По лесным тропинкам в гости к Берендею (экологическая игра-путешествие)
классный час по окружающему миру (3 класс) на тему

Скрылова Оксана Валерьевна

Игра-путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gosti_k_berendeyu.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

(игра - путешествие)

                                                                        Скрылова О.В.

Цель: помочь в формировании основ экологической культуры детей и активного подхода к решению экологических проблем.

Задачи:

  • способствовать обобщению и систематизации знаний ребят о лесе, о растениях и животных леса, о правилах поведения в лесу.
  • содействовать развитию речи, логического мышления ребят, их аналитических способностей: сравнивать, сопоставлять, анализировать свои знания.
  • продолжить работу по воспитанию любви к природе; пробудить интерес к лесу и его обитателям; по воспитанию чувства коллективизма у ребят, умение выслушивать отвечающих; прививать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе; познакомить с правилами поведения в лесу;

Ведущий: Ребята, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся, улыбнёмся им и больше не будем на них отвлекаться.

Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю:

                               Знаю лес и лес люблю,

                                В гости вас к себе зову.

(дальше по строчке читают дети)

                                Пусть на солнечной опушке

                                Раздаётся звонкий смех,

                                Игры, конкурсы, забавы.

                                Приглашаю к себе всех.

Ой, а это ещё не всё, тут в конце ещё что-то написано.

                                 Я люблю гулять в лесу,

                                  В лес хожу я каждый день.

                                  Всё в лесу мне интересно:

                                  Каждый куст и каждый пень.

                                  Я – весёлый старичок,

                                  Старичок – Лесовичок!

Ну, что, ребята, примем приглашение весёлого Старичка – Лесовичка? Вам в помощь он прислал карту, которая не позволит вам заблудиться во владениях лесного хозяина. Итак, отправляемся в путь… Закройте глаза, представьте, что мы в летнем лесу, голоса лесных  птиц. (звучит музыка – пение птиц)

Ведущий. Здравствуй лес, дремучий лес.

                Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

1 этап

Ребята, а как растут растения в лесу, вы знаете? Молодцы, ярусами. И в каждом ярусе своя жизнь. Давайте вспомним, какие деревья растут в лесу. Для этого попробуйте отгадать загадки.

Итак первая наша остановка будет в  чаще леса. ( я читаю загадки)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

С моего цветка берёт

Пчёлка самый сладкий мёд,

А меня всё ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (липа)

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а он дрожит? (осина)

Будто снежный шар бела

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (черёмуха)

Ребята, а вы знаете, чем интересна черёмуха? Черёмуха своим ароматом очищает воздух от микробов. Профессор Токин провёл опыт с черемухой и узнал, что измельчённые листья черёмухи убивают мух, слепней, комаров. Он закрыл в баночке с листьями всех этих насекомых и через несколько секунд насекомые погибли. А четыре растёртые почки черёмухи убивают самых злостных клещей через 15 минут; а через 20 минут – может убить крысу.

Но это все лиственные деревья, а в лесу ведь есть и…. хвойные.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (ель)

У меня длинней иголки

Чем у ёлки

Очень прямо я расту

В высоту

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

Физкультминутка «Дерево»

Итак, ребята, встали, смотрите мы с вами на лесной полянке.

На полянке дерево росло                         Постепенно поднимают руки вверх

Потянуло ветви к солнышку оно.

Ветер прилетает,                                                Наклоны корпуса вправо-влево,

Деревце качает.                                                Подняв руки вверх.

Ветер сильный прилетал,                                Энергичные наклоны корпуса

Сильно деревце сгибал.                                Вправо-влево

Тучи по небу бежали,                                Качают поднятыми руками из

стороны в сторону.

Все листочки задрожали.                                Лёгкие взмахи кистями.

Чистый дождик льёт и льёт                                Медленно опускают руки вниз,

Дерево водичку пьёт                                        перебирая пальцами

И растёт, растёт, растёт.                                Тянутся руками вверх.

Молодцы! Ну, что идём дальше?

Ведущий:         Кто сидит на крепкой ножке

                В бурых листья у дорожки?

Встала шапка из травы –

Нет под шапкой головы. Что это?

2 этап

Правильно, следующая наша остановка будет на «Грибной поляне».

Берём  по лукошку –

И скорее в путь-дорожку.

Разбежались по полянке

Мухоморы и поганки,

Рыжики, боровики,

Чтобы сбить тебя с пути.

Задания ребятам: на экран выводится кроссворд, ребята находят и называют грибы.

