Исследовательская работа: Охотники за микробами
проект по окружающему миру (4 класс) на тему

Костылева Елена Николаевна

В сентябре 2016 года я ездил на экскурсию в дендрарий. Экскурсовод показывал нам множество растений и деревьев, рассказывал об их пользе и о важности таких зеленых уголков в нашем пыльном городе.  И я задался вопросом: «А комнатные растения так же полезны, как и растущие на улице? Ведь среди них не только красивоцветущие, но и есть невзрачные, которые совсем не радуют глаз.»  А ещё я обратил внимание на то, что много растений есть не только дома, но и в школе, и в поликлинике.

У нас дома растёт фикус, герань, драцена, хлорофитум, алоэ, каланхоэ, и два вида бегонии.  Мы с мамой один раз в неделю их поливаем, а весной пересаживаем. В своей работе «Охотники за микробами» я решил поближе познакомиться с этими комнатными растениями, выяснить какое влияние оказывают данные растения на окружающую среду и знают ли о пользе комнатных растений мои одноклассники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_ohotniki_za_mikrobami.docx41.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение        

«Гимназия №4 Ворошиловского района Волгограда»

Исследовательская работа

«Охотники за микробами»

                                                                                              Работу  выполнил:

                                                                                             Ремчуков Даниил, 4 в класс

        Научный руководитель:

                                       Костылева Елена Николаевна,                                                                                                      

                                                                                             учитель начальных   классов

                                                                                               

                                                                           

                                       

Волгоград

2017-2018 учебный год

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………………...……….3

Глава 1. Пришли и поселились навсегда.

1.1. История возникновения комнатных растений……………………….……………………….4

1.2. Для чего нужны комнатные растения?......................................................................................4

Глава 2. Определяем полезные свойства комнатных растений.

2.1. Взаимодействие простейших животных с соком комнатных  растений……..…………….6

2.2. Воздействие комнатных растений на влажность воздуха…………………………………...7

2.3. Что знают мои одноклассники о комнатных растениях?........................................................8 

Заключение………………………………………………………………….………………….....10

Список использованной литературы…………………………………..……………………...11

Введение.

В сентябре 2016 года я ездил на экскурсию в дендрарий. Экскурсовод показывал нам множество растений и деревьев, рассказывал об их пользе и о важности таких зеленых уголков в нашем пыльном городе.  И я задался вопросом: «А комнатные растения так же полезны, как и растущие на улице? Ведь среди них не только красивоцветущие, но и есть невзрачные, которые совсем не радуют глаз.»  А ещё я обратил внимание на то, что много растений есть не только дома, но и в школе, и в поликлинике.

У нас дома растёт фикус, герань, драцена, хлорофитум, алоэ, каланхоэ, и два вида бегонии.  Мы с мамой один раз в неделю их поливаем, а весной пересаживаем. В своей работе «Охотники за микробами» я решил поближе познакомиться с этими комнатными растениями, выяснить какое влияние оказывают данные растения на окружающую среду и знают ли о пользе комнатных растений мои одноклассники.

Актуальность исследования: наше здоровье зависит от того каким воздухом мы дышим. До 20 часов в сутки мы находимся в душных помещениях с большим количеством микробов и вирусов в воздухе, что значительно ухудшает здоровье человека. В связи с чем возникла необходимость изучения растений, улучшающих микроклимат помещений.

Цель исследования: выяснить какое влияние оказывают комнатные растения на атмосферу дома и людей.

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать информацию в научной литературе о комнатных растениях;

- показать значение комнатных растений в жизни человека;

     - выявить степень влияния комнатных растений на чистоту и влажность воздуха в помещении.

-провести опрос о знании полезных свойств комнатных растений среди учащихся нашего класса.

-рассказать о пользе растений и необходимости их разведения

Методы исследования:

-теоретические: изучение литературы, экскурсия в дендрарий, сравнительный анализ информации;

-практические: анкетирование, наблюдение, исследование.

Глава 1.

1.1. История возникновения комнатных растений.

Современный человек – дитя города, однако каменные джунгли не были естественной средой обитания наших предков. Поэтому мы пытаемся привнести в свой дом хотя бы частичку природы.

