«Использование интерактивного презентационного копи – устройства Mimio Xi Interaktive на уроках в начальной школе; на семинарах, конференциях, мастер-классах, деловых играх, викторинах, разминках.
учебно-методический материал на тему

Куриленко Людмила Николаевна

        В нашей школе в 2011/2012 учебном году появилось Мimio Xi - компактное устройство, которое превращает любую поверхность (например, маркерную доску) в интерактивный проекционный компьютерный экран (необходим проектор для получения проекции компьютерного экрана на поверхности доски или на другой гладкой поверхности). Считывающий блок определяет положение стилуса-мыши в момент нажатия на изображение (стилус посылает сигнал). Комплект Мimio Xi Interactive предназначен для работы в интерактивном режиме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Тема: «Использование интерактивного презентационного

                                   копи – устройства Mimio Xi Interaktive на уроках в начальной школе;

      на семинарах, конференциях, мастер-классах, деловых  играх, викторинах, разминках.

Содержание:

1. Что такое интерактивное презентационное  копи – устройство Mimio Xi Interaktive.

2. Состав комплекта Мimio Xi Interactive:

3. Характеристики.

4. ИКТ  - инструмент и средство  изменения всего учебного процесса.

5. Основные технологические приемы работы  с интерактивными досками

6.  Интерактивная доска как средство повышения эффективности учебного процесса

 7. Общие подходы к подготовке занятий с использованием интерактивной доски.

        В нашей школе в 2011/2012 учебном году появилось Мimio Xi - компактное устройство, которое превращает любую поверхность (например, маркерную доску) в интерактивный проекционный компьютерный экран (необходим проектор для получения проекции компьютерного экрана на поверхности доски или на другой гладкой поверхности). Считывающий блок определяет положение стилуса-мыши в момент нажатия на изображение (стилус посылает сигнал). Комплект Мimio Xi Interactive предназначен для работы в интерактивном режиме.

         В настоящее время в образовательных учреждениях большинства развитых стран, в число которых входит Россия, широко используется интерактивное презентационное оборудование. Комплект интерактивного презентационного оборудования Мimio Xi Interactive включает в себя:

 -считывающий блок,

-кабель USB 5м,

-стилус-мышка с функцией правой кнопки,

-крепление,программное обеспечение на русском и английском языках,

-инструкция

Дополнительно – модуль для беспроводной связи с компьютером

С MIMIO Xi Interactive маркерная доска становится интерактивным компьютерным экраном размером до 2,4 х 1,2 м

Прикрепляем Mimio к доске, подключаем компьютер и проектор. Получаем интерактивное компьютерное изображение (проекцию) на маркерной доске.

Стилус выполняет функции мыши.

Введение текста – с помощью экранной клавиатуры (стандартная функция Windows: Пуск/Все программы/Стандартные/Специальные возможности/Экранная клавиатура), возможно введение рукописного текста (есть функция распознавания)

Вы сможете работать в любой программе, выходить в Интернет – Мimio вместе с проектором обеспечивает интерактивное компьютерное изображение 

Возможно проведение совещания с участием уделенных пользователей – с помощью Microsoft NetMeeting.

Наглядная поддержка выступления

Можно применять специальные средства для управления вниманием аудитории (выделение объектов, затемнение, нанесение надписей и пометок поверх изображения.). Копии экранов запоминаются в виде отдельных файлов – при нажатии кнопки или автоматически (с заданным временным интервалом).

Видеоконспект – вместе с аудиозаписью!

Кроме постраничной записи изображений-экранов, возможна видеозапись происходящего на доске в виде файла формата .avi. При подключении к компьютеру микрофона видеозапись будет сопровождаться голосом выступающего. Такой цифровой видеоконспект можно размножить и раздать участникам, разместить в интернет.

Всё необходимое для подготовки презентации

Программное обеспечение MimioStudio позволяет создавать презентации, а также редактировать уже записанные Mimio презентации.

