Конспект урока "Формы земной поверхности" 2 класс "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Камаева Анастасия Андреевна

Цели деятельности учителя: формирование представлений о формах земной поверхности.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: какие формы земной поверхности бывают;

уметьсравнивать по схеме холм и гору; замечать и ценить красоту природы.

Личностные:

- проявлять интерес к учебной деятельности;

- уметь высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

 

Тип урока: открытие нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 22.04.2020                                                                               ФИО учителя: Давыдова Наталья Владимировна

Школа: МКОУ СОШ№2                                                           ФИО студента: Камаева Анастасия Андреевна, 46 гр.

Класс: 2 «А»                                                                                         ФИО методиста: Горячева Светлана Леонидовна

Кабинет: 1

                                                     

Конспект  урока  окружающего мира

Тема: «Формы земной поверхности»

Цели деятельности учителя: формирование представлений о формах земной поверхности.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: какие формы земной поверхности бывают;

уметь:  сравнивать по схеме холм и гору; замечать и ценить красоту природы.

Личностные: 

- проявлять интерес к учебной деятельности;

- уметь высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование:  УМК « Школа России»,  «Окружающий мир» Плешакова А.А. учебник для 2 класса, рабочая тетрадь,  презентация, раздаточный материал.

Челябинск, 2020

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

- Ребята, прочитайте про себя стих на слайде.

- Теперь давайте все вместе прочитаем.

Всем, всем – добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Все расселись по местам.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

II.

Актуализация знаний и мотивация

         

Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

 Практический: выполнение проверочной работы

 

Словесный: подводящий диалог

Словесный: монолог учителя

7

мин

- Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

- Для того, чтобы проверить ваши знания и закрепить их, вам нужно решить тест. Тест состоит из 2-х вариантов. Время на решение 5 минут.

Тема: «Ориентирование на местности»

1 вариант

1.Выбери правильный ответ. Как называется прибор для определения сторон горизонта?

а) компас;

б) барометр;

в) термометр.

2.Из каких частей состоит компас?

а) корпус, гайка, магнитная стрелка;

б) корпус, магнитная стрелка, батарейка;

в) корпус, магнитная стрелка, предохранитель.

3.Если вы потеряли компас, как еще можно ориентироваться на местности?

а) по животным;

б) по птицам;

в) по солнцу.

4.В какую сторону нужно возвращаться, если вы шли на юг?

а) на восток;

б) на север;

в) на запад.

5.Укажите основные стороны горизонта.

а) север, юг, запад, юго-восток;

б) север, юг, запад, восток;

в) север, юго-запад; юг, восток.

6.Какое утверждение верно?

а) на южных склонах прогалин и окраинах полян трава растет гуще;

б) роса дольше остается на траве, растущей к югу от деревьев;

в) растительность с восточной стороны дольше сохраняет свежий вид.

7.С какой стороны сначала краснеют ягоды?

а) восточной;

б) северной;

в) южной.

2 вариант

1.Укажите правильный ответ. Что определяют с помощью компаса?

а) температуру воды;

б) расстояние;

в) стороны горизонта.

2.Какой конец стрелки должен совпадать с буквой С?

а) красный;

б) синий;

в) черный.

3.Где бывает солнце утром (в 7 часов)?

а) на юге;

б) на востоке;

в) на севере.

4.Какое утверждение верно?

а) снег тает быстрее на южных склонах;

б) мхи и лишайники лучше растут на восточной стороне;

в) у березы кора с северной стороны белее и чище.

5.В какую сторону надо выходить из леса, если заходил в него, двигаясь на запад?

а) на юг;

б) на восток;

в) на север.

6.Какую сторону горизонта для роста предпочитают грибы?

а) северную;

б) южную;

в) восточную.

7.Выбери правильный ответ. Чтобы определить стороны горизонта, надо в полдень встать к солнцу:

а) лицом;

б) спиной);

в) левым боком.

- Обменяйтесь карточками с соседом по парте. Возьмите ручку другого цвета или простой карандаш. За каждый правильный ответ поставьте знак «+». Сдайте карточки.

- Как всегда нужно заполнить «Календарь природы»

- Мой край – моя земля,

Родимые просторы!

Мой край, как ты велик!

С границы до границы.

И скорый поезд напрямик

В неделю не домчится.

- Перед вами физическая карта России.

- Что вы можете рассказать по этой карте?

- Какие цвета присутствуют на ней?

- Что на карте обозначено синим цветом?

- А что обозначено коричневым цветом? А зеленым?

- Какие основные формы земной поверхности вы можете назвать?

- Почему мы не можем ответить на эти вопросы

- Ориентирование на местности

Решают проверочный тест.

Взаимопроверка.

Заполняют календарь природы.

- Мы можем увидеть, какую площадь занимает Россия, какие есть города, реки, горы и т.д.

- Синий, зеленый, коричневый

- Водная поверхность

- Горы, леса и равнины

- Мы не знаем их

- Так как еще не затрагивали такую тему

П.: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с выделением существенных признаков

К: взаимодействие с партнером

П.: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с выделением существенных признаков

К: взаимодействие с партнером

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

3 мин

-Кто догадался или знает тему нашего сегодняшнего урока? Как она звучит?
Тема урока: «Формы земной поверхности» 

-Кто попробует поставить цели на наш урок?