          Каким же образом в наших домах появились растения? Историки утверждают, что первые горшечные растения появились еще в древнем Китае, около 5 тысяч лет тому назад. Примерно в это же время декоративные растения начинают выращивать на Ближнем и Среднем Востоке.

В Европе комнатное цветоводство зародилось в 18 веке. Зимой в 1240году в Кёльн прибыл король Голландии Вильгельм. В его честь был устроен пышный приём в помещении, украшенном цветами и деревцами, которые цвели как летом. Это был самый первый в Европе зимний сад. Создал его садовод Альберт Магнус. Зрелище так поразило собравшихся, что Магнуса обвинили в колдовстве. А спустя несколько лет после приёма каждый европейский монарх старался построить оранжерею и вырастить в ней диковинные растения, которые привозили из чужеземных стран. Перевозка растений была очень трудна. Во время морских путешествий, в заколоченных и душных ящиках, растения увядали и сохли, и только некоторые экземпляры доставлялись в Европу целыми и неповрежденными. Их цена была очень высока и берегли их как сокровища.  И только в начале 19 века английский врач Натаниэль Уорд создал специальную упаковку для перевозки. Растениям, помещённым в «ящики Уорда» требовалось меньше полива, и они были защищены от солёных брызг. В Европу рекой потекли нежные тропические растения: папоротники, орхидеи, бромелии. Только знаменитый капитан Кук привез в Британию около 5 тысяч новых растений.

Не обошла мода на цветы и Россию. В 1714 году по указу Петра Великого в Санкт-Петербурге был создан Аптекарский огород, на котором выращивали не только лекарственные и полезные растения, но и декоративные. Аптекарским огородом управлял Иоганн Сигизбек. В этот период здесь выращивалось около 200 растений, из которых алоэ было 20 видов. Позже лишние растения начали продавать «господам». А к концу 18 века растения стали более доступны простым людям и прочно обосновались в наших домах.  

1.2. Для чего нужны комнатные растения?

Отправляясь в лес или городской парк наше настроение изменяется в лучшую сторону. И не удивительно! Ведь вокруг столько зелени, которая радует глаз! Во время экскурсии в дендрарий я узнал, что растения – это лёгкие Земли, источник жизни. Растения поглощая углекислый газ, выделяют жизненно важный кислород.  Вот и в помещениях растения создают комфортную атмосферу и уют, делают интерьер живым и привлекательным.  Выбирая «зеленых друзей», мы ориентируемся в основном на собственный вкус. Этим, как правило, все и ограничивается, а напрасно, ведь растения обладают целым рядом замечательных свойств, о существовании которых мы и не подозреваем!

Современный человек проводит в закрытых помещениях 22 часа из 24. К сожалению, экологическая обстановка в наших домах, школах, магазинах оставляет желать лучшего. По данным ученых, воздух, которым мы дышим, содержит более 1000 вредных веществ. 

А ведь всем известно, как плохо чувствует себя человек в душном помещении, в домах, где используются синтетические материалы, бытовая техника и электроника, а также в пыльных классах, где ребята бегают на перемене. В таких помещениях гораздо легче подхватить инфекцию и заболеть гриппом. Ведь в воздухе закрытых помещений встречаются самые разные микроорганизмы, в том числе и болезнетворные. Со всеми этими проблемами помогают справиться комнатные растения, однако, не все подряд, а определённые виды.

Полезные свойства растений изучались тысячелетиями и благодаря этому мы многое узнали о своих «зеленых друзьях». Оказывается, растения оздоравливают микроклимат закрытых помещений: выделяют кислород и поглощают углекислоту, очищают воздух от пыли и токсических веществ. Кроме того, все растения выделяют фитонциды – особые летучие соединения, которые губительно воздействуют на находящиеся в воздухе болезнетворные микроорганизмы.

 Также растения, испаряя влагу с поверхности листьев, увлажняют чрезмерно сухой воздух помещений, что в свою очередь оказывает благотворное влияние на слизистую носа. Ведь при пересыхании слизистой увеличивается вероятность заболеть.

Ароматы некоторых растений, например, герани, воздействуют на нервную систему, оказывают успокаивающее действие, улучшается сон и понижается давление.

