Календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 2 класс, Школа России
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 2 класс, Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 82.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 б класса на 2017 – 2018 учебный год разработана на основе требований ФГОС начального общего образования к разделам и к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий МБОУ СОШ №8 города Королев, на основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», учебника А.А.Плешакова «Окружающий мир» для 2 класса в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2017 год (УМК «Школа России»); рабочей тетради: : А.А.Плешакова «Окружающий мир» для 2 класса в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2017 год (УМК «Школа России»).
Общая характеристика учебного предмета «окружающий мир»
Цели:
Окружающий мир в начальной школе является базовым предметом. Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи:
- Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
- Воспитывать любовь и уважение к природе, школе, семье, своему городу, своей Родине.
- Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
- Развивать стремление к познанию окружающего мира и самого себя, своего внутреннего мира.
- Расширять опыт поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких как норма, ценность, идеал.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены планируемые результаты. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Основное содержание учебного предмета
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса. В основе методики преподавания предмета «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Во 2 класса выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой. Программой для 2 класса предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и др. Важное место в курсе занимает знакомство с конкретными природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения, обитателей живого уголка, наиболее распространенные породы собак и т. д. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание в курсе уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности.
В качестве другой содержательной линии предмета выделим знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики, воспитывается уважение к честному, добросовестному труду в любой сфере жизни.
Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми и т. д. Важной содержательной линией курса является обучение умению общаться с другими людьми — детьми и взрослыми, освоение азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей — в семье, гостях, школе, общественных местах.
Еще одна содержательная линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом. При этом начинается освоение приемов чтения карты, которое будет продолжено в последующих классах. Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества.
Перечисленные аспекты содержания выделены в программе в качестве отдельных тем: «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествия».
2 класс (68 ч)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Примерное количество часов на самостоя-тельные работы | |
экскурсии | практичес-кие работы | ||||
1 | Где мы живем? | 2 | 1 | ||
2 | Природа | 21 | 2 | 6 | 3 |
3 | Жизнь города и села | 11 | 2 | 2 | |
4 | Здоровье и безопасность | 10 | 1 | 2 | |
5 | Общение | 5 | 1 | 1 | |
6 | Путешествия | 18 | 3 | 2 | 3 |
7 | Заключение | 1 | |||
Итого | 68 | 8 | 10 | 11 |
Содержание тем учебного предмета
2 класс (68 ч)
Где мы живем (2 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (21 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (11 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (10 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (5 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Заключение (1ч)
Что мы узнали и чему научились за год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Освоение предмета «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый об раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение предмета «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении
метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и по искового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств ин формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении предмета «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Целевая ориентация программы
Настоящая рабочая программа учитывает особенности 2б класса (классный руководитель: Штрукина Виктория Владимировна). В классе дети любят проводить исследования различных видов. Учащиеся класса активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу.
Описание материально – технического обеспечения
1. Учебник :А.А.Плешаков «Окружающий мир» для 2 класса в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2012 год
2. Рабочая тетрадь: А.А.Плешаков «Окружающий мир» для 2 класса в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2012 год
3. Википедия – свободная энциклопедия. - http://ru.wikipedia.org/wiki
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.-
http://school-collection.edu.ru
5. Фестиваль педагогических идей.- http://festival.1september.ru
6. Педагогическое сообщество.- http://pedsovet.su
7. Профессиональное сообщество педагогов. Методисты. - http://metodisty.ru/m/groups/view/nachalnaya_shkola
Календарно – тематическое планирование
№ п\п. | Дата | Тема урока. | Тип урока | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Домашнее задание | |||||||||||||||||
По плану | По факту | Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||||||||||
Где мы живём? (4 ч) | |||||||||||||||||||||||
1 | Родная страна. | Урок-лекция | Почему наша страна называется Российская Федерация? Какие государственные символы России? | Российская Федерация, государственные символы: герб, флаг ,гимн. Национальность. Государственный язык. | Научатся рассказывать о родной стране; о государственных символах Российской Федерации; о многонациональном населении России. | Р. Понимать и удерживать учебные задачи; Учитывать выделенные учителем ориентиры, работать по плану. Вносить необходимые коррективы П.Различать, называть объекты государственной символики; анализировать информацию учебника; формулировать выводы из изученного; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свой достижения. К.Ставить вопросы и обращаться за помощью. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального общества. | Выучить гимн (2 куплета) | |||||||||||||||
