конспект урока по окружающему миру 4 класс "Незаметные защитники урожая"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему
Цель урока: познакомить с защитниками и вредителями культурных растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_okr._mir_nezametnye_zashchitniki_urozhaya_4_klass.docx | 618.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Незаметные защитники урожая»
Окружающий мир, 4 класс
УМК «Школа России»
Цель урока: познакомить с защитниками и вредителями культурных растений.
Задачи:
Образовательные задачи:
- - Познакомить учащихся с животными, наносящими ущерб культурным растениям, а также с мерами по защите урожая;
- - формирование умения составлять цепи питания;
- - формирование и расширение понятия «экологическое равновесие»;
- - обогащение словарного запаса.
Развивающие задачи:
- - Продолжить формирование умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение преобразовывать информацию в различные формы.
- - развитие речи учащихся;
- - развитие навыка беглого, осознанного чтения;
- - развитие умения анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
- - Воспитывать любовь к природе и развивать чувство ответственности;
- - воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, доска, мультимедийный проектор, карточки-заготовки «фишбоун», карточки для опроса, фломастеры, пособие для учащихся «Зелёные страницы» и атлас – определитель «От земли до неба» А.А. Плешакова.
Ход урока
- Организационный момент.
Эпиграф к уроку.
Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
О каких зверях внутри себя говорится в стихотворении? (злость, жестокость, равнодушие, алчность, незнание). Задумайтесь над этими словами.
2.Этап урока. Подведение детей к теме урока. Создание проблемной ситуации.
Методы: словесные (беседа)
Компетенции: Умение слушать, осмысливать, умение формулировать ответы на вопросы.
-Для чего человек выводит новые сорта растений? (Для повышения урожайности растения)
-От чего зависит количество собранного урожая? (Хорошие семена, плодородие почвы, полив, рыхление, подкормка).
-Это условия для хорошего урожая.
-А есть причины, из-за которых урожай может стать меньше? (Засушливая или чересчур дождливая погода)
-Кто забирает часть урожая у человека? Об этом вы узнаете сегодня на уроке. Какие мысли у вас возникают, услышав этот вопрос? О чем хочется спросить? (Кто вредит урожаю? Как защитить урожай от вредителей?)
-Вы должны узнать о вредителях и защитниках урожая.
4. Работа над новой темой: «Незаметные защитники урожая».
- Представьте поле картофеля. Появляется слайд:
- Что случилось? Слайд меняется:
- Что произойдёт когда жуки съедят все листья? (клубни перестанут получать воздух и питательные вещества. Приносят вред)
- Учитель: В дореволюционной России от одних только вредных насекомых потери земледелия составляли около 980 млн. руб. в год, Огромные опустошения производили в полеводстве саранчовые, клопы-черепашки, хлебные жуки, гессенская муха, озимая совка, луговой мотылек, свекловичный долгоносик, вредные грызуны, а в садоводстве — яблонная моль, яблонная плодожорка.
- Урон сельскому хозяйству приносят вредители. Чтобы выяснить какие, мы будем заполнять схему «ФИШБОУН». Работать мы будем в парах. Вам понадобятся фломастеры или цветные ручки. Дети берут карточку с таблицей.
1) Найдите внизу вашего листа прямоугольник (хвост нашей рыбки) Подумайте и запишите что может влиять на качество и количество урожая, собранного на полях страны.
- Дети вписывают ответы. Обсуждение записанных фраз: засуха, избыточное переувлажнение почвы из-за осадков, вред насекомых и мышей, ядохимикаты.
- Давайте выясним, кто же может наносить вред. Для этого откройте с.208 учебника, прочитайте текст «Кому достаётся часть урожая?» В таблице «фишбоун» у каждой линии сверху надписываем имя вредителя, ниже – какому растению оно приносит вред.
Дети заполняют левую часть. Примерные ответы детей: колорадский жук – картофель; тля – высасывает сок из листьев растений; яблонная плодожорка – семена яблок; грызуны – поедают часть урожая.
- Обсуждение. При проверке показать изображения вредителей (заготовить карточки со словами колорадский жук, картофель, тля, сок растений, яблонная плодожорка, семена яблок, грызуны, поедают урожай зерновых) Заполняем «фишбоун», нарисованный на доске.
Заранее подготовленные ученики рассказывают дополнительные материалы о вредителях.
Колорадский жук – …....
Гусеница яблонной плодожорки – …....
Тля-…....
Грызуны – …......
- Физкультминутка.
Пауза психологической разгрузки «В лесу». Звучат «мелодии» леса: пение птиц, шелест листвы, шум ветра.
6. Продолжение новой темы.
3) Теперь заполним правую часть схемы. Слева на схеме мы записали вредителей – одну из причин потери урожая. Как вы думаете, что мы запишем в правой части? (помощников).
С.209 текст «Кто нам помогает?»
Заполняем схему.
Примерные ответы детей: жужелица- едят колорадских жуков; божья коровка – поедает тлю; златоглазка – тлю; насекомоядные птицы: скворцы, синицы, мухоловки- пеструшки – гусениц яблонной плодожорки; хищные птицы: сова, пустельга, канюк – грызунов.
- При проверке показать изображения защитников урожая и заполняем «фишбоун» справа на доске.
