«Как разные животные готовятся к зиме».
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Тема урока: Как разные животные готовятся к зиме.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: расширять знания детей о том, как разные животные готовятся к зиме.
Предметные:
- изучить особенности жизни разных животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду;
-рассказывать, об особенностях подготовки разных животных к зиме.
Метапредметные:
- планировать свою учебную деятельность под руководством учителя;
- осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.
Личностные:
- понимать, что полученные знания на уроке окружающего мира пригодятся в практической деятельности.
Литература: Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/ А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. академ. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012-127 с., «Поурочные разработки по курсу окружающей мир 3 класс» Н. Ю. Васильева, «Методические рекомендации по разработке уроков окружающего мира 3 класс» А. А. Вахрушев, интернет ресурсы.
Средства обучения: ИКТ, учебник, аудиозапись «В мире животных», ватман – синее небо, Маша-плакат, таблица для заполнения 35 шт., снежинки белые 35 штук, снежинки голубые 35 штук, свитки с описанием животных 3 штуки, корзина, иллюстрации животных (грач, скворец, воробей, ласточка), карточки «Поздняя осень» 35 штук, таблички на доску (животные, меняют окрас, делают запасы, впадают в спячку, впадают в оцепенение), стрелочку-таблички на доску 4 стрелки, таблички с темой урока, магниты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_raznye_zhivotnye_gotovyatsya_k_zime.docx | 55.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное
учреждение школа-интернат №10
г. Санкт-Петербурга
Конспект урока окружающего мира,
проведенного во 2 «Б» классе №258 школы
у учителя Дузь Ольги Петровны
участницей конкурса «Ижорский лебедь» в номинации «Педагогические надежды»
Гусейновой Кристиной Вячеславовной
18.12.2017г.
Санкт-Петербург
2017 год
Тема урока: Как разные животные готовятся к зиме.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: расширять знания детей о том, как разные животные готовятся к зиме.
Предметные:
- изучить особенности жизни разных животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду;
-рассказывать, об особенностях подготовки разных животных к зиме.
Метапредметные:
- планировать свою учебную деятельность под руководством учителя;
- осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.
Личностные:
- понимать, что полученные знания на уроке окружающего мира пригодятся в практической деятельности.
Литература: Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/ А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. академ. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012-127 с., «Поурочные разработки по курсу окружающей мир 3 класс» Н. Ю. Васильева, «Методические рекомендации по разработке уроков окружающего мира 3 класс» А. А. Вахрушев, интернет ресурсы.
Средства обучения: ИКТ, учебник, аудиозапись «В мире животных», ватман – синее небо, Маша-плакат, таблица для заполнения 35 шт., снежинки белые 35 штук, снежинки голубые 35 штук, свитки с описанием животных 3 штуки, корзина, иллюстрации животных (грач, скворец, воробей, ласточка), карточки «Поздняя осень» 35 штук, таблички на доску (животные, меняют окрас, делают запасы, впадают в спячку, впадают в оцепенение), стрелочку-таблички на доску 4 стрелки, таблички с темой урока, магниты.
№ п/п | Этап урока | Время |
Организационный момент | 1 минута | |
Актуализация знаний | 2 минуты | |
Проверка домашнего задания | 1 минута | |
Самоопределение к деятельности | 2 минуты | |
Основная часть | 14 минут | |
Постановка проблемной ситуации | 1 минута | |
Изучение нового материала | 4 минуты | |
Физическая минутка | 2 минута | |
Беседа с использованием изображений | 3 минуты | |
Выступления подготовленных учеников | 6 минуты | |
Физическая минутка | 1 минута | |
Закрепление изученного материала | 4 минут | |
Рассказ с опорой на схему | 4 минуты | |
Итог | 7 минут | |
Заполнение таблицы | 3 минуты | |
Игра «Верите ли вы…» | 3 минуты | |
Выставка книг | 1 минута | |
Оценивание | 1 минута | |
Рефлексия | 2 минуты |
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: - Здравствуйте ребята, меня зовут Кристина Вячеславовна, я сегодня у вас проведу урок окружающего мира. Проверьте готовность рабочего места. Что должно вас находиться на парте? (учебник, пенал)
У: А ещё снежинки, карточки с заданиями.
II. Актуализация знаний
1)Проверка домашнего задания
У: Начнём урок с проверки домашнего задания. Отгадаем загадки.
Игра «Четвёртый лишний»
1)Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица …(Грач)
2) Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
3) Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки. (Воробей)
4)Смастерили домик птицам,
Не воронам, не синицам.
