Деловая игра для начальной школы "Бюджет и налоги"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Сценарий игры для начальной школы "Бюджет и налоги"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon delovaya_igra.zip484.59 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра

«Государственный бюджет»

Учитель начальных классов МОУ «СОШ №49»

 Ленинского района г. Саратова

 Кобелева Людмила Ильинична

2017-2018 уч. год

Тема: Государственный бюджет.

Цель: Познакомить учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны.

Оборудование: ножницы, карточки доходов (приложение), сумка «Государственный бюджет», жетоны, интерактивная доска, Толковый словарь русского языка, Словарь иностранных слов, названия министерств.

Ход игры:

І Вступление.

Уч. – Давайте припомним, что вы знаете про деньги. Предлагаю разгадать кроссворд.

Б

А

Р

Т

Е

Р

К

У

П

Ю

Р

ы

Д

О

Х

о

Д

с

б

е

р

е

Ж

Е

Н

и

Я

Р

Е

К

Л

А

М

А

Т

О

В

А

Р

  1. Прямой обмен одних товаров на другие товары.
  2. Название бумажных денег.
  3. Деньги, полученные государством, организацией, лицом, в результате определённой предпринимательской деятельности.
  4. Часть денег, которую человек может отложить на будущее.
  5. Действия, направленные на привлечение внимания покупателей к товару.
  6. Вещи, сделанные не для себя, а для обмена на другие вещи.

Уч. – Какое слово открылось в кроссворде?

Д. – Слово «бюджет».

Уч. – Где можно услышать или увидеть это слово?

Д. – По телевизору или в газете.

Уч. – Верно. А что обозначает это слово?

Д. – Не знаем.

 Уч. – Что, нужно сделать, чтобы узнать значение слова?

Д. – Обратиться к словарю.

 Уч. – Как вы думаете, слово «бюджет» - русское или пришло из другого языка? Какой словарь мы должны посмотреть?

Это слово пришло к нам из английского языка и обозначает «денежный мешок, кошелёк».

Д. – (читают на слайде). «Денежный мешок, кошелёк».

Уч. – В толковом словаре русского языка…

Д. – «План доходов и расходов на определённый период времени».

Уч. – В экономике принято различать два вида бюджета: государственный и семейный. Сделайте предположение, с каким из этих бюджетов мы сегодня познакомимся?

уч. – С государственным, потому что все наши семьи живут в государстве и зависят от государства.

ІІ Игра «Бюджет».

Уч. – Чтоб выяснить, что обозначают понятия «доходы и расходы», предлагаю провести небольшое творческое исследование в ходе игры «Бюджет».

І «Доходы бюджета»  

Уч. – (У каждого ученика карточки (см. приложение). Прочитайте свои роли. (Дима и Света получили зарплату за октябрь. Александра и Сергей выиграли в лотерею 20 тыс. руб. Влад – директор кондитерской фабрики. Перед Новым годом получил большой доход от продажи конвертов, открыток и т. п.)

Уч. – на каждой карточке яркая полоса. Разрежьте карточку ровно по полоске. Сколько частей у вас вышло?

Д. – Две.

Уч. – Большую часть оставьте себе, а меньшую принесите мне и положите в сумку. Итак, какую часть вы вернули мне: большую или меньшую?

Д. – Меньшую.

Уч. – Представьте, что я- это наше государство, сумка – это государственный бюджет. Соответственно, Вы -  граждане государства, которые получили доход. Кто заметил, как называется та часть вашего дохода, которую вы возвратили государству?

Д. – Налог.

Уч. – Большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий. Как вы думаете, налоги платят добровольно, по желанию или по требованию?

Д. – Скорее, по требованию. Потому что по желанию платить налоги станут не все, и государство денег недополучит.

Уч. – Да. Налоги – это установленные законом взносы, которые граждане должны отдавать государству. (Слайд 6) Как называют человека, который платит налоги?

Д. – Налогоплательщик.

 Уч. – Итак, кем вы были, когда платили налоги?

Д. – Налогоплательщиками.

Уч. – Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть те, кто поверяет, все ли налоги правильно, начислены и все ли заплатили. Как называют этих людей?

Д. –Налоговые инспекторы.

Уч. – Налоговые инспекторы у нас сидят в конце класса и контролируют ваши действия. Господа инспекторы, все ли налогоплательщики заплатили налоги?

