Урок окружающего мира "Чем различаются минералы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
УМК "Гармония". В материалы к уроку входят: конспект урока, презентация к уроку, приложения и технологическая карта урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 25.48 КБ |
prezentatsiya.pptx | 2.97 МБ |
prilozhenie_1.docx | 12.82 КБ |
prilozhenie_2.docx | 32.31 КБ |
tehnologicheskaya_karta.docx | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: «Окружающий мир»
Класс: 4-й
Авторы УМК: Поглазова О.Т., Шилин В.Д.
Тема урока: «Чем различаются минералы»
Цель урока: сформировать представление о разнообразии минералов;
Задачи урока:
Образовательная - познакомить с основными свойствами минералов: с твердостью, плотностью, магнитными свойствами; образованием пещер.
Развивающая - развивать любознательность, речь, логическое мышление, память
Воспитательная - воспитывать умение выслушивать мнение товарищей, работать в группах, интерес к учению
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы: наблюдение, анализ-синтез, вопросно-ответный
Оборудование: медиапроектор, экран, компьютер, презентация, карточки, коллекция минералов, лупы, магниты, колбы с водой, таблицы с заданиями для групп, толковые словари, учебник.
Ход урока
- Организационный момент.
Встаньте ровно.
Покажите, что вы готовы к уроку.
Тихо сядьте на свои места. Слайд 1
- Актуализация знаний.
При проверке домашнего задания некоторые ребята работают по карточкам по изученной теме (приложение 1)
Остальные учащиеся работают фронтально. (работа по слайдам)
Слайд2. Вставь пропущенные слова.
У нас под ногами под тонким слоем почвы располагаются … (горные породы). При остывании раскаленной магмы после извержения вулканов образовались … (базальт) и … (гранит). Из остатков растений и животных, населявших Землю в давние времена, образовались … (торф), … (уголь), … (известняк). Сохранившиеся формы древних растений и животных в горных породах называют … (окаменелостью).
Слайды 3, 4, 5. Найди «лишнее» слово.
а) река, озеро, море, торф;
б) базальт, горы, равнины, низменности;
в) известняк, гранит, уголь, торф.
Учащиеся называют лишнее слово и обосновывают свой выбор.
III. Постановка целей и задач урока. Введение в тему.
– Сегодня на уроке мы узнаем, из чего состоят горные породы и что называют минералами. (Слайд6)
Работать мы с вами будем в группах.
Повторение правил работы в группах. (Слайд 7)
- Внимательно слушаем каждого участника своей группы
- Решение принимаем, учитывая мнение каждого участника группы
- Выполнил сам, помоги другому
- Ответил сам, дай возможность ответить другому
Нахождение нового слова в толковом словаре. Группы находят слово в различных словарях
IV. Изучение нового материала. Интерактивная лекция
Чем различаются минералы.
Горные породы состоят из отдельных минералов. Бывают и такие горные породы, которые состоят только из одного минерала. Например, чистый кварцевый песок состоит из кварца, известняк – из кальцита. А теперь посмотрите на горные породы которые лежат у вас на партах. Кто вспомнил её название? Да это гранит. Внимательно рассмотрите его. (Слайд8) Горная порода гранит состоит из трех различных минералов – полевого шпата, кварца и слюды.
Захотелось ли вам больше узнать о минералах? (Слайд 9)
Давайте посмотрим на слайд и вы выберете, что вам интересно. (дети выбирают разделы и по гиперссылкам узнают новое о минералах) (Слайды 10 – 17)
КОЛИЧЕСТВО
Насчитывают более 4000 разных минералов. Ученые постоянно открывают новые минералы. Но происходит и так, что «закрывают» старые. Большинство ученых воду, ртуть, янтарь, жемчуг к минералам не относят.
ЧАСТО ВСТРЕЧАЮТСЯ В ПРИРОДЕ
Самые распространенные минералы - это силикаты, химическое соединение
кислорода и кремния, часто с примесью одного или более из остальных шести элементов. Чаще всего встречаются такие силикаты, как кварц, слюда и поле вые шпаты. Все три в разных пропорциях являются основными компонентами разных типов гранита. Кварц, эродированный из гранита, часто накапливается на побережье и образует песчаные пляжи.
Часто встречающиеся минералы, такие как полевые шпаты, кварц и слюда, называются породообразующими. Это отличает их от минералов, которые находят только в небольших количествах. Кальцит - еще один породообразующий минерал. Он формирует известняковые породы.
