Рабочая программа по окружающему миру
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа к УМК "Начальная инновационная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir.docx | 68.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- программы формирования универсальных учебных действий;
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Кошурниковской СОШ № 8;
- авторской программы В. А. Самковой «Окружающий мир». Система «Начальная инновационная школа» С. А. Болотовой - Москва: ООО «Русское слово», 2013г
Цели и задачи преподавания учебного курса:
Цель изучения предмета «Окружающий мир» — приобщение младших школьников к культурному опыту человечества, отражающему различные стороны взаимодействия человека с его социальным и природным окружением.
Задачами реализации содержания курса являются:
— формирование уважительного отношения к семье, школе, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
— осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
— формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
— формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Программа курса предусматривает проведение практических работ и опытов, экскурсий, а также участие младших школьников в уходе за растениями и животными в своем ближайшем окружении.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Курс имеет линейно-концентрическое построение содержания.
Последовательность изложения нового материала базируется на принципе открывающейся перспективы. Младшие школьники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, побуждает строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность постоянного движения к новым знаниям.
Изучение курса предусматривает обращение младших школьников за помощью в познании мира к различным источникам информации — словарям, справочникам, энциклопедиям, Интернету и др.
Школьники усваивают элементарные навыки работы с информацией: поиск, оценка, представление информации и ее практическое применение.
В программе 1 класса представлены основные содержательные линии, определенные стандартом начального образования, которые в дальнейшем последовательно развиваются в программах 2,3 и 4 классов.
Системообразующая идея программы 2 класса — «Разнообразие». В содержании раскрывается разнообразие природного мира, многообразие растений и животных.
Основное содержание программы 3 класса может быть охарактеризовано как «Взаимосвязь». Раскрываются основные связи, существующие между живой и неживой природой, между растениями и животными в различных природных экосистемах.
Содержание программы 4 класса построено в логике понятия «Развитие». Углубляются и расширяются знания младших школьников о развитии человека, о зависимости здоровья от образа жизни и окружающей среды.
Программа курса не предусматривает проведение практических работ и опытов, экскурсий. В целях практической направленности предмета мы решили проводить ряд практических работ, экскурсий, моделирования, демонстрационных опытов.
Предлагаемый курс имеет ряд особенностей. Прежде всего его отличает аксиологический подход к отбору содержания, ориентирующий педагога на формирование у младших школьников системы потребностей, ценностей, установок. В содержание предмета включены как объективные знания о природе и обществе, так и те знания, которые несут в своей основе нормативно-ценностную нагрузку. Последовательность изложения нового материала базируется на принципе открывающейся перспективы — младшие школьники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждает строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность постоянного движения к новым знаниям. Школьники усваивают элементарные навыки работы с информацией: поиск, оценка, преобразование, представление информации и ее практическое применение.
Из резервных часов в виду сложности изучаемого материала и особенностей класса на изучение темы «Мы живем в пространстве и во времени» взят 1 ч, «Человек и его здоровье» - 4 ч, «Страницы истории Отечества» - 4 ч, обобщение и систематизация знаний – 1ч.
Практические работы № 1, № 3, № 4, № 5 оцениваются.
Практическая работа № 2 не оценивается, так как носит ознакомительный характер.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Содержание курса в соответствии с учебным планом Кошурниковской СОШ № 8 разработано на 270 часов, из них: в 1 классе – 66 часов (33 учебные недели), во 2 -4 классе - 68часов.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
-Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
-Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
-Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
-Человечество как многообразие народов, культур, религий.
-Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине.
-Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности.
-Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
-Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
-Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, к самому себе и окружающим людям.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Результаты освоения программы курса «Окружающий мир» проявляются на личностном, метапредметном и предметном уровнях.
