Рабочая программа внеурочной деятельности "Зелёный дом", 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Данная рабочая прорамма предназначена для работы в 4 классах по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zelyonyy_dom_4_klass.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
г. Альметьевска Республики Татарстан
«Рассмотрено» На заседании МО ________Г.М. Быстренина протокол № 1 от «26» августа 2020 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР ______________Е.К. Хазиева «27» августа 2020 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ №4» ________________И.И. Яруллин приказ № 110 от «28» августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности социального направления
«Зелёный дом»
(возраст 10 – 11 лет)
1 час в неделю, 34 часа в год
Составитель: Зиганшина Р.Ф. (учитель начальных классов, первая квалификационная категория)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «28» августа 2020 г.
г. Альметьевск 2020 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Зелёный дом» разработана в соответствии с «Положением об организации внеурочной деятельности учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Альметьевска Республики Татарстан».
Актуальность программы: внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Данный курс знакомит учащихся с неповторимым миром природы. Формирование образа Земли как уникального дома всего человечества, нуждающегося в трепетном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом обеспечивает этот курс. Сухомлинский писал: «В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими примерами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия - это духовный заряд детского творчества».
При этом полностью сохраняет свое значение воспитательная направленность, связанная с развитием у детей экологической ответственности. Воспитание экологической культуры напрямую зависит от непрерывной и целенаправленной работы педагога по предупреждению бессердечного отношения ко всему живому.
Экологическая культура невозможна без развитого чувства красоты природы и признание ее эстетической ценности.
Основная цель: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи:
- Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
- Систематизация знаний учащихся в области окружающего мира и ОБЖ;
- Введение природоведческих понятий соответствующих возрасту;
- Учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, географическими картами, атласами, самостоятельно добывать знания по определенной теме.
- Обогащение эмоционально - чувственной сферы ребенка, помощи стать верным другом природы;
- Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
- Формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- Обучать выступать с докладами, рефератами, презентациями, проектами;
- Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни;
- Формирование экологического мышления, проявляющего в гуманно - эстетическом отношении к природе, выработке понятий о взаимосвязи и единстве в природе и природоохранной деятельности; норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Формы и режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю – среда, начало занятий (13.40 – 14.25), продолжительность занятия составляет – 45 минут.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Ученик научится:
- понимать, что Солнце-источник жизни на Земле;
- определять живое и неживое в природе;
- разделять основные группы растений и животных и их приспособленность к среде обитания;
- знать значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ;
- определять многообразие живых организмов;
- понимать об основных видах экосистем;
- видеть организмы, приносящие вред и ущерб человеку и его хозяйственной деятельности, меры борьбы и защиты;
- определять условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека;
- определять позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- применять способы сохранения окружающей природы;
- знать правила поведения в природе.
Ученик получит возможность научиться:
выполнять правила поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами;
- ухаживать за культурными растениями, за домашними животными и питомцами;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей среды, улучшать состояние окружающей среды;
- предвидеть последствия деятельности человека в природе;
- наблюдать за живыми организмами и явлениями природы;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, таблиц, рисунков, описаний и выводов;
- работать с гербарием, с коллекциями, с увеличительными приборами и микропрепаратами;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
- проводить работу по пропаганде экологических знаний среди населения.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные.
Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью). Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:
Для проверки уровня усвоения знаний могут быть использованы коллективные обсуждения, вопросы «открытого» типа, высказывания, предполагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения с использованием дополнительной информации в библиотеке, сети Интернет, участие в конкурсах, чемпионатах, КВН, олимпиадах, дистанционных развивающих мероприятиях.
Содержание курса
Введение. Жизнь на Земле (1 ч). Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, практических занятий. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
Тема 1. Среда обитания (4 ч).
Занятие 1: Времена года на Земле (1 ч). Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.
Занятие 2 (1 ч): Практическое занятие: Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Занятие 3 (1 ч): Условия жизни растений. Разнообразие животных, условия их жизни. Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников).
Занятие 4 (1 ч): Практическое занятие: экскурсия «Осень на пришкольном участке».
