Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (Перспектива, А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая )
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
В рабочую программу входят пояснительная записка и ктп. Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 47.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА № 34 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«Рассмотрено»
на заседании ШМО
_______________О.В.Долгих
Протокол №___
от «____» ______ 2016г.
«Согласовано»
зам. директора по УВР
___________А.Р.Бикмеева
«____» _______ 2016г.
«Утверждаю»
директор МБОУ Школа №34
_____________ А.Р.Зайнагов
«_____» _______ 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ___ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ____
на 2016 – 2017 учебный год
Составлена в соответствии с федеральным государственным
стандартом общего образования
Наименование ОУ: МБОУ Школа № 34 ГО г.Уфа РБ
Класс: 4Б
Учебник: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая Окружающий мир: учебник для 4 класса общеобразовательной школы в 2-х частях/ Москва «Просвещение» 2014 год
Учитель: Гилязова Р.А
Количество часов: всего за год 68 час.; в неделю 2часа.
Контрольных работ: __6__, лабораторных работ: _____– _______,
практических работ ____–_____
Уфа 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Авторская программа начального общего образования А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. М.: Просвещение, 2008
- Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.
- Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. . В 2 ч./ А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2016.
- Плешаков, А.А. Окружающий мир. 4 класс: методическое пособие с поурочными разработками/А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. М.: Просвещение, 2014
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и рекомендаций
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о введении ФГОС НОО от 06.10.2009г №373
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 (Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год);
- Учебный план МБОУ Школа №34 на 2016-2017 учебный год.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане: в 4 классе на изучение курса «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета, курса
Отбор содержания предмета «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Человек и природа – 20 часов.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек и общество. Правила безопасной жизни – 48 часов.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Россия на карте, государственная граница России.Москва—столицаРоссии. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Учебник «Окружающий мир» для четвёртого класса включает четыре раздела:
«Мы - граждане единого Отечества» - 13 часов;
«По родным просторам» - 20 часов;
«Путешествие по реке времени» - 26 часов;
«Мы строим будущее России» - 9 часов.
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру
4 класс УМК Перспектива (68 часов)
№ п/п | Наименование разделов и тем , | Практические работы | Всего часов | Дата проведения | ||
По плану | Факти- ческая | Примечания (коррек- тировка) | ||||
Мы – граждане единого Отечества | Различать права и обязанности гражданина России. Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям. Устанавливать связь особенностей государственного устройства России. Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе Определение границ России и ее соседей по карте мира. Выполнение проектов: «Если бы меня выбрали Президентом России», «Путешествие в республики и другие регионы России» | 13 | ||||
Общество-это мы | 02.09 | |||||
Российский народ | 05.09-09.09 | |||||
Конституция России | 05.09-09.09 | |||||
Права ребенка | 12.09.16.09. | |||||
Государственное устройство России | 12.09.16.09. | |||||
Российский союз равных | 19.09-23.09 | |||||
Государственная граница России | 26.09-30.09 | |||||
Путешествие за границу России | 26.09-30.09 | |||||
Сокровища России и их хранители | 03.10-07.10 | |||||
Творческий союз | 03.10-07.10 | |||||
Обобщение по разделу «Мы граждане единого Отечества». Экскурсия в краеведческий музей | 10.10-14.10 | |||||
За страницами учебника. Наши проекты. | 10.10-14.10 | |||||
Контрольная работа по разделу «Мы – граждане единого Отечества» | 17.10-21.10 | |||||
По родным просторам | 20 | |||||
Карта – наш экскурсовод. Практическая работа с картой | Сравнение масштабов физической карты России и карты мира. Определение равнин и гор на физической карте мира. Соотнесение условных знаков и фотографий с образцами полезных ископаемых. Работа с картой: поиск рек, озер и морей России, сравнение карты природных зон России с физической картой. Знакомство с Красной книгой. Работа с картой природных зон России. | 17.10-21.10 | ||||
