Рабочая программа по окружающему миру 3 класс, Школа России по ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс, Школа России по ФГОС, календарно-тематическое планирование, приложение с КИМ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_3_kl_dambieva_ats.doc | 241.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для третьего класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программ начального общего образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект "Школа России").
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы культуры родного края.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В основе методики преподавания курса "Окружающий мир" лежит проблемно - поисковый подход, обеспечивающий "открытие" детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.
1. Цель рабочей программы
Реализация рабочей программы по предмету «Окружающий мир» в начальной школе направлена на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиям культурного и конфессионального многообразия российского общества.
2. Задачи реализации программы
Основными задачами реализации содержания программы являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своре места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена на 68 учебных часов (из расчёта 2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом МБОУ СОСОШ№1 и календарным учебным графиком.
Планируемые результаты изучения курса
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
У третьеклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести "диалог с автором" (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
- понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости национальные свершения, открытия, победы;
- уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, за измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из се архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
- Как устроен мир
- Эта удивительная природа
- Мы и наше здоровье
- Наша безопасность
- Чему учит экономика
- Путешествие по городам и странам
Как устроен мир: природа; человек; общество; мир глазами эколога; природа в опасности!
Эта удивительная природа: тела, вещества, частицы; разнообразие веществ; воздух и его охрана; вода; превращение и круговорот воды; берегите воду!; как разрушаются камни?; что такое почва?; разнообразие растений; солнце, растения и мы с вами; размножение и развитие растений; охрана растений; разнообразие животных; кто что ест?; невидимая сеть и невидимая пирамида; размножение и развитие животных; в царстве грибов; великий круговорот жизни;
Мы и наше здоровье: организм человека; органы чувств; надёжная защита организма; опора тела и движение; наше питание; дыхание и кровообращение; умей предупреждать болезни; здоровый образ жизни;
Наша безопасность: огонь, вода и газ; чтобы путь был счастливым; дорожные знаки; опасные места; о молниях, змеях, собаках и прочем; экологическая безопасность;
Чему учит экономика: для чего нужна экономика; три кита экономики; полезные ископаемые; растениеводство; животноводство; какая бывает промышленность?; что такое деньги?; государственный бюджет; семейный бюджет; экономика и экология;
Путешествие по городам и странам: золотое кольцо России; наши ближайшие соседи; на севере Европы; что такое Бенилюкс?; в центре Европы; путешествие по Франции и Великобритании; на юге Европы; по знаменитым местам мира;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы, раздела | Кол-во часов | Кол-во проверочных работ |
Как устроен мир | 6 | 1 | |
Эта удивительная природа | 18 | 1 | |
Мы и наше здоровье | 10 | 1 | |
Наша безопасность | 7 | 1 | |
Чему учит экономика | 12 | 1 | |
Путешествие по городам и странам | 15 | 1 | |
Итого: | 68 | 6 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ по окружающему миру и в ходе комплексной работы на межпредметной основе. В этом случае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности некоторых коммуникативных и регулятивных действий.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
№ | Содержание | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Основные понятия, вводимые впервые, свойства, алгоритмы | Планируемые результаты |
Дата | |||||
Предметные | Метапредметные универсальные учебные действия (УДД) | Личностные | План. | Факт. | |||||||
Как устроен мир 6 часов | |||||||||||
1. | Природа | 1 | Оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп. | Природа | Анализировать текст, извлекать необходимую информацию, сравнивать объекты живой и неживой природы | Построение логической цепочки рассуждений | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | 4.09 | |||
2. | Человек. Стартовая диагностика | 1 | Различать чем человек отличается от других объектов живой природы. Выделять ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение. | Внутренний мир человека | Называть сходство человека и живых существ и отличие его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир. | Умение моделировать ступени познания человеком окружающего мира | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | 7.09 | |||
3. | Проект «Богатства, отданные людям» | 1 | Распределять обязанности по проекту в группах; Собирать материал, оформлять стенд, презентовать проект | Проект, проектная деятельность | Определять цель, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Сотрудничество с учителем и учащимися | 11.09 | |||
4. | Общество | 1 | Различать понятия государство, территория. Определять герб, флаг России. | Семья, народ, государство, общество | Анализировать понятия, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в мире | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | 14.09 | |||