Характеристики:

 • Переносной складной передатчик (считывающий блок) прикрепляется к доске с помощью присосок или стационарно установленных жестких креплений, возможно крепление с помощью клейкой ленты;

• ИК и ультразвуковая технология определения положения стилуса на доске, считывание происходит в реальном времени;

• Взаимодействие считывающего блока с компьютером по USB (кабель 7 м) или по беспроводной связи (ОПЦИЯ);

• Стилус-мышь имеет все стандартные функции;

• Совместная работа с удаленными пользователями при помощи стандартного инструмента Microsoft NetMeeting;

• Русскоязычный интерфейс;

• Распознавание рукописного текста;

• Размер рабочей зоны 122х244 см, расширение рабочей зоны за счет работы с несколькими считывающими устройствами (и досками) одновременно;

• Совместимость с Windows ME, 2000, XP; Mac OS 8.0, 9.0, X

• Сохранение презентаций в форматах html, pdf, jpeg, png, gif, tif, avi.

ИКТ  - инструмент и средство  изменения всего учебного процесса.

ИКТ должны быть не только средством представления учебного материала, инструментом, облегчающим работу преподавателя, они должны стать средством изменения всего учебного процесса.   Предполагается, что в результате внедрения стандартов преподаватели смогут руководить внедрением инновационных методов обучения в своих учебных заведениях, базирующихся на использовании ИКТ.

      Новые стандарты предполагают, что в случае широкого использования ИКТ в учебной деятельности учителя смогут сформировать у учащихся технологическую грамотность (т.е. умение решать учебные и бытовые задачи, а также впоследствии задачи профессиональной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий), обес-

печить более глубокое освоение знаний (понимание связи старого и нового знания, понимание причинно-следственных связей, оценивание роли и значения информации и др.), а также создание (моделирование) новых знаний (речь идет прежде всего о субъективно-новом знании).

        При конкретизации задач, которые могут быть решены при использовании информационных и коммуникационных технологий, в стандартах определен перечень тех учительских умений, которые должны формироваться с использованием ИКТ, это умения:

       определять и обсуждать, как учащиеся осваивают и демонстрируют сложные познавательные навыки, например управление знанием, решение проблем, способность к сотрудничеству, критическое мышление;

       помочь ученикам, используя ИКТ, научиться поиску, анализу, использованию, оценке информации и управлению ею;

       разработать тематический план уроков и задания для выполнения в классе, включающие использование средств и устройств ИКТ для содействия освоению навыков аргументации, планирования, аналитического познания, построения знания и коммуникации;

       помогать учащимся развивать навыки коммуникации и совместной работы, используя ИКТ;

       помочь учащимся на основе имеющихся у них знаний и соответствующей практической деятельности самим разработать бланки для оценки усвоения содержания предмета, его основных концептов и умения работать с ИКТ как самого учащегося, так и его одноклассников, а также для улучшения результатов их работы и обучения;

       развивать собственные навыки аргументации, решения проблем и создания знания непосредственно в процессе преподавания;

       разрабатывать интерактивные материалы и задания, предполагающие вовлечение учеников в решение задач, научную и творческую деятельность;

       помогать учащимся разрабатывать план проекта и соответствующие задания, которые вовлекут их в решение задач, научную или творческую деятельность;

       помогать учащимся использовать в своих проектах мультимедийные и сетевые средства, издательские технологии так, чтобы содействовать непрерывному созданию знания и общению с другими;

       помогать ученикам осмыслить собственный процесс познания;

       описать принципы работы и задачи производственных средств ИКТ (мультимедийное звукозаписывающее и технологическое оборудование, средства редактирования, издательские программы, инструменты веб-дизайна) и использовать их, с тем чтобы содействовать созданию инноваций и знаний учащимися.

