Рабочая учебная программа курса "Окружающий мир"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Кляхина Наталья Николаевна

Рабочая учебная программа по курсу "Окружающий мир". УМК "Шола 2100". Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Шапша

Утверждено:

Приказ №              от             2011 г.

Рабочая учебная программа

курса «Окружающий мир»

1 класс

Автор: Кляхина Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

2011-2012 уч. год

Рабочая учебная программа

курса «Окружающий мир»

1 класс

Пояснительная записка.

Рабочая  учебная программа курса «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе  Примерной  основной образовательной программы начального общего образования, авторской учебной программы Образовательной системы «Школа 2100» Вахрушев А.А., Раутиан А.С. «Программа курса «Окружающий мир» для 1 класса «Я и мир вокруг», рекомендованной Министерством образования и науки РФ  и соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта начального  общего образования, а также учебного плана МОУ СОШ д. Шапша на 2011 - 2012 уч. г. и основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ д. Шапша.  Обеспечена, УМК: учебниками «Окружающий мир» для 1-4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя

Данная программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы.  

Срок реализации программы – 33 учебных недели.

Программа «Окружающий мир» рассчитана на 66  часов (2 часа в неделю). Из них:

- проверочных работ - 2 ч.;

- итоговых контрольных работ - 1 ч.

Учебно-методическое обеспечение

Для реализации программного содержания используется:

1.  Учебно-методический комплект:

Учебник

(автор, название,

издательство, год издания)

Рабочие тетради,

учебные пособия

(для учащихся)

Методическая литература

(в помощь учителю)

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиян А.С.

Окружающий мир. 1 класс. [«Я и мир вокруг»]. Учебник в 2 частях.

М. : Баласс, 2008г.

1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиян А.С.

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 1 класс («Я и мир вокруг»).

М. : Баласс, 2011г.

2. Вахрушев А.А., Бурский О.В.,

Родыгина О.А.

Самостоятельные и итоговые работы

к учебнику «Окружающий мир» [«Я и мир вокруг»] для 1-го класса. -  

М. : Баласс, 2011г.

3. Курапова И.И.

Мои первые опыты. Учебное пособие к курсу «Окружающий мир» для 1 - 2-го классов. Изд. 3-е,

М. : Баласс, 2011г.

Окружающий мир, 1 класс: Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг» / Под ред. А.А. Вахрушева. - М. : Баласс, 2010г.

2.  ЦОРы:

  1. Определитель растений Ханты-Мансийского округа. 2008. Издательство Баско.

«КиМ.   НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»:

  1. «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс. Часть 1»
  2. «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс. Часть 2»

3.  Комплект таблиц по окружающему миру для 1 класса.

4.  Комплект наглядных пособий «Окружающий мир», 1 класс.

Специфика курса окружающего мира состоит в формировании целостной картины мира. В курсе интегрированы такие предметы, как ознакомление с окружающим миром, природоведение, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности.

Важнейшими линиями развития личности ученика средствами курса окружающего мира являются: знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру.

Задача учителя - с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний. С целью достижения выше указанных задач обучение осуществляется через знакомство  с целостной элементарной научной картиной мира, сделав школьника даже при минимуме сообщаемых знаний сознательным участником жизни. С самых первых шагов  изучения окружающего мира ребёнок учится понимать каждое явление природы, влияние, роль и место человека в нем. Школьникам необходима помощь взрослых в построении целостной картины мира. Для этого ежедневно и ежечасно нужно помогать ребятам осмысливать их опыт.  Человек должен научиться понимать окружающий мир, осознавать цену и смысл своих поступков и поступков окружающих людей. Регулярно объясняя свой опыт, уточняя возникающие при этом вопросы,  человек приучается понимать окружающий его мир, у него возникают привычки (навыки) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.  

Формирование  личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру - важная цель курса «Окружающего мира». В рамках этой линии  развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания.

В основе обучения в рамках «Школы 2100» лежит деятельностный подход – основной способ получения знаний.

Основная цель курса: познакомить школьников с картиной мира и научить их пользоваться ею для постижения мира и упорядочивания своего опыта.

Задачи обучения:

- выработать умения решать возникающие перед школьником проблемы на основе их собственного опыта;

- развивать умение обучающихся понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных задач и жизненных проблем.

 Решение проблемных задач - главный способ осмысления мира. Изложение сравнительно полной картины мира позволяет придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт. При этом усвоить школьникам необходимо лишь минимум содержания (важнейшие понятия и связи, обозначенные в таблице требований). Это становится возможным благодаря принципу минимакса.