Поселились там певцы,
Называются - ….(Скворцы)
У: Одна из этих птиц лишняя. Назовите её. Объясните почему. (Лишний воробей. Потому что, эти птичку не перелётные)
У: Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края называются....(перелётными)
У: Птицы, которые остаются на зиму у нас называются..................(зимующими)
III. Самоопределение к деятельности
У: Вспомним признаки поздней осени. Перед вами текст «Поздняя осень». Найдите ошибки в тексте и подчеркните их.
Дети выполняют задание, звучит аудиозапись музыкальной заставки к передаче «В мире животных».
Поздняя осень
Последний месяц осени – это декабрь. Дни стали длиннее, а ночи короче. Редко идёт дождь, дует холодный ветер. Солнце сильно греет. Реки покрываются тонкой корочкой льда. На деревьях зелёная листва, цветут цветы. Люди надевают теплую одежду: куртки, сапоги, шапки, шорты.
Правильный вариант
Поздняя осень
Последний месяц осени – это ноябрь. Дни стали короче, а ночи длиннее. Часто идёт дождь, дует холодный ветер. Солнце меньше греет. Реки покрываются тонкой корочкой льда. На деревьях нет листвы, отцвели цветы. Люди надевают теплую одежду: куртки, сапоги, шапки, шарфы.
У: Проверим, первое предложение нам прочитает (Имя ученика). Что ты подчеркнул, какая была ошибка? А что нужно было бы написать?
У: Как вы думаете, почему я предложила вашему вниманию эти музыку? (Эта музыка к телепередаче «В мире животных»)
У: О ком сегодня будем вести разговор? (о животных)
Учитель, вывешивает табличку со словом «Животные»
У: Не только люди готовятся, но и животные.
У: Может кто-то уже догадался, какая тема нашего урока? (Как разные животные готовятся к зиме)
На доске заготовки таблички – расширять знания о…,
У: Какую можно поставить цель? (расширять знания о том, как разные животные готовятся к зиме.)
IV. Основная часть
1) Постановка проблемной ситуации
У: Ребята, кто узнал этого героя? (Это Маша).
У: Маша шла к своему дедушке, но потерялась и теперь не знает, что ей делать. Давайте поможем Маше. Она рассказала, что её дедушка работает лесным защитником, я, конечно, не поверила ей. Правильно дети? Разве может человек работать лесным защитником? (может)
У: Вы знаете, как эта профессия называется? (лесник)
У: Какие вы умные. Кто такой лесник? (Это человек, который защищает лес)
У: От чего или от кого нужно защищать лес? (от пожаров, охотников, вырубки леса)
2) Изучение нового материала
У: Как вы думаете, зачем Маша идёт к дедушке? (ответы детей)
У: Маша нашла дома свитки. Скажите, а что такое свиток? (Свиток – это старинная рукопись, свёрнутая в трубку. В свитках сохраняется и передаётся из поколения в поколение важная информация.) Слайд 1
У: В свитках, которые нашла Маша, стёрты слова. Девочка поняла, что речь идёт о животных и решила обраться за помощью к своему девушке, потому что он всё знает о лесных жителях. Давайте поможем Маше определить животных.
Корзина со свитками, в которых затёрты названия животных. Учитель, подносит корзину к учащимся, они достают свиток, читают, отгадывают животных.
Животные: змея, жаба, ящерица. Слайд 2
У: Какие вы молодцы. У лягушек, жаб, ящериц и змей температура тела равна температуре окружающей среды. Брал ли кто-нибудь из вас в руки ужа или лягушонка? (ответы детей)
У: Какими они вам показались – теплыми или холодными? (ответы детей)
У: Что происходит с температурой воздуха поздней осенью? (температура воздуха понижается)
У: Из-за этого змеи, лягушки, ящерицы становятся сонными, вялыми. Насекомые, которыми они питаются, постепенно исчезают.
У: Как готовятся к зиме змеи? (ответы учеников)
У: Змеи забираются по несколько штук по пни, коряги, свиваются в клубок и цепенеют.
У: Как готовятся к зиме ящерицы? (Ответы детей)
У: Ящерицы забираются поглубже в норки или под корни деревьев, цепенеют.
У: Как готовятся к зиме жабы и лягушки? (Ответы детей)
У: Жабы зарываются в рыхлую почву под камнями, в норки грызунов, подвалы. Лягушки зимуют на дне водоемов, около родников. Дышат они при этом кожей.
У: Какой вывод мы можем сделать? (Змеи, лягушки, жабы, ящерицы цепенеют, чтобы пережить зиму)
У: Выделим этих животных в отдельную группу. (Цепенеющие животные, впадающие в оцепенение)
Учитель размещает на доске табличку со словами Впадают в оцепенение.
