Урок окружающего мира "Горные экосистемы" 2 класс.
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему
"Горные экосистемы", урок по окружающему миру во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ
(Окружающий мир)
2 класс
Е.А. Мелещенко
МОУ «СОШ № 88» г. Воронежа
Цель урока: познакомить ребят с природными условиями, растительностью и животным миром гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы.
Оборудование : карта природных зон с нанесёнными на неё животными и растениями, физическая карта Земли, горные пейзажи, рисунки растений и животных гор.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
-Что изображается на карте разными оттенками коричневого цвета?/Горы/
-Что обозначено на физической карте и глобусе зелёным и жёлтым цветом?/Равнины/
-Какие самые большие равнины вам известны? ( Восточно – Европейская равнина, Западно – Сибирская равнина/
- Какие горы разделяют эти две равнины? /Уральские горы/.
- Попробуйте по определению догадаться о какой природной зоне идёт речь.
… - природная зона холодного пояса с суровым климатом, расположенная вокруг полюсов./Ледяные пустыни./
… - безлесная природная зона в умеренном тепловом поясе, покрытая травянистой растительностью./Степь/
… - безлесная северная природная зона с суровым климатом и многолетней растительностью./Тундра/
… - природная зона умеренного пояса и жаркого теплового пояса с сухим климатом и очень редкой растительностью./Пустыня./
-Что мы изучаем в каждой природной зоне?
/Экосистему./
-А что такое экосистема?/Это совместно обитающие живые организмы и участок земли, на котором они себя чувствуют как дома./
3.Сообщение темы урока.
-Ребята, как вы думаете, есть ли на Земле такие места, где мы одновременно можем встретиться с животными и растениями жарких и холодных стран. Ведь каждый живой организм хорошо приспособлен только к своему месту обитания.
-Если есть, то, что это за места?
- Какие формы земной поверхности вы знаете?
-Как вы думаете, равнины или горы больше подходят для совместного проживания растений и животных разных природных зон? /Горы/
Действительно. Такие экосистемы существуют.
И сегодня на уроке мы с ними познакомимся
/На доске учитель открывает тему урока/
Горные экосистемы.
-И так давайте наблюдать и рассуждать.
-Рассмотрим, где находятся Уральские горы на карте природных зон?
(Дети показывают на карте.)
-Какие природные зоны пересекают эти горы?
/Зона тундры, лесная зона и степная зона./
-Рассмотрим юг Уральских гор. У подножия гор какая зона?/Степная./
-Поднимаемся вверх, что происходит с воздухом?
/Он становится холоднее./
-Делаем вывод./Если становится холоднее, то степную зону сменяет лесная зона./
-Поднимаемся ещё выше, что происходит?
/Ещё становится холоднее, потому что воздух нагревается от земли, а земля всё дальше./
-Делаем вывод.
/Лесную зону сменяет тундра./
Учитель объясняет про альпийские луга.
(Альпийские луга -это горные тундры.)
-И, наконец, мы приближаемся к вершинам гор, где очень холодно.
-Делаем вывод.
/Зона ледяных пустынь/.
Учитель вводит понятие ледники.
(Ледник -это огромная толща льда, которая располагается на вершинах высоких гор.)
Учитель вводит понятие высотный пояс.
(Высотный пояс – закономерно сменяющие друг друга при подъёме в горы экосистемы, повторяющие смену природных зон.)
/Учитель показывает на карте природных зон обозначение области высотной поясности./
- Работа по теме урока.
- Какие вопросы мы можем задать, изучая данную тему?
/Какой климат? Какие растения? Какие животные?
Как приспособились?/
-И так какой климат?
/Изменчивый, зависит от высоты./
-Растения?
/Соответствуют природной зоне по высоте?/
(Рассказ учителя)
-Животные?
/Соответствуют природной зоне по высоте./
(Рассказ учителя.)
-Но конечно в горах есть особенные растения и животные .
Открыть учебники и прочитать .
-Что узнали о растениях?/Эдельвейс, лишайник, горечавка, сосна./
Работа с текстами по группам.
/Каждая группа рассказывает классу, что они узнали./
(Дополнение учителя.)
