Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (Перспектива, А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая )
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Гилязова Рита Айратовна

В рабочую программу входят пояснительная записка и ктп. Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx47.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА № 34   ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ  БАШКОРТОСТАН

                «Рассмотрено»

на заседании ШМО

_______________О.В.Долгих

Протокол №___

от «____» ______ 2016г.

«Согласовано»

зам. директора по УВР

___________А.Р.Бикмеева

«____» _______ 2016г.

«Утверждаю»

директор МБОУ Школа №34

_____________ А.Р.Зайнагов

«_____» _______ 2016г.

                                         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ___ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ____

на  2016 – 2017  учебный год

Составлена в соответствии с  федеральным государственным

стандартом общего образования

Наименование ОУ: МБОУ Школа  № 34 ГО г.Уфа РБ

Класс:

Учебник: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая Окружающий мир: учебник для  4 класса общеобразовательной школы в 2-х частях/ Москва  «Просвещение»  2014 год

Учитель: Гилязова Р.А

Количество часов: всего за год 68 час.; в неделю 2часа.

Контрольных работ: __6__, лабораторных работ: _____– _______,

практических работ _________

Уфа 2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Авторская программа начального общего образования А.А.Плешаков,  М.Ю.Новицкая. М.: Просвещение, 2008
  2. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ А.А.Плешаков,  М.Ю.Новицкая; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.
  3. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. . В 2 ч./ А.А.Плешаков,  М.Ю.Новицкая; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2016.
  4. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 4 класс: методическое пособие с поурочными разработками/А.А.Плешаков,  М.Ю.Новицкая. М.: Просвещение, 2014

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и рекомендаций

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о введении ФГОС НОО  от 06.10.2009г №373
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 (Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год);
  • Учебный план МБОУ Школа №34 на 2016-2017 учебный год.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном учебном плане: в 4 классе на изучение курса «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов (34 учебные недели).

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных  результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание учебного предмета, курса

Отбор содержания предмета «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Человек и природа – 20 часов.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек и общество. Правила безопасной жизни – 48 часов.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Россия на карте, государственная граница России.Москва—столицаРоссии. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Учебник «Окружающий мир» для четвёртого класса включает  четыре раздела:

«Мы -  граждане единого Отечества» -  13 часов;

«По родным просторам»  -  20 часов;

«Путешествие по реке времени»  -  26 часов;

«Мы строим будущее России»  -  9 часов.

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру

4 класс УМК Перспектива (68 часов)

п/п 

Наименование разделов и тем

,

Практические работы

Всего

часов 

Дата проведения 

По плану

Факти-

ческая

Примечания

(коррек-

тировка)

Мы – граждане единого Отечества

Различать права и обязанности гражданина России.

Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям.

Устанавливать связь особенностей государственного устройства России. Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе

Определение границ России и ее соседей по карте мира.

Выполнение проектов:

«Если бы меня выбрали Президентом России», «Путешествие в республики и другие регионы России»

13

Общество-это мы

02.09

Российский народ

05.09-09.09

Конституция России

05.09-09.09

Права ребенка

12.09.16.09.

Государственное устройство России

12.09.16.09.

Российский союз равных

19.09-23.09

Государственная граница России

26.09-30.09

Путешествие за границу России

26.09-30.09

Сокровища России и их хранители

03.10-07.10

Творческий союз

03.10-07.10

Обобщение по разделу «Мы граждане единого Отечества». Экскурсия в краеведческий музей

10.10-14.10

За страницами учебника. Наши проекты.

10.10-14.10

Контрольная работа по разделу «Мы – граждане единого Отечества»

17.10-21.10

По родным просторам

20

Карта – наш экскурсовод. Практическая работа с картой

Сравнение масштабов физической карты России и карты мира.

Определение равнин и гор на физической карте мира.

Соотнесение условных знаков и фотографий с образцами полезных ископаемых.

Работа с картой: поиск рек, озер и морей России, сравнение карты природных зон России с физической картой.

Знакомство с Красной книгой.

Работа с картой природных зон России.

17.10-21.10

По равнинам и горам.

24.10-28.10

В поисках подземных кладовых.