V. Физическая минутка
У: Ух, как холодно в лесу. Маша предлагает нам с вами немного погреться. Встаём.
Фрагмент из мультфильма «Маша и Медведь» (по следам невиданных зверей) Слайд 3
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – плечи шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
У: Кто это ребята? Это наверное, дедушка Маши. Попрощаемся с Машей.
Слад 4
3) Беседа с использованием изображений
У: Смотрите, кто это? (Белка) Слад 5
У: А почему она серая? (Ответы детей)
У: Сравним наши предположения, с автором учебника, откроем учебник на стр. 98. (Имя ученика), прочитает нам 2 абзац, 2-ая красная строка.
У: Названия, каких животных вы знаете, которые меняют свой окрас? (заяц, белка, песец, горностай)
Демонстрация фотографий зайца, белки, песца, горностая в летнее и зимнее время года. Слайд 6-9
У: Почему заяц и белка меняют цвет шерсти? (у зайца и белки много врагов: лиса, совы, волки, куницы, а защита – только быстрые ноги. Поэтому им нужна защитная окраска)
У: Почему песец и горностай меняют цвет шерсти? (Это тоже защита от хищников и маскировка для охоты на других животных)
У: Какой вывод может сделать? (зайцы, белки, песцы, горностаи меняют свою окраску, чтобы пережить зиму)
У: Выделим этих животных в отдельную группу. (Меняют окрас)
Учитель размещает на доске табличку со словами «Меняют окрас».
У: (Имя ученика), прочитает нам на стр. 99 1-ый абзац. Остальные слушаю и следят.
У: Назовите зверей, которые делают запасы на зиму. (мыши, бобры, бурундуки)
Демонстрация фотографий Слайд 10-12
У: Какие это запасы? (зерно, жёлуди, орехи, семена, листья и корни трав)
4) Выступление подготовленных учеников
У: Среди наших учеников есть дети, которые знают про запасы животных и о них нам расскажет (Имя ученика №1)
Ученик №1
Серая полевка, живущая в поле, запасает в своих норах 2-3 кг зерен пшеницы, проса, ржи, а как приправу к этому – листья и корни многих трав. А рыжая лесная полевка заготавливает орехи, желуди, крылатки клена, орешки липы. Кроты проделывают глубокие подземные ходы и прячут в них дождевых червей. Крот прокусывает голову своей жертве, и черви не могут двигаться, хотя и остаются живыми. Поэтому у крота зимой всегда есть свежий корм.
Осенью бобры заготавливают толстые ветки, стволы деревьев на зиму. Свои запасы бобры складывают в воду, где они до февраля сохраняют свои пищевые качества. Чтобы корм не вмерзал в лед, бобры подтапливают его ниже уровня воды под крутые нависшие берега. Даже когда водоем замерзнет, у бобра будет еда подо льдом. Выхухоли складывают в норку двустворчатых моллюсков.
У: Какой вывод может сделать? (Мыши, бобры, бурундуки делают запасы, чтобы пережить зиму)
У: Выделим этих животных в отдельную группу. (Делают запасы)
Учитель размещает на доске табличку со словами «Делают запасы».
У: (Имя ученика), прочитает нам на стр. 99 2-ый абзац. Остальные слушаю и следят.
У: Назовите зверей, которые впадают в спячку. (Ёж, медведь, енот, барсук, суслик)
Демонстрация фотографий Слайд №13-16
У: Интересные факты о некоторых животных, впадающих в спячку нам расскажет (Имя ученика №2)
Ученик №2
В засушливых районах нашей страны первые впадают в спячку сурки. Они затыкают норки пробками из травы еще в конце августа. Это связано с тем, что трава, которой они питаются, становится сухой и теряет свою питательность. В спячке сурки могут находиться до восьми месяцев. Они же могут уходить в спячку и в жаркие летние месяцы, когда трава высыхает на солнце. Наверное, поэтому люди и говорят: «Спит как сурок». Так же крепко спят ежи, тушканчики.
Ученик №3
Енот-полоскун назван так из-за того, что, прежде чем съесть еду, долго полощет ее и трет лапками в каком-либо находящимся рядом водоеме. С наступлением зимы тоже укладывается спать. Но сон его неглубок. Когда потеплеет, енот просыпается, выходит подышать свежим воздухом и снова засыпает.
У медведицы зимой рождаются медвежата, которые питаются ее молоком, а она продолжает дремать. Если медведя зимой нечаянно разбудить, то он с голоду станет очень опасным зверем, будет нападать на домашний скот и даже на людей. Таких медведей называют шатунами.