По ходу урока дети работают в тетрадях -
заполняется таблица: горные экосистемы – климат – растения – животные – как приспособились.
Их ответы оцениваются.
Итог урока.
-Почему экосистемы сменяют друг друга по мере подъёма в горы? /Происходит похолодание./
Домашнее задание.
Подготовить по желанию сообщение о животном, живущем в горах.
Тексты для урока.
Архар (горный баран).
Одним из обитателей гор и прилегающих к ним местностей является архар. От своего ближайшего родича – одомашненного барана, архар отличается широкой грудью, сильными мускулами, крепкими ногами и короткой шеей. Голова животного украшена восхитительными рогами. Это очень надёжная защита от многих бед.
Пасётся он на горных вершинах и крутых склонах, в ущельях. Летом архары добираются до самых горных вершин, до мест, где никогда не тают снега. А зимой спускаются вниз.
Безоаровый козёл.
Рога у этого длиннобородого красавца либо серповидные, либо винтообразные. Безоаровый козёл – большой мастер прыгать со скалы на скалу, взбираться, а точнее взлетать на горные кручи и так же красиво спускаться с них.
Рацион этого животного составляют горные травы.
Бык в «юбке» и горный верблюд.
У этого быка из всех известных диких быков самое короткое название – як, но самая длинная «юбка» из длинных жёстких волос, спускающихся с боков, брюха и ног до самой тверди земной. Яки живут в суровых климатических условиях в горах, на большой высоте, где дуют сильные ветры, выпадают глубокие снега и нет надёжных укрытий. Вот шерстяная «юбка» и предназначена для защиты от холода. Она же служит и тёплой «периной» животному в часы его отдыха и сна.
Из горных животных в разных частях света человек одомашнил козу, в Азии – яка, в Южной Америке – ламу (горного верблюда).Самки яка дают очень жирное молоко. Лама даёт тонкую шерсть, превосходящую по качеству овечью.
Снежный барс или ирбис.
Этот полутораметровый представитель семейства кошачьих весит до 75 килограммов. Он сероватой окраски, украшенный по всему телу чёрными пятнами, отчего выглядит настоящим красавцем.
У ирбисов необычайно длинный и пушистый мех.
Он добывает себе пищу в горных ущельях, в лесах.
Оказавшись в горах, он в основном охотится на архаров и джейранов.
Бородач.
В полёте бородач похож на крупного сокола. Клюв крючком, мощный и сильный, под клювом бородка из пёрышек. Лапы как бы в штанишках до самых пальцев.
Живут бородачи выше всех других горных птиц, придерживаясь области вечных снегов и гор, покрытых ледниками. Питаясь в основном падалью, бородачи несут в природе службу санитаров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная доска. Конспект и презентация к уроку Окружающий мир. Экосистема озера. 3 класс
Урок и презентация по курсу окружающий мир, 3 класс. На уроке учащиеся знакомятся с понятием экосистема озера. В ходе урокаучащиеся знакомятся с происхождением и видами озер. На уроке...
Урок окружающего мира 3 класс "Экосистема поле"
Тема урока "Экосистема поле"Цель :Познакомить с обитателями полей; объяснить причину малой устойчивости этой экосистемы.Задачи урока: Сформировать знания об искусственной экосистеме поля, выявить взаи...
Конспект урока окружающего мира "Экосистема леса" 3 класс
Урок разработан по учебнику А.А.Вахрушева и содержит технологическую карту , иллюстрации слайдов, прописаны УУД....
Конспект урока Окружающий мир, 3 класс, Экосистема озера, школа 2100
Конспект пробного урока...
Урок окружающий мир 3 класс Тема:Жизнь экосистемы.
Цель уроканаправлена на то чтобы учащиеся научились1) понять, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере, и что в экосистеме проис...
Урок окружающий мир 3 класс Тема: Жизнь экосистемы.
Цельурока 1) понять, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере, и что в экосистеме происходит круговорот веществ.2)...
Презентация к уроку окружающего мира, 2 класс "Горные экосистемы"
Презентация содержит слайды с изображениями животных и растений, обитающих в горной экосистеме, а также фотографии из личного архива юного путешественника. Предложено продуктивное задание для применен...