РЕДКИЕ минералы
Большая часть минералов встречается очень редко и не образует горных пород, например золото, алмазы. Алмаз считается самым редким и дорогим камнем. На земном шаре есть всего несколько мест, где их добывают. Природные алмазы – довольно невзрачные камни, сравнительно небольшие – как семечко акации и даже меньше – как крупные песчинки. Редко встречаются большие крупные алмазы «чистой» воды. Самые красивые большие алмазы имеют свои имена, как картины художников, например «Голубой бриллиант», «Звезда юга» и другие.
НАЗВАНИЯ минералов
Minera с позднелатинского означает «руда».
Некоторым минералам имя дано по цвету, например: родонит («родон» – роза), аквамарин («аква» и «марина» – морская вода). Флюорит – течь, делать текучим, т.к. добавляли при плавке руды.
ЦВЕТ минералов
Цвет часто обманчив, потому что у многих минералов он довольно широко варьируется. Различия в цвете зависят от примесей, температуры, освещения, радиации и эрозии.
Так как цвет минералов может меняться при разном освещении, определяют его по цвету полосы, оставленной минералом на керамической пластинке.
БЛЕСК минералов.
Разнообразен и блеск минералов: металлический, перламутровый, стеклянный, алмазный.
КИМБЕРЛИТЫ –
одна из вулканических пород, залегающая на глубине 160–350 км. Внешне она невзрачна и напоминает бетон, в котором зацементированы разные породы. Но каждый геолог мечтает открыть месторождение кимберлита, потому что с ним связаны месторождения алмазов и гранатов.
ТВЕРДОСТЬ минералов
Немецкий минеролог Моос предложил в 1812 году. По шкале твердости, в которой минералы расположены в порядке ее возрастания, алмаз занимает последнее десятое место. Первое место по этой шкале занимает самый мягкий минерал – тальк. Менее твердые (чем алмаз) минералы: корунд, топаз, кварц, полевой шпат, апатит, флюорит, кальцит, гипс, тальк. Тальк можно поцарапать ногтем, кварц – стальным ножом, а алмаз – только алмазом. Как же определяют их твердость? Если минерал царапает полевой шпат, а его можно поцарапать кварцем, то твердость этого минерала – 6,5.
– Рассмотрите рисунок на с. 82 учебника. Это шкала твердости минералов: тальк, гипс, кальцит, флюорит, апатит, ортоклаз (полевой шпат), кварц, топаз, корунд, алмаз.
– Назовите самый твердый минерал. (Алмаз.)
– Назовите самый мягкий минерал. (Тальк.)
– Из талька даже делают детскую присыпку, а алмазом режут стекло и другие твердые материалы, шлифуют алмазной крошкой мрамор.
V. Практическая работа в группах «Свойства минералов».
Для работы понадобятся: лупа, магнит, образцы разных минералов.
– Рассмотрите под лупой и опишите поверхность минералов, цвет и форму их кристаллов.
– С помощью магнита проверьте, обладают ли они магнитными свойствами.
– Сравните твердости минералов, царапая один минерал другим.
С помощью лупы учащиеся рассматривают минералы или других пород, сравнивают их по цвету, твердости, по взаимодействию с магнитом. (у каждой группы свой минерал для исследования: кальцит, гипс, раухтопаз, кварц)
По итогам наблюдений заполняется таблица
Минерал | Цвет | Запах | Твердость | Взаимодействие | Плавает или тонет в воде |
Отчет групп, сообщения учащихся (в каждой группе ученики готовили дома сообщения об исследуемом минерале) (Приложение 2)
VI. Работа с учебником «Как образуются пещеры».
Как образуются пещеры.
– Совершая непрерывное движение в природе, вода проделывает огромную созидательную и разрушительную работу. Проходя свой подземный путь, она образует сложные, запутанные лабиринты ходов, пещер. Большинство горных пород не растворяются в воде, но такие, как каменная соль, гипс, известняк, доломит, мрамор, растворимы. И просачивающаяся под ними вода уносит частицы за частицей и таким образом расширяет трещины, прокладывая себе подземный путь.
Учащиеся работают с текстом учебника. Приём «Инсерт»». По ходу чтения делают пометки :
+ знаю, - не знаю, ! хочу знать больше.
После прочтения фронтальное обсуждение.
