Аксиологический подход в современных УМК по предмету «Окружающий мир»
статья по окружающему миру на тему

Семененкова Любовь Александровна

Статья, опубликованная в сборнике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Л.А.Никитина, учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 14 г.Мытищи

Е.Ф.Козина, к.п.н., доцент ГБОУ ВПО МГПУ

Аксиологический подход в современных УМК по предмету

«Окружающий мир»

Основополагающим направлением работы по ФГОС НОО II поколения с учетом современных реалий является духовно-нравственное воспитание младших школьников, что предполагает формирование у них разнообразных ценностей, ценностных ориентаций в процессе обучения всем дисциплинам и во внеурочной деятельности, в т.ч. по курсу «Окружающий мир». То есть, решение главной задачи формирования у ребенка целостной картины мира должно быть сопряжено с овладением им природосообразными способами деятельности, развитием ценностного отношения к окружающему и ответственности за собственные поступки на основе принятия личностно-значимой системы экоценностей. Именно последнее: ценностное самоопределение личности через понимание ею смысла и ресурсов собственной жизни – и составляет суть аксиологического подхода, реализуемого в курсе «Окружающий мир». Поскольку он базируется на понимании социальной природы ценностей, становлении ценностных ориентиров личности, оценке с их позиции жизненных ситуаций и саморефлексии, поэтому обучение данной дисциплине по любому УМК предполагает формирование у школьников реальных представлений о подлинных и мнимых ценностях жизни и деятельности, их иерархии (государственных, социальных, личных), личной ответственности за принятые решения, выбор характера собственного взаимодействия с другим человеком, обществом и природой.

В настоящее время создана значительная теоретическая база для реализации аксиологического подхода, в частности проработаны вопросы: 1) концепции ценностей в целом, аксиологические идеи (В.И.Вернадский, Н.Г. Лесневская, А.Печчеи, В.Франкл), в т.ч. в русле взаимовлияния образования и культуры (М.Е.Дуранов, A.M.Саранов, Л.A.Устинова-Баранова); 2) аксиологизация образования (Б.С.Гершунский, Е.В.Бондаревская, Н.Д.Никандров, В.А. Сластенин, И.П.Смирнов, Е.В.Ткаченко, Н.Е.Щуркова); 3) фундаментальные положения и обобщенные подходы к трактовке ценностей и ценностных ориентаций: в зарубежной (В.Виндельбанд, И.Кант, Г.Риккерт) и отечественной философии (В.А.Василенко, О.Г.Дробницкий, Н.О.Лосский, В.П.Тугаринов); в социологии (Р.Ф.Ихсанов, А.И.Кравченко); в психологии (Б.Г.Ананьев, Б.С.Братусь, А.В. Серый, Ш.Шварц); в педагогике (Л.М.Архангельский, A.M.Баскаков, В.А. Лекторский, A.M.Саранов); 4) законы формирования и действия воспитательных ценностей (Б.Т.Лихачев); 5) ценностный подход к учебной деятельности (В.А. Караковский) в контексте теории общения (А.Г.Асмолов, В.А.Кан-Калик); 6) положения о сущности процессов формирования отношения человека к миру (Г.Гегель, А.Н.Леонтьев, В.И.Мясищев, Д.И.Фельдштейн), ценностных ориентаций школьников (В.Д.Ермоленко, Э.А.Несимова, А.Д.Шестаков) и др.

Вместе с тем проведенное исследование свидетельствует о значительном расхождении в сформированности у младших школьников ценностных ориентаций, несмотря на направленность курса «Окружающий мир» и соответствующих УМК: а) основная ценность для детей – общаться с «успешными» людьми, быть самостоятельным, добрыми, «универсальными» (максимальные показатели у значимых ценностей – «Интересная работа», «Жизнерадостность», «Счастливая семейная жизнь», «Рационализм как умение принимать обдуманные решения» (по М.Рокичу)); б) меньшая заинтересованность в конформности, власти, традиции, стимуляции и безопасности (в разряд «малозначимых» попали «Познание», «Красота природы и искусства», «Жизненная мудрость», «Мир»; «незначимых» – «Трудолюбие», «Терпимость к мнению других», «Творческая деятельность», «Ответственность»); в) ценностная дезориентация ребенка в первую очередь в силу внутрисемейных отношений и т.д. Поэтому на практике учителя выстраивают свою деятельность на основе нескольких взаимосвязанных и взаимодополняющих к аксиологическому подходов (личностно- ориентированный, деятельностный, дифференциации и др.), что позволяет усилить его воспитательный эффект. Реализация же данного подхода предполагает наличие у всех субъектов образовательного процесса навыка осуществления ответственного выбора на основании сформированной и осмысленной индивидуальной системы ценностных ориентаций. Поэтому важно проводить соответствующие тренинговые занятия с родителями для выработки единой стратегии их формирования у ребенка в его урочной и внеурочной деятельности, например, родительское собрание «Ценности современного школьника» с работой по этапам: 1) подготовительный – целеполагание, ПС для осознания участниками важности проблемы; 2) актуализация темы – знакомство с методикой Р.Рокича, определение каждым родителем / учеником основных 5 ценностей (терминальных, инструментальных); 3) работа в группах – инструктаж, деление на родительские / детские группы и выбор 5 групповых ценностей на основании ранжирования индивидуальных, творческое выражение выбора (изображение древа «Ценности нашей жизни»); 4) представление полученных работ детьми, родителями; 5) дискуссия по полученным результатам, детские / родительские выводы; 6) рефлексия участников родительского собрания, итог от педагога.

В этой связи изучение младшим школьником любой естественнонаучной / обществоведческой темы должно приобретать морально-нравственный аспект, что дает возможность говорить о природно-аксиологическом (эколого- аксиологическом) подходе – комплексном педагогическом средстве, методологической стратегии, нацеленной на формирование у учащегося биосферной этики, экологосообразного отношения к миру, возникающего на основе присвоения им высших, соотнесенных с ними общечеловеческих ценностей и использования их в качестве критериев оценивания объектов окружающей действительности, себя как ее субъекта и собственной деятельности (по Т.В.Кузовковой). Формирование ценностных ориентаций школьников в мире в условиях реализации аксиологического подхода осуществляется поэтапно: ценностное, на его основе личностно ответственное отношение к окружающему,  чему способствует анализ проблемных ситуаций (нравственного выбора), регулярная групповая / парная работа (в т.ч. в уголке живой природы), проектная деятельность (общественно-значимая) с постепенным увеличением доли детской самостоятельности выполнения, что возможно по любому УМК «Окружающий мир».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Автор рассматривает работу научного общества учащихся начального общего образования с позиции реализации аксиологического подхода....

Личностно-ориентированный подход к обучению предмету" Окружающий мир" младших школьников.

Обобщение темы по самобразованию "Личностно-ориентированный подход к обучению предмету "Окружающий мир"...

Деятельностный подход - основной подход к современному уроку

Цель обучения - не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела....

Аксиологический подход в образовании

Данная презентация раскрывает сущность аксиологического подхода, его принципы и основные понятия....

Деятельностный подход в образовании: теория и методика обучения младших школьников предмету «Окружающий мир»

Концепция модернизации российского образования нацеливает общее образование на формирование целостной систе­мы самостоятельной деятельности обучающихся. В Федеральном государственном стандарте начальн...

Технологическая карта урока (системно-деятельностный подход) Предмет: окружающий мир, класс- 4

Тема урока: Человеческие расыТип урока: урок открытия новых знаний.Форма урока: урок-исследование.К технологической карте урока прилагается "Оценка эффективности урока" с позиции системно-де...