Исследовательская работа.
творческая работа учащихся по окружающему миру (3 класс) на тему

Боблак Татьяна Николаевна

АННОТАЦИЯ.

     Исследовательская работа посвящена 70-летию Курской битвы. В 1943 г. во время Курской битвы советская авиация превосходила ли авиацию противника? Исследую на примере самолётов – истребителей.

     Тема: «А наши лучше! Самолеты-истребители Курской битвы 1943 года».     Гипотеза: советские самолёты, участвовавшие в Курской битве, превосходили фашистские, что помогло одержать победу в Курском сражении.

Цель: проверить выдвинутую гипотезу о том, что советские самолёты лучше, чем самолеты противника.

Задачи:  познакомиться с историей Курской битвы; изучить, какие самолёты участвовали в Курском сражении – советскую и фашистскую авиацию; сравнить некоторые технические показатели советских и фашистских самолетов; составить сравнительные таблицы; наглядно показать на диаграммах преимущество одной из сторон; провести тест-опрос среди одноклассников и их родителей; проанализировав, сделать выводы; провести политинформацию в своём  и параллельных классах.

Предмет  исследования:  Курская битва, к её 70-летию.

Объект  исследования: фашистские и советские истребители – участники  Курского сражения 1943года.

Методы: поиск, изучение разных источников информации, тест-опрос учащихся и родителей, сравнительный анализ, выводы, подтверждающие выдвинутую мной гипотезу. Продукт: политинформация с применением мультимедийной презентации.  

Мои выводы: I.Вывод: моя гипотеза подтвердилась – советский самолёт-истребитель Як-1 лучше, эффективнее, чем фашистский истребитель Фв-190.

II. Вывод 1:  моим одноклассникам нужно меньше играть в компьютерные игры, а больше изучать историю Отечества, читать о Великой Отечественной войне.

II. Вывод 2: у некоторых представителей поколения взрослых в возрасте 28-32 г. нет особого радения за Отечество, им не интересна история советского периода. По их словам, важнее сегодня суметь выжить.

III.Вывод: советский Ла-5 превосходит фашистский истребитель Ме-109.

Вывод-ответ на вопрос 1 введения (человеческий фактор): главную роль сыграли не авиация, а артиллерия и танки; а ещё более весомы героизм советского народа в защите.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Ведение

                                                                                                Он в безбрежном океане
                                                                                                           Туч касается крылом.
                                                                                                            Развернется над лугами —

                                                                                                 Отливает серебром

С детства я мечтаю о небе, о полётах, самолётах. 

Самолеты — это летательные аппараты для полетов с помощью двигателей и крыльев. Это нужные машины: они возят людей, доставляют тяжелые грузы. Все самолеты вместе называются авиацией 

Люди изобретали летательные аппараты, которые постепенно становились сложнее, надежнее и удобнее. Первые чертежи летательных машин найдены в рукописях Леонардо да Винчи, великого итальянского ученого, художника и инженера эпохи Возрождения. 

В 1882 году русский морской офицер      А. Ф. Можайский предпринял первую попытку моторного полета. Как  устроен самолёт? Корпус самолета называется фюзеляж.

К нему крепятся хвостовое оперение и крыло.

В фюзеляже находятся  кабина экипажа, салон для пассажиров, грузовые отсеки и механизмы управления самолетом. Очень важная часть самолета — шасси.

Без них нельзя ни взлететь, ни приземлиться.          

Во время полета шасси убирают внутрь фюзеляжа или крыла. Агрегаты у самолетов одинаковые.

Но почему-то самолеты — разные? По-назначению самолеты делятся на гражданские и военные. Военные самолеты внешне очень похожи на обычные, гражданские. Но у них совсем другая работа. Они защищают наше мирное небо.

А с чего все начиналось?

Сначала собирал коллекцию картинок, потом составлял из пазлов изображения самолётов, затем увлёкся <> по этой  же теме, конструировал и движущие модели с пультом управления. Много читал об авиации. В эти летние каникулы я узнал из новостей по телевидению, что наша страна отмечает 70-летие Курской битвы – переломного сражения в Великой Отечественной войне. Смотря и слушая эту информацию, я ждал, что скажут об авиации, которая принимала участие в тех сражениях. Но этого, к моему сожалению, не произошло. А ведь  в боях под Курском, конечно же, я уверен, авиация имела большое важное  значение! Или нет???  Почему умолчали?

