимулируют его работоспособность и защитные силы, повышают иммунитет и оказывают бактерицидное действие.
Глава 2.
Определяем полезные свойства комнатных растений.
Изучив литературу, я выяснил, что комнатные растения, выделяя летучие вещества, способны убивать микроорганизмы (вирусы, грибы, бактерии, простейшие) или задерживать их рост и размножение. Для комнаты среднего размера (15-25 м²) достаточно 5-7 хорошо развитых растений. Фитонциды различных растений отличаются, следовательно, воздействие на микроорганизмы будет разным. В этом можно убедится по данным таблицы Драбкиной и Думова (Приложение 1).
Приложение 1
Растения, снижающие общее содержание микробных клеток в воздухе помещений в % | |||
Бегония | 80 | Бересклет | 50 |
Мирт | 80 | Жимолость | 50 |
Герань | 80 | Калина | 50 |
Розмарин | 80 | Магнолия | 50 |
Агонис | 70 | Алоэ | 40 |
Хлорофитум | 70 | Инжир | 40 |
Диффенбахия | 70 | Лаванда | 40 |
Молочай | 70 | Фикус | 40 |
Пилея | 70 | Плющ | 35 |
Секвоя | 70 | Агава | 30 |
Толстянка | 70 | Бирючина | 20 |
Олеандр | 60 | Мушмула | 15 |
Я решил самостоятельно проверить это на опытах, исследуя растения, которые растут у нас дома.
2.1 Взаимодействие простейших животных с соком комнатных растений.
Для опыта мне понадобилось:
- листья пяти растений, растущих на моём подоконнике: каланхоэ, бегония, фикус, герань и хлорофитум;
- вода из аквариума (хорошая среда для жизни простейших);
- предметные стёкла;
-микроскоп.
1. Поочерёдно я растёр листья всех пяти растений.
2. Отжал через марлю из растений сок.
3. Взял из аквариума каплю воды, нанёс её на предметное стекло и посмотрел на него под микроскопом. На стекле, как я и предполагал, оказались простейшие.
4. К капле воды добавил сок фикуса.
5. Стал наблюдать за движениями простейших в течение 1 минуты. Простейшие перестали двигаться уже через 20 секунд.
Данный опыт я проделал со всеми 5 растениями, а результаты занёс в таблицу.
Растение | Время, через которое обездвижились простейшие |
| 20 секунд |
| 10 секунд |
| 10 секунд |
| 15 секунд |
| 15 секунд |
В результате эксперимента мы увидели, что сок растений, содержащий фитонциды, обездвиживал простейших микроорганизмов, из чего можно сделать вывод: сок растений оказался для них губительным.
Также мы можем отметить наибольшее воздействие при применении герани и бегонии, так как с их помощью микроорганизмы перестали двигаться уже через 10 секунд, а, следовательно, они погибли.
2.2 Воздействие комнатных растений на влажность воздуха
В изучаемой мной литературе было сказано, что нормальная влажность воздуха 40%-60%, при которой человек себя чувствует комфортно. При снижении влажности ниже 40% самочувствие ухудшается, снижается иммунитет, иссушается слизистая носа, а организм наиболее подвержен различным заболеваниям. В отапливаемый период ситуация усугубляется и влажность воздуха в классе с октября по март не выше 30%. Отапливаемые батареи высушивают воздух, а пластиковые окна препятствуют проникновению свежего воздуха с улицы. Именно комнатные растения в зимний период способны поддерживать комфортный уровень влажности в помещениях, так как они активно испаряют влагу с поверхности листьев.
Чтобы удостовериться действительно ли растения испаряют влагу, я провёл следующий опыт.
1. Обильно полил растение (фикус)
2. На фикус одел полиэтиленовый пакет
3. Завязал пакет на стебле растения и стал наблюдать за происходящим.
В результате этого эксперимента на следующее утро я заметил капельки воды на внутренней стороне пакета.
Можно сделать вывод: растение всасывает воду из влажной почвы через корни. Затем вода по стеблю поднимается к листьям и испаряется. В свою очередь это говорит о том, что растения действительно увлажняют воздух, а в помещениях с растениями атмосфера гораздо комфортнее.
2.3. Что знают мои одноклассники о комнатных растениях?
