Рабочая программа по окружающему миру 1 класс. Авторы А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкий
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс, программа "Перспектива", авторы А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okr._miru_progr._perspektiva.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по обучению окружающему миру
1 класс
Программа «Перспектива»
Авторы учебника: А.А. Плешакова
М.Ю. Новицкий
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Плешаков, А,А. Окружающий мир. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования , изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2011.
- Плешаков, А.А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений : в 2 ч. / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М. : Просвещение, 2011.
- Анастасова, Л.П. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова ; под ред. А.А. Плешакова. – М. : Просвещение, 2011.
- Плешаков, А.А. Уроки по окружающему миру. 1 класс : пособие для учителя / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М. : Просвещение, 2011.
- Ижевский, П.В. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности : метод. Пособие. 1 класс : пособие для учителя / П.В. Ижевский ; под. Ред. А.А. Плешакова ; Рос. акад. наук , Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2008.
На изучение окружающего мира в 1 классе отводится 66 часов, 2 часа в неделю.
В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного мира в его важнейших взаимосвязях.
Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребенка:
- уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории;
- понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нем;
- модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика курса
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек – как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т.е. тоже природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры – норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры и помогает им определить свое место в мире природы как в жизненно важной сфере человеского бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:
- природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
- природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психологического здоровья человека;
- мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем
Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А.Плешакова « Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю.Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П.Левитана «Твоя Вселенная». В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей, в группах продленного дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать ее согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа. Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учетом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни представляют в их единстве и тесной взаимной связи:
- природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
- культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;
- наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
- искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
- человечество как многообразие народов, культур, религий;
- семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
- труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
- здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
- нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
СОДЕРЖАНИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Структура курса
Программа для 1 класса закладывает основу мыслительного инструментария, необходимого для восприятия явления ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия; ритм как способ организации мира и его составных частей; природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека; мир как иерархия, порядок, лад.
Мы и наш мир (11 ч)
Что такое окружающий мир. Природа. Неживая и живая природа.
Культура. Природа в творчестве человека.
Мы – люди. Как мы общаемся с миром. Люди – творцы культуры.
Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за город в мир красок и звуков родной природы.
Наш класс (13 ч)
Наш класс в школе. Мы дружный класс. Учитель – наставник и друг.
Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями. Что растет у школы. Мир за стеклянным берегом. Кто ещё у нас живёт? Какие бывают животные. Делу – время. Книга – наставник и друг. Потехе – час.
Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город для знакомства с природой в её естественных формах.
Наш дом и семья (15 ч)
Мы в семье. Моя семья – часть моего народа.
Природа в доме. Откуда в наш дом приходит вода, газ, электричество. Красивые камни в нашем доме. Комнатные растения у нас дома.
Выйдем в сад. Овощи и фрукты на нашем столе. Про хлеб и кашу, чай и кофе. Дикорастущме и культурные растения.
Собака в нашем доме. Кошка в нашем доме. Дикие и домашние животные. С утра до вечера.
Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».
Город и село (14 ч)
Мы в городе ,селе. Красота любимого города и родного села. Природа в городе. Что растёт в городе. Чудесные цветники. В ботаническом саду. Кто живёт в парке. В зоопарке. Войдём в музей!
Мы помним наших земляков. Все профессии важны.
Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела» – встреча с родителями – представителями городских, сельских профессий.
Родная страна (8 ч)
Россия – наша Родина. Москва – столица России.
Мы семья народов России.
Природа России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедные тропинки.
Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс – семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника родного края.
Человек и окружающий мир (5 ч)
Взгляни на человека! Всему свой черёд. У каждого времени – свой плод. Я – часть мира.
Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее.
Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость.
Блок внеклассной, внешкольной работы: посещение драматического театра и/или кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма, представляющих человеческие судьбы. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющими динамику внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни.
Блок внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника»
Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.
Рассмотрим цели, задачи, механизмы и принципы работы педагогов в этом направлении.
Цели: духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников; развитие эстетического восприятия окружающего мира и гармонического мироощущения через систему уроков и занятий дополнительного образования во второй половине дня.
Задачи. За годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи: сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями учащихся.
Механизмы реализации задач блока «За страницами учебника»
- Классные часы по духовно-нравственному воспитанию.
- Факультативы (по выбору) «Введение в народоведение», «Экология для младших школьников», «Планета загадок», «Твоя Вселенная», изучение природы и культуры региона и др.
- Направления дополнительного образования (музыкальная школа, хореография, театральная студия и др.).
- Семейный клуб.
- Семейные праздники.
- Посещение филармонии, театров, музеев и других учреждений культуры.
- Экскурсии.
- Кодекс чести класса.
Принципы:
- принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
- принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
- принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
- принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
- принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
- принцип ценностного подхода.
Роль праздников в жизни класса велика, поэтому о них следует сказать особо. Они вносят в учебный процесс элементы игры, придают школьной жизни дополнительные краски, делают её более радостной, что особенно важно для младших школьников. Так как одним из важных направлений в воспитательной работе является семейное воспитание, то все праздники класса проходят как семейные встречи и заканчиваются чаепитием. Заранее во время подготовки ребята знакомятся с содержанием праздника, а уже на семейном вечере это содержание раскрывается в стихах, песнях, сценках. При этом родители принимают активное участие в подготовке и проведении праздника, они разыгрывают роли в театральных постановках, оформляют декорации, поют песни и т. п.
Одной из основных задач семейного воспитания класса является формирование семейного клуба. Элементами его может стать родительский хор, творческие мастерские (ручной мужской и женский труд, театр), когда в группу продлённого дня приходят заниматься с детьми их родители; просветительский лекторий для родителей (встречи с психологом, священником, интересными людьми). Большую роль в семейном воспитании класса играют совместные с родителями поездки и экскурсии, география которых в последующие годы будет постоянно расширяться.
Все эти мероприятия необходимы для взаимодействия с родителями в духе «осознанного родительства».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее существования.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Предметные результаты
- Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
- Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
- Осознание целостного окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
- Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Учащиеся должны знать:
- свой домашний адрес и адрес школы;
- правила безопасности при переходе улицы;
- правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом;
- основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.
Учащиеся должны уметь:
- различать объекты неживой и живой природы;
- различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
- различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры;
- приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры определенного народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда, семейные традиции и т. п.);
- рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;
- сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Интернет-ресурсы.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
- Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1 september.ru
- КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-scol.ru
- Наглядные пособия.
- Таблицы. Ратеня животный мир.
- Геграфичекие каты. Физическая кара.
- Глобус.
- Илустрации растенийживотных, предмеов Древнего Мира
- Технические средства обучения.
- Телевизор.
- Магитофон.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран проекционный
- Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Шкаф для хранения карт, таблиц
- Специализированная мебель.
Компьютерный стол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас" 4 класс
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические пробле...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса Авторы:А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Система учебников "Перспектива"
Программа содержит цели и задачи, нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа. Представлена общая характеристика учебного предмета, ценностные ориентиры сод...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (Перспектива, А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая )
В рабочую программу входят пояснительная записка и ктп. Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», автора Плешакова А.А.
Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», автора Плешакова А.А....
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...