24.10-28.10

Наши реки

31.10-11.11

Озёра — краса Земли. Практическая работа с картой

31.10-11.11

По морским просторам. Практическая работа с картой

14.11-18.11

С севера на юг. Практическая работа с картой

14.11-18.11

В ледяной пустыне. Практическая работа с картой

21.11-25.11

В холодной тундре. Практическая работа с картой

21.11-25.11

Среди лесов. Практическая работа с картой

28.11-02.12

В широкой степи. Практическая работа с картой

28.11-02.12

В жаркой пустыне. Практическая работа с картой

05.12-09.12

У теплого моря. Практическая работа с картой

05.12-09.12

Мы - дети родной земли.

12.12-16.12

В содружестве с природой

12.12-16.12

Как сберечь природу России.

19.12-23.12

По страницам Красной книги.

19.12-23.12

Контрольная работа по разделу «По родным просторам»

26.12-30.12

По заповедникам и национальным паркам

26.12-30.12

Наши проекты.  За страницами учебника

16.01-20.01

Путешествие по реке времени

26

В путь по реке времени.

Определение значимости сохранения народной памяти.

Описание внешнего вида археологических находок по изображениям в учебнике

Составление схемы родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого; правителей Московской Руси.

Составление характеристики развития страны.

16.01-20.01

Путешествуем с археологами

23.01-27.01

По страницам летописи.

23.01-27.01

Истоки древней Руси.  

30.01-03.02

Мудрый выбор

30.01-03.02

Наследница Киевской Руси

06.02-10.02

Москва - преемница Владимира

06.02-10.02

Начало Московского царства.

13.02-17.02

Подвижники Руси и землепроходцы

13.02-17.02

На пути к единству

20.02-24.02

Начало Российской империи

20.02-24.02

«Жизнь - Отечеству, честь - никому »

27.02-03.03

Отечественная война 1812 года

06.03-10.03

Контрольная работа по теме «Российская империя»

06.03-10.03

Золотой век театра и музыки

Составление странички «Календаря памятных дат», оформление выставки «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны». Составление характеристик: развитие театрального и музыкального искусства, особенности развития страны

13.03-17.03

Рассвет изобразительного искусства и литературы

13.03-17.03

В поисках справедливости

20.03-24.03

Век бед и побед

20.03-24.03

«Вставай страна огромная»

03.04-07.04

Трудовой фронт России

03.04-07.04

«Нет в России семьи такой …»

10.04-14.04

После великой войны

10.04-14.04

Экскурсия в музей боевой славы

17.04-21.04

Достижения 1950 - 1970х годов

17.04-21.04

За страницами учебника

24.04-28.04

Контрольная работа по разделу «Путешествие по реке времени»

24.04-28.04

Мы строим будущее России

9

Современная Россия

Составление характеристики выдающихся явлений современной культурной жизни России

02.05-05.05

Хороша честь, когда есть, что есть

02.05-05.05

Умная сила России

08.05-12.05

Светлая душа России

08.05-12.05

Начни с себя

15.05-19.05

Контрольная работа по разделу «Мы строим будущее России»

15.05-19.05

За страницами учебника.

Подготовка к итоговой контрольной работе.

22.05-31.05

Итоговая годовая контрольная работа

22.05-31.05

Обобщение пройденного

22.05-31.05

Итого:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива 1 класс

Рабочая программа составлена на 2012-2013 учебный год по учебнику Плешакова...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспектива", 2 класс

Программа содержит планирование по курсу с основами формирования УУД младших школьников....

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспектива". 2 класс.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательн...

рабочая программа по окружающему мире УМК Перспектива 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива для первого класса разработана на основе требования ФГОС...

рабочая программа по окружающему мире УМК Перспектива 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива для первого класса разработана на основе требования ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива 4 класс

В соответствии с п.19.5 ФГОС НОО (в редакции   Приказа  Минобрнауки России от 29.12.2014 г. №1643)  рабочая программа включает восемь разделов:пояснительную записку, в которой...

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" А.А. Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру по программе "Школа России". Автор А.А. Плешаков...