Цель: узнать, какие бывают формы земной поверхности.

- Давайте составим план на урок.

- Тема урока: «Формы земной поверхности»

- Цель: узнать, какие бывают формы земной поверхности

- План:

1. Вспомним, какая поверхность в нашем крае

2. Узнаем, какие бывают формы земной поверхности

3. Выполним задания по новой теме.

П: построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: целеполагание

IV. «Открытие» нового знания

Словесный: подводящий диалог

Словесный: монолог учителя

10 мин

- Посмотрите фотографии. Кто узнал, что это за места?

- Кто может сказать, какая поверхность в нашем крае, гористая или равнинная?

- Посмотрите следующие фотографии. На них вы видите основные формы земной поверхности. Кто может их назвать?

- Верно! Равнина – это ровные или почти ровные участки земной поверхности.

- Сейчас вы видите изображения двух равнин. Чем они отличаются?  

- Равнины бывают плоские и холмистые.

- Какую равнину вы видите на первой картинке?

- На второй?

- Объясните, почему такие названия?

- Правильно! Холмистая равнина имеет возвышения – холмы и углубления с крутыми склонами – оврагами.

- Давайте посмотрим на физическую карту России. Вспомните, какими цветами показаны равнины?

- Найдите на физической карте все равнины на территории нашей страны, назовите их.

- Что такое горы?

- Горы – это неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. Но горы очень редко встречаются по одиночке, чаще всего, они расположены рядами, это называется – горные хребты.

- Ребята, горы – это очень красиво, давайте прочитаем небольшой рассказ на странице 80-81.

- Как описывает горы автор рассказа?

- Что чувствует автор, когда поднимается в горы?

- Поднимите руки те, кто хочет побывать в горах?

- Сейчас, мы с вами  туда отправимся. Это можно сделать через виртуальные туры.

- Опишите ваши впечатления.

- Откройте учебники на странице 79. Рассмотрите картинку. В чем отличие горы от холма?

- В чем сходства?

- А теперь давайте проверим правильно ли вы нашли отличия и сходства. Прочитайте текст после картинки.

- Что такое подошва?

- Что такое вершина?

- Что располагает подошвой и вершиной?

- Какие они бывают?

- Давайте еще раз обратимся на физическую карту России. Каким цветом обозначаются горы  горные хребты?

- Какие вы нашли горы и горные хребты?

- Какие горы располагаются в нашем крае?

- Можем ли мы теперь сказать, что мы находимся на равнинной земной поверхности, ведь даже в нашем районе есть скалистые участки.

- Челябинская область отличается многообразием форм поверхности. В ее пределах имеются низменности и холмистые равнины, плоскогорья и горы.

- Ребята, горы, это очень красиво, но и очень опасно, особенно в зимнее время года. Посмотрите небольшое видео.

- Что произошло на видео?

- Верно! В горах зачастую происходит схождение лавины. Но данное явление происходит не только зимой, так как снег в горах держится из-за низкой температуры.

- Посмотрите, как проходит весна в небольших горах и на холмах. Что происходит?

- Это места нашего района

- Равнинная

- Равнинная поверхность и гористая

- Высотой

- Холмистая

- Плоская

- Холмистая – потому что не совсем ровная, а плоска – которая не имеет никаких возвышенностей

- Зеленым и желтым

- Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье

- Это неровные участки земной поверхности

- Они кажутся синие, а когда подходишь близко они становятся зеленые, бурые рыжие

- Все становится невесомым и  все заманчивее

- Очень красиво, хочется побывать там по-настоящему

- Холм имеет высоту до 200 м, а горы могут быть более 200 м

- И у гор и у холмов есть подошва, склон  вершина

- Это место, где начинается холм или гора

- Самая высокая часть холма или горы

- Склоны

- Крутые и пологие

- Коричневым

- Уральские горы,  Алтай и т.д.

- Уральские

- Нас присутствуют разные земные поверхности

- С гор сошла лавина и разрушила все на своем пути

- По холмам бегут ручейки в реки

П: построение речевого высказывания

П: поиск и выделение необходимой информации

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

П: поиск и выделение необходимой информации

П: построение речевого высказывания

П: поиск и выделение необходимой информации

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

П: поиск и выделение необходимой

П: построение речевого высказывания

П: поиск и выделение необходимой информации

Динамическая пауза

1 мин

-Сейчас мы с вами выполним динамическую паузу. (видео)

Выполняют динамическую паузу

V. Первичное закрепление

Словесный: ответы на вопросы обобщающего характера

10 мин

 - Итак, сейчас вы разделитесь 2 группы. 1 группа должна приготовить рассказ о равнинной поверхности, а 2 группа о горной.

- На подготовку вам дается 7 минуты, далее вы выступаете. Посмотрите, что вам нужно будет сделать.