      Приведенный перечень умений свидетельствует о том, что использование ИКТ в обобщенном виде должно позволить учителю:

       создавать такую информационно-образовательную среду в рамках своего учебного предмета, когда содержание обучения формируется на солидарной основе: не только обучающим, но и обучающимися;

       менять способы взаимодействия с коллегами, обучающимися и родителями в учебном процессе, выстраивать учебный процесс на основе сотрудничества, совместного решения задач, взаимного обучения, создания и функционирования сетевых сообществ;

       ориентироваться на новые способы работы с информацией, сосредотачивая внимание на умении ее анализировать, систематизировать, сравнивать, оценивать.

        В стандарте подчеркивается, что особенно важно сформировать у учащихся следующие универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные и коммуникативные.

      В концепции ГОС подчеркивается, что информационная революция обеспечивает:

       стремительный рост и свободный доступ к разнообразным ресурсам информационно-ресурсной базы;

       дистанционность, мобильность и интерактивность;

       формирование социальных образовательных сетей и сообществ.

      Также подчеркивается, что выпускник школы должен быть креативным и критически мыслящим, мотивированным к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни, готовый к выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы и планов, способный к личностному выбору и поступкам, готовый нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения.

Итак,  включение в состав информационной образовательной среды интерактивного оборудования и соответствующего программного обеспечения требует смены образовательной парадигмы со «знаниевой» (ориентированной на усвоение суммы знаний, передаваемых учителем), на «компетентностную» (ориентированную на формирование тех умений, которые

будут востребованы в жизни, на активное участие обучающихся в процессе обучения, на большую роль их самостоятельной деятельности в учебном процессе).

      Современное интерактивное оборудование, по мнению создателей, при организации учебного процесса позволяет осуществлять:

       поддержку индивидуальных образовательных траекторий учащихся;

       поддержку коллективной работы учащихся;

       интерактивный диалог;

       поддержку процесса создания учебных материалов совместно учителем и учащимися;

       поддержку процесса взаимодействия ученик – учитель в реальном масштабе времени;

       реализовывать интеграцию ресурсов единой образовательной информационной среды в рамках одного учебно-методического комплекса;

       реализовывать полный доступ к электронным вариантам учебных материалов;

       осуществлять явное определение целей обучения и отслеживание результата;

       получать информацию об усвоении предмета в режиме реального  времени.

      Обучающимся интерактивное оборудование позволяет осваивать новые области знаний и приобретать новые навыки (технологии, программное обеспечение, Интернет);

       осуществлять совместную работу с другими учащимися через Интернет;

       расширяет возможности для наверстывания пропущенных занятий и для дополнительного образования;

       предоставляет возможность быстро включаться в учебный процесс;

       предоставляет доступ к любым учебным материалам и тестам, представленным в локальной сети или сети Интернет.

      Для преподавателей использование интерактивного оборудования важно потому, что можно

       использовать такие технологические приемы преподавания, которые облегчают общение с учащимися;

       обеспечивать соответствие между учебными стандартами, задачами и планами;

       реализовывать дифференцированный подход к обучению разных учеников (групп учеников);

       готовить и использовать учебные материалы в привычных форматах приложений (PowerPoint, Word, Excel, веб-страницы);

       осуществлять интеграцию электронных учебных материалов и  проверочных заданий к ним;

       быстро получать отклики от учащихся и автоматически вести статистику обучения и отчетов об успеваемости.

               Главная же задача – поиск таких способов работы с интерактивным обору-

дованием, которые позволят модернизировать учебный процесс. Хочется   предложить только несколько идей использования интерактивного оборудования:

       применение с его использованием технологических приемов визуализации информации (построение кластеров, ментальных карт, графов, различных таблиц) / на солидарной основе учитель – учащиеся;

       применение в обучении технологических приемов, направленных на формирование мыслительных умений высокого уровня (анализ, синтез, оценка), на превращение информации в знание, которое формируют и моделируют сами учащиеся (ранжирование информации, построение причинных карт, приемы аргументации и построения доказательств);

       использование интерактивных технологических приемов, когда учащиеся работают в парах и малых группах над решением задач, поставленных учителем, представляют результаты своей деятельности, анализируют и оценивают работы друг друга;

       использование приемов интенсификации, например построение структурно-логических схем и опорных конспектов.

