Учебная программа по окружающему миру "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Количество часов: всего-66 часов, в неделю-2 часа .
Рабочая программа составлена на основе:
- ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС НОО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования);
- ФБУП (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 года);
- Примерной программы по литературному чтению НОО;
- Авторской программы по окружающему миру для начального общего образования 1 класс курса УМК «Школа России» (автор А.А. Плешаков)
и в соответствии с:
- Учебным планом ГБОУ СОШ №547;
- Положением о разработке рабочих программ ГБОУ СОШ № 547.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Программа адресована учащимся первых классов общеобразовательных школ
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2014 г.), программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» («Школа России». Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Москва, «Просвещение», 2014 г.), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. года № N 2080 (Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016/2017 учебный год)
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Цель изучения окружающего мира - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой.
Задачи:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;
- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;
- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.
Из федерального компонента на изучение окружающего мира в 1 классе отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов.
В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со временной социальной жизни, которые присутствуют в про грамме каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового от ношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 66 ч (33 учебные недели).
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый об раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств ин формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, вос питание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Формы организации учебного процесса
- Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков, обобщающих уроков
- Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
Знать:
- название нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где живут учащиеся, родного города;
- государственную символику России;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде.
Уметь
- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Общеучебные умения и навыки:
I. Организация учебного труда
- Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
- Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.
II. Работа с книгой и другими источниками информации
- Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
- Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.
IV. Мыслительные умения
- Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой.
Выделять основное в несложном практическом задании.
- Сопоставлять на однотипном материале два предмета, различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
- На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом.
- Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
- Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.
- Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
- Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
- установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Содержание программы учебного курса
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Задавайте вопросы! (1ч)
Знакомство с учебником и учебными пособиями ( рабочей тетрадью, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой
- Что такое наша школа? (1ч)
- Что мы знаем о правилах дорожного движения? (1 ч)
- Раздел «Что и кто?» (20 ч)
- Что такое Родина?
- Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине
- Что мы знаем о народах России?
- Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России
- Что мы знаем о Москве?
- Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников
- Проект «Моя малая Родина»
- Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
- Что у нас над головой?
- Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы
- Что у нас под ногами?
- Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней
- Что общего у разных растений?
- Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях
- Что растёт на подоконнике?
- Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе
- Что растёт на клумбе?
- Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника
- Что это за листья?
- Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям
- Что такое хвоинки?
- Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев
- Кто такие насекомые?
- Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых
- Кто такие рыбы?
- Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы
- Кто такие птицы?
- Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы
- Кто такие звери?
- Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни
- Что окружает нас дома?
- Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению
- Что умеет компьютер?
- Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним
- Что вокруг нас может быть опасным?
- Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения
- На что похожа наша планета?
- Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли
- Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»
- Презентация проекта «Моя малая Родина»
- Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений
- Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)
- Как живёт семья? Проект «Моя семья»
- Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
- Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
- Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды
- Откуда в наш дом приходит электричество?
- Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы
- Как путешествует письмо?
- Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации
- Куда текут реки?
- Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде
- Откуда берутся снег и лёд?
- Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда
- Как живут растения?
- Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями
- Как живут животные?
- Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка
- Как зимой помочь птицам?
- Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц
- Откуда берётся и куда девается мусор?
- Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора
- Откуда в снежках грязь?
- Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде
- Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»
- Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений
- Раздел «Где и когда?» (10 ч)
- Когда учиться интересно?
- Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю
- Проект «Мой класс и моя школа»
- Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
- Когда придёт суббота?
- Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели
- Когда наступит лето?
- Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года
- Где живут белые медведи?
- Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов
- Где живут слоны?
- Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов
- Где зимуют птицы?
- Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму
- Когда появилась одежда?
- История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная)
- Когда изобрели велосипед?
- История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде
- Когда мы станем взрослыми?
- Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира
- Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
- Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений
- Раздел «Почему и зачем?» ( 21 ч)
- Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
- Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва
- Почему Луна бывает разной?
- Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны
- Почему идёт дождь и дует ветер?
- Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных
- Почему звенит звонок?
- Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши
- Почему радуга разноцветная?
- Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги
- Почему мы любим кошек и собак?
- Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой
- Проект «Мои домашние питомцы»
- Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
- Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
- Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу
- Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
- Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу
- Зачем мы спим ночью?
- Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену
- Почему нужно есть много овощей и фруктов?
- Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов
- Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
- Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук
- Зачем нам телефон и телевизор?
- Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет
- Зачем нужны автомобили?
- Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего
- Зачем нужны поезда?
- Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта
- Зачем строят корабли?
- Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля
- Зачем строят самолёты?
- Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта
- Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
- Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае)
- Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
- Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте
- Зачем люди осваивают космос?
- Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции
- Почему мы часто слышим слово «экология»?
- Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли
- Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»
- Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
1 | Вводный урок. Задавайте вопросы! | 1 | |
2 | Что такое наша школа? | 1 | |
3 | Что мы знаем о правилах дорожного движения? | 1 | |
Раздел «Что и кто?» (20 ч) | |||
4 | Что такое Родина? | 1 | |
5 | Что мы знаем о народах России? | 1 | |
6 | Что мы знаем о Москве? | 1 | |
7 | Проект «Моя малая Родина» | 1 | |
8 | Что у нас над головой? | 1 | |
9 | Что у нас под ногами? | 1 | |
10 | Что общего у разных растений? | 1 | |
11 | Что растёт на подоконнике? | 1 | |
12 | Что растёт на клумбе? | 1 | |
13 | Что это за листья? | 1 | |
14 | Что такое хвоинки? | 1 | |
15 | Кто такие насекомые? | 1 | |
16 | Кто такие рыбы? | 1 | |
17 | Кто такие птицы? | 1 | |
18 | Кто такие звери? | 1 | |
19 | Что окружает нас дома? | 1 | |
20 | Что умеет компьютер? | 1 | |
21 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | |
22 | На что похожа наша планета? | 1 | |
23 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | 1 | |
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) | |||
24 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | 1 | |
25 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | |
26 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | |
27 | Как путешествует письмо? | 1 | |
28 | Куда текут реки? | 1 | |
29 | Откуда берутся снег и лёд? | 1 | |
30 | Как живут растения? | 1 | |
31 | Как живут животные? | 1 | |
32 | Как зимой помочь птицам? | 1 | |
33 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | |
34 | Откуда в снежках грязь? | 1 | |
35 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья». | 1 | |
Раздел «Где и когда?» (10 ч) | |||
36 | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». | 1 | |
37 | Когда придёт суббота? | 1 | |
38 | Когда наступит лето? | 1 | |
39 | Где живут белые медведи? | 1 | |
40 | Где живут слоны? | 1 | |
41 | Где зимуют птицы? | 1 | |
42 | Когда появилась одежда? | 1 | |
43 | Когда изобрели велосипед? | 1 | |
44 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | |
45 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | 1 | |
Раздел «Почему и зачем?» (21 ч) | |||
46 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 | |
47 | Почему Луна бывает разной? | 1 | |
48 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | |
49 | Почему звенит звонок? | 1 | |
50 | Почему радуга разноцветная? | 1 | |
51 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | |
52 | Проект «Мои домашние питомцы». | 1 | |
53 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | |
54 | Зачем мы спим ночью? | 1 | |
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | |
58 | Зачем нужны автомобили? | 1 | |
59 | Зачем нужны поезда? | 1 | |
60 | Зачем строят корабли? | 1 | |
61 | Зачем строят самолёты? | 1 | |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | |
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | |
64 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» | 1 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011 г., / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2014. – 400 с.
- Плешаков А. А. Рабочие программы. Окружающий мир М.: Просвещение, 2014.
- Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. М.: Просвещение, 2014.- 80 с.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. М.: Просвещение, 2017.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2016.
- Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. –М.: Просвещение, 2015. – 222с.
- Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. М.: Просвещение, 2015.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 3 / [С.В. Анащенкова, М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой.—М. : Просвещение, 2012. – 273 с.
- Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс. М. : ВАКО, 2014.
- Плешаков А. А. Тесты по окружающему миру 1 класс. М.: Просвещение, 2017.
- Плешаков А. А. Окружающий мир. Методические рекомендации 1 класс. М.: Просвещение, 2016
Наглядные пособия
- Глобус
- Физическая карта России
Натуральные объекты
- Коллекции полезных ископаемых
- Гербарий культурных и дикорастущих растений.
Технические средства обучения
- Интерактивная доска.
- Проектор
- Ноутбук
- Акустическая система
Электронные пособия
- Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» А.А. Плешакова
- CD Окружающий мир 1-4 классы. Тесты
- СD Академия младшего школьника 1-4 классы
- CD Окружающий мир. 1-4 класс. Интерактивные плакаты.
- ЭОР «Наглядная школа»
Интернет ресурсы:
1. .http://www.school.edu.ru/ - Российский образовательный портал
2. http://www.n-shkola.ru/ - Журнал «Начальная школа»
3. www.k-yroku.ru - Учительский портал
4. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогический идей «Открытый урок»
5. www.it-n.ru - Cеть творческих учителей
6. http://interneturok.ru/ - Видео уроки по школьной программе
7. http://nsc.1september.ru/ - Газета «Начальная школа»
8. http://nachalka.info/ - Уроки Кирилла и Мефодия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа курса "Окружающий мир"
Рабочая учебная программа по курсу "Окружающий мир". УМК "Шола 2100". Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая учебная программа по окружающему миру по образовательной системе «Школа 2100»
Программа составлена в соответствии с основными требованиями ФГОС начального общего образования и авторских программ А.А. Вахрушего, А.С. Раутиана (1 час в неделю)....
Рабочая учебная программа по окружающему миру 3 класс (Школа 2100)
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе авторской учебной программы Бунеева Р.Н., Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, входящей в Образовательную систему «Школа 2100»....
Рабочая учебная программа по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"
Представлена рабочая программа по окружающему миру для 4 класса (УМК "Гармония"), занимающегося по федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года. В...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (образовательная система Л. В. Занков)
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса составлена на основе примерной программы по окружающему миру, созданной авторским коллективом под руководством Н. Я. Дмитр...
[12] Рабочая учебная программа по окружающему миру УМК "Школа России" ФГОС
Курс "Окружающий мир" соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарныхнау...
Адаптированные учебные программы 2 класс Школа России
Учебные программы...