Личностные результаты представляют собой систему ценностных отношений младших школьников к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам:
- устойчивый интерес к изучению объектов и явлений социоприродного окружения;
- повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей младших школьников;
- осознание младшими школьниками необходимости соблюдения этических норм и правил, составляющих основу самовоспитания;
- уважительное отношение к семье, школе, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Метапредметные результаты представляют собой овладение способами самоорганизации учебной деятельности и включают в себя умения:
- ставить цели и планировать личную учебную деятельность;
- оценивать собственный вклад в деятельность группы;
- проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- владеть элементами исследовательской деятельности: формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составлять его план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы, формулировать выводы по результатам исследования;
- работать с информацией в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией: поиск и систематизация информации;
- понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии;
- участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты
Раздел «Человек и природа»
Выпускник научится:
-описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
-проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
-использовать естественно- научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
-использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
-обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
-определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
-понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья
Выпускник получит возможность научиться:
-использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
-пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
-выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
Раздел «Человек и общество»
Выпускник научится:
-узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
-различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
-используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты
-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
Выпускник получит возможность научиться:
-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний,
-осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила,
в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Учебно –тематическое план
№ | тема | Количество часов | Проверочные работы | Комплексные работы | Практические работы | Моделирование | Экскурсии |
1 | "Мы живем в пространстве и во времени" | 7 | 1 | 1 | 1 | ||
2 | "По страницам истории нашей планеты" | 7 | 1 | 1 | |||
3 | «Человек и его здоровье" | 27 | 1 | 3 | |||
4 | Страницы истории Отечества | 26 | 1 | 1 | |||
Обобщение и систематизация знаний. | 1 | ||||||
Итого: | 68 | 4 | 1 | 4 | 1 | 1 |
График практических работ
№ | Практическая работа | Необходимое оборудование и инвентарь | Дата (план.) | Дата(факт.) |
1 | Практическая работа №1 «Отправляю письмо другу». | Почтовые конверты 20 шт. | 02.09 | |
2 | Практическая работа № 2 Моделирование «Как образуются горы» | Рулон бумажного полотенца, пульверизатор – 10 шт. | 26.09 | |
3 | Практическая работа № 3 «Измеряю рост и вес». | Ростомер – 3 шт., весы 3 шт. (оборудование медицинского кабинета) | 28.10 | |
4 | Практическая работа № 4 «Измеряю пульс, артериальное давление». | Элект. тонометр – 4 шт. (оборудование медицинского кабинета) | 19.12 | |
5 | Практическая работа № 5 «Измеряем температуру тела» | Медицинский термометр – 10 шт. (оборудование медицинского кабинета) | 23.01 |
График контроля знаний учащихся
№ | Тема | Форма контроля | Дата проведения | Дата фактическая |
1 | Проверочная работа по теме "По страницам истории нашей планеты" | Тестовая работа | 17.10 | |
2 | Что мы знаем о человеке? Урок- викторина. | Урок - викторина | 03.02 | |
3 | Комплексная работа с научно – популярным текстом. | Работа с текстом | 20.02 | |