Жужелица (поедает колорадских жуков) - рассказывает ученик
Учитель добавляет сообщение (Учёные проделали такой опыт. Огородили плёнкой на картофельном поле участок, где было 70 личинок колорадского жука. Пустили туда 5 хищных жуков-жужелиц. Через несколько дней все личинки были съедены жужелицами ... )
Божья коровка (поедает тлю) – рассказывает ученик.
Златоглазка (поедает тлю) – рассказывает ученик.
Златоглазки очень красивы. Лёгкие, нежные, с кружевными голубовато-зелёными крыльями, они похожи на маленьких стрекоз. А их глаза, словно золотые бусинки, сверкают на солнце. У личинок златоглазок огромные по сравнению с их тельцем челюсти. С помощью этих челюстей личинки поедают тлей.
Яйцеед-трихограмма (поедает яйца яблонной плодожорки) рассказывает ученик.
Насекомоядные птицы: скворцы, синицы, мухоловка-пеструшка (поедает гусениц яблонной плодожорки) – –
Хищные птицы: сова, пустельга, канюк (поедают грызунов)-
Вот, оказывается, сколько помощников! Надо только хорошо их знать и оберегать.
4) Рассмотрите наши схемы. Что там «спрятано?
Ответ детей: цепи питания.
Перечислите цепи питания. Молодцы! Какая часть таблицы у нас осталась не заполненной? (выводы)
- В вывод мы запишем, что же надо делать, чтобы сберечь урожай без вреда для окружающей среды.
Много у нас животных-помощников, защищающих урожай. Да вот беда: человек наносит вред своим помощникам, хотя и не хочет этого. Как такое происходит? Найдите ответ на этот вопрос, прочитав статью «Как их беречь?» на странице 211.
Примерные ответы детей: меньше применять ядохимикаты; создавать условия для «помощников» - делать кормушки, скворечники, синичники; ставить шесты с перекладиной – присады; не убивать жужелиц, златоглазок.
- Молодцы. Уточните, как ядохимикаты вредят окружающей среде? (накапливаются в почве и попадают в растения через корневую систему, затем в нашу пищу. Могут отравиться полезные насекомые и птицы)
- Мы узнали о вредителях урожая и об их врагах. Так будем же внимательны к нашим помощникам, будем их оберегать!
5. Закрепление изученного.
Подведём итог урока.
(тестирование)
- Возьмите табличку «Вопрос-ответ». Давайте её заполним. Я читаю вопрос, вы выбираете ответ на слайде, отмечаете у себя правильный. (На слайдах появляются только вопросы)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
А | |||||
В | |||||
С |
- Какое насекомое питается листьями картофеля?
А. Колорадский жук
Б. Тля
В. Жужелица
2. Чем тля вредит растениям?
- Грызёт листья
- Высасывает сок растений
- Подгрызает корни растений
3. Чем человек наносит вред друзьям – животным в дикой природе?
- Пугает их
- Не кормит их
- Травит ядохимикатами
4. Продолжи цепь питания: зерновые культуры – полевые мыши - …
- Скворец
- Пустельга
- Синица
5. Врагами тлей являются:
- Златоглазки
- Канюки
- Синицы
- Сравним наши ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
А | |||||
В | |||||
С |
Самооценивание.
На слайде: (учитель читает стихотворение)
-Все – все на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки, у мышки без кошки не лучше делишки.
Да если мы с кем — то не очень дружны –
Мы все – таки очень друг – другу нужны.
А если нам кто–нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Б.Заходер.
-Если человек не будет мешать природе, а будет ей помогать, тогда и установится природное равновесие, в котором на каждого вредителя есть природный враг и можно обойтись без ядохимикатов.
9. Домашнее задание
- Придумайте и нарисуйте специальный знак правил поведения в природе.
(Например: не убивайте жужелиц; не ловите насекомых! По желанию)
- Для сильных учащихся, или для группы учащихся: подготовьте мини- книжки, в которых расскажите о других вредителях урожая (Н-р: саранче) и
способах борьбы с ними, выполнить на листе А-4.
Дополнительная информация.
Кукушка – хоть про нее и идет дурная слава, она полезна. У кукушки отличный аппетит, она поедает таких гусениц, которых другие птицы не едят.
Пеночка – маленькая неприметная птичка, но приносит огромную пользу, уничтожая вредных насекомых, пеночки весят от 5 до 12 г, а съедает за день 17 г корма.
Жаворонок – тоже насекомояден и очищает полевые растения от вредителей. Гнезда делает прямо на земле.
Как привлечь птиц в сады? (Зимой делать кормушки, а весной скворечники, и синичники.)
Есть и на грызунов управа – за ними охотятся хищные птицы: ястреб, коршун, лунь, степной орел и другие. Для них в поле делают присады – высокие шесты с перекладинами. Чтобы они могли отдохнуть и выследить добычу. Если устроены такие присады, грызунов становится в поле в 6-7 раз меньше.
А ночью бесшумно летают совы и филины. Одна сова за год в среднем уничтожает 1000 мышей. Сколько зерна спасает сова, если мышь съедает в год килограмм хлеба?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
План-конспект урока по окружающему миру "Незаметные защитники урожая"
сформировать представление учащихся о незаметных защитниках урожая, о защите урожая без применения ядохимикатов....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Презентация к уроку по окружающему миру "Незаметные защитники урожая"
Окружающий мир 4 класс УМК "Школа России". Презентация к уроку "Незаметные защитники урожая" содержит фотографии вредителей и защитников урожая....
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
- Мне нравится (1)