Личностно-ориентированный подход к обучению предмету" Окружающий мир" младших школьников.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Терентьева Ирина Николаевна

Обобщение темы по самобразованию "Личностно-ориентированный подход к обучению предмету "Окружающий мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannyy_podhod_na_urokah.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный подход к обучению предмету «Окружающий мир» младших школьников.

          Несмотря на наличие разнообразных отечественных систем развивающего обучения в начальной школе, количество неуспешных и проблемных детей возрастает с каждым годом. Причин здесь много. Снижается устойчивость внимания, работоспособность у значительной части младших школьников. Основной стратегией современного образования является повышение его качества.

          Очень важно,  каждый ученик мог почувствовать себя участником процесса познания. В своей работе я постоянно учитываю разные типы восприятия окружающего мира разными учащимися. Одному ученику нужен зрительный образ изучаемого предмета, другому достаточно прослушать его словесное описание, третьему необходимо конкретное взаимодействие с предметом изучения или его моделью. Одному достаточно представить схему, другого надо убедить в правильности посредством самостоятельного практического действия. Некоторым ученикам удаётся понять и запомнить новый материал только после многократного применения нового знания. Всё это я учитываю при проведении уроков предмета «Окружающий мир». Этот предмет очень многогранен и несёт детям большое количество информации с разных областей знаний. Особенно мне нравится исторический материал в 3-4 классах. Такой объём материала, его разнообразие дают широкий простор для творчества учителя. Уроки «Окружающего мира» позволяют связать преподаваемый материал с различными областями знаний. Я давала урок «Окружающего мира» в 4 классе по теме «Отечественная война 1812 года». Разрабатывая урок я воспользовалась материалами Л.И.Рудченко, опубликованными в книге «Нестандартные уроки в начальной школе» и связала урок с проблемой «Личностно-ориентированный подход к обучению младших школьников».

Цель урока: сформировать представление обучающихся о войне 1812 года, как Отечественной войне.

Задачи урока:

      - познакомить обучающихся с одной из ярчайших страниц героического прошлого России Отечественной войной 1812года;

      - развивать познавательный интерес, умение делать выводы;

      - воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примере подвига российского народа с помощью художественных музыкальных произведений.

       Я постаралась связать этот урок с музыкой, живописью, литературой и историей. А главная моя задача – дать почувствовать детям ту эпоху, учитывая различные типы восприятия у обучающихся.

       Урок начался с прослушивания фрагмента из оперы «Млада» «Марш». Выберите определения, которыми можно охарактеризовать эту музыку. ( На экране появляются определения: тревожная, грозная, радостная, ликующая, торжественная, решительная, печальная, весёлая, взволнованная) И это не случайно, музыка характеризует ту эпоху, куда мы с вами отправляемся. Эпоха 19 века – время очень тревожное и грозное.

        В конце 18 века во Франции к власти пришёл человек необычайной судьбы – Наполеон Бонапарт. В 24 года он уже был генералом, а в1804 году провозгласил себя императором Франции. В течение 10 лет, пока Наполеон был  императором, Франция почти непрерывно воевала, в результате чего Наполеон стал властелином Европы. Но ему захотелось завоевать мир. «Через три года я буду властелином всего мира… Остаётся Россия, но я раздавлю её» -заявил Наполеон.

     Бонапарт собрал 600-тысячное войско из подвластных ему народов и двинул их к России. «Я иду на Москву, - гворил он, - и в одно или два сражения всё кончу. Император Александр будет на коленях просить у меня мира!»

      И в 1812 году огромное французское войско вторглось на российскую территорию и стало с боями продвигаться вглубь страны. ( Я предлагаю работу с картой, где ярко видно, что французская армия уверенно наступает, а русской армии приходилось отступать) Всё предвещало французам успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость.

     Император Александр мог выставить против страшного врага  200-тысячное войско. И с первого дня против страшного неприятеля простой народ сам стал подниматься на защиту отечества. Мирные поселяне превращались в смелых воинов. На всём пути французов разворачивалась партизанская война., но русская армия отступала.

      В это время, опасное для России, командующим русскими войсками был назначен князь Михаил Илларионович Кутузов.        (Подготовленный ученик рассказывает о Кутузове) Кутузов был известен ещё при Екатерине Великой. Он отличался храбростью и умением. Не раз его жизнь находилась в опасности. От одной раны он лишился глаза. В другой раз пуля прострелили ему шею. Но судьба хранила героя.  Наполеон знал Кутузова, вёл с ним бой под Австрией и из-за его хитрой искусной тактики называл его старой лисицей. Теперь Кутузову 67 лет. Но он ещё бодр и активен. Солдаты с радостью встретили его. «Едет Кутузов бить французов», - звучало среди солдат. Все с нетерпением ждали боя.

        На расстоянии около 100 км от Москвы Кутузов решил дать битву Наполеону. Русских было 100 тысяч, а французов 130 тысяч. 26 августа состоялось Бородинское сражение, которое длилось 15 часов и закончилось потерей по 50 тысяч солдат с каждой стороны. Не было победителей и побеждённых.

