Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Государственный бюджет"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Цель: познакомить с понятиями: государственный бюджет, расходы и доходы, налоги и осознать значимость изучения темы.
Задачи:
Личностные: уметь применять полученные знания в реальной жизненной ситуации; владеть культурой экономических взаимоотношений, навыками и способами планирования государственного бюджета, воспитание ответственного и законопослушного гражданина.
Метапредметные: демонстрировать коммуникативные, организаторские качества личности; умение строить диалог и достигать взаимопонимания с людьми; уметь принимать альтернативные решения, комбинировать известные способы деятельности с новыми; определять проблемы и способы их решения; применять навыки исследовательской деятельности.
Коммуникативные - развитие устной речи учащихся, расширение словарного запаса, построение речевых высказываний
Регулятивные - формирование навыков самоконтроля, самооценки, умения ставить цель.
Предметные: знать составляющие государственного бюджета; основные источники доходов и расходов государства и уметь оперировать этими понятиями; уметь варьировать средствами государственного бюджета, извлечение из памяти сохраненной информации; формирование умения наблюдать, анализировать, делать выводы и использовать полученные знания; развитие познавательного интереса.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Ход учебного занятия
1. Организационное начало
Учитель (У.):
Урок мы с вами начинаем,
И в экономику вникаем.
Какая тема – назовете сами.
Мы будем вместе обсуждать,
Искать ответы на вопросы,
Мы будем знанья расширять,
И в жизни нашей применять.
2. Актуализация знаний.
У.: На прошлом уроке мы изучали тему "Что такое деньги". Давайте проверим, что вы запомнили.
(дети разгадывают кроссворд, который выведет их на тему урока)
- Как называется прямой обмен одних товаров на другие? (Бартер)
- Как называются бумажные деньги? (купюры)
- Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.(деньги)
- Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь? (сбережения)
- Купить или продать товар - это значит обменять его на какое-то количество денег, на какое именно указывает ... (цена)
- Деньги за труд – это заработная... (плата)
- Молодцы! Какое слово ещё сложилось в нашем кроссворде?
Д.: Слово "бюджет".
3. Самоопределение к деятельности.
У.: Где можно услышать или увидеть это слово?
Д.: По телевизору или в газете.
У.: Я предлагаю вам посмотреть фрагмент выпуска новостей. Внимательно послушать, о чём пойдет речь в сюжете.
(Просмотр выпуска новостей 18 ноября 2011 год http://www.1tv.ru/news/economic/191353)
У.: О чем шла речь в этом выпуске?
Д.: В этом сюжете говорили про бюджет, о доходах и расходах. У.: Что это такое государственный бюджет?
Д.: Мы этого понятия ещё не знаем.
У.: Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
Д.: Тема нашего урока «Государственный бюджет».
У.: Вы правы тема нашего урока «Государственный бюджет»
( На доске появляется первая опорная табличка «Государственный бюджет»)
Учебно-познавательная деятельность.
У.: Что же мы должны сегодня выяснить на уроке?
Д.: Мы должны узнать, что такое государственный бюджет?
У.: Как мы можем это узнать? (Учитель выслушивает предложения детей)
Д.: Можно найти это понятие в словаре.
У.: В каком словаре будем искать это слово?
Д.: В толковом словаре. (Ученики находят в толковых словарях понятие «бюджет» и зачитывают его) «Бюджет – это таблица, в которой учитываются и сравниваются денежные доходы и расходы за определённый период времени.
У.: Как вы думаете, почему я взяла словарь иностранных слов?
Д.: Это слово иностранное.
У.: Слово «бюджет» родилось в Англии и означало «кожаный мешок" или «денежная сумка».
(На экране появляется изображение кошелька с надписью «государственный бюджет»).
У.: Итак, мы выяснили, что бюджет - это:
Д: План доходов и расходов
У.: Чтобы понять, что обозначают слова "доходы" и "расходы бюджета", предлагаю вам провести небольшое творческое исследование в ходе игры "Бюджет"
4. Работа по теме.
У.: Часть 1. "Доходы бюджета"
(У каждого ребёнка на парте лежат карточки (Приложение 1) и я прошу детей прочитать кем они являются. Например: Дима и Алина получили зарплату за январь. Наталья и Андрей выиграли в лотерею 10 тысяч рублей. Артём - директор кондитерской фабрики. Перед Новым годом он получил большую прибыль от продажи конфет и т.д.
У.: Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Разрежьте карточку ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось?
Д.: У нас получилось две части.
У.: Большую часть оставьте себе, а меньшую принесите мне и положите в сумку.
- Итак, какую часть вы вернули мне: большую или меньшую?
Д.: Меньшую.
