Конспект урока по предмету "Живой мир", для обучающихся СКОУ 8 вида
план-конспект урока по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Сафронова Татьяна Валерьевна

Тема урока: Признаки осени. Жизнь животных осенью.

Цель урока: познакомить учащихся с изменениями в жизни зверей и птиц осенью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priznaki_oseni.docx81.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Признаки осени. Жизнь животных осенью.

Цель урока: познакомить учащихся с изменениями в жизни зверей и птиц осенью.

Задачи урока:

Образовательная:

        - Формировать у учащихся представление о том, как птицы и животные готовятся к зиме.Закрепить полученные ранее знания. Учить обобщать полученные знания.

Коррекционно- развивающая:

       - коррекция и развитие устной речи, обогащение словарного запаса.

       Воспитывающая:

- воспитывать бережное отношение к живой природе.

Оборудование и наглядность: карточки, слайды, учебники, тетради, карточки для составления схемы, картинки животных, времени года ( лето, осень)

Ход урока:

   1.Орг.момент. Приветствие гостей.  

- Ребята, сегодня к нампришли гости, давайте их по приветствуем и покажем, как мы учимся работать на уроках.

    2. Повторение. Актуализация знаний и практических умений обучающихся.

(Звучит музыка “Осенняя мелодия”, на партах лежат карточки с рисунками признаки лета и признаки осени)

Рисунки: солнце, солнце с тучами, зеленые листья, красные и желтые листья, дети в летней и демисезонной одежде, серый и белый заяц.

- На ваших партах лежат карточки, внимательно на них посмотрите. Сейчас прошу садиться тех ребят, у кого на карточках изображены приметы лета (часть детей садится за парты), а теперь прошу садиться за свои парты тех ребят, у кого на карточках изображены приметы осени.

- Молодцы ребята! А сейчас давайте узнаем правильно ли вы определили признаки лета и осени. Посмотрите на доску, перед вами две картины, скажите, какие времена года здесь изображены (лето и осень) на доске вывешиваются 2 карточки

 (дети развешивают

- у кого были карточки с приметами лета прошу выйти к доске и повесить эти карточки, а теперь карточки с приметами осени. Молодцы!

- а сейчас напомните мне, какое время года у нас наступило? Назовите осенние месяца. Какой месяц сейчас? Как называется месяц, когда начался учебный год?

Обобщение. Работа по тетрадям.

- На прошлом уроке мы с вами говорили о том какие изменения происходят с наступление осени, предлагаю их еще раз повторить. А чтобы вам было легче вспомнить откройте свои тетради и посмотрите на рисунки, которые вы зарисовали.

- солнце поднимается ниже, чем летом,   понизилась температура,

Пожелтели листья –   листопад.
 Физическая минутка.

- ребята, представьте, что у нас сейчас лето

-Как светит солнце? ( Ярко,высоко)- дети встают. Руки в стороны.

- какие летом листья на деревьях? ( зеленые)-дети берут с парты зеленые листочки, изображают как деревья качаются на ветру.

- А теперь представьте, что мы бабочки и жуки. Как мы летаем быстро или медленно? ( Быстро)- дети изображают насекомых.

- а теперь вы птички и на лету ловите мошек и комаров (кидаю детям мяч)

3. Постановка темы и задач урока.

- Ребята, напомните мне еще раз какое сейчас время года? А днем на прогулке вы встречали бабочек, комаров, различных жуков?

- А чем же тогда питаются птицы? Сегодня на уроке мы и узнаем, как изменяется жизнь животных с приходом осени. Будем работать с вами как

исследователи, должны узнать не только КТО и КАК ведет себя осенью, но и понять ПОЧЕМУ. А для этого мы снова составим схему -рисунок.

4. Изучение нового материала.

- Наступила осень.

 Как солнце поднимается высоко или низко? (низко)-

(надоске появляется рисунок солнца)

- на улице становится холодно, что происходит с деревьями? (листва пожелтела)( рисунок осеннего дерева)

-  а как вы думаете, что происходит с бабочками, жуками? Насекомые прячутся.  (рисунок насекомого)

- С наступлением холодов насекомые прячутся: под листья, под кору деревьев, в старые пни, зарываются в землю.

- А для кого едой служат насекомые?

- Для птиц. Именно те птицы, которые питаются насекомыми, покидают нас.Они улетают в теплые края.              

На доске появляется схема- рисунок:

Сначала улетели птицы, которые питаются насекомыми: ласточки и стрижи.