     1. Какое значение?  Она ли сыграла решающую роль?

     2. Чьи самолёты, наши или противника, лучше, эффективнее, производительнее?  Очень захотелось исследовать и сравнить технические показатели советских и фашистских самолётов, но только некоторые.  Почему некоторые, а не все? Потому что мне, пока ещё десятилетнему мальчику, только некоторые из всех наиболее понятны.

Тема: «А наши лучше! Самолеты-истребители Курской битвы 1943 года».    

Гипотеза: советские самолёты, участвовавшие в  Курской битве лучше, чем фашистские, что помогло одержать советским войскам победу в Курском сражении.

Цель: проверить выдвинутую гипотезу о том, что  советские самолёты лучше, чем самолеты противника.

Задачи:  - познакомиться с историей Курской битвы; - изучить, какие самолёты участвовали в Курском сражении – советскую и фашистскую авиацию; - сравнить некоторые технические показатели советских и фашистских самолетов; - составить сравнительные таблицы;  - наглядно показать на диаграммах преимущество одной из сторон военных действий; - провести тест-опрос среди одноклассников и их родителей и, проанализировав, сделать выводы; - сделать обобщение и выводы, подтверждая или опровергая выдвинутую мной гипотезу;  - провести политинформацию для детей и взрослых на классном часе, проведенном совместно с родителями.

Предмет  исследования:  Курская битва, к  её 70-летию.

Объект  исследования: фашистские и советские истребители – участники  Курского сражения 1943года.                                                                                                                                      Методы: поиск и анализ разных источников информации,  тест-опрос учащихся и родителей, сравнительный анализ таблиц, диаграмм, выводы.

Продукт: политинформация с применением мультимедийной презентации.  

Практическая значимость:

- пропаганда гражданственности и патриотизма среди молодого поколения;

- воспитание любви к Родине и чувства гордости за её героическое прошлое;

- политинформация с применением мультимедийной презентации.

  1. Научная статья

С детства я мечтаю о небе, о полётах, самолётах. Сначала собирал коллекцию картинок, потом составлял из пазлов изображения самолётов, затем увлёкся <> по этой  же теме, конструировал и движущие модели с пультом управления. Много читал об авиации.

В эти летние каникулы я узнал из новостей по телевидению, что наша страна отмечает 70-летие Курской битвы – переломного сражения в Великой Отечественной войне. Смотря и слушая эту информацию, я ждал, что скажут об авиации, которая принимала участие в тех сражениях. Но этого, к моему сожалению, не произошло. А ведь  в боях под Курском, конечно же, я уверен, авиация имела большое важное  значение! Или нет???  Почему умолчали?

     1. Какое значение?  Она ли сыграла решающую роль?

     2. Чьи самолёты, наши или противника, лучше, эффективнее, производительнее?

Очень захотелось исследовать и сравнить технические показатели советских и фашистских самолётов, но только некоторые.  Почему некоторые, а не все? Потому что мне, пока ещё десятилетнему мальчику, только некоторые из всех наиболее понятны.

      2.1.  Немного истории.  

23 августа - День воинской славы России и День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве в1943 году (в соответствии с Федеральным законом от 13.03 95 № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России»). Курская битва была одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны и продолжалась сорок девять дней, с 5 июля по 23 августа 1943 г.

Я узнал, что в историографии принято разделять сражение на три части: - Курскую оборонительную операцию (5 - 23 июля); - Орловскую освободительную (12 июля - 18 августа); - Белгородско-Харьковскую (3 - 23 августа) наступательные.    

«Замысел германского командования сводился к тому, чтобы окружить и уничтожить оборонявшиеся в районе Курска войска Центрального и Воронежского фронтов. В случае успеха предполагалось расширить фронт наступления и вернуть стратегическую инициативу. Для реализации своих планов противник сосредоточил мощные ударные группировки, которые насчитывали свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий, около 2050 самолетов.

Большие надежды возлагались на новейшие… самолеты-истребители "Фокке-Вульф-190" и штурмовики “Хейнкель-129”». «Советское командование решило сначала обескровить ударные группировки врага в оборонительных сражениях, а затем перейти в контрнаступление.