5. | Что такое экология | 1 | Отличать экологию от других похожих наук. Определять экологические связи. | экология | Называть экологические связи и их разнообразие | Уметь моделировать связи организмов с окружающей средой | Проявлять познава-тельный интерес к изучению предмет-ного курса | 18.09 | |||
6. | Природа в опасности | 1 | Применять правила поведения в природе, правильно вести себя в зелёной зоне. Различать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. | Окружающая среда, заповедник, национальный парк | Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу | Моделировать в виде схемы воздействие человека на природу | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | 21.09 | |||
Эта удивительная природа 18 ч. | |||||||||||
7 | Тела, вещества, частицы Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» | 1 | Учить классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел | Тела, вещества, частицы | Различать тела и вещества | Моделирование процесса растворения, а также расположения частиц в твердом, жидком и газообразном состояниях | Осуществлять самопроверку, проверять с помощью учебника правильность утверждений | 25.09 | |||
8. | Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания» | 1 | Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала. Ставить опыты по определению крахмала в продуктах | Растворение, крахмал | Описывать изучаемые вещества по предложенному плану, различать сахар, соль, крахмал по определенным признакам | Моделирование процесса растворения | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | 28.09 | |||
9. | Воздух. Практическая работа №3 «Свойства воздуха» | 1 | Исследовать с помощью опытов свойства воздуха | Воздух, кислород | Объяснять свойства воздуха используя знания о частицах | Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | 02.10 | |||
10 | Вода. Практическая работа №4 «свойства воды» | 1 | Исследовать и объяснять свойства воды | фильтр | Объяснять свойства воды на основе схем в учебнике | Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | 5.10 | |||
11 | Круговорот воды в природе. Практическая работа №5 | 1 | Высказывать предположения о состояниях воды в природе | Состояние, испарение, круговорот | Различать три состояния воды | Моделирование круговорота воды в природе с помощью пластилина | Сотрудничество с учителем и учащимися | 9.10 | |||
12 | Берегите воду | 1 | Высказывать предположения о том, зачем надо беречь воду. | Загрязнение, питьевая вода | Понимать, что надо беречь и охранять воду | Моделирование в виде схемы источников загрязнения воды | Проявлять познавательный интерес к изучению предмета | 12.10 | |||
13 | Как разрушаются камни | 1 | Высказывать предположения о причинах разрушения горных пород | Разрушение, размыв, выветривание | Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах | Установлением причинно-следственных связей | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | 16.10 | |||
14 | Что такое почва. Практическая работа №6 «Свойства почвы» | 1 | Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента | перегной | Характеризовать процессы образования и разрушения почв | Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | 19.10 | |||
15. | Разнообразие растений | 1 | Учиться классифицировать растения, характеризовать группы растений | ботаника | Приводить примеры растений разных групп и видов | Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | 23.10 | |||
16 | Солнце, растения и мы с вами | 1 | Выявлять сходство и различие процессов питания и дыхания растений | Питание и дыхание | Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений | Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека. | Сотрудничество с учителем и учащимися | 26.10 | |||
17. | Размножение и развитие растений Практическая работа №7 «Размножение и развитие растений» | 1 | Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения. | опыление | Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени | Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | 30.10 | |||
18. | Охрана растений Проверочная работа | 1 | Актуализировать сведения об исчезающих и редких растениях | Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений | Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | 2.11 | ||||
19. | Разнообразие животных | 1 | Учить классифицировать животных | Зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | 13.11 | |||
20. | Кто есть кто? Разнообразие природы родного края | 1 | Характеризовать животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания | Цепи питания | Умение работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | 16.11 | |||
21. | Размножение и развитие животных | 1 | Характеризовать животных различных групп по способу размножения | Личинка, куколка, малек, головастик | Знакомство с размножением и развитием животных различных групп | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Сотрудничество с учителем и учащимися | 20.11 | |||
22 | Охрана животных | 1 | Актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир | Красная книга | Определять животных, занесенных в Красную книгу | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | 23.11 | |||
23. | В царстве грибов | 1 | Характеризовать строение шляпочных грибов | Грибница, съедобные и несъедобные грибы | Учить различать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | 27.11 | |||
24 | Великий круговорот жизни | 1 | Характеризовать организмы производители, организмы-потребители, организмы-разрушители | Производите-ли, потребите-ли, разрушители | Познакомить с круговоротом веществ на Земле | Построение логической цепочки рассуждений. | Речевое высказывание | 30.11 | |||
Наше здоровье | 10 | ||||||||||