Тема 2. Жизнь животных (4 ч).
Занятие 1 (1 ч): Динозавры – вымерший вид животных. Просмотр видеофильма о жизни динозавров. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, фильма о динозаврах.
Занятие 2 (1 ч): Первобытные «коллекционеры». Стремление украшать себя и своё жилище — одна из древнейших потребностей человека. Первобытные «коллекционеры». Находки в пещерах первобытных людей — окаменевшие раковины, кристаллы кварца, различные минералы, букеты цветов. Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или ставшие редкими из-за стремления человека украшать себя или своё жилище красивым мехом, перьями, чучелами животных.
Занятие 3 (1ч): Практическое занятие: Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Занятие 4 (1 ч): Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Знакомство с разделами Красной книги. Просмотр видеофильма «По страницам Красной книги». Экологическая тропа «Сохраним природу Югры».
Тема 3. Лесные ремёсла (4 ч).
Занятие 1 (1 ч): Традиционные народные промыслы. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение. Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).
Занятие 2 (1 ч): Практическое занятие: Лесная палитра: растения-красители. Растениякрасители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.
Занятие 3 (1 ч): Лес — кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса.
Занятие 4 (1 ч): Практическое занятие: Экскурсия на выставку пейзажной и анималистической живописи, фотовыставка, посвящённые природе. Знакомство с творчеством художников и народных умельцев.
Тема 4. О городах и горожанах: человек в городе (5 ч).
Занятие 1 (1 ч): Появление городов. Города-государства. Кочевой образ жизни древних племён. Переход некоторых племён к оседлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города государства. Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним природных территорий. «Расползание» городов — одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов.
Занятие 2 (1 ч): Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо. Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.
Занятие 3 (1 ч): Экологические проблемы города. Футурология — наука о будущем. Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека. Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов.
Занятие 4 (1 ч): Практическое занятие: Разные города — разные люди. Влияние города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей.
Занятие 5 (1 ч): Практическое занятие: Проект «Экологический город будущего». Проблемы, которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского населения планеты. Различные проекты городов будущего.
Тема 5. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы (6 ч).
Занятие 1 (1 ч): Разнообразие систем. Биологические системы. Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как система.
Занятие 2 (1 ч): Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Различие между естественными и созданными человеком экосистемами. Пищевые связи в экосистеме. Растения — производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животныепадалыцики. Цепи питания. Сети питания. Элементарные представления о пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в экосистеме.
Занятие 3 (1 ч): Практическое занятие: Моделирование экосистем. Аквариум — модель природной экосистемы.
Занятие 4-5 (2ч): Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес - один из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня — экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и различие. Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды (на примере наблюдений за растениями и животными города); выявление элементов, входящих в экосистему (по выбору учащегося).
Занятие 6 (1 ч): Влияние человека на природные экосистемы. Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.
Тема 6. Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы (10 ч).
Занятие 1 (1 ч): Глобальные экологические проблемы. Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства всё большего количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы становятся глобальными — «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.
Занятие 2 (1 ч): Пути решения экологических проблем. Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).
Занятие 3 (1 ч): Практическое занятие: Переработка и повторное использование бытовых отходов. Знакомство с основными способами утилизации и переработки отходов. Основные понятия: бытовые отходы, промышленные отходы, повторное использование, вторичная переработка.
Занятие 4 (1 ч): Охраняемые природные территории и объекты. Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
Занятие 5 (1 ч): Практическое занятие: Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде «Будь достойным жителем Земли». В ходе занятия создаются условия для того, чтобы школьники могли сделать вывод о необходимости личного участия каждого жителя нашей планеты для сохранения нашего общего дома — планеты Земля. Составляются правила, которым необходимо следовать в повседневной жизни, чтобы не наносить ущерба природе. Основные понятия: экологически грамотный образ жизни, экологические движения.
Занятие 6 (1 ч): Практическое занятие: «Выявление наиболее замусоренных территорий в городе. Карта – схема экологически «грязных» зон в городе».
Занятие 7-10 (4 ч): Практическое занятие: Экологический проект «Спасти и сохранить!»