У: Интересные факты о некоторых животных, впадающих в спячку нам расскажет (Имя ученика №3)
У: Енот в некоторых районах нашей страны впадает в спячку, а в некоторых – нет. Как вы думаете почему? С чем это связано? (Там, где есть корм – орехи, зерно – енот не спит. Там где корма нет, - впадает в спячку)
У: Какой вывод может сделать? (еж, медведь, енот, барсук впадают в спячку, чтобы пережить зиму)
У: Выделим этих животных в отдельную группу. (Впадают в спячку)
Учитель размещает на доске табличку со словами «Впадают в спячку».
VI. Физическая минутка
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
VII. Закрепление изученного материала
1)Рассказ с опорой на схему
У: Ответим на главный вопрос нашего урока. Как разные животные готовятся к зиме. Расскажет нам об этом (Имя ученика). Опираясь, на схему на доске, приводя примеры, расскажи, о том, как животные готовятся к зиме.
VIII. Итог
У: Проверим, насколько хорошо мы запомнили, как разные животные готовятся к зиме.
2. Задание: заполни таблицу.
Раздаются карточки с заданием.
Имя, фамилия_______________________________________
Медведь | Лягушка | Белка | Змея | Бобёр | Песец | |
Впадают в спячку | ||||||
Делают запасы | ||||||
Меняют окрас | ||||||
Впадают в оцепенение |
На доске 2 снежинки, символизирующие время на выполнение задания.
У: Перед вами таблица. Сверху – написаны названия животных, сбоку - то как, разные животные могут готовиться к зиме. Ваша задача, поставить «+» в той клеточке, которая соответствует тому, как животное подготавливается к холодам. На это задание вам даётся 2 минуты, 1 минута - это 1 снежинка. Если 2 снежинки улетели, ваше время истекло.
У: Поменяйтесь с соседом по парте. Если ошибок нет-красный кружок, 1 ошибка – зелёный кружок, больше ошибок – жёлтый кружок. Слайд 18
3.Игра ТРКМ « Верите ли вы, что….»
У: Следующее задание называется «Верите ли вы…» Попробуем:
1) Верите ли вы, что белки меняют окрас к зиме?
2) Верите ли вы, что ящерицы, лягушки, змеи, цепенеют, становятся абсолютно безжизненными на время холодов.
У: Предлагаю вам в парах придумать вопрос «Верите ли вы…» и задать его своим одноклассникам. Кто готов поднимите руку.
IX. Оценивание
У: За работу на сегодняшнем уроке (Имена учеников), заработали 5, заработали 4 (Имена учеников).
4. Выставка книг
У: Обратите внимание на стенд. На нём представлена научная и художественная литература о животных. Если, кого-то из вас заинтересовала тема нашего урока, вы можете расширить свои знания с помощью представленных книг.
X. Рефлексия
На доске синий ватман, символизирующий синее небо.
У: Ребята, а перед тем, завершить наше занятие оцените ваши знания. У вас у каждого выданы 2 снежинки. Если сегодняшний урок был для тебя интересным и ты узнал много нового, прикрепи – голубую снежинку. Если сегодняшний урок тебя заинтересовал, но нужно расширить знания – белую снежинку.
У: Спасибо ребята вам за урок, всего доброго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Как разные животные готовятся к зиме" 2 класс
Презентация по окружающему миру "Как разные животные готовятся к зиме" по УМК "Перспектива" для 2 класса....
Урок окружающего мира с использованием сервиса ZooBurst (3D книга) "Как разные животные готовятся к зиме"
План-конспект урока окружающего мира разработан по УМК "Перспектива" разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В уроке задействованы интернет-ресурсы: сервис ZooBurst (интерактивния 3D книга...
Урок окружающего мира. 2 класс. Как разные животные готовятся к зиме. УМК Перспектива
Урок проводится с применением ИКТ, групповой технологии, элементов ТРКМ...
Урок по окружающему миру во 2 классе УМК "Перспектива" .Тема: "Как разные животные готовятся к зиме".
Тема: "Как разные животные готовятся к зиме".Конспект урока по окружающему миру во 2 классе (УМК "Перспектива") с презентацией.На уроке используются обучающие структуры и мыслительные приёмы сингапурс...
Урок по окружающему миру "Как разные животные готовятся к зиме"
Урок окружающего мира 2 класс "Как разные животные готовятся к зиме". На уроке представлены результативные приемы и методы по формированию личностных и предметных УУД у учащихся начальных классов, обе...
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как разные животные готовятся к зиме."Материал на конкурс "Учитель года 2017г"
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как разные животные готовятся к зиме....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Как разные животные готовятся к зиме" Материал на конкурс "Учитель года 2017г."
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Как разные животные готовятся к зиме" Материал на конкурс "Учитель года 2017г."...