Горные экосистемы, 2 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Конспект и презентация к уроку "Горные экосистемы", 2 класс, УМК "Школа 2100".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gornye_ekosistemy_2_klass.zip | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск"
«Средняя школа № 20»
Конспект урока для 2 класса по предмету «Окружающий мир»
«Горные экосистемы»
Образовательная система «Школа 2100»
Автор разработки:
Шпиндлер Ольга Геннадьевна – учитель начальных классов
I квалификационной категории.
Архангельск
2016 год
Предмет: Окружающий мир. Урок – открытие нового знания.
Раздел. Земля – наш общий дом.
Тема: Горные экосистемы.
Форма проведения: групповая.
Класс: 2/ 8 лет
Методический комментарий: данный урок ориентирован на усвоение новых знаний. Урок является первым в теме «Горные экосистемы», составлен в соответствии с ФГОС, с использованием системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированного подхода. Урок направлен на развитие универсальных учебных действий, преимущественно на развитие умений планировать свою деятельность, умение прогнозировать, сопоставлять, систематизировать, анализировать.
Урок разработан в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками детей.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
На момент проведения урока у учащихся сформированы понятия: «экосистема», «природные зоны», «природная зональность», «горы».
Использование на уроке демонстрационных средств, способствуют формированию у обучающихся образных представлений, а на их основе – соответствующих понятий.
Для решения поставленных задач рационально выбрана структура урока. Каждый этап работы предусмотрено отображать в листе самооценки.
Цель: Познакомить с природными условиями, растительностью и животным миром гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы.
Задачи:
- Развивать бережное отношение растениям и животным, и природе в целом.
- Развивать умение работать в группах.
- Развивать умение устанавливать причинно-следственных связи.
Познавательные УУД
1. Способствовать развитию умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Способствовать развитию умения слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Личностные результаты
1. Способствовать развитию умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Способствовать развитию умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Этапы | Ход урока | Деятельность учащихся | Время |
I.Организационный момент ΙI. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | Что ж, друзья, начнём урок, Прозвенел уже звонок. Гостям желаю отдохнуть, А мы продолжим с вами путь. Работать дружно в группах будем Все трудности преодолеем вместе. Открытия продолжим совершать Чур, никому не унывать. Проверка домашнего задания. (Слайды 2-7)
(Ответы: тундра, лес, пустыня, тундра, планктон) самооценка - На предыдущих уроках окружающего мира мы говорили о том, что наша Земля поделена на пояса. А что расположено внутри тепловых поясов? – Изучая природные зоны, на какие особенности обращали внимание? – Как сказать иначе, одним словом? – Что такое экосистема? – Нужно ли человеку вмешиваться в жизнь экосистемы? – Мы с вами побывали во всех изучаемых нами природных зонах, увидели их красоту и неповторимость. Ребята, кто из вас может сказать, а почему природные зоны распределяются на планете в такой последовательности? Что их определяет? – Ребята, скажите, солнце очень горячее? – Если мы будем рядом находиться, как мы себя будем чувствовать? – Так, чем ближе к Солнцу, тем теплее? – Я вас правильно поняла? Чем выше будем подниматься, тем будет теплее? – Хорошо. Я сейчас покажу вам картинку, назовите, что это? – Рассмотрите их, обратите внимание на цвета. – Покажите самое холодное место на картинке. (Слайд 8) – Но вы говорили, что чем ближе к Солнцу, тем теплее? Какие вопросы у вас возникают? – О чём мы будем сегодня говорить? – Кто скажет тему урока?
– Составим план урока.
Физминутка А теперь все тихо встали, Дружно в гору все пошли, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело! | Ребята в листе самооценки записывают ответы. Ребята в листе самооценки ставят: зелёный круг, если всё правильно и не возникло затруднений, жёлтый круг, если есть ошибка или возникли затруднения и красный круг, если много ошибок, ничего не поняли. - Природные зоны. - На природные условия, растительный и животный мир. - Экосистема. - Экосистема – это такое содружество живой и неживой природы, в котором все обитатели чувствуют себя, как дома.) - Нет. Экосистема может существовать сколько угодно долго без вмешательства человека. - Солнце, закон природной зональности. - Да. - Нам будет очень жарко. - Да. - Да. - Горы. Дети рассматривают картинку и описывают её. - Вершины гор. Ребята обсуждают в группах и высказывают свои предположения. - Горная экосистема. Учитель вместе с детьми составляет план урока (на доске) | 1 мин. 6 мин. 10мин. 3 мин. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. | Беседа. – На какой вопрос нам надо найти ответ? – Хотите с этим разобраться? Работа в учебнике. – Откройте учебник на с. 42. Сейчас вы будете работать по командам. Выполните задание внизу страницы. Ответ обоснуйте.