4 | Промежуточная аттестация. | Контрольная работа | 12.05 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Виды деятельности | Дата (план.) | Дата (факт.) | |
"Мы живем в пространстве и во времени" 7 ч | |||||
1 | Расположение в пространстве. Практическая работа №1 «Отправляю письмо другу». | 1 | Объясняет значение понятия «пространство» на доступном для данного возраста уровне; описывает местоположение различных объектов, в пространстве; приводить примеры ситуаций, когда требуется точное указание расположения объекта (в частности, адрес проживания); выполняет практическое задание по заполнению адресов (адресата и отправителя) на почтовом конверте. | 02.09 | |
2 | Бесконечная река времени. | 1 | Объясняет значение понятия «время» на доступном для данного возраста уровне, приводит примеры; объясняет ассоциации времени с рекой, потоком, стрелой; называет единицы измерения времени; приводить примеры взаимосвязи понятий «пространство» и «время». | 05.09 | |
3 | Экскурсия в поселковый музей имени А. М. Кошурникова. | 1 | Наблюдает, сравнивает, анализирует, делает несложные выводы, как изменился наш поселок с течением времени. | 09.09 | |
4 | Что такое история. | 1 | Объясняет 2—3 значения понятия «история»; объясняет, что такое летоисчисление; обсуждает полученные сведения о прошлом нашего государства и своей семьи; работает с картой (показывает места исторических событий), отмечает на «ленте времени» события из истории своей семьи. | 12.09 | |
5 | Путешествие в прошлое. | 1 | Пересказывает своими словами текст учебника о методах изучения прошлого; называет виды исторических источников, приводить соответствующие примеры. | 16.09 | |
6 | Памятники истории. Всемирное культурное наследие. | 1 | Объясняет, какие объекты являются (или могут стать) памятниками истории и культуры; приводить доказательства важности сохранения памяти об исторических и культурных событиях; объясняет необходимость изучения традиций, особенностей быта, труда людей в разные исторические времена. | 19.09 | |
7 | Памятные места нашего края. | 1 | Называет и описывает памятные места своего поселка, края; использует дополнительные источники информации с целью подготовки устных и/или письменных сообщений о памятных местах своего поселка, края. | 23.09 | |
"По страницам истории нашей планеты" 7 ч | |||||
1(8) | Как изменяется наша планета. Практическая работа № 2 Моделирование «Как образуются горы» | 1 | Называет единый древний континент (Пангея); приводит доказательства того, что наша планета продолжает изменяться; моделирует процесс образования складчатых гор; высказывает предположение, как будут выглядеть материки в далеком будущем. | 26.09 | |
2(9) | Планета «оживает»: развитие жизни на Земле. | 1 | Кратко пересказывает основные предположения о происхождении жизни на планете; дополняет рассказ сведениями из различных источников информации; кратко характеризует основные этапы развития жизни на Земле с опорой на схему в учебнике; приводить примеры ископаемых животных. | 30.09 | |
3(10) | Как ученые узнают о прошлом Земли. | 1 | Объяснять, что изучает наука палеонтология; с опорой на иллюстрации учебника рассказывает, как ученые восстанавливают облик древних ископаемых животных. | 03.10 | |
4(11) | Знакомимся с доисторическими животными. | 1 | Находит в дополнительных источниках информации сведения для выполнения учебных заданий; проводить виртуальную (с использованием компьютерной презентации) экскурсию для одноклассников «В палеонтологическом музее». | 07.10 | |
5(12) | Самая большая загадка: появление человека на Земле. | 1 | Кратко характеризует три основные группы версий (вариантов объяснения) происхождения человека; объясняет, почему в настоящее время знания о происхождении человека существуют в виде гипотез. | 10.10 | |
6(13) | Почему люди на Земле такие разные? | 1 | Высказывает мнение о происхождении рас; приводит примеры, иллюстрирующие приспособительный характер цвета кожи, волос, формы глаз и т.п. к воздействию низких или высоких температур, количеству солнечного света и др.; делает обоснованный вывод о том, что все люди на планете образуют единую общность — человечество. | 14.10 | |
