Деловая игра для начальной школы "Бюджет и налоги"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему
Сценарий игры для начальной школы "Бюджет и налоги"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra.zip | 484.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра
«Государственный бюджет»
Учитель начальных классов МОУ «СОШ №49»
Ленинского района г. Саратова
Кобелева Людмила Ильинична
2017-2018 уч. год
Тема: Государственный бюджет.
Цель: Познакомить учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны.
Оборудование: ножницы, карточки доходов (приложение), сумка «Государственный бюджет», жетоны, интерактивная доска, Толковый словарь русского языка, Словарь иностранных слов, названия министерств.
Ход игры:
І Вступление.
Уч. – Давайте припомним, что вы знаете про деньги. Предлагаю разгадать кроссворд.
Б | А | Р | Т | Е | Р | ||||||
К | У | П | Ю | Р | ы | ||||||
Д | О | Х | о | Д | |||||||
с | б | е | р | е | Ж | Е | Н | и | Я | ||
Р | Е | К | Л | А | М | А | |||||
Т | О | В | А | Р |
- Прямой обмен одних товаров на другие товары.
- Название бумажных денег.
- Деньги, полученные государством, организацией, лицом, в результате определённой предпринимательской деятельности.
- Часть денег, которую человек может отложить на будущее.
- Действия, направленные на привлечение внимания покупателей к товару.
- Вещи, сделанные не для себя, а для обмена на другие вещи.
Уч. – Какое слово открылось в кроссворде?
Д. – Слово «бюджет».
Уч. – Где можно услышать или увидеть это слово?
Д. – По телевизору или в газете.
Уч. – Верно. А что обозначает это слово?
Д. – Не знаем.
Уч. – Что, нужно сделать, чтобы узнать значение слова?
Д. – Обратиться к словарю.
Уч. – Как вы думаете, слово «бюджет» - русское или пришло из другого языка? Какой словарь мы должны посмотреть?
Это слово пришло к нам из английского языка и обозначает «денежный мешок, кошелёк».
Д. – (читают на слайде). «Денежный мешок, кошелёк».
Уч. – В толковом словаре русского языка…
Д. – «План доходов и расходов на определённый период времени».
Уч. – В экономике принято различать два вида бюджета: государственный и семейный. Сделайте предположение, с каким из этих бюджетов мы сегодня познакомимся?
уч. – С государственным, потому что все наши семьи живут в государстве и зависят от государства.
ІІ Игра «Бюджет».
Уч. – Чтоб выяснить, что обозначают понятия «доходы и расходы», предлагаю провести небольшое творческое исследование в ходе игры «Бюджет».
І «Доходы бюджета»
Уч. – (У каждого ученика карточки (см. приложение). Прочитайте свои роли. (Дима и Света получили зарплату за октябрь. Александра и Сергей выиграли в лотерею 20 тыс. руб. Влад – директор кондитерской фабрики. Перед Новым годом получил большой доход от продажи конвертов, открыток и т. п.)
Уч. – на каждой карточке яркая полоса. Разрежьте карточку ровно по полоске. Сколько частей у вас вышло?
Д. – Две.
Уч. – Большую часть оставьте себе, а меньшую принесите мне и положите в сумку. Итак, какую часть вы вернули мне: большую или меньшую?
Д. – Меньшую.
Уч. – Представьте, что я- это наше государство, сумка – это государственный бюджет. Соответственно, Вы - граждане государства, которые получили доход. Кто заметил, как называется та часть вашего дохода, которую вы возвратили государству?
Д. – Налог.
Уч. – Большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий. Как вы думаете, налоги платят добровольно, по желанию или по требованию?
Д. – Скорее, по требованию. Потому что по желанию платить налоги станут не все, и государство денег недополучит.
Уч. – Да. Налоги – это установленные законом взносы, которые граждане должны отдавать государству. (Слайд 6) Как называют человека, который платит налоги?
Д. – Налогоплательщик.
Уч. – Итак, кем вы были, когда платили налоги?
Д. – Налогоплательщиками.
Уч. – Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть те, кто поверяет, все ли налоги правильно, начислены и все ли заплатили. Как называют этих людей?
Д. –Налоговые инспекторы.
Уч. – Налоговые инспекторы у нас сидят в конце класса и контролируют ваши действия. Господа инспекторы, все ли налогоплательщики заплатили налоги?
