Реализация дифференцированного подхода в обучении первоклассника по предмету «Окружающий мир»( автор Плешаков А.А. 1 класс)
статья по окружающему миру по теме

Кажаева Елена Анатольевна

Дифференцированный подход

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizaciya_differencirovannogo_podhoda.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация дифференцированного подхода

 в обучении первоклассника

по предмету «Окружающий мир»( автор Плешаков А.А. 1 класс)

Под дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

В работе связанной с выявлением условий реализации дифференцированного подхода в обучении относят:

  1. знание учителем индивидуальных особенностей учащихся;
  2. умение формировать группы с более или менее одинаковыми особенностями(сильные, средние, слабые);
  3. умение определять соответствие учебного материала индивидуальным особенностям учащихся;
  4. умение планировать урок с учётом УУД, предусматривая задания для разных групп учащихся;
  5. умение чётко организовать самостоятельную работу учащихся.

При этом отмечается, что для дифференцированного обучения учителю особенно важно уметь организовать самостоятельную работу учащихся.

Для организации самостоятельной работы учащихся, в ходе которой будет реализован дифференцированный подход, определяется типология заданий учебника и рабочих тетрадей. Из чего самостоятельные работы различаются:

  1. источниками знаний (наблюдения, опыты, практические работы, работа с текстом);
  2. дидактическими целями (изучение нового материала, закрепление, систематизация, обобщение, контроль);
  3. особенностями познавательной деятельности учащихся (репродуктивные, творческие);
  4. формой организации (индивидуальные, групповые, фронтальные);
  5. характером руководства (более или менее подробный инструктаж);
  6. местом проведения (на экскурсиях, уроках в классе, дома)

Наблюдения имеют ведущее место во внеурочное время или на экскурсиях. Например, перед уроком на тему «Как зимой помочь птицам?» слабые дети получают задание: «Понаблюдайте за питанием зимующих птиц. Чем они питаются?». Средним и сильным учащимся в процессе наблюдений рекомендуется определить, что помогает зимующим птицам находить и поедать пищу. Разнообразие и количество объектов для наблюдений устанавливается в зависимости от возможностей и интересов учащихся.

Чаще всего на уроках проводятся практические работы с объектами природы. Например, на уроке по теме «Что такое хвоинки?» предлагается творческое задание: нарисовать ветку с нужными хвоинками или собрать из готовых деталей. Эти задания предоставляют учащимся возможность самостоятельного выбора вида деятельности, соответствующей их интересам.

В ряде выполнений определённых заданий учащиеся учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, устанавливать последовательность действий для решения учебных задач, получать общий результат.

Для организации внеурочной дифференцированной самостоятельной работы учащихся предназначена проектная деятельность, которая предоставляет большие возможности для перехода от учения как процесса запоминания к самостоятельной деятельности. Например, проект «Моя малая Родина». Это задание предполагает работу учащихся с различными источниками информации: статьями, энциклопедиями, словарями, Интернет. Для слабых учеников самостоятельный поиск часто ограничен учебником.

Для проверки знаний учащимся предлагаются разделы «Проверим себя и оценим свои

достижения» или предложенные тесты на  CD «Окружающий мир», где ребёнок сам оценивает себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку в начальных классах

Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития  русскому языку в начальных классах...

Реализация индивидуального подхода в обучении через дифференцированные задания на уроках математики

Методическая разработка содержит теоретические основы использования дифференцированного подхода в образовательном процессе через применение разноуровневых заданий, опыт использования разноуровневого о...

Выступление по теме «Дифференцированный подход в обучении – одно из средств реализации индивидуального подхода к детям»

Выступление на заседании МО учителей начальных классов. Каждый школьник, обучаясь в общеобразовательной школе, имеет право на самореализацию и, соответственно, на максимальное раскрытие своей инд...

Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении чтению на раннем этапе образования.

Статья содержит пояснительную записку сописанием этапов работы с предложенным тестом. Задания в тесте разработаны для обучающихся с разными способностями усвоения материала....

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблема индивидуального и дифференцированного подходов воспитания и обучения  детей с ограниченными возможностями, раз­личных категорий является одним из ведущих дефектоло­гических принц...

Выступление на МО начальных классов «Дифференцированный подход к обучению учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (0-4 класса)»

Дифференцированный подход осуществляется планомерно и систематически.Дифференцированный подход направлен на всемерное продвижение детей 0-4 классов в обучении, овладение ими в силу возможностей програ...