7(14) | Человек прошлого – будущего. Проверочная работа по теме "По страницам истории нашей планеты" | 1 | Рассуждает о том, как будет выглядеть человек будущего, сравнивает облики, умственные, физические возможности человека прошлого, будущего; делает рисунки, готовит устные сообщения. Контроль знаний по теме «По страницам истории нашей планеты». | 17.10 | |
«Человек и его здоровье"– 27ч. | |||||
1 (15) | Человек — живой организм. | 1 | Характеризует основные функции систем органов человеческого тела; высказывает собственные суждения в дискуссии о необходимости соблюдения правил здорового образа жизни; находить в учебнике и дополнительных источниках информации необходимые сведения об особенностях строения и жизнедеятельности организма человек; готовит доклад или сообщение о строении тела человека или о свойствах и качествах человека. | 21.10 | |
2 (16) | Общий план строения человека. Органы чувств. | 1 | Используя схему, описывает общий план строения тела человека; основные системы внутренних органов; кратко характеризует их функции; дает определения понятий «орган», «система органов»; измеряет рост и вес. | 24.10 | |
3 (17) | Общий план строения человека. Системы органов. Практическая работа № 3 «Измеряю рост и вес». | 1 | 28.10 | ||
4 (18) | Кожа — «защитный скафандр» нашего организма | 1 | Объясняет, в чем заключаются основные функции кожи; используя схему в учебнике и рабочей тетради, описывает строение кожи; объясняет, почему кожа, покрывающая различные части тела, имеет свои особенности; высказывает обоснованное предположение о значении волос, ногтей; называет и обосновывает правила ухода за кожей. | 07.11 | |
5 (19) | Кожа и уход за ней. | 11.11 | |||
6 (20) | Опорно - двигательный аппарат: скелет головы, туловища. | 1 | Описывает строение опорно - двигательного аппарата человека; объясняет, почему рука человека представляет собой рычаг; знает и выполняет основные упражнения, направленные на укрепление опорно - двигательного аппарата. | 14.11 | |
7 (21) | Опорно - двигательный аппарат: скелет верхних и нижних конечностей. | 1 | 18.11 | ||
8(22) | Опорно-двигательный аппарат: Мышцы. | 1 | Описывает роль различных групп мышц; объясняет, что такое мимические мышцы и каково их значение; знает основные упражнения, направленные на укрепление и развитие мышц. Объясняет, что такое осанка. Показывает и комментирует упражнения, направленные на исправление и улучшение осанки. | 21.11 | |
9(23) | Опорно – двигательный аппарат. Правильная осанка. | 1 | 25.11 | ||
10 (24) | Зачем мы питаемся? | 1 | Объясняет, зачем человеку необходимо питаться; высказывает обоснованную точку зрения о том, какое питание можно считать правильным. Называет необходимые организму вещества, которые поступают с пищей. Характеризует роль воды в организме человека. Составлять примерный рацион на день; называет и обосновывает правила поведения во время еды. | 28.11 | |
11 (25) | Прием пищи – важный процесс. | 1 | 02.12 | ||
12 (26) | Групповой проект «Составляем рацион питания спортсмена, ученого, маленького ребенка». | 1 | Находит в дополнительных источниках информации сведения для выполнения учебных заданий; высказывает собственную точку зрения, ее аргументирует; работает в группах; делает устное и/или письменное сообщение. | 05.12 | |
13 (27) | Пищеварительная система человека. | 1 | Объясняет, какую функцию выполняет пищеварительная система человека используя схемы учебника и рабочей тетради, называет и описывает функции различных отделов пищеварительной системы. Соблюдает гигиену полости рта, правильно ухаживает за зубами. | 09.12 | |
14 (28) | Пищеварительная система человека. Правила гигиены. | 1 | 12.12 | ||
