урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Ляксуткина Наталья Петровна

разработка урока окружающего мира с использованием новых образовательных технологий 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические  разработки учебных  занятий с использованием новых образовательных технологий

Класс / предмет

2 класс    Окружающий мир

УМК

Гармония

Учебник

Е.С. Поглазова

Тип урока

Деятельностная цель

Содержательная цель

Урок «открытия» нового знания (ОНЗ)

Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

 Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

Вид урока

Интегрированный урок - проект

Временные рамки

1 урок

Форма организации

Комбинированная (групповая +индивидуальная)

Методы обучения

По характеру учебно - познавательной деятельности: проблемно - поисковые;

По способу организации и осуществлению познавательной деятельности: наглядные, практические и словесные;

По степени педагогического управления со стороны учителя: метод непосредственного управления деятельностью учащихся; опосредованного управления деятельностью учеников с помощью источников информации.

Дидактическая цель

Организовать групповую деятельность учащихся с целью формирования представления о Солнечной системе и планетах.

Планируемые результаты (предметные)

Изучить информацию о планетах Солнечной системы, расширить кругозор, развивать внимание, мышление, память, умение воспринимать информацию и делать выводы

Знать: изучаемые планеты солнечной системы

Уметь: отличать планеты по их характеристикам, внешнему виду и размерам

Личностные результаты

Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками

Развитие   творческой деятельности эстетического характера.

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

УУД

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД: искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной,  модельной; осуществлять смысловое чтение.

Логические УУД: синтез - как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

Коммуникативные  УУД: осознавать речь  (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

 понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические

высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Регулятивные УУД: (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять

учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Обеспечение урока

пакеты с заданиями для каждой команды: текст с вопросами, контуры планет  и модели планет для раскрашивания;                                                                                                                                                интерактивная доска с демонстрациями;                                                                                                                                              

краски, кисти, клей                                                                                                                                                                                            плакат с изображением солнца и орбит;                                                                                                                                          

 модель солнца со спицами                                                                                                                                                                                                             карточки со словами астроном, астрономия, Венера, Марс, Плутон, Земля, Уран, Нептун, Сатурн, Юпитер, Меркурий

магниты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ  МОМЕНТЫ

Этапы урока

Деятельность  учителя,

 ее содержание,  формы и методы

Деятельность  учащихся,

 ее содержание,  формы и методы

Время

Ожидаемые результаты

1.Эмоциональный настрой на урок

Когда люди встречаются, они дарят друг другу одно прекрасное слово. Какое?

Здравствуйте ребята!

Закройте глаза и внимательно послушайте: у нас урок, я буду задавать вопросы, давать задания, не спешите с ответом, подумайте, не поднимайте сразу руку. А теперь повторяйте шепотом: я умный, я люблю думать, я мыслитель, я помогу тебе учитель.

Предполагаемый ответ (Здравствуйте!)

Закрывают глаза.

Повторяют шепотом за учителем

1,5 мин.

Коммуникативные умения: Развитие умения учебного сотрудничества с учителем

Личностные результаты:

Формирование мотивации к обучению.

2.Этап актуализации и моделирования проблемной ситуации.       Погружение в проект.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать проблему; сюжетную ситуацию; цели и задачи.

-Посмотрите на экран. Что изображено?  (слайд 1) Нарисовал эту замечательную картину космонавт Алексей Леонов. Ему  первому из космонавтов удалось заметить в космосе, а затем изобразить момент, когда огненный диск Солнца только что поднялся  слайд 2)

-Верно из-за горизонта (на слайде 2 появляется фото космонавта Леонова), фото исчезает, и учитель задает следующий вопрос

- Как вы думаете,  о чем сегодня пойдет речь на уроке?

-У каждого из вас есть семья. Как вы понимаете слово семья?

-А есть ли,  по вашему мнению,  семья у солнца? Какая она солнечная семья?

-Может вы и правы. Но нам нужно знать точно, так ли это.