 (слайд)

После ласточек и стрижей улетают птицы, которые кормятся, собирая свою пищу на земле – журавли и грачи ( слайд)

И последними улетают утки и гуси (слайд). Они обитают у нас, пока не замерзнут водоемы.

- Ребята, как называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)

- Почему перелетные? (перелетают)

 - Во время перелетов много птиц погибает, выдерживают только сильные и крепкие, те, которые хорошо питались. Поэтому нельзя их пугать и гонять, не надо мешать птицам в поиске корма.

Обобщение: -ребята, еще раз с опорой на эту схему давайте повторим, как изменяется жизнь птиц с наступлением осени.

- Но с приходом осени изменяется не только жизнь птиц, но и жизнь зверей. Давайте рассмотрим подробно.

Читаю детям загадку

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

                  Сушит на зиму грибы?(белка)

Правильно. Это белка. Но посмотрите, летом она была рыжая, а сейчас с приходом осени меняет шубку на серую

- А как вы думаете, почему цвет шерстки стал другим? (ответы детей)

- Так белка от врагов прячется

- Деревья зимой стоя голые и серые, и серый цвет белки меньше заметен среди таких деревьев?

- Кто знает какие запасы делает белка осенью (грибы, орехи)

 -  Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте ее, белкам эти орешки нужнее.

- А теперь постарайтесь отгадать следующую загадку.

Словно елка

Весь в иголках.

                      (еж)

- правильно ребята, это еж.

-А свою норку к зиме он готовит так: выберет место, где листья сухие и начинает кататься по ним, свернувшись в клубок. Покатается так, соберет листья на свои колючки, подбежит к ямке под пнем, избавится от листьев и снова за ними побежал. Дом себе на зиму готовит.

- А чем же еж будет питаться зимой?  (ответы детей)

Ягод, грибов, зеленых растений нет, насекомые тоже попрятались. Еж зимой спит, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать.

Обобщение:

- кто мне еще раз расскажет, как осенью изменяется жизнь зверей?

-а что вы можете рассказать о других животных? (по желанию дети рассказывают)

Физминутка для глаз:

5. Работа по учебнику:

-откроем учебники на стр.17

- внимательно рассмотрите рисунок, какое время года изображено на рисунке? Какие признаки осени здесь изображены?

6. Закрепление.

- давайте еще раз повторим, какие изменения в жизни птиц и животных происходят с наступлением осени?

7.Рефлексия

Выполняется задание на доске:

Задание: выбрать из 3 животных (еж, белка, ласточка) то, о котором говорится в вопросе:

1. Какое животное делает осенью запас шишек, орехов, сушит грибы?

2. Какое животное нагуливает летом и осенью жир?

3. Кто с наступлением холодов улетает в теплые края?

8. Подведение итогов.

       Подведем сейчас итог

Может зря прошёл урок?

Посмотрите все сюда,

Отвечайте без труда.

  - Понравился вам сегодняшний урок? Что нового вы узнали на уроке?

  - Вы сегодня все работали хорошо. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изо "Деревья осенью" школа 8 вида 2 класс

Конспект урока по изо для специальной( коррекционной) школы 8 вида...

« Дикие животные . Медведь . » Конспект урока в 3 классе коррекционных школ 8 вида

Данный конспект урока даёт представление о диком животном - медведь.Помогает отрабатывать  умение безошибочно описать его. Развивает внимание, речь, воспитывает бережное отношение к животным. ...

« Дикие животные . Медведь . » Конспект урока в 3 классе коррекционных школ 8 вида

Данный конспект урока даёт представление о диком животном - медведь.Помогает отрабатывать  умение безошибочно описать его. Развивает внимание, речь, воспитывает бережное отношение к животным. ...

КОНСПЕКТ урока развития речи в 1 классе II вида

На уроке обобщаются знания учащихся по теме "Лиственные деревья", развивается слуховое восприятие на основе знакомого речевого материала и активизируется речевой словарь по заданной теме....

Конспект урока по русскому языку 3 кл.СКОУ 8вида

Конспект урока :Тема урока: «Мягкий знак на конце слова»....

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 4 класса ( V вида ) для детей с ОВЗ

Данный урок посвящен теме "Местоимения 1, 2 и 3 лица" и составлени с учетом особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи. Вместе с тем этот урок составлен с учетом основных требований ФГОС в начальн...

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 4 класса ( V вида ) для детей с ОВЗ

Данный урок посвящен теме "Местоимения 1, 2 и 3 лица" и составлени с учетом особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи. Вместе с тем этот урок составлен с учетом основных требований ФГОС в начальн...