Особенность курса - системное введение понятий. В основе усвоения понятий лежит их многократное применение на уроке, которое приводит к встраиванию нового изученного понятия в формирующуюся в голове ученика картину мира.

Важнейшие (выделены жирным шрифтом) и основные понятия

курса «Окружающий мир»

Тема

Понятия  (1 класс)

Природа

Живые и неживые природные богатства

Тело

Тело человека

Вещество

Знакомство с тремя состояниями

Энергия

Воздух

Воздух как природное богатство. Значение воздуха для дыхания

Вода

Вода - природное богатство. Знакомство с тремя состояниями воды, с круговоротом воды.

Небесные тела

Солнечный свет - природное богатство.

Форма земли

Смена дня и ночи

Признаки дня и ночи в природе и жизни людей.

Сезонные явления в природе и их причина

Основные особенности и отличия каждого времени года.

Материки

Формы земной поверхности (горы, равнины)

Водоём

Полезные ископаемые

Подземные кладовые - природное богатство.

Погода и климат

Какая бывает погода?

План и карта

Живые организмы

Свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов.

Грибы

Растения

Растения - природное богатство. Сходство и различие растений и животных. Примеры растений.

Культурные растения

Основные группы культурных растений. Примеры культурных растений.

Животные

Животные - богатство природы. Сходство и различие растений и животных. Примеры животных.

Домашние животные

Основные группы домашних животных. Примеры домашних животных.

Человек

Человек узнаёт мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг. Элементарные сведения о строении человека. Отличительные особенности разумного существа - человека.

Правила гигиены

Знакомство с режимом дня. Знакомство с съедобными и ядовитыми грибами.

Основы безопасности жизнедеятельности

Правила безопасного поведения на улице, в быту. Противопожарная безопасность.

Связи в природе

Связь человека с природой.

Круговорот

Почва

Экосистема

Первичные представления о роли организмов в природе.

Природные зоны

Охрана природы

Правила поведения в природе.

Личность

Роль опыта в жизни человека. Роль руки и слов в общении. Человек узнает о мире с помощью родителей, учителей и книг.

Хозяйство людей

Знакомство с хозяйством людей.

Деление общества

Представление о городе. Основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий.

Культура

Государство

История

 

Содержание программы

Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):

  1. Как мы понимаем друг друга    (9 ч)

Школьник, его обязанности. Школа. Рука и указательный палец – простейший способ общения. Речь – основной  способ общения людей. Использование слова для называния предмета, признака, действия. Предметы, которые нельзя показывать пальцем (далекие, сказочные, предметы в будущем). Польза обмена знаниями между людьми. Понятия «справа», «слева», «посередине», «за», «перед», «спереди», «сзади», «вперед», «назад», «влево», «вправо», «выше», «ниже», «верх», «низ». «Раньше» и «позже».

  1. Как мы узнаем, что перед нами   (4 ч)

Предметы и их признаки. Признаки общие с другими предметами и своеобразные. Различение предметов по признакам. Сравнение признаков данного предмета с другими. Свойства предметов, их части и действия с ними позволяют различать предметы. Сочетания предметов. Признаки сочетаний: предметы в качестве признаков; предметы с определенными признаками.  

  1. Как ты узнаешь мир? (4 ч)

Органы чувств человека. Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания. Память – хранилище опыта. Ум. Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира. Книга хранит знания и опыт людей. Энциклопедия.

  1. Твоя семья и твои друзья (7 ч)

Твоя семья и ее состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого ее члена, «профессии» членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья. Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Правила использования электроприборов. Правила противопожарной безопасности. Друг и друзья. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие друг на друга. Значение общения в жизни человека. Умение общаться. Роль вежливых слов в общении. Улыбка и ее роль. Выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа, несогласия. Как нужно слушать собеседника.

  1. Что нас окружает (10 ч)

Город и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки. Городской транспорт. Взаимопомощь людей разных профессий – основа жизни города. Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки. Хозяйство человека. Изготовление вещей на фабриках и заводах. Сельскохозяйственные растения и животные, их помощь человеку. Сфера обслуживания. Транспорт. Зависимость человека от природы. Живые природные богатства : животные и растения. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, запасы подземных кладовых. Силы природы – ветер, солнечный свет, течение рек. Роль природных богатств в хозяйстве человека. Бережное отношение к природным богатствам. Твердые, жидкие и газообразные тела, их отображение в русском языке. Три состояния воды: твердое (лед, снег), жидкое (вода), газообразное (пар).

