Тема урока: "Вода. Свойства воды".
методическая разработка (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок окружающего мира с творческим названием « Вода. Свойства воды» (экспериментальная лаборатория) создан в качестве урока новой темы при прохождении программного материала раздела «Эта удивительная природа» в 3-ем классе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda._svoystva_vody..docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Вода. Свойства воды.

Цель и задачи:

  1. Познакомить учащихся со свойствами воды,  подчеркнуть важность свойств воды для жизни человека.
  2. В ходе опытов выявить свойства воды при нагревании и охлаждении.
  3. Продолжить обучение детей проведению опытов, формулированию выводов по результатам опытов.

Основной метод обучения:

  1. Практическая деятельность с целью установления существенных свойств воды в жидком состоянии.

Основной структурный элемент урока:

  1. Опыт и анализ его результатов.

Дополнительные структурные элементы урока:

  1. Постановка цели.
  2. Обсуждение плана работы и алгоритма действий.
  3. Описание оборудования.

Оборудование:  глобус, музыкальное сопровождение, лоток с лабораторной посудой  для опытов, картинки.

Ход урока:

1. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

2. Проверка домашнего задания

- Слушаем загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.          (Воздух).

        Вопросы классу:

- Что же такое воздух?

- Какие свойства воздуха вы знаете?

- Могут ли живые организмы, в том числе и человек, прожить без воздуха?

- А надо ли заботиться о чистоте воздуха?   Ответы учащихся.

Тест на проверку домашнего задания.

- Перед вами тест, ответьте на вопросы, обведите букву с правильным ответом, затем внизу листочка выпишите все обведенные буквы.

- Какое слово получилось? (Вода).

3. Изучение  новой темы

 Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода.)

Вступительная беседа учителя.

- Скажите, в повседневной жизни, где мы можем увидеть воду?  (ответы учеников).

Дети продолжают рассказ учителя о воде.
- Ребята, послушайте высказывание писателя Антуана де Сент- Экзюпери о воде: «…, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не возможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете.»
На уроке нам предстоит путешествие в царство Воды.

Доклад ученика «Вода в жизни всего живого».

4. Физкультминутка

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

5. Практическая работа.

Опыт с кубиком льда.

Учитель. Вода может быть в твёрдом состоянии: это лёд. Если мы подержим кубик льда в руках, что произойдёт? (Лёд растает и превратится в воду.) Вода может быть в жидком состоянии: это обыкновенная вода из крана, любого водоёма. Вода может быть в газообразном состоянии: это пар. Где его можно увидеть? Все вы, наверное, замечали, что когда кипит чайник, то из его носика выделяется белый дымок. Это и есть пар. Что произойдёт, если вовремя не выключить чайник?

Ночью прошёл дождь, земля стала мокрой. Наступил день, выглянуло солнышко. Прошло какое-то время, и земля стала сухой. Как вы думаете, куда делась вода? (Испарилась.)

Опыт с испарением воды.

Учитель. На предметное стекло нанесём несколько капель воды и нагреем на спиртовке. Что произошло с водой? (Испарилась.)

Итак, мы узнали, что вода бывает в жидком, твёрдом и газообразном состоянии.

Но это ещё не все свойства воды, есть и другие.

Определение вкуса воды. Дети пробуют воду на вкус.

Учитель. Какая вода на вкус? Сладкая? Горькая? Солёная? Кислая? (Безвкусная.) Значит, ещё одно свойство воды – она не имеет вкуса.

Определение запаха воды. Когда мама готовит обед, то ароматный запах вы чувствуете и за дверями квартиры. Тонкий запах издают цветы, духи.  А чем пахнет чистая вода?

Дети нюхают воду.

Учитель. Есть ли запах у воды? (Нет.) Значит, вода не имеет запаха.

Определение цвета воды.

Учитель. Имеет ли вода цвет? (Нет, она прозрачная.)

Итак, мы узнали, что вода не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха.

6. Закрепление

- А сейчас разделимся на две команды: «Воздух» и «Вода».

Каждая команда подходит к доске и снимает свойства своей команды. Проводится сравнение свойств воздуха и воды.

  1. Почему нельзя оставлять на морозе бутылки с питьевой водой?
  2. Почему вода, замерзающая в земле, ведёт к образованию трещин на асфальтированных дорогах? (Вода при замерзании расширяется).
  3. Почему опасно нагревать полную до краёв кастрюлю с водой на газовой плите? (Вода при нагревании расширяется и выливается из налитой до краёв кастрюли на газовую плиту)

7 . Анализ уровня овладения учебным материалом и интереса учащихся к теме.

1. Обобщение материала

Работа учащихся в тетрадях:

- Выполните рабату на стр. 22 (задан. № 3-4).

Проверка выполнения работы

- Если ваша работа выполнена без ошибок, значит, вы усвоили свойства воды и их важность для жизни человека.

8. Итог урока.  

- Что нового сегодня узнали на уроке?

- Что запомнилось, понравилось больше всего?

- Какие трудности испытывали?

- Что еще хотелось бы узнать о воде и ее свойствах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Вода. Свойства воды.

Предметный урок, основаный на исследовательской деятельности учащихся....

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Значение и свойства воды"

Урок по теме "Значение и свойства воды" с презентацией....

Проект урока.Вода.Свойства воды.

Тема урока: Вода. Свойства воды.  Цель:Формирование представления о свойствах воды, их связь с сезонными изменениями в природе.Задачи:1. Развивать приёмы умственной деятельности через исполь...

Тема урока: «Вода, как растворитель веществ»

Аннотация: интегрированный урок по окружающему миру в 1 классе. На уроке учащиеся закрепляют раннее полученные знания о свойствах воды (снег и лед) и знакомятся со свойством воды, как растворителе. Ис...

Технологическая карта урока Вода. Свойства воды

Создать условия для выяснения основных свойств воды, значения воды в природе; способствовать развитию умения сравнивать свойства воды и воздуха....

Фрагмент урока "Вода.Свойства воды" УМК "Школа России" Учебник Плешаков А.А. 3класс 1 часть

Урок окружающего мира с творческим названием « Вода и её свойства. Вода в природе» создан в качестве урока новой темы при прохождении программного материала раздела «Эта удивительная...

Тема урока: Вода. Практическая работа «Исследование свойств воды».

Практическая работа на уроке окружающего мира в 3 классе по УМК "Перспектива"...