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Количество часов | |
Теоретические | Практические | |||
1. | Введение | 1 | 1 | 0 |
2. | Среда обитания | 4 | 2 | 2 |
3. | Жизнь животных | 4 | 3 | 1 |
4. | Лесные ремёсла | 4 | 2 | 2 |
5. | О городах и горожанах: человек в городе | 5 | 3 | 2 |
6. | О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы | 6 | 5 | 1 |
7. | Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы | 10 | 3 | 7 |
Всего | 34 | 19 | 15 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Название разделов | Тема занятий | Кол-во часов | Основные формы организации занятий | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||
1. | Введение Среда обитания (4 часа) | Жизнь на Земле | 1 | Беседа | Познавательная. | ||
2. | 1 | Беседа | Познавательная. | 11.09 | |||
3. | Времена года на Земле. | 1 | Беседа | Познавательная. | |||
«Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе» | 1 | Экскурсия | Практическая | ||||
4. | Условия жизни растений. Разнообразие животных, условия их жизни. | 1 | Беседа | Познавательная. | |||
5. | «Осень на пришкольном участке» | 1 | Экскурсия | Практическая | |||
6. | Жизнь животных (4 ч). | Динозавры – вымерший вид животных | 1 | Беседа | Познавательная | ||
7. | Первобытные «коллекционеры» | 1 | Беседа | Познавательная | |||
8. | «Почему нужно защищать природу?» | 1 | Проект | Проектная . | |||
9. | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | 1 | Беседа | Познавательная. | |||
10. | Лесные ремёсла (4 ч). | Традиционные народные промыслы. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. | 1 | Беседа | Познавательная. | ||
11. | «Лесная палитра: растения-красители» | 1 | Практика | Практическая | |||
12. | Лес — кормилец и врачеватель | 1 | Беседа | Познавательная. | |||
13. | «Экскурсия на выставку пейзажной и анималистической живописи, фотовыставка, посвящённые природе (салон «Культура»)». | 1 | Экскурсия | Практическая | |||
14. | О городах и горожанах: человек в городе (5 часов) | Появление городов. Города-государства. | 1 | Беседа | Познавательная. | ||
15. | Зависимость города от окружающей его среды. | 1 | Беседа | Познавательная. | |||
16. | Экологические проблемы города. Футурология — наука о будущем. | 1 | Беседа | Познавательная. | |||
17. | Разные города — разные люди | 1 | Практика | Практическая | |||
18. | «Экологический город будущего» | 1 | Проект | Проектная. | |||
19. | О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы (6 ч). | Разнообразие систем. Биологические системы. | 1 | Беседа | Познавательная. | ||
20. | Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. | 1 | Беседа | Познавательная. | |||
21. | Моделирование экосистем. | 1 | Практика | Практическая | |||
22. | Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. | 1 | Беседа | Познавательная. | |||
23. | Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. | 1 | Беседа | Познавательная. | |||
24. | Влияние человека на природные экосистемы. | 1 | Беседа | Познавательная. | |||
25. | Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы (10 ч). | Глобальные экологические проблемы | 1 | Беседа | Познавательная. | ||
26. | Пути решения экологических проблем | 1 | Беседа | Познавательная. | |||
27. | Переработка и повторное использование бытовых отходов. | 1 | Практика | Практическая | |||
28. | Охраняемые природные территории и объекты | 1 | Беседа | Познавательная. | |||
29. | Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде. | 1 | Практика | Практическая | |||
30. | Выявление наиболее замусоренных территорий в городе. Карта – схема экологически «грязных» зон в городе. | 1 | Практика | Практическая | |||
31. | Экологический проект «Спасти и сохранить!» | 1 | Проект | Проектная | |||
32. | Экологический проект «Спасти и сохранить!» | 1 | Проект | Проектная | |||
33. | Экологический проект «Спасти и сохранить!» | 1 | Проект | Проектная | |||
34. | Экологический проект «Спасти и сохранить!» | 1 | Проект | Проектная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс
календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 2 классПНШ...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...