Конспект урока: "Формы земной поверхности"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Золотникова Анастасия Александровна

Окружающий мир, 2 класс, программа "Школа России"

Основная задача урока: познакомить детей с основными формами земной поверхности, со строением холмов и гор. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект31.24 КБ
Office presentation icon презентация2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

Цель урока: Формирование представлений о формах земной поверхности.

Задачи урока:

Образовательные

  • Познакомить детей с основными формами земной поверхности; познакомить со строением холмов и гор.

Развивающие

  • Развивать познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать.
  • Развитие умения анализировать и делать выводы, отстаивать свою точку зрения, умения применять накопленные знания;
  • Расширять кругозор детей.

Воспитательные

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: демонстрационный экран, мультимедийный проектор, физическая карта России.

Литературный ряд: учебник А.А. Плешаков "Мир вокруг нас" 2 класс, рабочая тетрадь "Мир вокруг нас"автор А.А. Плешаков.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент

II. Сообщение темы урока

III. Изучение нового материала

IV. Итог урока

V. Домашнее задание

- Всем, всем – добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Все расселись по местам.

- Ребята, сегодня на уроке мы будем говори (СЛАЙД 1)

СЛАЙД 2

- Посмотрите на слайд, перед вами физическая карта России.

- Какими цветами раскрашена карта России?

- Как вы думаете, что на физической карте обозначено, синим или голубым, коричневым и зеленым цветом?

- Зеленым цветом обозначены равнины, синим или голубым – моря, озера, реки. А коричневым – горы и возвышенности, причем, чем темнее цвет, тем выше горы.

- Так выглядят равнины и горы на карте.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о формах поверхности нашей страны, научимся находить и различать их на карте.

- Формы земной поверхности могут быть выпуклые и вогнутые.

- Может кто- то знает, что относится к выпуклым формам земной поверхности, а что к вогнутым формам?

СЛАЙД 3

- А теперь рассмотрите изображения на слайдах. (Равнина и горы.) Здесь вы можете увидеть основные формы земной поверхности - равнины и горы.

- Попробуйте, объяснить, что это такое.

- Как вы думаете, какой участок земной поверхности называется равниной? СЛАЙД 4. (Изображение равнины и определение.)

Равнина

- ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте.

СЛАЙД 5

-На слайде вы видите изображения двух равнин, попробуйте определить, чем они различаются?

- Равнины бывают плоские и холмистые.

- Какая поверхность изображена на первой иллюстрации?

- На второй иллюстрации?

- Объясните, почему равнины получили такие названия?

- Откройте учебники на странице 90-91.

- Найдите на карте все равнины на территории нашей страны, назовите их.

СЛАЙД 6. (Физическая карта, равнины, будут выделяться.)

- Обратите внимание на то, каким цветом они изображены на карте.

- Почему Среднесибирское плоскогорье обозначено на карте желтым и зеленым цветом?

Возвышения на равнине - это холмы.

СЛАЙД 7("Холм"). (АНИМАЦИЯ)

- В строении холма различают такие части: подошва (или подножие) -самая низкая часть холма, это место, где он начинается; вершина - самое высокое место. Между вершиной и подошвой находится склон. Он может быть крутым и некрутым.

ФИЗМИНУТКА

- Мы говорили о возвышениях на равнинах - холмах. Но, кроме того, на равнинах имеются углубления с крутыми склонами - это овраги. СЛАЙД 8 (Овраг)

- Иногда на равнинах могут встретиться не только возвышения, но и понижения. Такими понижениями являются овраги. Как они образуются?

"Образование оврага начинается с маленькой рытвины. Талые и дождевые воды размывают ее, и овраг постепенно увеличивается. Овраги могут быть мелкими, в несколько метров глубиной, и глубокими - в несколько десятков метров. По дну оврага часто течет речка или ручей. Если по краям оврага разрастается много трав и кустарников, то он превращается в болото.

Овраги приносят человеку вред, так как разрушают верхний, плодородный слой почвы. Чтобы бороться с разрастанием оврагов, люди высаживают по их краям деревья и кустарники. Корни растений не дают разрушаться почве".

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы послушав его мне ответьте, какие формы земной поверхности встретились в этом стихотворении.

Я взобрался на холм, оглянулся вокруг -
В этот сумрачный час не узнал я
равнины.
Плыл с болота туман, надвигаясь на луг,
И над ним возвышались деревьев вершины.
А внизу, вдалеке, у подножья холма,
Где в
овраге ручей извивался, играя,
Всем уже завладела и правила тьма.
Я спустился туда, осторожно ступая,
Свежий запах травы и вечерний туман,
Засыпающих птиц одинокие всхлипы -
Ночь для нас сотворили пьянящий дурман.
Я качнулся и сел под раскидистой липой.

- А какие части холма, автор упоминает в своем произведении?

СЛАЙД 9

- Посмотрите на изображение на слайде, что изображено на нем?

- Как вы думаете, какая часть земной поверхности называется горой?

- Горы - очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. На вершинах гор очень холодно и лежит снег.

- Каждая гора, как и холм, имеет свои части, попробуйте их назвать.

СЛАЙД 10 (части горы)

- Откройте физическую карту России в учебнике с.90-91. Найдите на ней горы.

- Каким цветом обозначают горы на карте. СЛАЙД 11. (Физическая карта, выделить горы с помощью анимации)

-Какие горы вы нашли на карте?