ЭКСКУРСИЯ «Безопасная дорога в школу»  

  1. Живые обитатели планеты (11 ч)

Растения, грибы, животные, человек – живые организмы. Свойства живых организмов. Бережное отношение к живым обитателям Земли. Сходство растений и животных. Охрана живых организмов в природе – важнейшая забота человека. Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них. Сходство человека с животными. Знакомство с назначением различных частей тела человека.Человек – разумное существо. Забота о природе. Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов. Правила поведения в природе. Бережное отношение к окружающему миру.

  1. Отчего и почему (1 ч)

Последовательность событий и ее причины.

  1. Времена года (15 ч)

Осень, зима, весна, лето и их признаки. Погода, растения и животные в разные времена года. Путешествие воды. Правила поведения при грозе.

ЭКСКУРСИЯ в парк: «Осенняя природа», «Зимняя природа», «Весенняя природа», ЭКСКУРСИЯ в Шапшинское урочище.

  1. Повторение изученного материала (2 ч.)
  2. Учимся решать жизненные задачи (3 ч.)

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  1. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  1. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  1. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.


Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  1. Проговаривать последовательность действий на уроке.
  1. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  1. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.


  1. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  1. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.
  1. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  1. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  1. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  1. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.


Коммуникативные УУД:

  1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  1. Слушать и понимать речь других.
  1. Выразительно читать и пересказывать текст.

Средсвом формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).


  1. Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  1. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  1. называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  1. объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  1. называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  1. называть основные особенности каждого времени года.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  1. оценивать правильность поведения людей в природе;
  1. оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Требования к результатам обучения учащихся к концу 1-го класса

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

  1. роль руки и слов в общении;
  2. роль опыта – как источника благосостояния людей;
  3. что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг;
  4. что такое общение и какова его роль в жизни человека;
  5. что такое город;
  6. основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий;
  7. основные природные богатства и их роль в жизни человека;
  8. свойства живых организмов и их отличия от неживых предметов;
  9. основные черты сходства и различий растений и животных;
  10. основные группы домашних животных и растений;
  11. отличительные особенности человека от животных;
  12. элементарные сведения о строении человека;
  13. правила поведения в природе;
  14. основные признаки каждого времени года.
  1. называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи;
  2. пользоваться словами, указывающими направление и время;
  3. наблюдать, делать умозаключения;
  4. пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
  5. различать профессии людей;
  6. различать природные богатства, живые и неживые;
  7. различать растения и животных;
  8. приводить примеры названий 5-10 дикорастущих растений и животных;
  9. приводить примеры названий 5-10 культурных растений и домашних животных;
  10. оценивать правильность поведения в природе;
  11. оценивать правильность поведения в быту.

 

Календарно-тематическое планирование

курса «Окружающий мир»

Дата

Тема урока                        

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне    

Как мы понимаем друг друга

Как мы будем учиться

Познакомиться с учителем и одноклассниками (Н).

Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе (Н).

Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками (Н).

Моделировать  и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах (П). Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах (Н).

Практическая работа: составить режим дня (Н).

Моделировать  и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление (Н). 

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире (П).

Я – школьник

Путешествуем, не выходя из класса

Ценный совет

Зачем нужен жизненный опыт

Где и куда

Где и куда

Учимся определять верх и низ

Раньше и позже

Как мы узнаем, что перед нами

Предметы и их признаки

Называть окружающие предметы и их признаки (Н).

Различать предметы и выделять их признаки (Н.)

Предметы и их признаки

Сочетания предметов

Сочетания предметов

Времена года

Осенняя природа. Экскурсия «Лес, точно терем расписной: лиловый, золотой, багряный…»

Различать времена года по признакам (Н).

Характеризовать времена года (Н).

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н).

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П).

Осень – природа готовится

Осень – природа готовится

Как ты узнаешь мир

Наши помощники – органы чувств

Сопоставлять  признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются (Н).

Объяснять, как  с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки (П).

Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека (Н).

Наши помощники – память и ум

Родители, учителя и книги

Самостоятельная работа. Как мы узнаем мир.

Твоя семья и друзья

Ты и твоя семья

Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями (Н).

Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками (Н).

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных (Н).

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями (Н).

Моделировать  и оценивать различные ситуации поведения с друзьями (П).

Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе (Н).