У.: Давайте представим, что я - это наше государство, сумка (разворачиваю её) - это государственный бюджет. Соответственно вы - граждане государства, которые получили доходы или прибыль. Кто заметил, как называется та часть вашего дохода, которую вы вернули государству?
Д.: Эта часть называется - налог.
У.: Молодцы. Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий. Как вы думаете, налоги платят добровольно, т. е. по желанию, или по принуждению? Почему?
Д.: Наверное, по принуждению, потому, что, если по желанию, то возвращать налоги будут не все и государство денег не дополучит.
У.: Верно. Налоги - это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству.
- Подумайте, как можно назвать человека, который платит налоги.
Д.: Платит налоги - налогоплательщик.
У.: Молодцы. Вы ничего необычного в этом слове не замечаете?
Д.: Слово налогоплательщик состоит из двух слов. Это сложное слово.
У.: Умница! Значит, когда вы возвращали налоги, вы кем были?
Д.: Налогоплательщиками.
У.: Замечательно! Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть те, кто проверяет, правильно ли налоги начислены и все ли заплатили налоги.
- Как вы думаете, как называют этих людей?
Д.: Налоговая инспекция.
У.: Спасибо. Налоговые инспектора у нас сидят позади и контролируют. Господа инспектора, все ли налогоплательщики сдали налоги?
У.: Замечательно. Закончите мою мысль: доходы государства - это:
Д.: Налоги с граждан и предприятий.
У.: Спасибо. Итак, налоги поступили в бюджет.
- Как вы думаете, что потом происходит с этими деньгами?
Д.: Потом их расходуют.
У.: Абсолютно верно, теперь нужно деньги, поступившие в бюджет, израсходовать.
Часть вторая нашей игры - исследования: "Расходы бюджета"
У государства, ребята, очень много важных и необходимых расходов. Существуют такие сферы народного хозяйства, которые сами денег не зарабатывают, т.е. не производят никаких товаров, а в деньгах очень нуждаются. И государство тоже очень нуждается в этих сферах. Давайте вместе выясним, что это за сферы. Итак, автомобильный завод. Кто у нас будет директором автомобильного завода? Объясни, нужны тебе деньги из государственного бюджета? Почему?
Д.: Нет, не нужны. Я сам выпускаю машины, продаю их. Деньги у меня есть.
И т.д.
У.: Итак, государство расходует деньги на:
Откройте тетради на с.40 и найдите задание 2.
- Приведите примеры профессий людей, которые получают зарплату из бюджета.
Д.: учителям, воспитателям, (если ребёнок затрудняется, просим помощь класса) и т. д.
(по ходу выполнения задания открываю строки из слайда )
У.: Итак, в государственном бюджете есть определённая сумма - отрезанные части карточек. Давайте, определим, как мы её будем расходовать. Министром образования у нас будет:
Министром здравоохранения:. И т.д.
(приглашаю детей, выдаю им таблички)
Остальные - государственная дума. Итак, какие сферы, на ваш взгляд, должны получить средства раньше других, и в каком количестве?
(распределяем средства и обязательно окажется, что средств не хватило)
У.: Почему же так получилось, что денег хватило не всем?
Д.: Мы не посчитали общую сумму дохода.
У.: Подумайте, что произойдёт, если это случится в государстве на самом деле?
Д.: Люди не получат зарплату, школы, больницы и прочие организации вынуждены будут прекратить свою работу, что в целом ухудшит жизнь граждан государства.
У.: Как избежать такой опасности?
Д.: Необходимо посчитать средства.
У.: Верно. Не зря же говорят, что "денежки счёт любят". Поэтому те, кто имеет дело с деньгами, ещё до того, как они будут истрачены, должны посчитать, сколько денег поступит в кошелёк из различных источников и сколько будет истрачено на разные нужды.
Давайте перераспределим средства между отраслями так, чтобы хватило всем, но особо нуждающиеся сферы получили больше. Итак, сколько средств у нас имеется. Раскладываем их по___, и остаётся _____. Отдадим их особо нуждающимся. Кому?
У.: Легко ли было выделить особо нуждающиеся сферы? Почему?
У.: Спасибо всем за работу. Скажите, сколько средств было в нашем бюджете?
Д.:
У.: Сколько мы расходовали?
Д.: Все.
У.: Значит, в нашем бюджете доходы,
Д.: равны расходам.
У.: А теперь подведём небольшой итог нашей игры.
- А сейчас я предлагаю вам математические выражения, обсудите и подумайте, какое из них будет лучшим для бюджета нашего государства.
Д = Р Д > Р Д < Р
Д.: Делают правильный выбор: доходов должно быть больше, чем расходов.
Итак, деньги получили все сферы, теперь пора позаботиться о здоровье.
Физминутка.