Большие пещеры состоят из множества переходов, то сужающихся в узкие расщелины, то расширяющихся в огромные залы на сотни метров в длину и до 20–30 метров в высоту. Крупнейшая пещера мира – Хёллох – расположена в Альпах Швейцарии. Длина всех ее проходов и залов до 78 км. Вторая по величине – Мамонтова пещера в США – превышает 71 км. Она состоит из множества проходов и больших гротов. В ней протекают три подземные реки с восемью водопадами, а в ее залах умещаются три подземных озера.
Неописуема красота многих пещер. Особенно большое впечатление производят так называемые сталактитовые пещеры. С потолков и стен их капает вода, отлагая известковые натеки. Годами и столетиями нарастают они, образуя причудливой формы карнизы и занавесы, а также свешивающиеся с потолка сосульки – сталактиты. Навстречу им с пола поднимаются известковые столбы – сталагмиты. С течением времени сталактиты и сталагмиты становятся все толще и длиннее, срастаясь меду собой и образуя целые «леса».
Мир пещер представляет собой удивительный каменный мир со своим особым климатом, растительными и животными организмами. Наряду с холодными пещерами существуют вечно теплые. В большинстве пещер сохраняется ровная температура, а также большая влажность воздуха.
Отсутствие солнечного света и особенности климата пещер сказываются на обитателях подземного мира. Почти все живые организмы, постоянно живущие в пещерах, – ракообразные, паукообразные, насекомые, многоножки и другие – бесцветны и прозрачны. Глаза у них либо плохо развиты, либо совсем отсутствуют. Зато сильно развиты органы осязания и обоняния.
– Рассмотрите фотографии пещер. (Слайд 18)
– Какое свойство воды способствует образованию подземных пещер-дворцов?
– Как образуются сталактиты и сталагмиты?
– Чем интересны пещеры историкам?
– Что ученые могут узнать о жизни наших предметов?
VII. Рефлексия. Подведение итогов урока.
– Что называют минералами?
– Из каких минералов состоит гранит?
– Какими свойствами различают минералы?
– Назовите минералы, которые есть в твоем доме.
Вспомните, что вы узнали сегодня о минералах, опираясь на слайд (Слайд 19)
– Оцените работу своей группы сегодня на уроке.
Работа обсуждается и оценивается по шкале –
высокий, низкий, средний уровень.
VIII Домашнее задание:
– Что было особенно интересно на уроке?
– О чем захотелось узнать подробнее?
По желанию подготовьте сообщения о том, что вас особенно заинтересовало (пещерах, минералах и т.д.) Учебник (с. 81–87).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У нас под ногами под тонким слоем почвы располагаются ________________ горные породы базальт гранит торф уголь известняк окаменелостью Сохранившиеся формы древних растений и животных в горных породах называют __________________ Из остатков растений и животных, населявших Землю в давние времена, образовались ________ , _________ , ____________ При остывании раскаленной магмы после извержения вулканов образовались ___________ и ____________
река озеро море торф Водоёмы
горы равнины низменности базальт Формы земной поверхности
гранит известняк уголь торф
Минералы
Правила работы в группах Внимательно слушаем каждого участника своей группы Решение принимаем, учитывая мнение каждого участника группы Выполнил сам, помоги другому Ответил сам, дай возможность ответить другому
Гранит кварц слюда полевой шпат
Количество минералов на Земле Часто встречаются в природе Редкие минералы Названия минералов Кимберлиты Цвет минералов Блеск минералов Твёрдость минералов
Более 4000 видов минералов
Встречаются в природе большими скоплениями кварц кальцит полевой шпат
Редко встречаются и не образуют горных пород
Minera руда родонит аквамарин флюорит
Цвет минералов
Блеск минералов металлический перламутровый стеклянный алмазный
Кимберлиты
Твёрдость Минерал Изображение Обрабатываемость 1 Тальк Царапается ногтём 2 Гипс Царапается ногтём 3 Кальцит Царапается медной монетой 4 Флюорит Легко царапается ножом, стеклом 5 Апатит С усилием царапается ножом, стеклом 6 Ортоклаз Царапается напильником 7 Кварц Поддается обработке алмазом, царапает стекло 8 Топаз Поддается обработке алмазом, царапает стекло 9 Корунд Поддается обработке алмазом, царапает стекло 10 Алмаз Режет стекло Твёрдость минералов
Количество минералов на Земле Часто встречаются в природе Редкие минералы Названия минералов Кимберлиты Цвет минералов Блеск минералов Твёрдость минералов
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Карточка 1
Объедини в группы перечисленные ниже объекты. Напиши названия групп.