-Так  какой, секрет нам сегодня предстоит открыть на уроке?

-Да, нам предстоит узнать какая она Солнечная семья?

-Ребята, чего нам не хватает, чтобы  верно ответить на вопрос?

-Где и как  мы можем добыть эти знания?

-Верно. Из разных источников можно добыть нужную информацию. Значит, что мы сегодня будем делать на уроке?

-Я уверена, что у вас есть дома семейные фотографии или может быть нарисованные семейные портреты. А может ли такая семейная фотография  или семейный портрет быть у солнца?

-Можем ли мы с вами создать такой  портрет «солнечной семьи»?  Каким образом?

-Так что же мы с вами еще сегодня будем делать?

Верно.

(учитель ставит на стол макет солнца и  вывешивает на доску плакат с изображением солнца и орбит)

- На плакате и модели мы пока видим только солнце. Но в конце урока, если мы будем усердно работать, здесь появятся и другие модели и изображения.

-Дадим название нашему проекту (на доске вывешивается надпись «Солнечная семья»)

Формулируют тему проекта, цели и задачи. Перечисляют,  каких  знаний  им не  хватает для решения практической задачи.

Предполагаемые ответы (солнце , космос ….) О солнце

Это те,  кто живет вместе (мама, папа, бабушка и т.д.

Предполагаемые ответы детей (звезды, планеты, луна и т.д.)

Предполагаемый ответ (узнать, что относится к солнечной семье)

Предполагаемый ответ (знаний)

Предполагаемые ответы (прочитать в учебнике,  интернете, энциклопедии, посмотреть по телевизору)

Предполагаемый ответ ( искать нужную информацию в каких – либо источниках)

Предполагаемый ответ (может)

Предполагаемый ответ (можем, нарисовать)

Предполагаемый ответ (создавать,  рисовать портрет «солнечной семьи»)

Ответы могут быть разные, но с помощью учителя выбирается   «Солнечная семья»

8,5 мин.

Познавательные УУД:

Развитие умения в постановке  и формулировании проблемы Выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные УУД:

Развитие умения: осознавать речь (говорение, слушание) как способ устного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи

Регулятивные УУД:

Постановка учебной задачи, умение принимать и сохранять учебную цель.

Личностные результаты: Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

3.Этап планирования деятельности

Направляет процесс разработки проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов. Предлагает распределить роли в группе.

-А знаете ли вы, какие ученые раскрывают космические тайны? (если дети не скажут, учитель говорит сам)

-Таких ученых называют астрономы,  а науку астрономия.  Первыми астрономами были китайские астрономы. Они уже около 5000 лет тому назад имели первичные представления о космосе (показывает на экране китайских астрономов и на доске вывешивает слова астрономы и астрономия) ( слайд 3)

Вам предстоит сегодня тоже побывать в роли астрономов. Вы будете работать в  группах. По одному представителю от каждой группы подойдите ко мне и возьмите папки с заданием.

-Каждая команда получила рабочую папку. Откройте ее. В ней тексты с вопросами и наборы для творческой работы: раскрась.

Через определенное время каждая группа должна будет дать ответы на поставленные вопросы. Ответы вы найдете, изучив тексты (показывает текст) и продемонстрировать раскрашенные модели (показывает модели планет) Раскрасить модели нужно определенными цветами. И ответ на это вопрос вы найдете тоже в тексте. Надпись на обратной стороне модели вам послужит подсказкой.

Чтобы все выполнить верно, внимательно сначала изучите тексты вместе.

После этого распределите обязанности в группе  и приступайте к работе. Не забудьте оказывать друг другу помощь.

Изучают предложенные материалы. Внимательно  слушают инструкцию. Осуществляют: планирование работы, распределение ролей в группе.

Предполагаемый ответ (астрономы)

Ученики подходят и берут предложенные материалы.

Открывают папки  и рассматривают предложенные задания.

Распределяют  роли  в группе.

9 мин.

Познавательные УУД:

Создание алгоритмов деятельности для  решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД:

Умение распределять функции между участниками и определение способов взаимодействия.