(проходит под фонограмму песни "Вспоминайте иногда бедного студента")
У.: Поднимите руки, кому знакома эта песня? О ком она?
Д.: О студентах.
5. Первичное закрепление.
У.:А ведь я не зря включила вам эту мелодию. Сейчас вы превращаетесь в студентов Курского юго-западного государственного университета, факультета экономики и готовитесь сдавать экзамен.
(дети снимают билеты с доски и отвечают на вопросы)
Диагностика качества усвоения темы.
- Билет 1.Что обозначает слово "бюджет" в переводе с английского языка?
- Билет 2. Как называются установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству?
- Билет 3. Как называется человек, который платит налоги?
- Билет 4. Кто контролирует начисление и уплату налогов?
- Билет 5. Как называются деньги, которые поступают в бюджет?
- Билет 6 .Как называются деньги, которые тратятся из бюджета?
- Билет 7. На какие сферы государство расходует деньги?
- Билет 8. Какой бюджет считается лучшим?
- Билет 9. Как называется план доходов и расходов?
У.: Молодцы, вы все сдали экзамен. Студенты, после сдачи экзаменов отправляются на практику. Вам, дорогие мои студенты, повезло больше всех. Вы отправляетесь на практику в тридевятое царство, потому что там требуется помощь очень опытных экономистов, таких, как вы. Но сначала проведём гимнастику для ума и для этого решим экономическую задачу.
Интеллектуально-преобразовательная деятельность.
Задача
Бюджет государства составляет 1000 условных единиц. Рассчитайте расходы государства на образование и на здравоохранение, если на них выделяется одинаковая сумма, при этом на содержание армии и полиции выделено 200 условных единиц, на науку и культуру - 100 условных единиц, на пенсии и пособия – 400 условных единиц, а на охрану природы – 60 условных единиц.
6. Творческая работа.
В некотором царстве тридевятом государстве жил-был царь. В конце каждого года собирал он Царскую Думу, чтобы выслушать доклад о бюджете царства на следующий год. Царь всегда знал, что бюджет его государства сбалансирован, то есть доходы равны расходам, поэтому сидел и скучал. И вдруг прямо на заседание Царской Думы явился гонец из тридесятого царства с предложением заключить договор о торговле между царствами на год. Царь даже подпрыгнул от радости. Он быстро прикинул, что доходы царства станут больше. А Царская Дума призадумалась: перераспределить средства или расходовать на что-то новое.
- Ваша задача помочь Министрам перераспределить бюджет царства или предложить новую статью расхода поступивших средств.
Класс делится на группы, каждая группа получает лист формата А-3 с таблицей бюджета и работает с ней. По окончании работы каждая группа представляет классу свою версию бюджета Тридевятого царства.
7. Подведение итогов урока
У.: Спасибо всем за работу. Я предлагаю вам ответить на вопросы теста.
Вопрос | Вариант ответа |
| А) из заработной платы, пенсии; Б) из доходов и расходов; В) из денег |
| Я) расходы: О) проценты; Ю) доходы |
| Д) налоги; З) зарплата; И) премия |
| Ш) доходы; Ж) расходы; Х) прибыль |
| Е) больше расходов; У) равны расходы; М) меньше расходов |
| Л) налоговая полиция Т) налогоплательщики |
8. Рефлексия.
У.: Мне очень хочется услышать ваше мнение о сегодняшнем уроке.
Вы можете сказать мне всё, что думаете, начав с любой из этих фраз:
- Мне понравилось:
- Я сегодня узнал(а):
- Я даже не думал(а):
- Меня удивило:
Наш «денежный мешок» поможет сейчас оценить урок. (учитель достаёт из мешка монеты без номинала и предлагает на «монетах» написать номинал от одного до пяти.)
У.: Задание на дом.
с. 71-74, вопросы раздела «Проверь себя», раб. т. с. 41 № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
План-конспект урока окружающего мира 2 класс УМК «Перспектива». Учебник «Окружающий мир» Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Тема: «Старинная женская работа»
Тема урока: «Старинная женская работа» ...
Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме: «Бюджет семьи. Доходы и расходы». УМК «Школа России»
Конспект урока по окружающему миру УМК «Школа России» соответствует ФГОС.Тема урока: "Семейный бюджет». Урок составлен по учебнику А.А. Плешакова для учащих...
Конспект урока окружающего мира 3 класс "Государственный бюджет" по программе "Школа России"
Конспект урока окружающего мира 3 класс "Государственный бюджет" по программе "Школа России"...
Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: Семейный бюджет. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «семейный бюджет», формирование у учащихся экономного отношенияк семейному бюджету; усвоение знаний о структуре семейного...
Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: Государственный бюджет. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развитие познавательного интереса, речи...