         Важно понимать, что независимо от типа интерактивного оборудования доска должна работать в комплекте с компьютером и проектором, иметь оригинальное программное обеспечение на русском языке и руководство пользователя. Доска в образовательном учреждении должна использоваться по назначению со всеми имеющимися функциями и возможностями, а не только как дорогой экран для презентаций.

Начальная школа – это тот период, когда ребёнок встраивается в школьную жизнь, у него формируется некое «образовательное пространство», необходимым элементом которого на данный момент являются и технические средства информатизации вместе с соответствующими информационно-коммуникационными технологиями. Одним из таких средств и

может (должна) стать интерактивная доска.

      Интерактивная доска (ИД) сама по себе устройство, с которым ребёнок вряд ли столкнётся вне школы; таким образом, она ему в любом случае будет интересна как нечто необычное. Следовательно, его внимание будетсосредоточено не столько на учебном материале, предъявляемом с помощью ИД, сколько на самом устройстве, поэтому интерактивная доска

должна быть какое-то время не средством, а объектом изучения.

Работая с интерактивной доской, мы сможем решить несколько задач: дать знания по современным информационным технологиям, способствовать повышению эффективности использования ИД на других уроках (так как дети к ней привыкнут и не будут отвлекаться на само устройство), формировать определённый набор метапредметных умений, универсальных учебных действий (что актуально в свете внедрения новых образовательных стандартов) и элементы информационной культуры у учащихся.

      Самый простой способ использования доски – стилус вместо мыши – естественно, позволяет формировать грамотные повседневные пользовательские навыки работы с компьютером у детей, стоит только учителю привыкнуть делать большинство манипуляций у доски, а не ре-альной мышью у монитора, и проговаривать некоторые действия («правой кнопкой вызываем контекстное меню…»), а при сегодняшней распространённости компьютера, когда почти все дети и так имеют некоторые навыки работы с основными устройствами ввода, для закрепления

базовых навыков будет достаточно минимальной практики. Если же ребёнок уже научен чему-либо неправильно, то такая работа будет способствовать коррекции навыков.

Следующий этап – использование специальных возможностей интерактивной доски, и в первую очередь поставляемого вместе с нею программного обеспечения.

Обратим ещё внимание на её широкие возможности в организации проектной и внеучебной деятельности школьников.

Ведь вполне можно обучать детей созданию презентаций для интерактивной доски. Причём, мне кажется, с учётом возраста учащихся, начинать работать с презентацией именно для ИД предпочтительней, чем с презентацией типа PowerPoint, так как, с одной стороны, в первой презентации имеются все базовые возможности и приёмы, а с другой стороны, их

меньше, чем в презентации типа PowerPoint; таким образом, ребёнок, получая все необходимые навыки работы с текстовыми и графическими (звуковыми, видео, если надо) объектами, гиперссылками, в то же время не перегружается, не «тонет» в дополнительных функциях. Помимо этого, разработка сценария mimio-презентации легче именно ввиду отсутствия ани-

мации: ребёнок видит все объекты слайда и планирует их перестановку,

тогда как в PowerPoint нужно продумывать последовательное возникновение (исчезновение) объектов, что гораздо сложнее. Когда презентация готова, то интерактивная доска обеспечивает «антураж» публичного выступления при её демонстрации: ребёнок находится перед аудиторией, на открытом пространстве, держит в руках стилус, учится не просто говорить перед большим количеством людей, но и согласовывать свои слова и демонстрацию слайдов (причём именно он управляет демонстрацией, а не кто-то другой, как часто бывает с PowerPoint). Напомню, что обучение  приёмам работы с различного рода информацией, в том числе её поиск, отбор, а также умение её публично представить являются одним из требований новых стандартов, поэтому организация работы в этом направлении становится очень актуальной.