2 | Город и село. | Комбинированный урок | Город, село, городские и сельские жители; главная улица, достопримечательности. | Научатся называть характерные особенности городских и сельских поселений, преимущественные занятия жителей города и села, типы жилых построек в городе и селе. | Р. Понимать учебную задачу и стремиться выполнить её. Учитывать выделенные учителем ориентиры, подготавливать проект .Вносить необходимые коррективы. П.Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; поиск необходимой информации. К.Договариваться и приходить к общему решению при работе в паре; распределять обязанности по выполнению проекта. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов. | Уч. с. 8 - 11 | ||||||||||||||||
3 | Природа и рукотворный мир. | Комбинированный урок | Объекты природы, предметы рукотворного мира. Экология. | Научатся различать объекты природы и рукотворного мира; называть их; выказывать своё отношение к окружающему миру. | Р. Понимать учебную задачу и стремиться выполнить её. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Выполнять учебные действия в материализованной форме. П. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; выделять существенную информацию из познавательного текста. К. Формулировать собственное мнение аргументировать свою позицию. | Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения. | Уч. с. 15 - 17 | ||||||||||||||||
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» | Контрольно-обобщающий урок | Как оценить свои достижения? | Тесты , оценка достижений. | Научатся отмечать ответы на тесты, сверять их с ответами в учебнике, оценивать результаты, подсчитывая количество правильных ответов. | Р.Принимать и удерживать учебную задачу. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль, оценивать правильность выполнения действия П. проводить сравнение, ориентироваться в способах решения задачи, использовать знако-символические средства. К.Строить понятные для партнёра высказывания, контролировать его действия, допускать возможность существования у людей различных точек зрения. | Учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу. | Уч. с. 22 | |||||||||||||||
Природа (20 ч) | |||||||||||||||||||||||
5 | Неживая и живая природа. | Урок-исследование | Как можно отличить объекты неживой природы от живой? Как связаны неживая и живая природа? | Неживая и живая природа. Объекты природы. | Научатся различать неживую и живую природу, приводить примеры каждой группы, на отдельных примерах объяснять связь неживого и живого. | Р.Принимать и удерживать учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры. П.Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; поиск необходимой информации, выделять существенную информацию из познавательного текста. Формулировать выводы. К.Договариваться и приходить к общему решению при работе в паре. | Учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу. | Уч. с. 27 | |||||||||||||||
6 | Явления природы. | Урок изучения нового материала | Что такое сезонные явления природы? Как измеряют температуру? | Явления природы. Сезоны. Температура, Термометр. Градус. | Научатся различать объекты и явления природы, рассказывать о сезонных изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях. Познакомятся с термометром и измерением температуры воздуха, воды, человека. | Р. Понимать учебную задачу и стремиться выполнить её выполнить Учитывать выделенные учителем ориентиры, работать по плану. П. Поиск необходимой информации по рисунку, передача её устным путём, установление причинно-следственных связей. К. Применение полученной информации. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Уч. с. 28 | |||||||||||||||
7 | Что такое погода. | Комбинированный урок | Что такое погода? | Погода. Температура воздуха, осадки, ветер. Явления погоды. Метеорология. Условные знаки. | Усвоят, что погода – это сочетание температуры воздуха, облачности , осадков и ветра; научатся обозначать явления погоды с помощью условных знаков. | Р. Принимать и удерживать учебную задачу .Выбирать действия с поставленной задачей и условиями её реализации, вносить изменения в способ действия. П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов ,выделение существенных признаков и их синтеза. Использовать знаково-символические средства. К.Работать в паре, просить помощь у взрослых. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Уч. с. 33-35 | |||||||||||||||
8 | В гости к осени. (Экскурсия) | Урок-экскурсия | Какие явления происходят в неживой и живой природе осенью? | Иней, заморозки, туман, ледостав, перелётные птицы. | Научатся по своим наблюдениям приводить примеры осенних явлений в природе, узнавать изученные природные объекты, обосновывать простейшие правила поведения в природном окружении. | Р. Принимать и удерживать учебную задачу. Выделять и формулировать то, что изучено и что нужно уточнить на экскурсии. П. Применять правила и пользоваться инструкциями, осуществлять рефлексию способов действий. Осознанно и произвольно строить сообщения исследовательского характера в устной форме. Узнавать и называть объекты и явления окружающей природы. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. Договариваться о распределении функций в совместной деятельности, определять общую цель. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного, поведения. | Не задано | |||||||||||||||
9 | В гости к осени. | Комбинированный урок | Что мы узнали на экскурсии? | Иней, заморозки, туман, ледостав, перелётные птицы. | Научатся приводить примеры осенних явлений в неживой и живой природе и связей между этими явлениями. | Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; К.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного, поведения. | Пословицы об осени. | |||||||||||||||
10 | Звёздное небо | Урок-исследование | Как находить на небе созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь? | Звёзды, созвездия, звёздное небо, знаки зодиака. | Научатся узнавать и моделировать изученные созвездия. | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; проводить сравнение по заданным критериям. Узнавать и называть объекты и явления окружающей природы К. Работать в паре, просить помощь у взрослых. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Уч. с. 43 | |||||||||||||||