     Работа с произведением М.Лермонтова «Бородино».

  На преданиях о войне 1812 года выросло не одно поколение русских людей. Многие художники, писатели, поэты, музыканты посвятили этому знаменательному событию свои произведения. Замечательные картины русских художников вы можете увидеть  на экране. Л.Толстой написал роман «Война и мир». С.Прокофьев написал оперу «Война и мир». А сегодня мы познакомимся с произведением М.Лермонтова «Бородино».Прежде, чем читать, мы познакомимся со значением малоизвестных слов.(на экране)

Бивак – стоянка войска

Драгун – офицер

Кивер – головной убор

Лафет – станок для пушки

Редут – полевое укрепление

Улан – солдат конницы

Хват – ловкий, удалой человек

А сейчас мы читаем по цепочке стихотворение Лермонтова цепочкой под музыку Скрябина «Этюд революционный», который посвящён этим же событиям.

      СОВЕТ В ФИЛЯХ

1 сентября в деревне Фили в старом домике тёти Фени Ивановой состоялся военный совет, где решалась судьба Москвы. (Все учащиеся делятся  на 2 группы. Одни из них генералы, которые не хотели отдавать Москву, а другие предлагали оставить Москву. Каждая группа высказывает свои аргументы) Кутузов убедил совет оставить Москву. Оставляя город, русские войска подожгли город.

      Наполеон, войдя в пустую Москву, стал ждать просьбы императора Александра о мире. Напрасно! Кутузов заявил Наполеону, что войны ещё не было. Война только начинается.

      Пожары, голод, болезни ждали французов в Москве. Наполеон ясно увидел поражение своей армии и через 6 недель бросился бежать. 300 тысяч солдат потеряла французская армия в разоренной Москве. И здесь наступила очередь русских атаковать.

    (Вопросы на экране)

1.Кто помогал русской армии гнать Наполеона?

2.Почему Кутузов погнал французов по той же смоленской дороге?

3.Почему война 1812 года называется Отечественной?

4.Какие качества русского народа помогли победить?

(Звучит музыка Брамса «Венгерский танец»)

- Какую музыку слышите сейчас!(радость, ликование, русские победили)

Проверочное тестирование на экране:

1.Во Франции в конце 18 века пришёл к власти полководец…

А)Багратион

Б)Наполеон

В)Барклай де Толли

2. Французская армия вторглась в Россию…

А) в 1812году;

Б) в 1818 году;

В)в 1821 году.

3.Армия Наполеона насчитывала…

А)130000;

Б)200000

В)600000

4.Армия русских насчитывала…

А)100000;

Б)200000;

В)600000.

5.Главнокомандующим русскими войсками был назначен…

А)М.И.Кутузов;

Б)А.В.Суворов;

В)Ф.Ф.Ушаков.

6.Бородинская битва произошла…

А)26 января 1812года;

Б)26 августа 1821 года;

В)26 августа 1812года.

7.Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения…

А)оставить Москву;

Б)дать ещё одно сражение;

В)признать Наполеона победителем.

8.Война 1812 года называется Отечественной потому, что…

А)главное сражение произошло под Москвой;

Б)на войну поднялся весь народ.

В)вторжение Наполеона принесло России огромное бедствие.

9.В честь победы над Наполеоном был построен…

А)Петропавловский собор;

Б)Храм Христа Спасителя;

В)Спасско-Преображенский собор.

    Домашнее задание дифференцированное:

1 группа: готовит сообщения о войне 1812 года;

2группа: пересказывает материал урока;

3 группа: рисуют иллюстрацию «Бородинская битва»

Вывод:  Для усвоения материала на уроках «Окружающего мира» всеми детьми в классе, я использую различные средства: музыкальные, образные, словесные, литературные. Во время урока максимально стараюсь включить каждого ребенка в процесс познания. В этом я вижу личностно-ориентированный подход к обучению младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход при обучении орфографии младших школьников

Моя научная работа, в которой дана классификация орфографических ошибок учащихся 2 классов, критерии сформированности орфографических умений учащихся 2 классов, рекомендации по повышениюуровня сформир...

Личностно ориентированный дифференцированный подход к освоению интегрированного курса "Грамота" в первом классе в рамках образовательной программы по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века"

Материал данной методической разработки содержит в себе практические советы по освоению курса "Грамота" в разноуровневом классе. Все описанные методические приемы апробированы на практике. В разработк...

Современные подходы к обучению правописанию младших школьников: обзор методических источников

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001496 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000001480В русском языке много разных по своей природе орфограмм. Природу русской орфографии раскрывают принци...

"Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении математике младших школьников"

Современный этап педагогической практики -это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностых качеств ребёнка. Цель данной...

"Информационно - ценностный подход в обучении чтению младших школьников"

В данной статье описывается опыт работы: приемы обучения навыкам чтения и отработка техники чтения младших школьников....

Системно- деятельностный подход к обучению и воспитанию школьников – основа реализации ФГОС

Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у ученика интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. Такой человек с...