По равнинам и горам. | 24.10-28.10 | |||||
В поисках подземных кладовых. | 24.10-28.10 | |||||
Наши реки | 31.10-11.11 | |||||
Озёра — краса Земли. Практическая работа с картой | 31.10-11.11 | |||||
По морским просторам. Практическая работа с картой | 14.11-18.11 | |||||
С севера на юг. Практическая работа с картой | 14.11-18.11 | |||||
В ледяной пустыне. Практическая работа с картой | 21.11-25.11 | |||||
В холодной тундре. Практическая работа с картой | 21.11-25.11 | |||||
Среди лесов. Практическая работа с картой | 28.11-02.12 | |||||
В широкой степи. Практическая работа с картой | 28.11-02.12 | |||||
В жаркой пустыне. Практическая работа с картой | 05.12-09.12 | |||||
У теплого моря. Практическая работа с картой | 05.12-09.12 | |||||
Мы - дети родной земли. | 12.12-16.12 | |||||
В содружестве с природой | 12.12-16.12 | |||||
Как сберечь природу России. | 19.12-23.12 | |||||
По страницам Красной книги. | 19.12-23.12 | |||||
Контрольная работа по разделу «По родным просторам» | 26.12-30.12 | |||||
По заповедникам и национальным паркам | 26.12-30.12 | |||||
Наши проекты. За страницами учебника | 16.01-20.01 | |||||
Путешествие по реке времени | 26 | |||||
В путь по реке времени. | Определение значимости сохранения народной памяти. Описание внешнего вида археологических находок по изображениям в учебнике Составление схемы родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого; правителей Московской Руси. Составление характеристики развития страны. | 16.01-20.01 | ||||
Путешествуем с археологами | 23.01-27.01 | |||||
По страницам летописи. | 23.01-27.01 | |||||
Истоки древней Руси. | 30.01-03.02 | |||||
Мудрый выбор | 30.01-03.02 | |||||
Наследница Киевской Руси | 06.02-10.02 | |||||
Москва - преемница Владимира | 06.02-10.02 | |||||
Начало Московского царства. | 13.02-17.02 | |||||
Подвижники Руси и землепроходцы | 13.02-17.02 | |||||
На пути к единству | 20.02-24.02 | |||||
Начало Российской империи | 20.02-24.02 | |||||
«Жизнь - Отечеству, честь - никому » | 27.02-03.03 | |||||
Отечественная война 1812 года | 06.03-10.03 | |||||
Контрольная работа по теме «Российская империя» | 06.03-10.03 | |||||
Золотой век театра и музыки | Составление странички «Календаря памятных дат», оформление выставки «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны». Составление характеристик: развитие театрального и музыкального искусства, особенности развития страны | 13.03-17.03 | ||||
Рассвет изобразительного искусства и литературы | 13.03-17.03 | |||||
В поисках справедливости | 20.03-24.03 | |||||
Век бед и побед | 20.03-24.03 | |||||
«Вставай страна огромная» | 03.04-07.04 | |||||
Трудовой фронт России | 03.04-07.04 | |||||
«Нет в России семьи такой …» | 10.04-14.04 | |||||
После великой войны | 10.04-14.04 | |||||
Экскурсия в музей боевой славы | 17.04-21.04 | |||||
Достижения 1950 - 1970х годов | 17.04-21.04 | |||||
За страницами учебника | 24.04-28.04 | |||||
Контрольная работа по разделу «Путешествие по реке времени» | 24.04-28.04 | |||||
Мы строим будущее России | 9 | |||||
Современная Россия | Составление характеристики выдающихся явлений современной культурной жизни России | 02.05-05.05 | ||||
Хороша честь, когда есть, что есть | 02.05-05.05 | |||||
Умная сила России | 08.05-12.05 | |||||
Светлая душа России | 08.05-12.05 | |||||
Начни с себя | 15.05-19.05 | |||||
Контрольная работа по разделу «Мы строим будущее России» | 15.05-19.05 | |||||
За страницами учебника. Подготовка к итоговой контрольной работе. | 22.05-31.05 | |||||
Итоговая годовая контрольная работа | 22.05-31.05 | |||||
Обобщение пройденного | 22.05-31.05 | |||||
Итого: | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива 1 класс
Рабочая программа составлена на 2012-2013 учебный год по учебнику Плешакова...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспектива", 2 класс
Программа содержит планирование по курсу с основами формирования УУД младших школьников....
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспектива". 2 класс.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательн...
рабочая программа по окружающему мире УМК Перспектива 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива для первого класса разработана на основе требования ФГОС...
рабочая программа по окружающему мире УМК Перспектива 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива для первого класса разработана на основе требования ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива 4 класс
В соответствии с п.19.5 ФГОС НОО (в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 г. №1643) рабочая программа включает восемь разделов:пояснительную записку, в которой...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" А.А. Плешаков
Рабочая программа по окружающему миру по программе "Школа России". Автор А.А. Плешаков...