      Ещё одной идеей использования электронной доски для организации внеучебной деятельности является возможность программного обеспечения устройства записывать действия, производимые на доске, в видеофайл, в том числе и со звуковым сопровождением. Это открывает широкие возможности для совместной подготовки мероприятий, например познавательно-игровых, праздничных, для осуществления работы типа «старшие –

младшим» и, конечно, расширяет информационно-коммуникационную

компетентность как ученика, так и учителя.

Основные технологические приемы работы  с интерактивными досками

После установки программного обеспечения любой интерактивной доски на компьютер и включения всего комплекса оборудования доска готова к полноценной работе. Вначале, как правило, требуется выполнить калибровку для позиционирования курсора относительно места прикосновения к доске стилуса – электронного пера, поставляемого в комплекте с

интерактивной доской.

      Далее, в зависимости от решаемых задач, можно работать в режиме экрана ПК (режима компьютерной мыши), в режиме экранных надписей или в специализированном программном обеспечении.

      В режиме экрана ПК стилус интерактивной доски работает аналогично компьютерной мыши. С его помощью можно запускать любые программы, установленные на компьютере, работать в любых приложениях.

       Поддерживается двойной щелчок мыши, функция перетаскивания, есть возможность вызвать контекстное меню.

      Режим экрана ПК может быть использован учителем при демонстрации документов и презентаций, выполненных в офисных приложениях, при работе с прикладными программными средствами учебного назначения, при работе с анимацией, для выхода в Интернет.

      Режим экранных надписей используется для нанесения аннотаций поверх любой информации, выведенной на доску.

      Большинство педагогов, практикующих в своей работе применение современных средств информатизации, использует во время занятий с учащимися демонстрационный и дидактический материал, подготовленный в программе Microsoft Office PowerPoint. Зачастую презентации насчитывают несколько десятков слайдов, среди которых есть более или ме-

нее важные по своему содержанию. Используя инструмент Перо, учитель может делать пометки на наиболее важных слайдах для дальнейшей их демонстрации во время подведения итогов занятия. На слайдах могут быть представлены и практические задания для учащихся: задачи, кроссворды и т.д. Удобно использовать экранные аннотации при работе в Интернет, с

цифровыми образовательными ресурсами, видео и т.д.

        Большинство программных продуктов интерактивных досок имеют графический интерфейс, интуитивно понятный пользователю за счет продуманных зрительных образов инструментов. Как правило, непосредственно на пиктограммах инструментов располагаются их названия или появляются всплывающие подсказки при наведении стилуса на инструмент.

        Так что если пользователь имеет практические навыки работы с компьютером, сложностей не возникнет.

            Как было сказано ранее, каждая интерактивная доска имеет свое собственное программное обеспечение с определенным набором инструментов. Тем не менее можно выделить базовые функции, используемые практически всеми разработчиками ПО. К ним относятся следующие наиболее распространенные инструменты

       Выбор (Выделение, Выбрать);

       Перо;

       Умное (или Интеллектуальное) перо;

       Фигуры;

       Сетка;

       Коллекция картинок и шаблонов;

       Текст;

       Экранная клавиатура;

       Фото экрана;

       Лупа (Увеличение, Прожектор);

       Непрозрачный экран (Затемнение, Шторка);

       Таймер (Часы, Секундомер);

       Видеозапись экрана (Запись).

      Для начала работы с программным обеспечением интерактивной доски его необходимо запустить с помощью меню Пуск, панели задач или ярлыка на рабочем столе. Автоматически откроется новый документ, который будет состоять из набора страниц-слайдов, создаваемых

пользователем.

      Как правило, на страницах-слайдах размещают рукописный и печатный текст, фигуры, объекты из галереи изображений, фотографии и их фрагменты.

Рассмотрим их подробнее.

      Инструмент Выбор (Выделение, Выбрать) служит для выделения, перемещения в пространстве интерактивной доски, изменения некоторых свойств объектов. Этот инструмент позволяет реализовать наиболее популярный прием работы на интерактивной доске – метод перемещения объектов. Данный прием используется для распределения объектов по какому-

либо признаку на группы, составления единого целого из фрагментов (сборка пазла), для заполнения таблиц, карт и т.д.