25 | Организм человека | 1 | Актуализировать сведения по анатомии и физиологии человека | Анатомия, физиология | Называть и показывать на модели органы человека | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | 4.12 | |||
26. | Органы чувств | 1 | Распознавать предметы на ощупь, по запаху. | Обоняние, осязание | Называть органы чувств, познакомить с гигиеной органов чувств | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | 7.12 | |||
27 | Кожа. Практическая работа №8 «Знакомство с внешним строением кожи» | 1 | Изучать свойства кожи. Осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи. | Ушиб, ожог, обмораживание | Называть меры первой помощи при повреждениях кожи. Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | 11.12 | |||
28. | Опора тела и движение | 1 | Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма | Скелет, мышцы, опорно-двигательная система, осанка | Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Следить за правильной осанкой | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Сотрудничество с учителем и учащимися | 14.12 | |||
29. | Наше питание | 1 | Характеризовать изменения пищи в процессе пищеварения. Составлять меню здорового питания | Белки, жиры, углеводы, пищеваритель-ная система | Моделировать строение пищеварительной системы | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | 18.12 | |||
30. | Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9 «Подсчет ударов пульса» | 1 | Актуализировать знания о легких и сердце. Характеризовать строение дыхательной и кровеносной системы | Дыхательная, кровеносная системы | Установление связи между дыхательной и кровеносной системами | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | 21.12 | |||
31. | Проверим и оценим свои достижения за 1 полугодие | 1 | Качество усвоения материала первого полугодия | Адекватно оценивать и анализировать свои знания | Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить | Контроль и самоконтроль | 25.12 | ||||
32. | Презентация проектов «Богатства, отданные людям» | 1 | Представлять результаты проектной деятельности | Адекватно оценивать и анализировать свои знания | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | 28 | ||||
33. | Умей предупреждать болезни | 1 | Характеризовать и формулировать факторы закаливания. Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний | Закаливание, инфекционные заболевания, аллергия | Называть способы закаливания, правила поведения в случае заболевания | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Сотрудничество с учителем и учащимися | ||||
34. | Здоровый образ жизни | 1 | Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать | Здоровый образ жизни | Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы, негативно на него влияющие | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Сотрудничество с учителем и учащимися | ||||
Наша безопасность | 7 | ||||||||||
35 | Огонь, вода и газ. | 1 | Актуализировать знания об опасностях в быту. | Диспетчер, телефоны экстренного вызова | Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | ||||
36 | Чтобы путь был счастливым. Тест №1 | 1 | Актуализировать правила безопасного поведения на улице | ПДД на улице | Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы. Езде на велосипеде, в автомобиле, общественном транспорте. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | ||||
37 | Дорожные знаки. Тест №2 | 1 | Актуализировать знания различных групп дорожных знаков | Сервис, предупреждающие, запреща-ющие, информационно-указательные | Называть дорожные знаки, обсуждать, как они помогают пешеходам | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Сотрудничество с учителем и учащимися | ||||
38 | Проект «Кто нас защищает» | 1 | Находить сведения о Вооруженных Силах, деятельности полиции, службы пожарной безопасности, МЧС | МЧС, полиция | Определять цель проекта. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | ||||
39 | Опасные места | 1 | Актуализировать полученные ранее знания о потенциально-опасных местах | Потенциально-опасные места | Называть правила безопасности на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | ||||
40 | Природа и наша безопасность. Проверочная работа | 1 | Характеризовать опасности природного характера | Гроза, змеи, ядовитые растения и грибы | Понимать какие опасности природного характера нас подстерегают | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять познава-тельный интерес к изучению предмет-ного курса | ||||
41. | Экологическая безопасность | 1 | Актуализировать полученные ранее сведения о экологической безопасности | Экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр | Знать и называть правила экологической безопасности | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | ||||
Чему учит экономика | 12 | ||||||||||
42 | Для чего нужна экономика | 1 | Различать товары и услуги.. характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. | Экономика, потребности, услуги | Понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | ||||
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 1 | Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике | Природные богатства, капитал, труд | Приводить при меры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | ||||
44. | Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые» | 1 | Актуализировать сведения о полезных ископаемых | Месторожде-ние, геолог, полезные ископаемые | Называть полезные ископаемые, раскрывать основные способы добычи | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Сотрудничество с учителем и учащимися | ||||