11 | Заглянем в кладовые Земли. | Комбинированный урок | Какие богатства хранятся в кладовых Земли? | Горные породы, минералы, кристаллы, залежи, гранит, полевой шпат, кварц, слюда. | Усвоят, что горные породы образуют толщу Земли, а сами состоят из минералов, научатся приводить примеры горных пород и минералов, различать составные части гранита. | Р. Выбирать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели. П.Произвольно строить сообщения исследовательского характера; поиск информации из дополнительных источников. К. Строить монологические высказывания. | Мотивационная основа учебной деятельности. | Уч. с. 45 | |||||||||||||||
12 | Про воздух… | Комбинированный урок | Почему чистый воздух называют одним из главных богатств природы? | Загрязнение воздуха, охрана воздуха, воздушные фильтры. | Усвоят, что чистый воздух – одно из главных богатств Земли, которые необходимо охранять; научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха; обращать внимание на красоту природы. | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. . Принимать и удерживать учебную задачу. П.. Применять правила и пользоваться инструкциями, осуществлять рефлексию способов действий. Использовать знаково- символические средства, создавать схемы. Узнавать и называть объекты и явления окружающей природы. К. формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного, поведения. | Уч. с. 51 | |||||||||||||||
13 | … И про воду | Комбинированный урок | Почему воду относят к важнейшим природным богатствам ? | Загрязнение воды, охрана воды, очистные сооружения | Усвоят, что воду нужно использовать бережно, не тратить её напрасно, научатся рассказывать по схеме об источниках и последствиях загрязнения воды, её охране. обращать внимание на красоту природы. | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. . Принимать и удерживать учебную задачу. П.. Применять правила и пользоваться инструкциями, осуществлять рефлексию способов действий. Использовать знаково - символические средства, создавать схемы. Узнавать и называть объекты и явления окружающей природы. К. формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного, поведения. | Уч. с. 55 фоторассказ | |||||||||||||||
14 | Какие бывают растения. | Комбинированный урок | Как делят растения на группы? | Деревья, кустарники, травы, хвойные, лиственные растения. | Научатся различать группы растений по существенным признакам; приводить примеры представителей каждой группы, схематически изображать дерево, кустарник, травы; обращать внимание на красоту природы. | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Принимать и удерживать учебную задачу. Выделять и формулировать то, что изучено и что нужно уточнить. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям, классифицировать их. К. определять общую цель и пути её достижения; работать в паре. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного, поведения. | Уч. с. 59 | |||||||||||||||
15 | Какие бывают животные | Комбинированный урок | По каким признакам можно разделить животных на группы? | Насекомые, птицы, рыбы, звери (млекопитающие); Земноводные, пресмыкающиеся. | Расширят знания об основных группах животных, их существенных признаках; познакомятся «земноводными» и «пресмыкающимися», приводить примеры представителей этих групп. | Р. Понимать учебную задачу и стремиться выполнить её. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям. Использовать знаково - символические средства; поиск информации из дополнительных источников. К. Работать в группе, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Уч. с. 63 Сообщение о животных | |||||||||||||||
16 | Невидимые нити. | Комбинированный урок | Какие связи существуют в природе, как человек связан с природой? | Живая, неживая природа, растения, животные. Связи в природе. | Научатся приводить примеры невидимых нитей (связей) разных групп и их нарушений по вине человека; усвоят, что в природе нет ничего ненужного. | Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Установление причинно - следственных связей; использование знаково - символических средств; фиксация информации с помощью схем. К. Контролировать действия партнёра; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного, поведения. | Уч. с. 67 | |||||||||||||||
17 | Дикорастущие и культурные растения. | Комбинированный урок | Как делить растения на группы? | Дикорастущие, культурные растения | Научатся объяснять, какие растения называют культурными, а какие дикорастущими; приводить их примеры; рассказывать о значении культурных растений для человека. | Р. Принимать и удерживать учебную задачу. П.Находить новую информацию в учебнике, сравнивать и различать, обозначать рисунки фишками. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; фиксация информации с помощью схем К.Определять общую цель и пути достижения.; оценивать свои достижения на уроке. | Способность к самооценке на основе критерия успешности. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Уч. с. 69 сообщение | |||||||||||||||
18 | Дикие и домашние животные. | Комбинированный урок | Как различать диких и домашних животных? Для чего выводят домашних животных? | Дикие и домашние животные. | Научатся объяснять, каких животных называют домашними , а каких дикими; приводить их примеры; рассказывать о значении домашних животных для человека. | Р. Принимать и удерживать учебную задачу. П.Находить новую информацию в учебнике, сравнивать и различать, обозначать рисунки фишками. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; фиксация информации с помощью схем К.Работая в паре, контролировать действия партнёра. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. | Уч. с. 75 | |||||||||||||||
19 | Комнатные растения. | Комбинированный урок | Как научиться ухаживать за комнатными растениями? | Комнатные растения, атлас - определитель, оранжереи. | Научатся распознавать комнатные растения, находить в атласе - определителе информацию о них. Практически научатся правильно за ними ухаживать. | Р. Контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. П. Поиск и выделение необходимой информации в атласе - определителе, передача её устным путём, применение на практике. К. использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. | Уч. с. 78-79 | |||||||||||||||