–А почему за бортом самолета так холодно? – Прочитайте предложение, подтверждающее ваш ответ. – Где будет теплее всего: у подошвы горы или на вершине? – А где холоднее? – Так какой можно сделать вывод? – Скажите, меняется ли растительный мир в горах с подъёмом вверх? Каким образом? (Слайд 9) - Итак. Экосистемы высотных поясов похожи на те, которые мы встречали на равнинах. Но есть и отличия. На склонах, где выпадает много осадков, горные тундры превращаются в горные луга. Они пестрят яркими цветами и называются альпийскими лугами. - Какие растения населяют горы? (Слайд 10) - А как растения приспособились к жизни в горах? Работа с картой в учебнике. – Давайте поработаем с картой и посмотрим, какие же животные населяют горы? (Слайд 11) – Итак, из-за солнечного тепла изменяются: климат, почва, растительный и животный мир. самооценка | - Почему на вершине горы холодно? - Да. Дети обсуждают в группах и выполняют задание. – Мы решили, что Лене теплее, потому что она, во-первых, равномерно освещена горячим солнцем, а во-вторых, согревается от нагретого солнцем песка. -Воздух прозрачен и солнечные лучи, не нагревая его, проходят насквозь. Читают предложение из учебника. - У подошвы горы. - На вершине. - Чем выше поднимаемся вверх по горе, тем температура воздуха понижается. Ребята обсуждают в группах и высказывают свои предположения. - Сосна, эдельвейс, лишайник, горечавка. - У растений длинные цепкие стебли, которыми они держатся за скалы. - Кондор, гриф, лама, архар, серна, як, снежный барс. | 12мин. |
ΙΙΙ. Применение нового знания. | Работа в группах. Задание «Мозаика-гора». – Соберите мозаику, проверьте, правильно ли вы расставили высотные пояса. Работа с Рабочей тетрадью. – Выполните задание 2 в рабочей тетради. Одинаковые ли высотные пояса в этих горах? (Слайд 12) – Почему? самооценка - В горах очень красиво. И эта красота привлекает людей. Но за ней скрывается и большая опасность. (Слайд 13) На крутых склонах гор все предметы представляют большую опасность. Камни срываются, образуя камнепад. Бывает, что часть склона превращается в оползень и сползает вниз вместе с домами и деревьями. Снег, накопленный за зиму, сходит в виде лавины. А во время ливневых дождей поток воды увлекает за собой глину, песок, камни и превращает все это в селевой поток. С большой скоростью он несется по склону и сметает все на своем пути. Бывает, что и дождевая вода очень быстро стекает с гор и приводит к наводнению. Внезапная опасность, с которой можно столкнуться в горных районах – это землетрясение. | Ребята собирают мозаику в группах, расставляя в правильной последовательности высотные пояса. - Нет. - Чем выше гора, тем больше высотных поясов. | 8 мин. |
ΙV. Итог урока. | – Что нового вы узнали на уроке? – Есть ли такое место на земле, где можно встретить сразу все природные зоны? – Удалось ли вам выполнить задания? – Вы выполнили всё сами или с помощью товарища? самооценка Рефлексия – Молодцы! Вы не только правильно выполнили задание, но и объективно оценили свою работу. (Слайд 14) | - Да, это горы. - У нас всё получилось! | 3 мин. |
V. Домашнее задание. | По усмотрению учителя. | 2мин. |
Оборудование: карта природных зон, мультимедийная презентация «Горные экосистемы», компьютер, учебник «Окружающий мир» 2 класс, рабочая тетрадь к учебнику, разрезные карточки.
Используемые источники:
1) Вахрушев А.А. Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета – Земля»). Учебник в 2 частях.
2) Вахрушев А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Наша планета – Земля».
3) Изображения для мультимедийной презентации с http:// www.google.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по окружающему миру Горные экосистемы, 2 класс, 2100
Презентация содержит вспомогательный матриал по окружающему миру во 2 классе по программе 2100 к уроку по теме "Горные экосистемы"....
Окружающий мир. Горные экосистемы. 2 класс.
Урок окружающего мира по теме: горные экосистемы разработан в соответствиии с ФГОС с использованием системно-деятельностного и личностно-ориентированного подхода и направлен на развитие УУД....
Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Горные экосистемы"
Урок разработан по учебнику А.А. Вахрушева "Школа 2100". К конспекту прилагается презентация....
Открытй урок по окружающему миру во 2 классе по теме "Горные экосистемы".
Открытй урок по окружающему миру с презентацией по теме "Горные экосистемы". 2 класс. Программа ОС "Школа 2100"....
Урок окружающего мира "Горные экосистемы" 2 класс.
"Горные экосистемы", урок по окружающему миру во 2 классе....
Конспект урока по окружающему миру "Горные экосистемы", 2 класс. ОС "Школа 2100"
Урок окружающего мира во 2 классе проведён на тему «Горные экосистемы» ОС «Школа 2100. Автор учебника – А. А. Вахрушев. Урок построен и проведён на основе технологии проблемного обучения, поэтому его ...
Презентация к уроку окружающего мира, 2 класс "Горные экосистемы"
Презентация содержит слайды с изображениями животных и растений, обитающих в горной экосистеме, а также фотографии из личного архива юного путешественника. Предложено продуктивное задание для применен...