Регулятивные УУД:

Развитие умений определения последовательности решения поставленной задачи, составление плана учебных действий

 

4.Этап осуществления деятельности по решению проблемы

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью. Отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок.

Выполняют запланированные действия в комбинированном режиме (самостоятельно и в группе).

При необходимости консультируются с  учителем.

Осуществляют обсуждения промежуточных результатов.

10 мин.

Познавательные УУД:

Развитие поиска и выделения необходимой информации

Развитие смыслового чтения как осмысление цели чтения

Коммуникативные УУД:

Умение участвовать в групповой работе

Умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы

Регулятивные УУД:

Умение действовать по плану и по инструкциям содержащимися  в источниках информации

Личностные результаты:

Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.

Развитие   творческой деятельности эстетического характера.

Осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат.

5.Презентация результатов

Организует презентацию. Принимает описательную часть проекта и само изделие. Во время выступления детей показывает на экране  планету о которой рассказывают дети в режиме гиперссылок.  (слайд 5-15) Помогает найти детям место для планеты на плакате и модели.

-Ребята, пришло время продемонстрировать результаты своей работы.

Каждая группа выходит и работает по плану:

1.Читаете ответы на вопросы

2.Презентуете изделие и находите ему место на плакате и модели, которая стоит на столе.

Выступают (дают краткую информацию о планетах)

Показывают рисунки и модели планет.

Ищут место своей планеты на плакате,  который висит на доске и на макете солнечной системы

10 мин.

Познавательные УУД:

Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи

Коммуникативные УУД:

Умение с достаточной полнотой и точностью давать ответы на поставленные вопросы.

Владение диалогической формой речи

Личностные результаты:

Знание  уровня  собственных  достижений,  качества  знаний

6.Систематизация и обобщения знаний

7.Задание на дом

Направляет процесс анализа. Помогает обобщить и систематизировать знания.

 Что мы относим к солнечной семье или как называют ученые к солнечной системе?

Сколько планет в солнечной системе? Перечислите их.

Какая  самая близкая к солнцу?

Какая самая дальняя от солнца?

Какая самая маленькая?

Какая самая большая?

Какая необычная? И почему?

Чем они похожи ?

Чем отличаются?

Какая планет самая уникальная? Почему?

Нарисовать модель Солнечной системы

8(Меркурий,Марс, Юпитер,Сатурн,Земля,

Проверяет  итоговое  качество  собственных  знаний  и знаний  своих  товарищей.

Планеты

Венера, Нептун, Уран)

Меркурий

Нептун

Меркурий

Юпитер

Сатурн

Имеют форму круга

Размером  и внешним видом

Земля. На планете есть жизнь.

2мин.

0,5 мин.

Познавательные УУД:

Развитие  умений систематизировать и структурировать информацию , представлять ее в разной форме( сообщение, рисунок ,модель)

Коммуникативные УУД:

Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации

Умение слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД:

Умение контролировать процесс и результаты деятельности

Личностные результаты:

Умение уверенно держаться во время выступления

8.Рефлексия

Акцентирует внимании на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат.

-Удалось ли нам сделать все, что мы задумали? Все ли получилось? Все ли поставленные задачи решили?

Что вас порадовало на уроке? О чем вы расскажите дома?

-Закончить урок я бы хотела стихом. Повторяйте за мной движения.

Планеты у Солнца танцуют как дети:

Меркурий заводит их хоровод,

Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землей.

За ними Юпитер, из всех великан,

И  дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Последние три едва различимы,

Мрачны и холодны, но их отличим мы:

Уран, и конечно Нептун.

Обсуждают на сколько, им удалось достичь поставленной цели и сформировать хорошие групповые отношения

3 мин.

Познавательные  УУД

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные УУД

Умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей ; Осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

Коммуникативные   УУД

Участвовать в коллективном обсуждении

Личностные результаты:

Умение делать самоанализ своей работы и участников группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...