В ходе выполнения исследовательской работы мне важно было узнать, знают ли мои сверстники о пользе комнатных растений.
Среди учащихся 3в класса я провел анкетирование по следующим вопросам:
- Какие комнатные растения ты знаешь?
- В чём их польза?
- Как ты думаешь, чем больше растений в помещении, тем лучше?
- Есть ли комнатные растения у тебя дома?
Было опрошено 28 учащихся. Результаты следующие:
В ответе на первый вопрос все ребята назвали по несколько наименований комнатных растений.
Знают о пользе растений 87% ребят, причем все указали, что растения являются источником кислорода, а о бактерицидных свойствах растений и том, что растения повышают влажность воздуха ребята не знают.
Комнатные растения имеются дома у 52 % опрошенных и 94% считают, что чем больше растений в доме, тем лучше.
Вывод: учащиеся нашего класса плохо знакомы с полезными свойствами комнатных растений, а сами растения имеются дома только у половины современных семей.
Мы предположили: если провести разъяснительную работу, то повысится уровень знаний о благотворном влиянии растений на микроклимат помещений, о необходимости разведения растений и как следствие повышение уровня здоровья.
Заключение.
В современном мире существует ряд проблем, важнейшей из которых является сохранение здоровья населения. Воздух на улице и в помещениях далёк от идеального. Мы дышим пылью и воздухом, содержащим различные вредные примеси и микробы, что негативно влияет на наше здоровье, также увеличивается число заболеваний, особенно среди школьников. Комнатные растения – это источник чистого воздуха. «Зелёные квартиранты» увлажняют воздух, очищают от вредных примесей, насыщают кислородом, а с помощью фитонцидов убивают микроорганизмы или задерживают их рост.
Проведённое нами исследование показало, что учащиеся нашего класса плохо знакомы с комнатными растениями и важностью их разведения дома и в школе.
Изучив влияние комнатных растений на окружающую среду, я пришёл к выводу: Все растения, которые использовались нами в эксперименте в разной степени оказывают губительное влияние на микроорганизмы. Например, герань и бегония быстрее справились с задачей, а фикус медленнее из пяти представленных растений. Это подводит нас к тому, что необходимо в большей степени разводить такие растения как герань и бегония, которые выделяют большое количество фитонцидов и хорошо справляются с обеззараживанием воздуха.
Также не нужно забывать и о других комнатных растениях, которые являются хорошими увлажнителями воздуха в наших душных и сухих квартирах и классах, особенно в зимний период. А своей красотой, ароматом, богатством цвета растения дарят нам ни с чем не сравнимую радость, привнося гармонию в нашу жизнь.
Мы также пришли к выводу, что необходимо проводить разъяснительную работу среди учащихся, для повышения понимания значения комнатных растений в жизни человека. Для этого мы с руководителем сделали презентацию о пользе растений и представили её ребятам.
Список использованной литературы.
1. Быховец. С.Л. Энциклопедия комнатных растений. – М; Харвест, 2000.
2. Воронцов В.В, Целительные комнатные растения – М; ЗАО Фитон+ 2004.
3. Казаринова Н.В. Ткаченко К.Г. Здоровье дарят комнатные растения – СПБ;Нева 2003. О, 2007.
4. Неер. Я.В. Все о комнатных растениях, очищающих воздух. – СПб; СЗКЭ
5. Мак-Брайт Джон Все лучшие комнатные растения. – М; ЗАО Фитон+ 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика исследовательского обучения. "Упражнения, готовящие детей к исследовательской работе"
Творческая работа...
РЕФЕРАТИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. Антимикробные средства в быту или Я микробов не боюсь»
XVI Городская научно-познавательная конференция младших школьников «Шаг в науку» РЕФЕРАТИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Антимикробные средства в быту или Я микробов не боюсь&raq...
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...
Статья на тему «Организация исследовательских работ в начальной школе в рамках воспитательной работы». Составил работу воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна, школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
Навыки исследовательской работы в начальной школе, как метод и организация маладших школьников....
Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.
Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...
Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» "Влияние малоподвижного образа жизни на здоровье подростков" (на примере исследования семиклассников МБОУ СОШ №8)
Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ (на ...