      Инструмент Перо позволяет пользователю наносить любые аннотации на страницы при работе с оригинальным программным обеспечением и в режиме экранных надписей. Этим инструментом могут быть созданы линии, стрелки, рисунки, чертежи, рукописные текстовые объекты. Инструменту Перо можно задавать разный стиль за счет изменения цвета и

толщины линии, причем сделать это можно как до, так и после создания надписи.

Коллекция картинок и шаблонов служит дополнительным иллюстративным материалом при разработке демонстрационных и дидактических материалов к уроку. Например, программа StarBoard Software располагает обширной коллекцией, насчитывающей более 1250 шаблонов и 3600 картинок по различным темам, количество которых может быть самостоятельно увеличено пользователем. Так как все изображения коллекции являются объектами векторной графики, они обладают очень высоким качеством и при наличии определенных навыков у пользователя могут быть преобразованы и обработаны в программе векторной графики CorelDRAW.

Недостатком же коллекции является наличие на многих иллюстрациях надписей на иностранном языке.

      Шаблоны являются фоном страницы и не могут быть перемещены или изменены в размерах. На одной странице можно разместить только один шаблон. Поверх шаблона можно наносить любые аннотации и объекты. Картинки являются самостоятельными объектами и могут быть преобразованы, перемещены. На одной странице можно помещать любое разумное количество картинок.

  Инструмент Текст предназначен для ввода текста с помощью обычной или экранной клавиатуры.

      Инструмент Экранная клавиатура предназначен для ввода печатного текста с помощью стилуса и является аналогом компьютерной клавиатуры. При работе с большинством досок обратиться к экранной клавиатуре можно и в режиме Экрана ПК. Это позволяет учителю, на-

пример, работать с таблицами и текстом в программах Microsoft Office  или в Интернете.

Инструмент Фото экрана позволяет разместить на странице документа снимки экрана из любых источников. Ими могут являться какие-либо компьютерные программы, прикладные программные средства учебного назначения, Интернет, слайды или страницы документа. Инструмент Фото экрана работает в любом режиме интерактивной доски. Имеет три

или четыре режима работы (в зависимости от программного обеспечения): съемка всего экрана, съемка указанного окна, съемка выделенной области прямоугольной формы, съемка выделенной области произвольной формы.

      Инструмент Лупа (Увеличение, Прожектор) предназначен для привлечения внимания к указанному пользователем фрагменту страницы.

За счет возможности изменять кратность увеличения педагог может сделать акцент на той или иной части изображения и более детально его рассмотреть.

  Инструмент Непрозрачный экран (Затемнение, Шторка) предназначен для поэтапного открытия материала, расположенного на странице, или для скрытия какой-либо его части. По умолчанию непрозрачный экран представляет собой лист серого цвета, расположенный поверх изображения. В некоторых программах можно изменить вид шторки или использовать для этой цели другой цвет заливки или любое изображение, хранящееся на компьютере. Эта возможность позволяет творческому педагогу подобрать тематическое изображение к любому уроку, что положительно сказывается на эмоциональном фоне занятия.

Таймер (Часы, Секундомер) может быть использован на уроках при изучении часов, проверке техники чтения в начальных классах, выполнении заданий на время, при подготовке к публичным выступлениям и в других случаях. Инструмент может работать в режиме прямого и обратного  отсчета времени.

      Инструмент Видеозапись экрана (Запись) позволяет пользователю записать все действия, происходящие на экране. Функция может использоваться для записи и дальнейшего анализа урока, для подготовки электронной инструкции по работе с каким-либо компьютерным приложением или прикладным программным средством учебного назначения, для подготовки к

участию в конкурсах, для дистанционного обучения и в других случаях.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА  КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

                                          УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В настоящее время независимо от нашего желания, сознания и воли в жизнь активно внедряются новые информационные технологии, которые превратились в инструмент, используемый во всех отраслях современного  производства, в быту и общественной жизни. Умение работать с компьютером сегодня находится в одном ряду с такими качествами, как умение читать и писать.