Начавшаяся битва сразу же приняла грандиозный размах и носила крайне напряженный характер». Наши войска не дрогнули и встретили врага с невиданной стойкостью и мужеством, поэтому наступление противника было приостановлено. А 12 июля начался второй этап Курской битвы - контрнаступление советских войск. 5 августа наши войска освободили города Орел и Белгород. 23 августа был освобожден Харьков.

Так победоносно завершилась битва на Курской огненной дуге. В ходе нее было разгромлено 30 отборных дивизий противника. Немецко-фашистские войска потеряли около 500 тыс. человек, 1500 танков, 3 тыс.                                                                                                                                               5 тыс. орудий и 3700 самолетов. За мужество и героизм свыше 100 тыс. советских воинов - участников битвы на Огненной дуге, были награждены орденами и медалями.

Битвой под Курском завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне.

2.2. - Самолёты, фашистские и  советские, участвовавшие  в Курском сражении 

Какие же самолеты,

кроме уже упомянутых выше, участвовали в Курской битве?  Продолжаю поиск и изучение!  Читаю в литературе и нахожу в Интернете, что  

 - с советской стороны:       Ту-2, Ил-2, Ла-5, Як-1,

 - со стороны противника:  Фв-190, Ме-109, Ю-87, Хейнкель-129.

3. Исследовательская часть.

        3.1.  Так как эффективной ударной силой являются истребители, то меня больше всего, конечно, заинтересовали они.  Поэтому-то  я  и  выбрал  для сравнения истребители  Курской битвы:

Самолёт противника:    Фв-190                          

Советский   истребитель:   Як-1

Какие же технические показатели в авиации мне выбрать для сравнения, но те, наиболее понятные для меня?  Изучаю, какими они бывают… Итак, выбираю для исследования понятные мне четыре технических показателя: -максимальную высоту в метрах, -дальность полёта в метрах, -максимальную скорость, км/ч,  и  -тяговооружённость, Вт/ч

Нахожу показатели для фашистского истребителя  Фв-190 :

Максимальная высота, м  -    Фв-190 – 3,95 км

Дальность полёта, км    -    Фв-190 – 800 км

Максимальная скорость, км/ч   -   Фв-190 – 450 км/ч

Тяговооружённость, Вт/кг   -   Фв-190 – 246 Вт/кг

Теперь те же технические характеристики для советского истребителя Як-1:

Максимальная высота, м   -    Як-1 – 10,70 м

                        Дальность полёта, км   -   Як-1– 585 км        

                        Максимальная скорость, км/ч     -     Як-1–632км/ч  

            Тяговооружённость, Вт/кг Як-1– 322Вт/кг                                                                         Затем вношу показания своего поиска в таблицы, чтобы сравнить  и   проиллюстрировать диаграммами:                                                                                                                                         Максимальная высота,   I.Вывод №1 : Як-1

 поднимается в небо гораздо

 выше, чем Фв-190.               

Дальность полёта, м       I.Вывод №2:

здесь Як-1  явно проигрывает фашистскому истребителю              

Фв-190.

Максимальная скорость км/ч     I.Вывод №3:

            ура!  У нашего – выше!

Тяговооружённость, Вт        I.Вывод №4:

             и по показател   тяговооружённость преимущество  на стороне Як-1 !

 I.Общий вывод:  моя гипотеза подтвердилась – советский самолёт Як-1 по большинству показателей превосходит фашистский истребитель Фв-190  !    

  - Но, может быть, это случайность??! Может быть, только эти марки самолётов дали такой результат?..   Мои сомнения…

- А  интересно, что знают об этом мои одноклассники, а взрослые, их родители?

 3.2. На следующем этапе моего исследования я решил провести тест-опрос.                                                                                                                                

                         Анализ 1  полученных результатов тест-опроса:

Таблица 1. ВОПРОСЫ для 30-ти детей в возрасте  9-10 лет

   ДА          НЕТ

1 вопрос:

Вы  знаете, что за знаменательная дата - 23 августа?  

7 чел. 23,4%

23 чел. 76,6%

2 вопрос:

Заинтересовал  ли  Вас  мой  рассказ  об авиации?  

26 чел. 86,6%

4 чел. 13,4%

3 вопрос: Как вы думаете, чьи истребители были мощнее, фашистские или советские в Курском сражении?                                  

21 чел. 70%

9 чел.