- Кто-нибудь из вас был в горах? Послушайте мой рассказ о Кавказских горах. Лучше представить это вам помогут СЛАЙДЫ 12. (Горы Кавказа)

- Основная горная область Кавказа - Большой Кавказ - грандиозное горное поднятие, состоящее из многочисленных хребтов. Он тянется с северо-запада на юго-восток. Приближаясь к Кавказскому хребту с севера, еще за 200 километров видишь на южной стороне горизонта очертания Эльбруса (СЛАЙД 13) который белеет в ясное утро над равниной. Высота Эльбруса 8848 метров. Это самая высокая гора. СЛАЙД 14.

Растительность Кавказских гор - это сложный мир, в котором высота играет большую роль. Подъем на каждые 200 метров в горах означает понижение температуры на 1-2 градуса. Поэтому, двигаясь по направлению к заоблачным высотам, мы наблюдаем быструю смену растительности и попадаем, наконец, в область вечных снегов, где мороз и метели так свирепствуют, как и на Крайнем Севере нашей страны.

Северный Кавказ - один из главных курортных центров России. Анапа - самый большой детский курорт с удобным песчаным пляжем. (СЛАЙД 15)

- Другой крупнейший курорт - Кавказские Минеральные Воды на Ставрополье. (СЛАЙД 16). Здесь два раза был Пушкин. Сюда был сослан Лермонтов. Здесь же, в Пятигорске, в 1841 году он был убит на дуэли. Много памятных мест связано в Пятигорске с этим русским поэтом.

- Послушайте стихи, в которых поэты описывают Кавказ.

отрывок из поэмы А. Пушкина "Кавказский пленник".

...В час ранней, утренней прохлады
Вперял он любопытный взор
На отдаленные громады
Седых, румяных, синих гор.
Великолепные картины!
Престолы вечные снегов,
Очам казались их вершины
Недвижной цепью облаков.
И в их кругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус огромный, величавый
Белел на небе голубом...

- Этими прекрасными лирическими строчками мы закончим знакомство с горами.

- С какими формами земной поверхности вы познакомились?

- Какие бывают равнины?

 Какая форма земной поверхности называется холмом?

 Какая форма земной поверхности называется оврагом?

Какие горы нашей страны вы можете назвать?

Какие равнины вы знаете?

В результате на доске появляется схема. "Формы земной поверхности". СЛАЙД  18.(схема)

Учебник с. 78 – 81 читать, ответить на вопросы

- Синий, желтый, зеленый. - Моря, озера, реки, горы, равнины.

Дети пытаются объяснить, почему они так названы.. - - Ровный.

- Высотой

- Холмистая.

- Плоская.

- Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения.

- Восточно-Европейская, Западно-сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.

- Равнины на карте обозначены зеленым или светло-желтым цветом.

- Есть возвышения.

-Подножие.

- Гора.

Возвышения.

Подошву или подножие, склон и вершину.

- Коричневым.

-Уральские и Кавказские горы.

- Горы и равнины

- Плоские и холмистые

- Возвышения на равнине

- Углубление с крутым склоном

Если останется время!!!

1) Разгадайте кроссворд.

г

о

р

а

в

н

и

н

а

а

е

р

п

о

д

о

ш

в

а

в

и

л

е

р

м

о

н

т

о

в

а

а

г

По горизонтали:

Большое пространство ровной поверхности. (Равнина)

Самая низкая часть холма. (Подошва)

Русский поэт, погибший на Кавказе. (Лермонтов)

По вертикали:

Возвышение, высотой более 200 метров над окружающей местностью. (Гора)

Самое низкое место холма. (Вершина)

Извилистое резкое понижение местности. (Овраг)

2) работа в тетради с. 32 № 1, № 2.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы земной поверхности

Слайд 2

Физическая карта России

Слайд 3

Основные формы земной поверхности Равнины Горы

Слайд 4

Равнина Равнина – ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте.

Слайд 5

Равнины Холмистые Плоские

Слайд 6

Физическая карта России

Слайд 7

Холм возвышение на равнине не более 200 метров вершина склон подошва

Слайд 8

Овраги

Слайд 9

Гора возвышенность более 200 метров над окружающей местностью .

Слайд 10

Части горы подошва склон вершина

Слайд 11

Физическая карта России

Слайд 12

Горы Кавказа.

Слайд 13

Эльбрус. Высота 8848 метров

Слайд 14

Кавказ .

Слайд 15

Северный Кавказ. Анапа.

Слайд 16

Кавказские Минеральные воды.

Слайд 17

формы земной поверхности горы равнины холмистые плоские

Слайд 18

Молодцы!!! Спасибо за активную работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Формы поверхности земли

Конспект урока Формы поверхности земли 3 класс. Программа Школа России....

Презентация к уроку "Формы земной поверхности"

Презентацию можно использовать на уроке по предмету Окружающий мир во 2 классе . Программе "Школа России"...

Конспект урока "Формы земной поверхности" 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о формах земной поверхности. Планируемые результатыПредметные:знать: какие формы земной поверхности бывают; уметь:  сравнивать по схеме холм ...

Самоанализ урока "Формы земной поверхности" 2 класс. Программа "Школа России"

В публикации представлен подробный самоанализ урока окружающего мира во 2 классе по теме "Формы земной поверхности". Данный урок является победителем регионального этапа конкурса "Учите...

Окружающий мир. 2 класс. Тема урока "Формы земной поверхности".

Цель: познакомить с формами земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги)....

материал к уроку "Формы земной поверхности" УМК "Школа России"

материал к уроку "Формы земной поверхности"...

Конспект урока "Формы поверхности Земли" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Формы поверхности Земли" 2 классК уроку доступна SMART-презентация. Ссылка на презентацию в документе....