Виртуальный  мир для учащихся становится привычной средой обитания, в которой они

чувствуют себя комфортно и уверенно, а у педагогов появляется возможность, используя информационно-коммуникационные технологии, представляющие комплекс прогрессивных и эффективных педагогических приемов, реализовать самые смелые, неожиданные идеи и самые уникальные проекты.

Начиная работать с новым оборудованием  и интерактивными учебными пособиями, мы понимали, что в современной российской школе все большая роль отводится методам

активного познания, самообразованию, дистанционным образовательным программам, предполагающим использование принципиального новшества, вносимого компьютерными технологиями в образовательный процесс -интерактивности, позволяющей развивать активно-деятельностные формы обучения. Но при этом у нас появилось несколько важных, на наш взгляд,вопросов:

       Как достичь того, чтобы урок, на котором применяются новые технологии, был познавательным, учитывал интересы учащихся, оставлял некоторую недосказанность и побуждал к творчеству, чтобы, закончив урок со звонком, ребятам хотелось прийти еще и вновь, с интересом и увлечением раскрывать новые тайны изучаемого предмета?

       Какие формы деятельности, активизирующие образовательный процесс, целесообразно применять на уроке?

       Существенно ли изменится интерес учащихся к предметам естественно-научного цикла (в частности к географии), эффективность их самостоятельной работы и в целом эффективность учебного процесса, если использовать на уроках технические средства обучения и интерактивные технологии?

      Обратившись к данным современной психологии, мы выяснили, что вербально усваивается только 15% информации, зрительно – 25%, а если использовать оба канала восприятия, то эффект усвоения увеличивается до 65%. Таким образом, именно яркий, выразительный, динамичный, вызывающий интерес наглядный материал помогает включить ученика в актив-

ную работу и обеспечить наиболее полное восприятие целостного образа изучаемой ребёнком информации. Использование интерактивной доски как раз и предоставляет нам такие возможности. То, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами, надолго остаётся у него в памяти. В отличие от традиционных

методов демонстрации наглядности, интерактивная доска позволяет увидеть действие. Учащиеся мысленно могут совершить это действие вместе с объектом, «прожить» его, «прочувствовать», что способствует более качественному усвоению знаний, помогает разнообразить работу на уроке, применяя научную организацию труда, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Объединение текстовой, графической, аудио-видеоинформации при помощи интерактивной доски, а также использование анимации способствует повышению качества преподносимой на уроке информации. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале, тем самым повышается познавательная активность и мотивация к обучению, а это является залогом успешного урока.

           Согласно мнению родителей и наблюдению учителей, у учащихся сократилось время на выполнение домашнего задания. Это объясняется тем, что ребенок лучше усваивает материал на уроке. Внимание повышается естественным образом, детям интересно, снимается стрессовая ситуация и эмоциональное напряжение. В связи с тем, что на уроке выполняется больший

объём работы, чем раньше, для отработки материала дома тратится гораздо

меньше времени. А это немаловажный фактор в оздоровлении детей.

  Использование интерактивной доски в сочетании с аудиосредствами позволяет реализовывать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.

      Можно выделить следующие основные преимущества работы с интерактивными досками:

      - усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с различными ресурсами;

      - предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе;

      - делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов;

      - развивает мотивацию.

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ ЗАНЯТИЙ     С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ

         

      Интерактивная доска в образовательном процессе используется чаще всего как средство фронтальной работы с учащимися и предполагает тщательную подготовку к любому уроку или его фрагменту.

      Попробуем сформулировать алгоритм разработки и проведения уроков с использованием интерактивной доски:

 Определение темы, цели и типа занятия с учетом межпредметных связей

       Выбор формы проведения урока (формы могут быть самыми разными: семинары, конференции, мастер-классы, деловые игры, викторины, разминки и т. д.)