15 (29) | Кровеносная система. | 1 | Используя схему, описывает строение и функции кровеносной системы. Объясняет значение свертываемости крови. Измеряет частоту пульса, количество ударов сердца в минуту, артериальное давление (с помощью электронного тонометра). Выявляет зависимость частоты пульса и количества ударов сердца в минуту от уровня физической нагрузки. Объясняет, почему физическая нагрузка должна быть нормированной и соответствовать возрасту и физическому состоянию человека. | 16.12 | |
16 (30) | Кровеносная система. Практическая работа № 4 «Измеряю пульс, артериальное давление». | 1 | 19.12 | ||
17 (31) | Дыхательная система. | 1 | Используя схему, описывает строение и функции дыхательной системы. Объясняет на элементарном уровне, что такое газообмен и где он происходит. Рассуждает о том, чем опасно для здоровья человека курение. Объясняет, что такое «искусственное дыхание», когда оно применяется. | 23.12 | |
18 (32) | Дыхательная система. | 1 | 26.12 | ||
19 (33) | Нервная система. | 1 | Используя схему в учебнике, называет основные отделы нервной системы человека, кратко характеризует выполняемые ими функции. Комментирует схему «Обработка информации различными отдела- ми головного мозга». Объясняет, каково значение сна; правильного чередования работы и отдыха. | 30.12 | |
20 (34) | Нервная система. | 1 | 09.01 | ||
21 (35) | Органы чувств: Зрение, слух. Гигиена зрения. | 1 | Объясняет, какова роль органов зрения в восприятии окружающего мира. Используя схему, описывает строение глаза; объясняет, почему необходимо соблюдать гигиену зрения, называет и обосновывает правила гигиены зрения. | 13.01 | |
22 (36) | Органы чувств: обоняние и вкус. | 1 | Объясняет, какова роль обоняния и вкуса в восприятии окружающего мира. Используя схему, описывает строение органов обоняния и вкуса. | 16.01 | |
23 (37) | Органы чувств: осязание (кожное чувство). | 1 | Объясняет роль осязания в восприятии окружающего мира. Рассуждает, каким образом осязание помогает читать и писать людям с ограниченностями зрения. | 20.01 | |
24 (38) | Температура тела. Простудные заболевания и их профилактика. Практическая работа № 5 «Измеряем температуру тела» | 1 | Называет правила гигиены, которые необходимо соблюдать, чтобы избежать распространения ОРЗ, гриппа и других простудных инфекций, передающихся воздушно-капельным путем, рассказывает о приемах профилактики простудных заболеваний. Рассказывает о правилах пользования медицинским термометром. Измеряет температуру тела. | 23.01 | |
25 (39) | Как оказать помощь при легких травмах. | 1 | В игровой ситуации моделирует приемы оказания первой помощи при легких травмах. Объясняет, как правильно прикладывать холодный компресс при ушибах. Обосновывает последовательность действий при обработке легких порезов, ссадин, царапин. Рассуждает, каким образом следует поступать при легких ожогах, обморожении (переохлаждении), тепловых ударах. Объясняет, почему о каждом из этих случаев необходимо сообщать взрослым. | 27.01 | |
26 (40) | Урок – дискуссия. «Вопрос – ответ». | 1 | Задает вопросы, участвует в обсуждении, доказывает собственную точку зрения в беседе с медицинским работником. | 30.01 | |
27 (41) | Что мы знаем о человеке? Урок- викторина. | 1 | Показывает уровень знаний и умений, соответствующий требованиям к планируемым результатам усвоения данной темы. | 03.02 | |
Страницы истории Отечества 26ч | |||||
1 (42) | Наши предки — восточные славяне. | 1 | Извлекает из учебника и дополнительных источников знаний необходимую информацию об образе жизни и различных событиях в жизни восточных славян; обсуждает полученные сведения. Комментирует портреты, жанровые картины российских художников, изображающие быт, эпизоды труда, традиций восточных славян. | 06.02 | |
2 (43) | Русь при первых князьях. | 1 | Извлекает из учебника и дополнительных источников необходимую информацию о том, какой была Русь при первых князьях; пересказывает основные события из жизни исторических деятелей изучаемого периода: князья Владимир, Олег, Ярослав Мудрый. | 10.02 | |
3 (44) | Нашествие монголов. | 1 | Накапливает представления о событиях, происходивших в период, предшествовавший нашествию монголо-татар; пересказывать текст учебника о жизни русского народа в период монголо-татарского ига. Высказывает предположение, почему именно в этот период Батыю удалось завоевать Русь. | 13.02 | |