 А ещё цветы доставляют нам много радости. Именно поэтому люди украшают цветами свои жилища с древности. Мы стали дарить друг другу цветы, чем улучшаем настроение и вызываем положительные эмоции.

Таким образом, растения улучшают самочувствие, повышают активность организма, стимулируют его работоспособность и защитные силы, повышают иммунитет и оказывают бактерицидное действие.

Глава 2.

Определяем полезные свойства комнатных растений.

Изучив литературу, я выяснил, что комнатные растения, выделяя летучие вещества, способны убивать микроорганизмы (вирусы, грибы, бактерии, простейшие) или задерживать их рост и размножение. Для комнаты среднего размера (15-25 м²) достаточно 5-7 хорошо развитых растений. Фитонциды различных растений отличаются, следовательно, воздействие на микроорганизмы будет разным. В этом можно убедится по данным таблицы Драбкиной и Думова (Приложение 1).

Приложение 1

Растения, снижающие общее содержание микробных клеток в воздухе помещений в %

Бегония

80

Бересклет

50

Мирт

80

Жимолость

50

Герань

80

Калина

50

Розмарин

80

Магнолия

50

Агонис

70

Алоэ

40

Хлорофитум

70

Инжир

40

Диффенбахия

70

Лаванда

40

Молочай

70

Фикус

40

Пилея

70

Плющ

35

Секвоя

70

Агава

30

Толстянка

70

Бирючина

20

Олеандр

60

Мушмула

15

Я решил самостоятельно проверить это на опытах, исследуя растения, которые растут у нас дома.

2.1 Взаимодействие простейших животных с соком комнатных  растений.

Для опыта мне понадобилось:

- листья пяти растений, растущих на моём подоконнике: каланхоэ, бегония, фикус, герань и хлорофитум;

- вода из аквариума (хорошая среда для жизни простейших);

- предметные стёкла;

-микроскоп.

1. Поочерёдно я растёр листья всех пяти растений.

2. Отжал через марлю из растений сок.

3. Взял из аквариума каплю воды, нанёс её на предметное стекло и посмотрел на него под микроскопом. На стекле, как я и предполагал, оказались простейшие.

4. К капле воды добавил сок фикуса.

5. Стал наблюдать за движениями простейших в течение 1 минуты. Простейшие перестали двигаться уже через 20 секунд.

Данный опыт я проделал со всеми 5 растениями, а результаты занёс в таблицу.

Растение

Время, через которое  обездвижились простейшие

  1. Фикус

20 секунд

  1. герань

10 секунд

  1. бегония

10 секунд

  1. каланхоэ

15 секунд

  1. хлорофитум

15 секунд

В результате эксперимента мы увидели, что сок растений, содержащий фитонциды, обездвиживал простейших микроорганизмов, из чего можно сделать вывод: сок растений оказался для них губительным.

Также мы можем отметить наибольшее воздействие при применении герани и бегонии, так как с их помощью микроорганизмы перестали двигаться уже через 10 секунд, а, следовательно, они погибли.

2.2 Воздействие комнатных растений на влажность воздуха

В изучаемой мной литературе было сказано, что нормальная влажность воздуха 40%-60%, при которой человек себя чувствует комфортно. При снижении влажности ниже 40% самочувствие ухудшается, снижается иммунитет, иссушается слизистая носа, а организм наиболее подвержен различным заболеваниям. В отапливаемый период ситуация усугубляется и влажность воздуха в классе с октября по март не выше 30%. Отапливаемые батареи высушивают воздух, а пластиковые окна препятствуют проникновению свежего воздуха с улицы. Именно комнатные растения в зимний период способны поддерживать комфортный уровень влажности в помещениях, так как они активно испаряют влагу с поверхности листьев.

Чтобы удостовериться действительно ли растения испаряют влагу, я провёл следующий опыт.

1. Обильно полил растение (фикус)

2. На фикус одел полиэтиленовый пакет

3. Завязал пакет на стебле растения и стал наблюдать за происходящим.

В результате этого эксперимента на следующее утро я заметил капельки воды на внутренней стороне пакета.