  1. В своих группах вы должны разделить обязанности, а также выбрать главного.
  2. Дать определение и рассказать о равнинах, какие они бываю, чем отличаются горы от холмов.
  3. Нарисовать небольшой рисунок (равнины, гор/холмов).
  4. Показать на карте (равнины, горы/холмы).

- Можете приступать. Я желаю вам удачи!

 Работа в группах.

Подготовка выступления.

Показывают выступление.

П: поиск и выделение необходимой информации

П: построение речевого высказывания

VI.Самостоя-тельная работа с проверкой

Практический: самост.  работа; графическое выполнение работы

5 мин

- Откройте РТ на странице 49. Самостоятельно выполните № 1, 2, 3.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте друг друга. Если все задания правильно выполнены, можете поставить оценку 5. Если есть какие-то недочеты, можете ничего не ставить

Выполняют задания по РТ самостоятельно.

Взаимопроверка.

П: поиск и выделение необходимой информации

П: поиск и выделение необходимой информации

П: осознанное построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа, разгадывание загадок

Практический: разгадывание загадок

5 мин

- Для закрепления темы устно пройдем тест.

1. Назови все формы земной поверхности:

а) равнины, горы;

б) горы, холмы, овраги;

в) равнины, горы, холмы, овраги.

2. Определи части горы:

а) подошва, скала, верхушка;

б) подошва, склон, вершина;

в) низина, склон, вершина.

3. Какие бывают склоны:

а) крутые и низкие;

б) крутые и пологие;

в) пологие и высокие.

4. Что такое холм?

а) возвышение, высота которого меньше 200 метров;

б) возвышение, высота которого больше 200 метров;

в) это углубление с крутым склоном.

5. Что такое горный хребет?

а) это холмы, расположенные недалеко друг от друга;

б) это горы, расположенные рядами;

в) это неровные участки земной поверхности.

1) в;

2) б;

3) б;

4) а;

5) б.

П: построение рассуждения; осуществление синтеза

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный:  формулирование выводов, обобщений.

2 мин

-Какая была тема нашего урока? Цель?

-Всем спасибо, за урок!

 - Тема урока: «Формы земной поверхности»

- Цель: узнать, какие бывают формы земной поверхности

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р: осуществление итогового контроля

Задания для дистанционного обучения:

  1. Выполнить тест по теме «Ориентирование на местности»

1 вариант

1.Выбери правильный ответ. Как называется прибор для определения сторон горизонта?

а) компас;

б) барометр;

в) термометр.

2.Из каких частей состоит компас?

а) корпус, гайка, магнитная стрелка;

б) корпус, магнитная стрелка, батарейка;

в) корпус, магнитная стрелка, предохранитель.

3.Если вы потеряли компас, как еще можно ориентироваться на местности?

а) по животным;

б) по птицам;

в) по солнцу.

4.В какую сторону нужно возвращаться, если вы шли на юг?

а) на восток;

б) на север;

в) на запад.

5.Укажите основные стороны горизонта.

а) север, юг, запад, юго-восток;

б) север, юг, запад, восток;

в) север, юго-запад; юг, восток.

6.Какое утверждение верно?

а) на южных склонах прогалин и окраинах полян трава растет гуще;

б) роса дольше остается на траве, растущей к югу от деревьев;

в) растительность с восточной стороны дольше сохраняет свежий вид.

7.С какой стороны сначала краснеют ягоды?

а) восточной;

б) северной;

в) южной.

2 вариант

1.Укажите правильный ответ. Что определяют с помощью компаса?

а) температуру воды;

б) расстояние;

в) стороны горизонта.

2.Какой конец стрелки должен совпадать с буквой С?

а) красный;

б) синий;

в) черный.

3.Где бывает солнце утром (в 7 часов)?

а) на юге;

б) на востоке;

в) на севере.

4.Какое утверждение верно?

а) снег тает быстрее на южных склонах;

б) мхи и лишайники лучше растут на восточной стороне;

в) у березы кора с северной стороны белее и чище.

5.В какую сторону надо выходить из леса, если заходил в него, двигаясь на запад?

а) на юг;

б) на восток;

в) на север.

6.Какую сторону горизонта для роста предпочитают грибы?

а) северную;

б) южную;

в) восточную.

7.Выбери правильный ответ. Чтобы определить стороны горизонта, надо в полдень встать к солнцу:

а) лицом;

б) спиной);

в) левым боком.

  1. Посмотреть видео-урок по теме «Формы земной поверхности»
  2. Посмотреть видео и провести наблюдения, какие сезонные изменения происходят в горах по ссылке
  3. Выполнить номера в РТ 1, 2, 3.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по математике 3 классШкола России

Контроль знаний по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток"...

Аннотации к рабочим программам 2 классШкола России.

Данные аннотации написаны с учетом ФГОС,в каждой аннотации по предмету расписаны УУД....

Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России

Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев....

Конспект урока окружающего мира «Города России. Проект» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять проект; расширение знаний о городах России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну.Планируемые результаты:Предметные: знать: п...

Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о карте Российской Федерации.Планируемые результаты:Предметные:Знать:понятие «карта»;приёмы чтения карты;правила показа объектов на карте;Уме...

Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с картой России; формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной карте.Планируемые ре...