П

О

Г

Р

У

З

Д

Ь

Е

В

И

Н

Л

И

С

И

Ч

К

И

Н

С

Е

В

О

О

Н

Е

М

У

Х

О

М

О

Р

И

Т

З

А

В

О

Л

Н

У

Ш

К

А

Л

Ю

А

С

О

П

Я

Т

А

С

Н

О

В

А

Т

Е

Н

А

Б

О

Р

О

В

И

К

О

П

Р

Ы

Ж

И

К

А

В

О

Д

Е

Т

Груздь

Лисички

Мухомор

Волнушка

Опята

Боровик

Рыжик

Молодцы! Вот оказывается, как богат лес нашего друга Лесовичка!

3 этап.

Но наш путь продолжается к следующему пункту, обозначенному на карте – станция – «Музыканты леса». Ребята, что можно услышать в лесу? (Шелест листвы, журчание ручьёв и пение птиц). Да, наш лес наполнен трелями разных птиц, а каких давайте отгадаем. (Ребята выбирают карточки с загадками и отгадывают их)

                У неё глаза большие,

                Хищный клюв всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём. (Сова)

                С серой спинкой, красногрудый,

                В зимних рощах обитает,

                Не боится он простуды,

                С первым снегом прилетает. (Снегирь)

                Кто в беретке ярко-красной,

                В чёрной курточке атласной?

                На меня он не глядит,

                Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

                Окраска - сероватая,

                Повадка – вороватая.

Крикунья хрипловатая –

Известная персона. Это… (Ворона)

Как сажа, черна,

Как сметана, бела.

Люблю всем в лесу

Рассказать, где была.  (Сорока)

Маленький Мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает.        (Воробей)

Ведущий: Ой, ребята, смотрите – ка, тут в конверте ещё какие то жалобы есть, давайте посмотрим.

4 этап.

 «Лесные жалобы». Ребятам раздаются конверты с посланиями, нужно угадать от кого поступила жалоба.

Жалоба №1

 «Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравиться, и глаза у меня большие. Считают, что беду я приношу. Всё это неправда. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я? (Сова)

Жалоба № 2

«А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравиться им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птицу, ни на зверя, но я друг человеку, а не враг. Кто я?» (Летучая мышь)

А теперь давайте просто погуляем по лесу.

Физкультминутка.

Дети по лесу гуляли, (дети маршируют на месте)

За природой наблюдали (ладонь прикладывают к глазам)

Вверх на солнце посмотрели (поднимают головы вверх, «тянутся» к солнышку)

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали (машут руками)

Дружно хлопаем (хлопают в ладоши)

Ногами топаем (топают ногами)

Хорошо мы погуляли (маршируют, делают вдох-выдох)

И немножечко устали (садятся на место)

5 этап

Итак, наше путешествие к Старичку – Лесовичку продолжается. и следующая остановка называется  «Самое, самое в природе». Будьте внимательнее, не пропустите ничего.

Блиц опрос.

  1. Какой наземный хищник самый крупный (белый  медведь, его вес 750 кг) Назовите самую маленькую птицу (Колибри, её длина 58 миллиметров, а вес 1, 6г.)
  2. Какое дерево самое  высокое (эвкалипт – до 162 метров)
  3. Какие дерево самое толстое  (баобаб – до 50 метров в окружности)
  4. Кто быстрее всех бегает (гепард)
  5. Кто быстрее всех летает (стриж).
  6. Какие животные летают? (летучие мыши, белка – летяга)
  7. Чем полезны лягушки и жабы? (уничтожают вредных насекомых)
  8. С какой стороны дерева, северной или южной муравьи строят свои муравейники? (с южной т.к теплее)
  9. Почему у муравьёв форма домика в виде конуса? (Дождь стекает по стенкам не попадая внутрь)
  10. Назовите врагов муравьёв (муравьед, белые муравьи, муравьиный лев,  жук ломезуха)

Да, жук ломезуха очень опасен не силой, а хитростью. Он подползает к муравейнику, (когда все муравьи уползают на работу, а оставляют только охрану) поворачивается на спину, притворяясь мёртвым, а на брюшке у него есть сладкая жидкость – и муравьи – охранники сладкоежки заползают на жука, копошатся у его на брюшке и засыпают. Затем ломезуха вползает в домик и поедает личинки – яйца муравьёв.

Ведущий:  Вот мы и прошли весь путь, указанный в путеводителе, удачно справились со всеми заданиями, и настал черёд встретиться с хозяином леса.