20 | Животные живого уголка. | Комбинированный урок | Каких животных можно содержать в живом уголке? Как нужно за ними ухаживать? | Живой уголок, аквариум, аквариумные рыбки, корм; | Научатся распознавать животных живого уголка, находить в атласе - определителе информацию о них. Практически научатся правильно за ними ухаживать | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Принимать и удерживать учебную задачу. Выделять и формулировать то, что изучено и что нужно уточнить. П. Поиск и выделение необходимой информации в атласе- определителе, передача её устным путём, применение на практике. К. использовать речь для регуляции своего действия. Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. | Уч. с. 82-83 | |||||||||||||||
21 | Про кошек и собак. | Комбинированный урок | Для чего нужны кошки и собаки разных пород? | Домашние любимцы, породы. | Узнают и научатся различать породы кошек и собак; узнают о роли домашних любимцев в жизни человека. | Р. Принимать и удерживать учебную задачу. П.Находить новую информацию в учебнике, сравнивать и различать породы. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. К.Работая в группе, контролировать действия партнёра. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. Гуманистическое сознание. | Уч. с. 85-87 | |||||||||||||||
22 | Красная книга. | Комбинированный урок | О чём может рассказать «Красная книга»? | Редкие, вымирающие виды животных и растений. Красная книга. | Узнают, что такое Красная книга, какие животные и растения в неё занесены, научатся приводить их примеры и узнавать изученные виды. | Р. Принимать и удерживать учебную задачу. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Находить новую информацию в учебнике и доп. литературе; использовать общие приёмы решения задач; установление причинно - следственных связей, построение рассуждения . К.Формулировать своё мнение , аргументировать свою позицию и координировать её в сотрудничестве. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного, поведения. | Уч. с. 91 доклад | |||||||||||||||
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга» | Урок-проект | Какие поступки вредят природе, а какие помогают её защищать? Как готовить проект? | Экологические, условные знаки | Усвоят основные причины сокращения численности растений и животных, важнейшие правила поведения в природе, научатся « читать» и рисовать экологические знаки. | Р. Выполнять учебные действия в материализованной, умственной и громко-речевой форме. П. Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста. Моделировать существенные признаки объектов с целью решения конкретной задачи. К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог. | Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного, нерасточительного поведения. | Уч. с. 92-95 | |||||||||||||||
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | Контрольно-обобщающий урок | Как оценить свои достижения? | Тесты, оценка достижений. | Научатся отмечать ответы на тесты, сверять их с ответами в учебнике, оценивать результаты, подсчитывая количество правильных ответов. | Р.Принимать и удерживать учебную задачу. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль, оценивать правильность выполнения действия П. проводить сравнение, ориентироваться в способах решения задачи, использовать знако - символические средства. К.Строить понятные для партнёра высказывания, контролировать его действия, допускать возможность существования у людей различных точек зрения. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Уч. с. 98-102 | |||||||||||||||
Жизнь города и села. (10 ч) | |||||||||||||||||||||||
25 | Что такое экономика. | Урок изучения нового материала | Что означает слово «экономика»? | Экономика, сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. | Усвоят, что экономика – это хозяйство, научатся перечислять составные части экономики. | Р.Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; следовать плану. П. Осознанно строить сообщения исследовательского характера; моделировать взаимосвязи. К. Строить понятные для партнёра высказывания, строить монологическое высказывание. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу . Целостный, социально ориентированный взгляд на мир. | Уч. с. 104-107 | |||||||||||||||
26 | Из чего что сделано. | Комбинированный урок | Из чего и как люди изготавливают различные изделия? | Природные материалы: глина, металлы, древесина, камень… | Научатся объяснять и составлять несложные производственные цепочки. | Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. П. Классифицировать объекты, обозначать фишками, по рисункам прослеживать цепочки и составлять рассказ. К.Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Целостный, социально - ориентированный взгляд на мир . Уважение к труду. | Уч. с. 108-111 | |||||||||||||||
27 | Как построить дом. | Комбинированный урок | Как строят дома в городе и в селе? | Строительные материалы, строительные машины. | Научатся приводить примеры строительных машин и строительных материалов. | Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. П. Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста. Подведение под понятие на основе распознавания объектов. К.Осуществлять самоконтроль и взаимный контроль. | Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. | Уч. с. 112-115 | |||||||||||||||
28 | Какой бывает транспорт. | Комбинированный урок | На какие виды можно разделить Транспорт? | Транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный, пассажирский, грузовой, специальный, личный, общественный. | Научатся разделять средства транспорта на группы и приводить их примеры. | Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; осуществлять рефлексию способов действий. К.строить понятные для партнёра высказывания. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу . Целостный, социально ориентированный взгляд на мир . | Уч. с. 116-119 | |||||||||||||||
29 | Культура и образование. | Комбинированный урок | Для чего нужны учреждения культуры и образования? | Образовательные учреждения, учреждения культуры. | Научатся приводить примеры учреждений культуры и образования; усвоят роль образования в получении профессии. | Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить... П. . Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, формулировать выводы из изученного материала. К. Формулировать собственное мнение. | Социальная мотивация учебной деятельности. | Уч. с. 120-123 | |||||||||||||||