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста (Н).

Оценивать  реальные и игровые ситуации общения (Н). Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой (Н).

Практическая работа по освоению правил  поведения в доме (Н).

Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном (Н). Записывать телефоны экстренной помощи (Н).

Ты и твоя семья

Учимся быть самостоятельными

Учимся быть самостоятельными

Ты и твои друзья

Ты и твои друзья

Повторение.

Самостоятельная работа.

Времена года

Зимняя природа. Экскурсия «Чародейкою-зимой заколдован

 лес стоит…»

Различать времена года по признакам (Н).

Характеризовать времена года (Н).

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н).

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П).

Зима: покой природы

Зима: покой природы. Самостоятельная работа.

Проверочная работа. 

Зима: покой природы.

Учимся решать жизненные задачи

Что нас окружает

Город, в котором мы живем

Подготовить рассказ о занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями (Н).

Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни (Н).

Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации (П).

Подобрать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры (П).

Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр (П).

Проиграть  учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения (Н).

Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии (П).

Характеризовать разные виды транспорта (Н).

Демонстрировать  в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону (П).

Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни (Н).

Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей (Н).

Приводить примеры использования человеком богатств природы (Н).

Анализировать примеры использования человеком богатств природы (П).

Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства (П).

Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний (П).

Село, в котором мы живем

Учимся быть пешеходами.

Экскурсия «Безопасная дорога в школу»

Хозяйство человека

Хозяйство человека

Повторение. Самостоятельная работа.

Богатство природы

Твердые тела, жидкости и газы

Повторение. Самостоятельная работа.

Времена года

Экскурсия «Весенняя природа».

Различать времена года по признакам (Н).

Характеризовать времена года (Н).

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н).

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П).

Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни (Н).

Весна: пробуждение природы.

Весна: пробуждение природы. Проверочная работа.

Живые обитатели планеты

Живое и неживое

Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (Н).

Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам (П).

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями (Н).

Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам (П).

Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности) (Н).

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние–дикие животные; культурные -дикорастущие растения (П).

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности) (П).

Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности (Н).

Приводить примеры особенностей человека как разумного существа (Н).

Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире (П).

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере) (Н).

 Оценивать конкретные примеры поведения в природе (П).

Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере (П).

Оценивать конкретные примеры поведения в природе (П).

Растения и животные

Равновесие в природе

Домашние любимцы

Домашние любимцы и комнатные растения

Удивительный мир рыб.

Наши помощники – домашние животные и культурные растения

Повторение. Самостоятельная работа.

Человек – разумное существо

Природа и мы

Повторение. Самостоятельная работа.

Времена года

Лето – природа цветет и плодоносит

Различать времена года по признакам (Н).

Характеризовать времена года (Н).

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н).

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П). Приведение примеров простейших причинно-следственных связей (П).

Лето – природа цветет и плодоносит

Отчего и почему

Повторение. Самостоятельная работа.

Итоговая контрольная работа за год.

Анализ контрольной работы. Учимся решать жизненные задачи

Учимся решать жизненные задачи

Экскурсия в Шапшинское урочище.

Повторение изученного за год.

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Повторение изученного за год.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Как мы понимаем друг друга

9

2

Как мы узнаем, что перед нами

4

3

Времена года

3

4

Как ты узнаешь мир

4

5

Твоя семья и друзья

7

6

Времена года

5

7

Что нас окружает

10

8

Времена года

3

9

Живые обитатели планеты

11

10

Времена года

10

Итого

66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по курсу «Первоначальные грамматические обобщения» в 3 классе 2011-2012 учебный год

Рабочая учебная программа по предмету «Первоначальные грамматические обобщения» в 3 классе на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант)...

Рабочая учебная программа по предметам учебно-методического комплекта "Гармония" для 3 класса

В комплект рабочей учебно-программной документации входят РУП курса "Русский язык" (175 ч), литературное чтение (105 ч), математика (140 ч), окружающий мир (70 ч) и технология (70 ч).Рабочая программа...

Рабочая учебная программа по курсу «Математика» во 2 классе 2011 - 2012 учебный год

Рабочая учебная программа по предмету «Математика» во 2 классе  составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденн...

Рабочие учебные программы 4 класс 2013-2014 учебный год

Рабочие учебные программы 4 класс по программе  "Школа России"....

Рабочая учебная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 3 класса

          Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство» автора С.Г. Ашиковой.  ...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 2017-2018 учебный год

МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области   РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 20...