 30%

4 вопрос:

 Как вы считаете, есть ли другие факторы, которые  повлияли на исход Курской битвы?

9 чел. 30%

21 чел.

70%

  Ребята мало знают о предмете моего исследования, они чаще пожимали плечами, а если я настаивал подумать и всё же ответить, то высказывались поверхностно, «как бог на душу положит». 

 II. Вывод 1:  моим одноклассникам нужно меньше играть в компьютерные игры, а больше знать об истории Отечества, побольше читать о Великой Отечественной войне.

                      Анализ 2  полученных результатов тест-опроса:

II.     Вывод 2: Ну и мои родители тоже не знают о Курском сражении.

 И только трое родителей одноклассников сказали что, об этом что-то слышали, но не придали этому особого значения. На второй вопрос анкеты они прореагировали так: 12 чел. остались слушать меня после уроков, а 18 родителей ушли, чем подтвердили то, что им                                                                                                                                                это неинтересно.

Ответы на третий и четвертый вопросы показали, что у этого поколения взрослых нет особого радения за Отечество, им не интересна история советского периода. По их словам, важнее сегодня суметь выжить.  Поэтому сомнения  мои остаются.  И  я  продолжаю поиск и изучение…

3.3.  Мои поиски привели меня к информации о замечательном советском летчике Ива́не Ники́товиче Кожеду́бе, Герое Советского Союза, летавшем на истребителе и сбивавшем фашистские самолёты!

Он выжил в Великую Отечественную войну, затем продолжил свой славный путь в мирное время, принося пользу нашему государству! 

Трижды Герой Советского Союз  Маршал авиации (6 мая 1985).  Псевдоним во время боевых действий  в Корее –  Крылов.  

Да, поразил меня легендарный герой!

Вывод-ответ. По ходу своего изучения, я нашёл ответ на свой первый вопрос (см. введение): главную роль сыграли не авиация, а  артиллерия, танки. Но, когда я читал и писал о храбром Кожедубе Иване Никитовиче, то понял, что сила воли, отличные знания, мужество, героизм и стремление к победе таких же богатырей – наших воинов, наших прадедов в защите родных и близких людей, всего советского народа на фронтах и в тылу, безграничная любовь к Родине – главная  решающая сила;  конечно же, наряду с танками, артиллерией и моей любимой авиацией. Вот, что в единстве  привело к Победе в Великой Отечественной войне.

       3.4.Итак, я решил второй раз проверить свою гипотезу, изучив и проанализировав самолёты блистательного Кожедуба и его врага! То есть проверить ещё на одной паре истребителей Курской битвы – Ме-109, Ла-5 свою гипотезу.

                        Ла-5 

Ме-109                                                      

Технические характеристики для фашистского истребителя Ме-109:

                  Максимальная высота, м    -    Ме-109 – 8,2 км

                  Дальность полёта, км     -     Ме-109 – 750 км                                                                                                                                                                  

                  Максимальная скорость, км/ч   -   Ме-109 – 476 км/ч                                      

               Тяговооружённость, Вт/кг      -    Ме-109 – 257 Вт/кг

Теперь те же технические характеристики для советского истребителя  Ла-5:

Максимальная высота, м    -   Ла-5 – 10,80  км

Дальность полёта, км    -    Ла-5 – 1000 км

Максимальная скорость, км/ч   -  Ла-5– 685 км/ч

Тяговооружённость, Вт/кг     -     Ла-5– 366 Вт/кг

Итак, вношу эти показания в таблицы, чтобы сравнить  и  проиллюстрировать диаграммами.

Дальность полёта, км                    III.Вывод №2: лучший результат  у Ла-5 !

Максимальная скорость, км/ ч  III.Вывод №3: лучшим опять оказался Ла-5 !!!

Тяговооружённость, Вт/кг   III.Вывод №4:   ура!!! эффективнее снова оказался Ла-5  

III.Общий вывод.  И во  втором случае моё исследование  показало, что наши самолёты лучше !!!  Советский Ла-5  превосходит фашистский истребитель Ме-109.

 

                         4. Заключительная часть исследовательской работы.                     