-Закончите мою мысль. «Доходы государства - это …
Д. – налоги с граждан и предприятий».
Уч. – Итак, налоги поступили в бюджет. Как вы думаете, что потом происходит с этими деньгами?
Д. – Потом их тратят.
Уч. – Совершенно правильно. Сейчас необходимо деньги, которые поступили в бюджет потратить.
ІІ часть деловой игры.
«Расходы бюджета»
Уч. – У государства очень много важных и необходимых расходов. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые сами денег не зарабатывают, так как не производят никаких товаров, но деньги им очень нужны. А государству очень нужны эти отрасли хозяйства. Что это может быть?
Бюджет | |
Доходы | Расходы |
Налоги | Армия |
Торговля природными богатствами | Полиция |
Торговля с другими государствами. | Образование |
Наука | |
Культура | |
Экология | |
Социальное обеспечение | |
Медицина | |
Космос | |
Спорт |
Уч. – Итак, автомобильный завод. Кто у нас будет директором автозавода? Объясни, нужны ли тебе деньги из бюджета? Почему?
Д. – Нет, нужны. Я сам выпускаю машины, продаю их. Деньги у меня есть.
(По очереди отвечают все дети).
Уч. – Куда государство тратит деньги? Приведите примеры людей, которые получают зарплату из бюджета.
Д. – Учителя, воспитатели, военные, полицейские, врачи, учёные, пенсионеры.
Уч. –Итак, в госбюджете есть определённая сумма денег (отрезанные части карточек). Определим, как мы будем их тратить.
- Министром образования будет …
- Министром здравоохранения …
- Министром внутренних дел …
- Министром культуры …
- Министром социального обеспечения …
- Министром оборони …
- Министром юстиции …
- Министром финансов…
- Остальные ученики – Государственная Дума. Какие сферы, на ваш взгляд, должны получить средства раньше других и в каком количестве?
- -Разделим «денежки». Средств не хватает.
- -Как же так получилось, что средств хватило не всем?
Д. – Мы не посчитали общее количество поступивших денег.
Уч. – Что будет, если такое случится в государстве на самом деле?
Д. – Люди не получат зарплату, школы, больницы, вынуждены будут прекратить свою работу, что ухудшит жизнь граждан государства.
Уч. – Как предупредить эту опасность?
Д. – Необходимо посчитать средства.
Уч. – Верно. Недаром говорят, деньги любят счёт. Поэтому те, кто имеет дело с деньгами, ещё до того, как они будут истрачены, должны посчитать, сколько денег поступит из разных источников в кошелёк государства и сколько будет истрачено на разные нужды.
- Итак, сколько денег у нас есть?
- Отдадим их по …
- И останется …
- Отдадим их тем, кто особенно нуждается. Кому?
- Легко ли было определить, кому особенно нужны деньги?
Спасибо всем. Сколько денег у нас было? Сколько мы истратили?
Д. – Все деньги.
Уч. –Итак, в нашем бюджете доходы …
Д. - равны расходам.
ІV Итог игры.
Уч. – Подведём итоги. Какая ситуация допустима для бюджета страны?
Д. – Доходы равны расходам. Доходы больше расходов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Деловые игры в начальной школе"
"Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обрабо...
«Использование интерактивного презентационного копи – устройства Mimio Xi Interaktive на уроках в начальной школе; на семинарах, конференциях, мастер-классах, деловых играх, викторинах, разминках.
В нашей школе в 2011/2012 учебном году появилось Мimio Xi - компактное устройство, которое превращает любую поверхность (например, маркерную доску) в интерактивный проекцио...
Технологическая карта. Урок – деловая игра налоговой грамотности «Для чего нужны налоги и зачем их платить?».
Урок фмнансовой грамотности....
Основы делового общения. Деловая игра "Леапольд"
Деловая игра...
Деловая игра для учителей начальной школы.
Деловая игра для учителей начальной школы "Педагогические приёмы создания ситуации успеха"...
Деловая игра «Что? Где? Когда?» по теме: «Основные ориентиры в осуществлении преемственности начальной школы и основного общего образования»
Начальная школа и среднее звено – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества универсальных учебных действий, сформированных в...
Урок-деловая игра "Деловое письмо. Адрес. " 9 класс
Обобщение и систематизация знаний (закрепление)....