4 (45) | Куликовская битва. | 1 | Описывает с опорой на текст учебника и дополнительную информацию Московское княжество при Дмитрии Донском. Рассказывает об исторических личностях данного периода. Описывает поединок Пересвета с Челубеем, используя репродукцию картины художника М.И.Авилова. Объясняет значение выражения «Мамаево побоище». | 17.02 | |
5 (46) | Комплексная работа с научно – популярным текстом. | 1 | Работает по содержанию текста, находит необходимую информацию, формулирует письменные ответы. | 20.02 | |
6 (47) | Объединение русских земель Вокруг Москвы. | 1 | Называет причины, позволившие именно Москве взять на себя роль «собирания русских земель». Пересказывает текст учебника о роли князя Ивана Калиты, Ивана Третьего и Василия Третьего в процессе объединения. Описывает происходившие в этот период . | 27.02 | |
7 (48) | Россия при Иване Грозном. | 1 | Описывает основные события в жизни государства в период правления Ивана IV. Находит в тексте описание его характера; объясняет, за что в народе он был прозван Грозным. | 03.03 | |
8 (49) | Смутное время. | 1 | Пересказывает текст учебника, указывая правильную последовательность исторических событий в период правления Бориса Годунова. Описывает исторические события, связанные с именами К. Минина и Дм. Пожарского. Использует дополнительные источники информации для подготовки устного или письменного сообщения об истории Дня народного единства (4 ноября). | 06.03 | |
9 (50) | Царь Петр — первый император России. | 1 | Пересказывает своими словами текст учебника и обсуждает описанные в нем факты и события, связанные с эпохой Петра I. Объясняет значение понятий «империя», «император». Объясняет, почему Петр решил построить новую столицу. Объяснять, почему Петр назвал Санкт-Петербург «окном в Европу» | 10.03 | |
10 (51) | Россия при Екатерине Второй. | 1 | Называет наиболее важные события и факты эпохи правления императрицы Екатерины Второй. Высказывает предположение, почему именно в это период вспыхнуло народное восстание, возглавленное Емельяном Пугачевым. | 13.03 | |
11 (52) | Великие полководцы России. | 1 | Пересказывает текст, комментирует наиболее важные и интересные факты биографии военачальников. Используя дополнительные источники информации, готовит устные и/или письменные сообщения о биографии одного из военачальников. | 17.03 | |
12 (53) | Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 | Пересказывает биографию М.В. Ломоносова, приводит примеры, подтверждающие широту его эрудиции, научных интересов, сделанных им открытий. Осуществляет поиск и фиксирует необходимую для выполнения учебных заданий информацию. | 20.04 | |
13 (54) | Групповой проект. М. В. Ломоносов – гений наук. | 1 | Осуществляет поиск и фиксирует необходимую для выполнения учебных заданий информацию. Готовит устные и/или письменные сообщения; работает в группах. | 24.03 | |
14 (55) | Отечественная война 1812 г. | 1 | Рассказывает о том, с кем воевала Россия в войне 1812 г. Объясняет, почему эта война была названа Отечественной. Приводит примеры отражения темы войны 1812 г. в литературе и изобразительном искусстве. Осуществляет поиск и фиксирует необходимую для выполнения учебных заданий информацию. | 03.04 | |
15 (56) | Россия на рубеже XIX (19) — XX (20) вв. | 1 | Рассказывает о важнейших событиях в истории Отечества во второй половине XIX в. Объясняет термины: воинская повинность, судебная реформа и реформа образования. Осуществляет поиск и фиксирует необходимую для выполнения учебных заданий информацию. | 07.04 | |
16 (57) | Россия в начале XX (20) в. | 1 | Объясняет термин: гражданская война. Рассказывает о ситуации в стране перед началом Первой мировой войны; об отречении Николая второго от престола; об Октябрьской революции. | 10.04 | |
17 (58) | Страна Советов. | 1 | Используя текст и иллюстрации учебника, составляет связный рассказ о наиболее важных событиях в истории СССР. Извлекает из учебника и дополнительных источников необходимую информацию, объясняет, что такое «колхоз», кого называли «врагами народа», кто такой И. Сталин. Работает в группах. | 14.04 | |