 -Закончите мою мысль. «Доходы государства - это …

Д. – налоги с граждан и предприятий».

Уч. – Итак, налоги поступили в бюджет. Как вы думаете, что потом происходит с этими деньгами?

Д. – Потом их тратят.

Уч. – Совершенно правильно. Сейчас необходимо деньги, которые поступили в бюджет потратить.

ІІ часть деловой игры.

«Расходы бюджета»

Уч. – У государства очень много важных и необходимых расходов. Есть такие   отрасли народного хозяйства, которые сами денег не зарабатывают, так как не производят никаких товаров, но деньги им очень нужны. А государству очень нужны эти отрасли хозяйства. Что это может быть?

Бюджет

Доходы

Расходы

Налоги

Армия

Торговля природными богатствами

Полиция

Торговля с другими государствами.

Образование

Наука

Культура

Экология

Социальное обеспечение

Медицина

Космос

Спорт

Уч. – Итак, автомобильный завод. Кто у нас будет директором автозавода? Объясни, нужны ли тебе деньги из бюджета? Почему?

Д. – Нет, нужны. Я сам выпускаю машины, продаю их. Деньги у меня есть.

(По очереди отвечают все дети).

Уч. – Куда государство тратит деньги? Приведите примеры людей, которые получают зарплату из бюджета.

Д. – Учителя, воспитатели, военные, полицейские, врачи, учёные, пенсионеры.

Уч. –Итак, в госбюджете есть определённая сумма денег (отрезанные части карточек). Определим, как мы будем их тратить.

  1. Министром образования будет …
  2. Министром здравоохранения …
  3. Министром внутренних дел …
  4. Министром культуры …
  5. Министром социального обеспечения …
  6. Министром оборони …
  7. Министром юстиции …
  8. Министром финансов…
  • Остальные ученики – Государственная Дума. Какие сферы, на ваш взгляд, должны получить средства раньше других и в каком количестве?
  • -Разделим «денежки». Средств не хватает.
  •  -Как же так получилось, что средств хватило не всем?

Д. – Мы не посчитали общее количество поступивших денег.

Уч. – Что будет, если такое случится в государстве на самом деле?

Д. – Люди не получат зарплату, школы, больницы, вынуждены будут прекратить свою работу, что ухудшит жизнь граждан государства.

Уч. – Как предупредить эту опасность?

Д. – Необходимо посчитать средства.

Уч. – Верно. Недаром говорят, деньги любят счёт. Поэтому те, кто имеет дело с деньгами, ещё до того, как они будут истрачены, должны посчитать, сколько денег поступит из разных источников в кошелёк государства и сколько будет истрачено на разные нужды.

  • Итак, сколько денег у нас есть?
  • Отдадим их по …
  • И останется …
  • Отдадим их тем, кто особенно нуждается. Кому?
  • Легко ли было определить, кому особенно нужны деньги?

Спасибо всем. Сколько денег у нас было? Сколько мы истратили?

Д. – Все деньги.

Уч. –Итак, в нашем бюджете доходы …

Д. -  равны расходам.

ІV Итог игры.

Уч. – Подведём итоги. Какая ситуация допустима для бюджета страны?

Д. – Доходы равны расходам. Доходы больше расходов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Деловые игры в начальной школе"

"Игра - это жизненная  лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы  бесполезна для  человечества. В игре, этой специальной обрабо...

«Использование интерактивного презентационного копи – устройства Mimio Xi Interaktive на уроках в начальной школе; на семинарах, конференциях, мастер-классах, деловых играх, викторинах, разминках.

      В нашей школе в 2011/2012 учебном году появилось Мimio Xi - компактное устройство, которое превращает любую поверхность (например, маркерную доску) в интерактивный проекцио...

Деловая игра для учителей начальной школы.

Деловая игра для учителей начальной школы "Педагогические приёмы создания ситуации успеха"...

Деловая игра «Что? Где? Когда?» по теме: «Основные ориентиры в осуществлении преемственности начальной школы и основного общего образования»

Начальная школа и среднее звено – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества универсальных учебных действий, сформированных в...

Урок-деловая игра "Деловое письмо. Адрес. " 9 класс

Обобщение и систематизация знаний (закрепление)....