45. | Растениеводство. Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями» | 1 | Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях | Отрасль, растениеводство | Различать и классифицировать культурные растения | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | ||||
46 | Животноводство. Тест № 3 | 1 | Актуализировать знания о диких и домашних животных | Животновод-ство | Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать о их содержании и разведении. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | ||||
47 | Какая бывает промышленность | 1 | Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров | Добывающая, химическая, легкая, пищевая промышленность, металлургия | Характеризовать труд работников отраслей промышленности | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | ||||
48 | Проект «Экономика родного края» | 1 | Собирать информацию об экономике своего края | Проектная деятельность | Характеризовать отрасли промышленности своего края | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | ||||
49 | Что такое деньги | 1 | Раскрывать роль денег в экономике | Деньги, заработная плата, бартер | Называть виды денежных знаков, различать денежные единицы разных стран | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | ||||
50 | Государственный бюджет | 1 | Характеризовть государственный бюджет, его доходы и расходы | Бюджет, доходы, расходы, налоги | Объяснять зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Сотрудничество с учителем и учащимися | ||||
51 | Семейный бюджет | 1 | Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы | Стипендия, пенсия | Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | ||||
52-53 | Экономика и экология. Тест №4 | 2 | Актуализировать знание о влиянии человека и отраслей экономики на окружающую среду. | Экологическая катастрофа, экологический прогноз | Понимать взаимосвязь экономики и экологии | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | ||||
Путешествия по городам и странам | 15 | ||||||||||
54-56 | Золотое кольцо России | 3 | Моделировать маршрут Золотого кольца, используя карту, фотографии | финифть | Знакомство с достопримечательностями городов Золотого кольца. | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Расширение кругозора | ||||
57 | Проект «Музей путешествий» | 1 | Собирать экспонаты, оформлять экспозицию | проект | Определять цель проекта | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | ||||
58 | Наши ближайшие соседи | 1 | Показывать на карте России ее границы пограничные государства | Сухопутные, морские границы | Называть государства, граничащие с Россией, их столицы | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | ||||
59 | На севере Европы | 1 | Познакомить с государствами севера Европы, их границами | Скандинавия, фьорды, аквапарк, гейзеры | Познакомить с достопримечательностями государств Севера Европы | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | ||||
60 | Что такое Бенилюкс | 1 | Познакомить со странами Бенилюкса | дамба | Познакомить с достопримечательностями стран Бенилюкса | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Сотрудничество с учителем и учащимися | ||||
61 | В центре Европы | 1 | Познакомить с государствами центра Европы, их границами | фиакр | Познакомить с достопримечательностями государств Центра Европы | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | ||||
62-63. | По Франции и Великобритании | 2 | Познакомить с государствами Франция и Великобритания, их границами | Эйфелева башня, Лувр, Тауэр, Биг Бэн | Познакомить с достопримечательностями государств Франция и Великобритания | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | ||||
64. | На юге Европы | 1 | Познакомить с государствами юга Европы, их границами | Акрополь, колизей | Познакомить с достопримечательностями государств Юга Европы | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Расширение кругозора | ||||
65 | По знаменитым местам мира | 1 | Познакомить с достопримечательностями разных стран | Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Проявлять познава-тельный интерес к изучению предмет-ного курса | |||||
66. | Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие | 1 | Качество усвоения материала первого полугодия | Адекватно оценивать и анализировать свои знания | Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить | Контроль и самоконтроль | |||||
67.-68 | Презентации проектов | 2 | Выступать с подготовленными сообщениями | Защита проектов | Представлять результаты проектной деятельности | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | ||||
Итого | 68 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 2013.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 3 класса.- М.Вита- Пресс,2013.
- Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель для начальной школы.- М.: Просвещение, 2010.
- Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классовю_М.:.Просвещение,2006.
- Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: книга для учащихся 3 класса. - М.: «АСТ-Пресс школа»,2007
- Поурочные разработки: Васильева Н.Ю. «Окружающий мир», 3 класс. – М.: ВАКО, 2013 г
- Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 3 класс / Сост. Я.Ф. Яценко. – М.: ВАКО, 2012 г.
Ноутбук, интерактивная доска, проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
Рабочая программа по окружающему миру 2класс "Школа России" фгос
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Школа России" 2 класс ФГОС
Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Школа России" для 2 класса ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс по ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс по ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс ФГОС
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с учётом УУД...