       Составление структуры урока, определение этапов, на которых  планируется использовать инструментарий интерактивной доски

       Анализ целесообразности использования интерактивного оборудования на конкретном уроке в сравнении с традиционными средствами обучения

       Подбор и разработка интерактивного дидактического материала

       Подбор и разработка раздаточных материалов (если требуется)

       Составление подробного поминутного плана урока

       Подготовка учащихся к восприятию урока с использованием интерактивного оборудования

       Апробация урока

       Анализ и обсуждение урока.

      При создании и демонстрации презентаций (флип-чартов), выполненных с помощью программного обеспечения интерактивной доски и предназначенных для работы с учащимися, должны учитываться их возрастные и индивидуальные особенности восприятия информации.

      Рекомендации по оформлению слайдов, предназначенных для работы на интерактивной доске:

       фон слайдов не должен быть слишком ярким;

       изображения в слайдах должны быть высокого качества, не допускается использование нечетких или размытых иллюстраций;

       изображения должны быть достаточно крупными, позволяющими четко их видеть с любого места;

       на каждом слайде может быть размещено не более 7–9 объектов (под объектами понимаются рисунки и текстовые фрагменты);

       для успешного усвоения содержания слайда изображение не должно быть перегруженным малосущественными деталями, загромождающими картину и отвлекающими внимание детей от главного;

       объекты иллюстраций должны изображаться в их естественных положениях;

       должны соблюдаться масштабные соотношения частей иллюстрации;

       необходимо учитывать соразмерность объектов относительно друг друга при одновременном размещении на слайде (например, лошадь больше овцы);

       надписи на слайдах должны давать понятие о том, что изображено в кадре, не раскрывая его содержания в подробностях (например, название  иллюстрации);

  смена слайдов должна осуществляться с помощью стилуса или   управляющих кнопок;

      общее количество слайдов, демонстрируемых на занятии, должно соответствовать возрастным особенностям учащихся (например, для учащихся начальных классов количество слайдов не должно превышать 8–12).

      При демонстрации слайдов очень важно выполнять следующие  правила:

       следить, чтобы разработка была хорошо видна всем учащимся;

       сопровождать иллюстративный материал пояснениями учителя,  поскольку синхронность устного изложения и демонстрации содействуют прочному закреплению материала в памяти детей;

       стремиться вовлечь в процесс восприятия, возможно, все органы чувств: зрение, слух, осязание.

            Являясь одним из методов развивающего обучения, проектная деятельность позволяет существенно повысить качество образовательного процесса за счет развития творческих способностей, логического мышления учащихся. В ходе проектной деятельности учащиеся в соответствии с поставленной задачей занимаются сбором и обработкой информации,

представленной в различном виде, проводят эксперименты, анализируют

полученные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий по системе В. Ф. Базарного на уроках в начальной школе

Внедрение здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного в учебно-воспитательный процесс....

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающей технологии по методу В.Ф. Базарного на уроках в начальной школе"

Данный мастер-класс был проведен для слушателей педагогических работников общеобразовательных учреждений Белгородской области....

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе.

Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога....

«Использование элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного при проведении уроков в начальной школе»

В докладе описываются элементы здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного, которые можно применятьна уроках в начальной школе, а также приведены паримеры игр, способствующих укреплению и сохранени...

Статья на тему:"Использование технологии «Развитие критического мышления» для формирования УУД на уроках в начальной школе."

    Я постаралась в своей статье поделиться своим опытом в работе по формированию УУД, используя технологию РКМПЧ. Данная технология способствует реализации компетентностного подхода...

Мастер-класс по теме: "Использование эффективных форм и приемов работы с учебником на уроках в начальной школе."

Мастер-класс по теме: "Использование эффективных форм и приемов работы с учебником на уроках в начальной школе."...

Мастер-класс «Использование активных методов и приемов обучения на различных этапах урока в начальной школе».

Цель  мастер-класса: научить применять  активные методы и приемы обучения на различных этапах урока в начальной школе....