Индийский, Северный Ледовитый, Евразия, Африка, Северная Америка, Тихий, Антарктида, Южный, Атлантический, Австралия
_______________________________ _____________________________
_______________________________ _____________________________
_______________________________ _____________________________
_______________________________ _____________________________
_______________________________ _____________________________
Карточка 2
- Подчеркни только названия планет
- Земля, Солнце, Луна, Юпитер, Марс, Полярная, Большая Медведица, Сатурн.
- Укажи цифрам значение слов.
Телескоп
Астероид
Метеорит
- Малая планета
- Космическое тело, упавшее на Землю.
- Прибор для наблюдения космических тел.
Предварительный просмотр:
АЛМАЗ
Ни один из камней не сравнится по твердости с алмазом. Алмаз рисует на любом твердом камне, об алмаз затачивают самую твердую сталь. И само слово «алмаз» означает «непобедимый», «неодолимый».
Алмаз считается самым редким и дорогим камнем. На земном шаре есть всего несколько мест, где их добывают. Природные алмазы – довольно невзрачные камни, сравнительно небольшие – как семечко акации и даже меньше – как крупные песчинки. Редко встречаются большие крупные алмазы «чистой» воды. Самые красивые большие алмазы имеют свои имена, как картины художников, например «Голубой бриллиант», «Звезда юга» и другие.
Как рождается в глубинах земли этот чудесный камень, ученые-геологи точно не знают. Предполагают, что он образуется под большим давлением, равным силе взрыва, и при больших нагревах из расплавления другого родственного камня – графита. Похожим способом в настоящее время получают искусственные технические камни.
Алмазы очень нужны в технике. Их используют как резцы в дисках пил, а также для буров – при бурении твердых пород земной коры.
ТОПАЗ
Цвет этого минерала бывает голубым, розовым и бесцветным. Это очень твердый минерал (9 место по шкале твёрдости) с кристаллами шестигранной формы. Встречаются кристаллы в десятки килограммов весом. Используется топаз, в основном, в ювелирных изделиях.
КАЛЬЦИТ
Одним из самых распространенных минералов Земли, или, вернее говоря, наружной части земной коры, является углекислая известь – кальцит. Это соединение, которое образует сказочные горы известняков и мраморов, в огромном количестве входит в состав почвы, растворено в речных водах и морской воде. Из него человек строит свои дома, обжигает известь для получения известки, смешивает его с другими веществами в цемент, выстилает им тротуары городов. Может быть, только с глиной мог бы поспорить известняк в громадной службе человечеству…
Кварц
Кварц — один из самых распространённых минералов в земной коре. Входит в состав других минералов. Кварц используется в оптических приборах, в генераторах ультразвука, в телефонной и радиоаппаратуре, в электронных приборах. В больших количествах потребляется стекольной и керамической промышленностью (горный хрусталь и чистый кварцевый песок). Многие разновидности используются в ювелирном деле.
Гипс
Название гипс происходит от греческого слова gipsos — гипс или мел. Гипс — один из самых распространенных в мире минералов. Другие названия минерала и его разновидностей: шелковистый шпат, уральский селенит, гипсовый шпат, девичье или марьино стекло.
Окраска минерала бывает белой, розоватой, желтовато-кремовой.
Обожженный гипс применяется для лепных работ, в архитектуре, для штукатурки, в цементной и бумажной промышленности, в медицине.
Способствует срастанию конечностей, излечению растяжений, вывихов и прочих травм.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 –м классе
по теме «Чем различаются минералы»
Ф.И.О. учителя: Ивашура Е.В.
Учебный предмет: «Окружающий мир»
Класс: 4-й
Авторы УМК: Поглазова О.Т., Шилин В.Д.
Тема урока: «Чем различаются минералы»
Цель урока: сформировать представление о разнообразии минералов;
Задачи урока:
Образовательная - познакомить с основными свойствами минералов: с твердостью, плотностью, магнитными свойствами; образованием пещер.
Развивающая - развивать любознательность, речь, логическое мышление, память
Воспитательная - воспитывать умение выслушивать мнение товарищей, работать в группах, интерес к учению
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы: наблюдение, анализ-синтез, вопросно-ответный
Оборудование: медиапроектор, экран, компьютер, карточки, коллекция минералов, лупы, магниты, колбы с водой, таблицы с заданиями для групп, толковые словари, учебник.