Входит Лесовичок : Я очень рад приветствовать вас в своих владениях. Мне очень дорог мой родной лес, и я хочу быть уверен, что и вы дорожите этим богатством. Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? (Ответы детей)

  • Не рубить живые деревья и кустарники
  • Не разводить костры
  • Не оставлять мусор
  • Не рвать цветы
  • Не разорять гнёзда птиц
  • Не брать домой детёнышей зверей.

Лесовичок: Молодцы, ребята! Теперь я не сомневаюсь в том, что вы всегда будете бережно относиться к природным сокровищам. А я всегда буду рад видеть вас в своих владениях.  А вы то сами любите лес.

Дети читают стих

«Люблю я лес, он с русскою душою…»      Александр Бородулин.

Люблю я лес, он с русскою душою.

В нём не утихнет соловья свирель.

И сладкий запах, насыщенный смолою,

Подарит молодая ель.

Деревья в зелени одеты,

А жизнь в лесу идёт уж ходуном

На ветке дятел проколачивает «двери»,

А осторожный заяц пробежал рысцой.

Там у заброшенной опушки

Торжественно и чудно льёт ручей.

А солнца луч старательно пробьётся

Сквозь толщину больших ветвей.

В забытых дебрях леса

Хранятся тайны всех чудес…

Там мудрый дуб всё время мыслит.

То тишина, то ветер свищет

Меж старых сосен и елей.

Он не молчит, листву колышет.

Там старый дуб – защитник леса.

Обид и горя в памяти полно.

Пожары от людского гнева

Скрывать нет сил, уж всё равно.

Лес помнит всё,

И бури, и туманы.

Сквозь трудности проходит, всё одно.

А по земле разбросаны капканы…

Ты – русский человек

И русские леса любить обязан,

Как Родину свою, как первый день весны.

Тогда и каждым будет сказан

Божественный завет лесной страны.

Ведущий: А знаете почему мы так быстро пришли к Лесовичку, потому что мы шли все вмести, шли дружно и весело. По одному мы бы все разбежались, кто-куда и ничего бы у нас не получилось, а так, как мы шли все вместе, то все неудачи мы делили на всех. А когда друзей много, то и беда кажется незначительной, а так нам весело было?

Дети исполняют песню

   «Вместе весело шагать по просторам»

Вместе весело шагать по просторам (3 раза)

И конечно припевать лучше хором (3 раза)

Спой-ка снами перепёлка, перепёлочка,

Раз иголка, два иголка будет ёлочка.

Раз дощечка, два дощечка будет лесенка

Раз словечко, два словечко будет песенка.

Вместе весело шагать по просторам (3 раза)

И конечно припевать лучше хором (3 раза)

В небесах зари полоска заполощется

Раз берёзка, два берёзка будет рощица.

Раз дощечка, два дощечка будет лесенка

Раз словечко, два словечко будет песенка

Вместе весело шагать по просторам (3 раза)

И конечно припевать лучше хором (3 раза)

Нам счастливую тропинку выбрать надобно

Раз дождинка, два дождинка будет радуга

Раз дощечка, два дощечка будет лесенка

Раз словечко, два словечко будет песенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая игра-путешествие "Земля - наш общий дом"

Экологическая игра-путешествие - это внеклассное мероприятие, которое является итоговым занятием в 3 классе по экологическому воспитанию. Мероприятие проходит в форме путешествия с использованием разн...

Экологическая игра -путешествие

Авторская разработка внеклассного мероприятия в разновозрастной группе. Очень актуальна для работы а малокомплектной школе....

Экологическая игра - путешествие на экологическом поезде для 4 класса

Игра – путешествие на экологическом поезде для 4  классаКарачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»Цель игры – познакомить с экологической ситуацией н...

Экологическая игра - путешествие "Встречи с Лесовичком".

Данная игра - путешествие проводится в три этапа. В ходе этой игры дети научатся различать объекты живой и неживой природы, познакомятся с творчеством художников Ставрополья и т.д....

Экологическая игра-путешествие «По лесным тропинкам» (Внеклассное мероприятие)

Внеклассное мероприятие направлено на формирование у детей экологических представлений о взаимосвязях и полезности всех природных объектов и установки личности на преодоление прагматического отношения...

Экологическая игра "Путешествие по экологической тропе" . 1 класс

Экологическая игра"Путешествие по экологической тропе"(«Времена года» - внеурочная деятельность в  1 классе)...