Я научился составлять и сводные таблицы, поэтому хочу продемонстрировать преимущества советской  авиатехники времен  Великой Отечественной войны, точнее    1943 года,  на сводных диаграммах:

Практическая значимость:

       Благодаря своей исследовательской работе я многому научился: осознаннее любить Родину и гордиться ее историческим героическим прошлым;

трудиться и побеждать себя прежнего, анализировать социологический опрос респондентов, вычислять проценты; работать в Microsoft Office, в Power Point, составлять таблицы и диаграммы, создавать мультимедийную презентацию.

          Конечно, я благодарен всем одноклассникам и взрослым, которые, мне помогая, приняли участие в тест-опросе.

Для современного ученика начальных классов сегодня, я понимаю, что интересней удивляться современной авиатехнике. Время идёт вперёд!

Но и забывать прошлое, особенно нашей Родины, считаю, нельзя! Поэтому я помню, изучаю, исследую, с уважением отношусь к истории и люблю Отчизну.

Интересуюсь  я  и сегодняшней авиацией. Думаю, что следующее моё исследование будет посвящено современным лайнерам «Крутые птицы в небе».

                                                              АННОТАЦИЯ.

     Исследовательская работа посвящена 70-летию Курской битвы. В 1943 г. во время Курской битвы советская авиация превосходила ли авиацию противника? Исследую на примере самолётов – истребителей.

     Тема: «А наши лучше! Самолеты-истребители Курской битвы 1943 года».     Гипотеза: советские самолёты, участвовавшие в Курской битве, превосходили фашистские, что помогло одержать победу в Курском сражении.

Цель: проверить выдвинутую гипотезу о том, что советские самолёты лучше, чем самолеты противника.

Задачи:  познакомиться с историей Курской битвы; изучить, какие самолёты участвовали в Курском сражении – советскую и фашистскую авиацию; сравнить некоторые технические показатели советских и фашистских самолетов; составить сравнительные таблицы; наглядно показать на диаграммах преимущество одной из сторон; провести тест-опрос среди одноклассников и их родителей; проанализировав, сделать выводы; провести политинформацию в своём  и параллельных классах.

Предмет  исследования:  Курская битва, к её 70-летию.

Объект  исследования: фашистские и советские истребители – участники  Курского сражения 1943года.

Методы: поиск, изучение разных источников информации, тест-опрос учащихся и родителей, сравнительный анализ, выводы, подтверждающие выдвинутую мной гипотезу. Продукт: политинформация с применением мультимедийной презентации.  

Мои выводы: I.Вывод: моя гипотеза подтвердилась – советский самолёт-истребитель Як-1 лучше, эффективнее, чем фашистский истребитель Фв-190. 

II. Вывод 1:  моим одноклассникам нужно меньше играть в компьютерные игры, а больше изучать историю Отечества, читать о Великой Отечественной войне.

II. Вывод 2: у некоторых представителей поколения взрослых в возрасте 28-32 г. нет особого радения за Отечество, им не интересна история советского периода. По их словам, важнее сегодня суметь выжить.

III.Вывод: советский Ла-5 превосходит фашистский истребитель Ме-109.

Вывод-ответ на вопрос 1 введения (человеческий фактор): главную роль сыграли не авиация, а артиллерия и танки; а ещё более весомы героизм советского народа в защите родных и близких людей, безграничная любовь к Родине – вот главная решающая сила в Победе.

Практическая значимость: - пропаганда гражданственности и патриотизма среди молодого поколения;  - воспитание любви к Родине и чувства гордости за её героическое прошлое; - политинформация с мультимедийной презентацией.                                           

Литература.

  • Курская битва 1943. ВОв 1941-1945гг.  Энциклопедия, 1985. - С. 392-394.
  •  Давыдков В. И. Анализ Курской битвы (историко-документальная эпопея). - Курск, 2005.
  • Тимохович И. В. Советская авиация под Курском. М.: Воениздат, 1959.- 120 с.
  • И. Н. Кожедуб Неизвестный Кожедуб. Служу Родине. (Величайшие советские асы) - М.: Яуза, Эксмо, 2009. 368 с. 

                                                                   Сайты:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%B4%D1%83%D0%B1,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 

-    http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=535 

-    http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AF%D0%BA-1&pos 

-    http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Kozhedub2.jpg?uselang=ru 

-    http://airaces.narod.ru/abc/k.htm 

-   Материал из викисклада

(Wikimedia Commons)kimedia.org/wiki/Category:Ivan_Kozhedub?uselang=ru      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...