Технологии: системно-деятельностный подход
Деятельность учителя (осуществляемые действия) | Деятельность обучающихся | ||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | Осуществляемые действия | Формируемые умения | Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
Этап 1 Актуализация знаний | |||||||||
Организация работы отдельных учащихся по карточкам; Фронтальная работа – повторение изученной терминологии, выделение «четвертого лишнего», признаки классификации групп | Актуализация усвоенных понятий, выбор критериев для классификации объектов | Умение строить высказывание в устной форме | Слушают собеседника. Учатся понимать на слух. | Взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, одноклассниками | Учатся принимать и сохранять учебную цель и задачу; | Контроль за действиями одноклассников. | |||
Этап 2 Постановка цели и задач урока. Введение в тему. | |||||||||
| Слушание вопросов учителя и ответы на них | Работа со справочной литературой | Умение слушать в соответствии с целевой установкой | Принятие и сохранение учебной задачи | Выдвижение различных предположений с использованием речевых средств | Умение ориентироваться на позицию партнёра при взаимодействии | |||
Этап 3 Изучение нового материала. Интерактивная лекция | |||||||||
Объяснение нового материала с использованием презентации. | Поиск и выделение необходимой информации | Применение методов информационного поиска с помощью компьютерных средств | Умение слушать в соответствии с целевой установкой | Принятие и сохранение учебной задачи | Учатся принимать и сохранять учебную цель и задачу; | Выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению | |||
Этап 4 Практическая работа в группах «Свойства минералов» | |||||||||
Организация работы по группам – изучение свойств различных минералов. При необходимости коррекция работы группы. | Исследование свойств минерала. Заполнение таблицы. | Умение осуществлять сравнение классификацию по заданным критериям | Выступление представителей групп | Учиться владеть диалоговой речью, отстаивать свою точку зрения, учитывать разные мнения. | Контроль правильности и полноты проведенного анализа учебного материала в ходе заслушивания ответов выступающих | Осуществление контроля и самоконтроля; | |||
Этап 5 Работа с учебником «Как образуются пещеры» | |||||||||
Изучение нового материала по статье учебника. Работа с текстом – приём «Инсерт» | Поиск и выделение необходимой информации; | Использование знаково-символических средств. | Действуют в соответствии с поставленной целью, | Волевая саморегуляция | Способность к волевому усилию | Соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что подлежит усвоению | |||
Этап 6 Рефлексия. Подведение итогов урока | |||||||||
Оценивание работы своей группы | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности | Оценивание проделанной работы | Умение дать адекватную оценку выполненного действия | Взаимоконтроль | Владение элементами коммуникативной рефлексии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: "Различие в определении именительного, винительного и родительного падежей."
Урок был проведен в рамках ежегодного дня-практикума ". Тема дня-практикума "Гуманизация образовательного пространства".В ходе самостоятельной работы исполльзуются индивидуальные карточки, соста...
Урок "Горные породы и минералы"
Урок окружающего мира в 4 классе с презентацией...
Открытый урок русского языка «Различие окончаний в разных падежах имен существительных первого склонения»
Тема: Различие окончаний в разных падежах имен существительных первого склонения.Цель: проводить обучение детей на гуманно-личностной основе, формируя их гражданские чувства, прививая любовь к р...
урок окружающего мира в 1 классе "Различие между животными и растениями"
закрепить умение определять различия между растениями и животными; повторить признаки животных и растений, их приспособленность к окружающему миру, развивать наблюдательность, внимание, расширит...
Презентация к уроку окружающий мир 4 класс УМК "Школа 2100" по теме "Горные породы и минералы"
1. тема2-4. горные породы5-6 гранит7. использование горных пород8.виды домов99-11. минералы...
Конспект урока "Горные породы и минералы Пермского края". ("Школа 2100").
Конспект урока "Горные породы и минералы Пермского края" .Окружающий мир 4 класс. Программа "Школа 2100"....
Конспект урока окружающего мира "Заочная экскурсия в зимний лес «Учимся различать деревья зимой» "
Цели деятельности учителя: Формирование навыка определения разных видов деревьев по силуэтам, коре и плодам. Обучение определять зимой по силуэтам такие деревья как: берёза, тополь, клён, дуб, рябина,...