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии». | Урок-проект | Как готовить проект? Какая роль в нашей жизни у людей разных профессий? | Отрасли экономики. Взаимосвязь профессий. | Научатся соотносить отрасли экономики и характерные профессии; приводить примеры; уважать профессиональный труд в любой сфере жизни. | Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Распределять обязанности по подготовке проекта, собирать необходимую информацию, презентовать работу. П. . Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. К. Договариваться и приходить к общему решению; допускать возможность существования других точек зрения. | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам. | Уч. с. 124-127 | |||||||||||||||
31 | В гости к зиме. (Экскурсия) | Урок-экскурсия | Какие явления происходят в неживой и живой природе озимой? | Низкая температура, короткий световой день, снегопад, оттепель гололёд, метель, сугробы, изморозь. | Научатся по своим наблюдениям приводить примеры зимних явлений в природе, узнавать изученные природные объекты, обосновывать изменения в природном окружении. | Р. Принимать и удерживать учебную задачу. Выделять и формулировать то, что изучено и что нужно уточнить на экскурсии. П. Применять правила и пользоваться инструкциями, осуществлять рефлексию способов действий. Осознанно и произвольно строить сообщения исследовательского характера в устной форме. Узнавать и называть объекты и явления окружающей природы. Формулировать выводы из изученного. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. Договариваться о распределении функций в совместной деятельности, определять общую цель. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного, поведения. | Отчет об экскурсии | |||||||||||||||
32 | В гости к зиме. (Урок) | Комбинированный урок | Что мы узнали на экскурсии? | Низкая температура, короткий световой день, снегопад, оттепель гололёд, метель, сугробы, изморозь. | Научатся приводить примеры зимних явлений в неживой и живой природе и связей между этими явлениями. | Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; К.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного, поведения. | Уч. с. 130-133 фотоотчет | |||||||||||||||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | Контрольно-обобщающий урок | Как оценить свои достижения? | Тесты , оценка достижений. | Научатся отмечать ответы на тесты, сверять их с ответами в учебнике, оценивать результаты, подсчитывая количество правильных ответов. | Р.Принимать и удерживать учебную задачу. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль, оценивать правильность выполнения действия П. проводить сравнение, ориентироваться в способах решения задачи, использовать знако - символические средства. К.Строить понятные для партнёра высказывания, контролировать его действия, допускать возможность существования у людей различных точек зрения. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Уч. с. 134-139 | |||||||||||||||
34 | Презентация проектов. | Урок-презентация | Как представить результаты проектной деятельности? | Проект. Презентация. | Научатся выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную, применять установленные правила, предвидеть возможность получения конкретного результата. П. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, применять правила и пользоваться инструкциями ,осознанно строить сообщения исследовательского характера в устной и письменной форме. К.Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строить понятные для партнёра высказывания | Адекватная мотивация учебной деятельности(познавательные мотивы). | Проекты | |||||||||||||||
Здоровье и безопасность. (9 ч) | |||||||||||||||||||||||
35 | Строение тела человека. | Урок введения в новую тему | Какие части тела есть у человека? | Внешнее и внутреннее строение человека. Внутренние органы. | Усвоят, какие части тела человека относятся к внешнему строению, а какие – к внутреннему; научатся определять на своём теле места расположения внутренних органов. | Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; строить модель внутреннего строения тела. К.Предлагать вопросы и оценивать ответы партнёров. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Уч. с. 4-7 | |||||||||||||||
36 | Если хочешь быть здоров. | Комбинированный урок | Что необходимо делать для сохранения здоровья? | Режим дня, правильное питание, правила личной гигиены, уход за зубами. | Усвоят, какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить здоровье; научатся правильно строить свой режим дня, правильно чистить зубы. | Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; использовать речь для регуляции своего действия, передача информации устным способом. К.Предлагать помощь и сотрудничество, формулировать собственное мнение. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | Уч. с. 8-11 | |||||||||||||||
37 | Берегись автомобиля! | Комбинированный урок | Какие правила дорожного движения должен соблюдать пешеход? | Сигналы светофора, дорожные знаки. Пешеходный переход «зебра».Правила движения по загородной трассе. | Закрепят и расширят знания о безопасном поведении на улицах и дорогах, отработают соответствующие практические умения. | Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни. | Уч. с. 12-17 | |||||||||||||||
38 | Школа пешехода. | Комбинированный урок | Как научиться выполнять правила дорожного движения? | Сигналы светофора, дорожные знаки. Пешеходный переход «зебра».Правила движения по загородной трассе. Островок безопасности. | Закрепят и расширят знания о безопасном поведении на улицах и дорогах, отработают соответствующие практические умения. | Р. Принимать и удерживать учебную задачу. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль, оценивать правильность выполнения действия П. Применять правила и пользоваться инструкциями, осуществлять рефлексию способов действий. К.Контролировать высказывания партнёра, контролировать его действия, оценивать свои достижения на уроке. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни. Устойчивое следование в поведении социальным нормам. | Уч. с. 14-17 | |||||||||||||||
39 | Домашние опасности. | Комбинированный урок | Какие опасности подстерегают нас в квартире и как их избежать? | Бытовые травмы: ожоги , поражение током, отравление… | Усвоят правила безопасного поведения в домашних условиях, научатся предвидеть опасную ситуацию и не допускать её. | Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить... Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы. П. Использовать знаково - символические средства, создавать схемы. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог .Оценивать свои достижения на уроке. | Адекватная мотивация учебной деятельности(познавательные мотивы). Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни. | Уч. с. 18-20 | |||||||||||||||