Можно сделать вывод: растение всасывает воду из влажной почвы через корни. Затем вода по стеблю поднимается к листьям и испаряется. В свою очередь это говорит о том, что растения действительно увлажняют воздух, а в помещениях с растениями атмосфера гораздо комфортнее.

2.3. Что знают мои одноклассники о комнатных растениях?

В ходе выполнения исследовательской работы мне важно было узнать, знают ли мои сверстники о пользе комнатных растений.

Среди учащихся 3в класса я провел анкетирование по следующим вопросам:

  1. Какие комнатные растения ты знаешь?
  2. В чём их польза?
  3. Как ты думаешь, чем больше растений в помещении, тем лучше?
  4.  Есть ли комнатные растения у тебя дома?

Было опрошено 28 учащихся. Результаты следующие:

В ответе на первый вопрос все ребята назвали по несколько наименований комнатных растений.

Знают о пользе растений 87% ребят, причем все указали, что растения являются источником кислорода, а о бактерицидных свойствах растений и том, что растения повышают влажность воздуха ребята не знают.

Комнатные растения имеются дома у 52 % опрошенных и 94% считают, что чем больше растений в доме, тем лучше.

Вывод: учащиеся нашего класса плохо знакомы с полезными свойствами комнатных растений, а сами растения имеются дома только у половины современных семей.

Мы предположили: если провести разъяснительную работу, то повысится уровень знаний о благотворном влиянии растений на микроклимат помещений, о необходимости разведения растений и как следствие повышение уровня здоровья.

Заключение.

В современном мире существует ряд проблем, важнейшей из которых является сохранение здоровья населения. Воздух на улице и в помещениях далёк от идеального. Мы дышим пылью и воздухом, содержащим различные вредные примеси и микробы, что негативно влияет на наше здоровье, также увеличивается число заболеваний, особенно среди школьников. Комнатные растения – это источник чистого воздуха. «Зелёные квартиранты» увлажняют воздух, очищают от вредных примесей, насыщают кислородом, а с помощью фитонцидов убивают микроорганизмы или задерживают их рост.

Проведённое нами исследование показало, что учащиеся нашего класса плохо знакомы с комнатными растениями и важностью их разведения дома и в школе.

Изучив влияние комнатных растений на окружающую среду, я пришёл к выводу: Все растения, которые использовались нами в эксперименте в разной степени оказывают губительное влияние на микроорганизмы. Например, герань и бегония быстрее справились с задачей, а фикус медленнее из пяти представленных растений. Это подводит нас к тому, что необходимо в большей степени разводить такие растения как герань и бегония, которые выделяют большое количество фитонцидов и хорошо справляются с обеззараживанием воздуха.

Также не нужно забывать и о других комнатных растениях, которые являются хорошими увлажнителями воздуха в наших душных и сухих квартирах и классах, особенно в зимний период. А своей красотой, ароматом, богатством цвета растения дарят нам ни с чем не сравнимую радость, привнося гармонию в нашу жизнь.

Мы также пришли к выводу, что необходимо проводить разъяснительную работу среди учащихся, для повышения понимания значения комнатных растений в жизни человека. Для этого мы с руководителем сделали презентацию о пользе растений и представили её ребятам.

Список использованной литературы.

1. Быховец. С.Л. Энциклопедия комнатных растений. – М; Харвест, 2000.

2. Воронцов В.В, Целительные комнатные растения – М; ЗАО Фитон+ 2004.

3. Казаринова Н.В. Ткаченко К.Г. Здоровье дарят комнатные растения – СПБ;Нева 2003. О,       2007.

4. Неер. Я.В. Все о комнатных растениях, очищающих воздух. – СПб; СЗКЭ

5. Мак-Брайт Джон Все лучшие комнатные растения. – М; ЗАО Фитон+ 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. Антимикробные средства в быту или Я микробов не боюсь»

XVI Городская научно-познавательная конференция младших школьников «Шаг в науку» РЕФЕРАТИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Антимикробные средства в быту или Я микробов не боюсь&raq...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...

Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» "Влияние малоподвижного образа жизни на здоровье подростков" (на примере исследования семиклассников МБОУ СОШ №8)

Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ  (на ...