18 (59) | Великая Отечественная война. Брестская крепость. Ленинград в кольце блокады. | 1 | Используя текст учебника, иллюстрации, рабочую тетрадь, рассказывает о нападении немецко-фашистских захватчиков на нашу страну. Объясняет, что такое «военная блокада». Составляет устное или письменное сообщение о жизни в блокадном городе. | 17.04 | |
19 (60) | Три величайшие битвы: Битва под Москвой, Сталинградское сражение, битва на Курской дуге. | 1 | Рассказывает о трех величайших сражениях ВОВ. Используя текст учебника и дополнительные источники информации, рассказывает о самоотверженности и героизме участников сражений. | 21.04 | |
20 (61) | «Всё для фронта, всё для победы!» Победа над немецко – фашистскими захватчиками. | 1 | Используя текст учебника и рабочей тетради, дополнительные источники информации, рассказывать о труде мирных жителей в тылу. Пересказывает текст учебника о завершении ВОВ. Использует дополнительные источники, домашний архив, рассказы старших. | 24.04 | |
21 (62) | СССР после войны. | 1 | Приводит примеры достижений нашей страны в различных областях. Использует дополнительные источники, домашний архив, рассказы старших членов семьи и знакомых для подготовки устного и/или письменного сообщения о жизни людей в этот период. | 28.04 | |
22 (63) | Индивидуальный проект. Бессмертный полк. | 1 | Использует дополнительные источники, домашний архив, рассказы старших членов семьи и знакомых для подготовки устного и/или письменного сообщения о своих прадедах, воевавших во время ВОВ. | 05.05 | |
23 (64) | Промежуточная аттестация. | 1 | Контроль знаний и способов действий по изученному материалу | 12.05 | |
24 (65) | Работа над ошибками. Современная Россия. | 1 | Описывает основные события в истории нашей страны после распада СССР. Обменивается интересными фактами из жизни современной России, полученными из средств массовой информации. Объясняет значение слова «демократия». Знает и называет имя первого президента России. | 15.05 | |
25 (66) | Наше государство. | 1 | Показывает территорию РФ на глобусе и карте, ее государственные границы. Объяснят символику цветов Государственного флага РФ; символический смысл изображений Государственного герба РФ. | 19.05 | |
26 (67) | Урок – диспут. Мир моему Отечеству. | 1 | Обменивается интересными фактами из жизни современной России, полученными из средств массовой информации. Дискутирует об отношениях братских народов. | 22.05 | |
(68) | Обобщение и систематизация знаний. | 1 | Показывает уровень знаний и умений, соответствующий требованиям к планируемым результатам усвоения учебного материала. | 26.05 |
Описание материально-технического и методического обеспечения образовательного процесса
Для реализации программного содержания используется УМК по образовательной системе «Начальная инновационная школа»:
1.Самкова В. А. Программа курса «Окружающий мир. 1- 4 класс » -М.: ООО «Русское слово», 2013.
2 Самкова В.А., Романова Н.И. Учебник «Окружающий мир. 4 класс»- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013.
3. Самкова В.А., Романова Н.И., Назаренко Д.Д. Рабочая тетрадь к учебнику Самковой В.А., Романовой Н.И. «Окружающий мир» 4 класс. - М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015.
Технические средства обучения
1.Классная магнитная доска.
2. Ноутбук учителя.
3. Мультимедийный проектор
4. Экран
Печатные пособия, натуральные объекты, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование прилагается (Приложение № 1)
Промежуточная аттестация
Дата проведения (план) – 12.05.2017г
Место проведения – МБОУ Кошурниковская СОШ № 8, кабинет № 21
Форма проведения – стандартизированная тестовая работа (задания базового и повышенного уровней)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по окружающемумиру 1 класс УМК Гармония
Рабочая программа по окружающемумиру 1 класс УМК Гармония...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...