40 | Пожар. | Комбинированный урок | Как не допустить возгорания? Как вести себя на пожаре. | Противопожарная безопасность. Телефон пожарной службы – 01. | Усвоят основные правила противопожарной безопасности, научатся вызывать пожарных по телефону. | Р. Принимать и удерживать учебную задачу. П. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, формулировать правила безопасности. Применять правила и пользоваться инструкциями, осуществлять рефлексию способов действий. К.Строить понятные для партнёра высказывания Контролировать высказывания партнёра. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни. | Уч. с.22-25 | |||||||||||||||
41 | На воде и в лесу. | Комбинированный урок | Каких опасностей следует остерегаться на воде и в лесу? | Правила купания, подводные течения, буйки, шторм, судороги. Ядовитые растения, жалящие насекомые. | Усвоят основные правила безопасного поведения при купании в природных водоёмах и в бассейне ; научатся приводить примеры ядовитых ягод и грибов , узнавать их; познакомятся с ядовитыми насекомыми и правилами безопасного поведения с ними. | Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить... П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием «Атласа – определителя» . Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Применять правила и пользоваться инструкциями, осуществлять рефлексию способов действий. К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог .Оценивать свои достижения на уроке. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни. | Уч. с. 26-29 | |||||||||||||||
42 | Опасные незнакомцы. | Комбинированный урок | Как вести себя с незнакомыми людьми? | Осторожность при общении с незнакомыми людьми. Телефон полиции – 02. | Научатся правильному поведению при контактах с незнакомцами, анализировать конкретные ситуации на улице и дома. | Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить... П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Применять правила и пользоваться инструкциями, осуществлять рефлексию способов действий К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог. Обыгрывать предложенные ситуации на уроке. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни. | Уч. с. 30-35 | |||||||||||||||
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | Контрольно-обобщающий урок | Что мы запомнили и чему научились? | Тесты, оценка достижений. | Научатся отмечать ответы на тесты, сверять их с ответами в учебнике, оценивать результаты ,подсчитывая количество правильных ответов. | Р.Принимать и удерживать учебную задачу. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль, оценивать правильность выполнения действия П. проводить сравнение, ориентироваться в способах решения задачи, использовать знако - символические средства. К.Строить понятные для партнёра высказывания, контролировать его действия, допускать возможность существования у людей различных точек зрения. | Формирование адекватной оценки своих достижений. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни. | Уч. с. 36-40 | |||||||||||||||
Общение. (7 ч) | |||||||||||||||||||||||
44 | Наша дружная семья. | Комбинированный урок | Как правильно вести себя в семье? | Семья, семейные традиции, культура общения. | Запомнят, что семья – это близкие родственники, живущие вместе, усвоят, что такое культура общения в семье. | Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить... П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием иллюстраций учебника, озвучивать её. Формулировать понятие, обсуждать семейные традиции. К.Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость. | Уч. с. 41-45 | |||||||||||||||
45 | Проект «Родословная» | Урок-проект | Как составить свою родословную? | Родственники, родня, родословная, поколения, семейный альбом, семейный архив. | Научатся называть родственников по именам, составлять генеалогическое дерево. | Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Распределять обязанности по подготовке проекта, собирать необходимую информацию, презентовать работу. П. . Поиск и выделение необходимой информации из бесед со взрослыми и изучения фотографий; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. К. Договариваться и приходить к общему решению; допускать возможность существования других точек зрения. | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам. | Уч. с. 46-47 Проект | |||||||||||||||
46 | В школе. | Комбинированный урок | Как правильно общаться в школе с детьми и взрослыми? | Взаимоотношения, культура общения, совместная учёба игры, отдых, коллектив. | Научатся рассказывать о своей школе, о жизни класса, усвоят, что такое культура общения в школе. | Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. П.Обсуждение и передача информации устным путём, формулировать правила общения, построение рассуждений и обобщений. К.Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих. | Нравственно-этическая ориентация: навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. | Уч. с. 48-51 | |||||||||||||||
47 | Правила вежливости. | Комбинированный урок | Какие слова и поступки сделают нас вежливыми? | Культура поведения, правила вежливости, телефонный диалог | Усвоят, что культура поведения – это «вежливые слова» и «вежливые поступки», научатся пользоваться правилами вежливости при общении с детьми и взрослыми. | Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. П.Обсуждение и передача информации устным путём, формулировать правила вежливости, моделировать ситуации общения; делать выводы К. Адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих. Прогнозировать возникновение конфликтов и разрешать их на основе учёта интересов всех участников. | Нравственно-этическая ориентация: навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. | Уч. с. 52-55 | |||||||||||||||
48 | Ты и твои друзья. | Комбинированный урок | Как стать хорошим другом? | .Любовь, уважение, согласие, взаимная помощь. | Научатся принимать гостей и правильно вести себя в гостях, познакомятся с пословицами о дружбе. | Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить... П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием иллюстраций учебника, озвучивать ее, Формулировать понятие хороший друг, обсуждать традиции. К.Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих. | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость; умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. | Уч. с. 56-59 | |||||||||||||||
49 | Мы – зрители и пассажиры. | Комбинированный урок | Какие правила надо соблюдать в общественных местах? | Общественные места: зрительный зал, транспорт, зрители, пассажиры. | Усвоят правила поведения в общественных местах. | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.Обсуждение и передача информации устным путём, формулировать правила поведения « от противного», моделировать ситуации общения; делать выводы К. Адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих. Прогнозировать возникновение конфликтов и разрешать их на основе учёта интересов всех участников. | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость. | Уч. с. 60-63 | |||||||||||||||
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | Контрольно-обобщающий урок | Что мы запомнили и чему научились? | Тесты, оценка достижений. | Научатся отмечать ответы на тесты, сверять их с ответами в учебнике, оценивать результаты, подсчитывая количество правильных ответов. | Р.Принимать и удерживать учебную задачу. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль, оценивать правильность выполнения действия П. проводить сравнение, ориентироваться в способах решения задачи, использовать знако - символические средства. К.Строить понятные для партнёра высказывания, контролировать его действия, допускать возможность существования у людей различных точек зрения. | Формирование адекватной оценки своих достижений. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни. | Уч. с. 64-68 | |||||||||||||||
Путешествия. (18 ч) | |||||||||||||||||||||||
51 | Посмотри вокруг. | Урок введения в новую тему | Где находится горизонт? | Горизонт. Линия горизонта, стороны горизонта, форма Земли. | Усвоят, что такое горизонт, линия горизонта, научатся называть и обозначать на схеме основные стороны горизонта. | Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить... П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием иллюстраций учебника; Формулировать понятие «горизонт», различать стороны горизонта, обозначать их на схеме, сопоставлять фотографии. К.Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу . | Уч. с. 69-71 | |||||||||||||||
52 | Ориентирование на местности. | Комбинированный урок | Как можно сориентироваться на местности? | Ориентиры, ориентирование по компасу, солнцу, природным признакам. Компас. | Усвоят, что такое горизонт, линия горизонта, научатся называть и обозначать на схеме основные стороны горизонта. | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П .Выделение и формулирование учебной цели, поиск необходимой информации с использованием иллюстраций учебника К.Контролировать действия партнёра, договариваться и приходить к общему решению. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу . | Уч. с. 74-75 | |||||||||||||||
53 | Ориентирование на местности. Практическая работа. | Урок-практика | Как можно сориентироваться на местности? | Ориентиры, ориентирование по компасу, солнцу, природным признакам. Компас. | Научатся ориентироваться на местности с помощью компаса и других способов. | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.Формулирование проблемы, определение способов решения проблемы. Поиск информации практическим путём. К.Адекватно использовать коммуникативные средства для решения задач при работе в группе. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Уч. с. 76-77 | |||||||||||||||
54 | Формы земной поверхности. | Комбинированный урок | Какие бывают формы земной поверхности? | Равнины и горы. Холмы и овраги. Горные хребты. Подошва, склон, вершина. | Научатся различать формы земной поверхности, называть их. Усвоят, что холм состоит из вершины, склона и подножия (подошвы) | Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера П.Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К.Строить понятные для партнёра высказывания. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | Уч. с. 78-79 | |||||||||||||||
55 | Водные богатства. | Комбинированный урок | Что составляет водные богатства нашей планеты? | Океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. | Научатся приводить примеры естественных и искусственных водоёмов; называть и показывать на схеме части реки. | Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить... П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием иллюстраций учебника, осуществлять рефлексию способов действий, анализировать схему. К. Адекватно использовать коммуникативные средства для решения задач. | Самооценка на основе успешности учебной деятельности. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | Уч. с. 82-85 | |||||||||||||||
56 | В гости к весне. (Экскурсия). | Урок-экскурсия | Какие явления происходят в неживой и живой природе весной? | Повышение температуры воздуха, увеличение светового дня, ледоход, половодье. | Научатся по своим наблюдениям приводить примеры весенних явлений в природе, узнавать изученные природные объекты, обосновывать изменения в природном окружении. | Р. Принимать и удерживать учебную задачу. Выделять и формулировать то, что изучено и что нужно уточнить на экскурсии. П. Применять правила и пользоваться инструкциями, осуществлять рефлексию способов действий. Осознанно и произвольно строить сообщения исследовательского характера в устной форме. Узнавать и называть объекты и явления окружающей природы. Формулировать выводы из изученного. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. Договариваться о распределении функций в совместной деятельности, определять общую цель. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного, поведения. | Отчет по экскурсии | |||||||||||||||
57 | В гости к весне. (Урок). | Комбинированный урок | Что мы узнали на экскурсии? | Повышение температуры воздуха, увеличение светового дня, ледоход, половодье | Научатся приводить примеры весенних явлений в неживой и живой природе и связей между этими явлениями. | Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; К.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения. | Уч. с. 88-89 | |||||||||||||||
58 | Россия на карте. | Комбинированный урок | Как путешествовать по карте? | Карта. Условные знаки. Изображение территории России на карте. Правила показа объектов на карте. | Усвоят, что такое карта. Научатся читать условные знаки; показывать на карте Россию и некоторые географические объекты. | Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера П. Поиск и выделение необходимой информации из настенной карты, применять правила и пользоваться инструкциями, использовать знаково-символические средства, применение информации. К. Строить понятные для партнёра высказывания. Контролировать действия партнёра. | Адекватная мотивация учебной деятельности (познавательные мотивы). | Уч. с. 90-95 | |||||||||||||||
59 | Проект «Города России». | Урок-проект | Как найти информацию и рассказать о городах России. | История города, внешний вид, достопримечательности. | Научатся собирать информацию разного вида, оформлять её, делать презентацию. | Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Распределять обязанности по подготовке проекта, собирать необходимую информацию, презентовать работу. П. Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. К. Договариваться и приходить к общему решению; допускать возможность существования других точек зрения. | Чувство сопричастности и гордости за свою Родину и её историю. | Проект | |||||||||||||||
60 | Путешествие по Москве. | Урок-путешествие | Что мы знаем о Москве? | Столица, основатель столицы, историческая справка, план Москвы, герб Москвы. Достопримечательности. | Научатся узнавать герб Москвы, приводить примеры достопримечательностей столицы, узнавать их по изображению. | Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П. классификация и фиксация информации. К. Договариваться и приходить к общему решению. | Чувство сопричастности и гордости за свою Родину и её историю. | Уч. с. 98-101 | |||||||||||||||
61 | Московский Кремль. | Урок-путешествие | Что мы знаем о Московском Кремле? | Кремль, крепость, стены с зубцами, башни, бойницы, храмы, символ России, Президент, памятники истории и культуры, Красная площадь. | Научатся приводить примеры достопримечательностей Кремля и Красной площади, узнавать их по изображению. | Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Составлять план и строить по нему сообщения. П. Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. К. Работать со взрослыми, использовать информацию Интернета. | Чувство сопричастности и гордости за свою Родину и её историю. | Уч. с. 102-103 | |||||||||||||||
62 | Город на Неве. | Урок-путешествие | Что мы знаем о Санкт- Петербурге? | Нева, царь Пётр 1, Зимний дворец, Эрмитаж… | Научатся приводить примеры достопримечательностей Санкт- Петербурга, узнавать их по изображению. | Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Составлять план и строить по нему сообщения. П. Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. К. Работать со взрослыми, использовать информацию Интернета. | Чувство сопричастности и гордости за свою Родину и её историю. | Уч. с. 108-113 | |||||||||||||||
63 | Путешествие по планете. | Комбинированный урок | Как выглядит наша планета на карте мира? | Карта мира, океаны, материки (континенты) | Научатся находить на карте и показывать материки и океаны. | Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера П. . Поиск и выделение необходимой информации из настенной карты, применять правила и пользоваться инструкциями; применение полученной информации для речевого сообщения. К. Строить понятные для партнёра высказывания. Контролировать действия партнёра. | Мотивация учебно-познавательной деятельности. | Уч. с. 114-115 | |||||||||||||||
64 | Путешествие по материкам. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | Комбинированный урок | Чем интересен каждый материк? | Части света: Европа, Азия, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия. | Научатся находить и показывать на карте материки и соотносить с ними информацию учебника. | Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Составлять план и строить по нему сообщения. П. Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. К. Предлагать вопросы по содержанию, оценивать ответы одноклассников. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур. | Уч. с. 118-123 | |||||||||||||||
65-66 | «Страны мира» проект. | Урок-проект | Чем интересны разные страны? | Политическая карта мира. Названия крупнейших стран. | Научатся находить и показывать на карте крупнейшие страны и соотносить с ними информацию учебника. | Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Составлять план и строить по нему сообщения. П. Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. К. Предлагать вопросы по содержанию, оценивать ответы одноклассников. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур. | Уч. с. 125-127 | |||||||||||||||
67-68 | Впереди лето. Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | Комбинированный урок | Что можно наблюдать в природе летом? | Явления природы. Растения. Насекомые. Общение с природой. | Научатся приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; рассказывать о красоте природы. | Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Составлять план и строить по нему сообщения. П. Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста Атласа-определителя, сообщать информацию об объекте. К. Предлагать вопросы по содержанию, оценивать ответы одноклассников. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. Мотивация учебно-познавательной деятельности. | Уч. с. 130-133 | |||||||||||||||
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей начальных классов № от «_____»___________________2017 г. Руководитель ШМО ________________ Н.Н. Романенкова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________Н.Н. Романенкова «_____»___________________2017 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование 1,2 класс "Школа России", ФГОС
планирование с УУД...
Календарно-тематическое планирование.Математика 1 класс. Школа России
Календарно-тематическое планирование.Математика 1 класс. Школа России...
Календарно - тематическое планирование для 1 класса "Школа России" ФГОС
Календарно - тематическое планирование для 1 класса...
календарно-тематическое планирование изо 4 класс школа россии
календарно-тематиское планирование ИЗО 4 класс программа Школа России...
Календарно-тематическое планирование. Математика. 3 класс. Школа России.
Пояснительная записка и планирование уроков математики по учебникам Моро и Бантовой. Школа России....
календарно-тематическое планирование для 4 класса (ШКОЛА РОССИИ)
Уважаемые коллеги.Представляю свои календарно – тематические планы по программе «Школа России».Надеюсь, они помогут Вам не только в работе, но и сэкономят время для отдыха.По ним удобно за...
Календарно тематическое планирование по технологии2 класс "Школа России"
Календарно тематическое планирование по технологии 2 класс "Школа России" Роговцева...