Конспект урока окружающего мира "Почва - кормилица"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ход урока
1.Организационный момент.
- Улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения.
- Мне хочется посмотреть, какое у вас настроение в начале урока? Отразите его на смайликах. Образовали группы, прикрепили смайлики.
Проверка домашнего задания
- Вспомним, о чём говорили на прошлом уроке? (о полезных ископаемых)
- Проверим знания по данной теме, ответим на вопросы теста.
Закройте глаза и вслушайтесь в слова: «“Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается… . Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно”.
А эпиграфом к нашему уроку будут слова Николая Рыленкова: «От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательными к ней».
2. Самоопределение к деятельности.
- Перед вами наша планета – Земля. Почему её мы считаем красивой?
-Что помогает ей быть красивой? (Земля. Почва.)
- Что такое почва? (это верхний плодородный слой земли)
-Какое главное свойство почвы? (плодородие)
-Попробуем объяснить значение слова «плодородный». Из каких слов оно состоит? (плоды, родить (рождать)).
- А для чего нужны эти рождённые плоды?(для того, чтобы употреблял их в пищу человек, животные)
-Хорошо, как же мы можем назвать землю, которая рождает плоды для человека и животных? (земля – кормилица)
- Кто сформулирует тему урока?(Земля – кормилица)
- Посмотрите на доску и поднимите знак, соответствующий вашим знаниям по данной теме.
Знаю всё | Знаю, но не всё | Хочу узнать |
- Как вы думаете, какая цель будет перед нами на уроке?
-Что мы будем делать для достижения этой цели? (рассуждать, делать выводы, работать по учебнику…)
- Что вам хотелось бы узнать по этой теме?( как правильно ухаживать за землёй, чтобы она давала высокий урожай, виды почв…)
3. Актуализация знаний.
На доске макет земли
-Какого цвета почва? (тёмного)
- Вспомним, что входит в состав почвы?
Опыт 1.
- Если я в стакан с водой опущу кусочек земли, что вы увидите?( пузырьки – это значит, что в почве есть воздух)
Опыт 2. Если в салфетке я зажму плотно кусок земли, а затем уберу его, что можно увидеть на салфетке? (пятно влажное – это значит, что в состав почвы входит вода).
- А теперь вспомним, что же ещё входит в состав почвы из загадок.
1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (Глина)
2. Он рассыпчатый такой,
А на солнце золотой.
Как намочишь ты его,
Так построишь хоть чего. (Песок)
3. В воде она родится,
Но странная судьба —
Воды она боится
И гибнет в ней всегда.(Соль)
- Как вы думаете, какого компонента ещё не хватает в составе почвы? (перегноя – гумуса)
- Для чего нужен перегной? (для плодородия почвы)
4. Открытие нового.
-Плодородие у разных видов почв – разное.
- Итак, какие же бывают почвы?
Мы с вами уже изучили природные зоны нашей страны. Так вот для каждой природной зоны характерен свой тип почвы.
Науку о почвах – почвоведение – создал русский учёный – почвовед Василий Васильевич Докучаев. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв, более 100 лет назад доказал, что каждой природной зоне соответствует свой вид почв.
Рассмотрим основные виды почв в нашей стране. Выходят дети, рассказывают и прикрепляют картинку.
- В тундре распространены тундровые почвы. Тундровая почва – светлая, в ней мало перегноя.
- Подзолистые почвы – серого цвета, напоминают золу. Перегноя в подзолистых почвах не очень много, они менее плодородны, чем чернозёмные. Но люди научились получать высокие урожаи за счёт хорошей обработки почвы и внесения необходимого количества удобрений. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах.
- В степях преобладают чернозёмы. Чернозёмные почвы – одно из богатств нашей страны. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Чернозёмная почва рыхлая, тёмная, в ней достаточно влаги и воздуха. На черноземных почвах выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур. Во время Великой Отечественной войны немцы увозили русский чернозём в Германию, так как там почва не такая плодородная.
- Болотные почвы - почвы, формирующиеся в условиях длительного или постоянного избыточного увлажнения (заболачивания) под влаголюбивой болотной растительностью. Обычно болотные почвы формируются в лесной зоне умеренных поясов. Содержит толстый слой торфа.
- Торфяные почвы.
- Луговая почва.
- Песчаная почва.
- Глинистая почва.
- Ребята, а как вы думаете, какие почвы преобладают в нашем крае?( Мы живём в лесостепной зоне, значит у нас преобладают чернозёмы). У нас в нескольких километрах к югу от г. Курска расположен Центрально-Черноземный заповедник имени профессора В. В. Алёхина.
- Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили на вопрос «Почему землю называют кормилицей?»
- Прочитаем сказку о волшебной кладовой.
Сказка о волшебной кладовой
Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен 100 горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. И зовется она – земля. Но только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадываются, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: грибы, ягоды, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зерна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлебов. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот таки стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.
- Что называют «волшебной кладовой» и почему? (Землю. Посеешь горсточку зёрен, а соберёшь 100….)
-Что издавна делает земля – матушка? (земля кормит людей, на ней растут растения которые человек употребляет в пищу)
- Не только человека кормит земля, но и птиц, насекомых, зверей. Как можно назвать её? (кормилица)
- От какого слова оно образовалось? (корм)
- Значит, наши рассуждения были верны.
- Как же земля кормила в древние времена? (ягоды, корешки, сочные стебельки).
Физкультминутка
Песня “Песенка защитников природы”
Если б только-только-только,
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Все живое берегли,
То возможно – можно-можно,
То наверно – верно-верно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели!
Припев:
А-а, здравствуйте,
Горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте,
Реки вот такой ширины!
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай!
А-а, и зеленый попугай!
И пускай у этой речки,
И пускай в зеленой роще,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай,
И запомни-помни-помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помогай
- Итак, мы выяснили, почему землю называют кормилицей.
- Как вы думаете, любая ли земля может дать высокие урожаи?(нет, только плодородная)
- А кто делает её плодородной? Кого не хватает на макете земли? (черви, кроты, бактерии, жучки …)
-Прочитаем ещё одну сказку.
Сказка.
Жили-были брат и сестра — Володя и Наташа. Володя хоть и младше сестры, но смелей. А Наташа — такая трусиха! Всего боялась: мышей, лягушек, червяков и паука- крестовика, который плел свою паутину на чердаке.
Летом дети отдыхали в деревне у бабушки Поли. Однажды они играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, на землю сначала упали крупные тяжелые капли, а потом хлынул проливной дождь.
Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам побежали пенистые ручьи, по лужам запрыгали большие воздушные пузыри, а мокрые листья стали еще ярче и зеленее.
Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и сотни маленьких радуг заиграли в дождевых капельках.
Дети надели резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали по лужам, а когда задевали мокрые ветви деревьев, то обрушивали друг на друга целый водопад сверкающих струй.
В огороде сильно пахло укропом. На мягкий влажный чернозем выползли дождевые червяки. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало в них сыро и неуютно.
Володя поднял червяка, положил его на ладонь и стал рассматривать, а потом захотел показать червяка сестренке. Но та в страхе отшатнулась и закричала:
— Володька! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь брать червяков в руки, они такие противные — скользкие, холодные, мокрые.
Девочка расплакалась и убежала домой.
Володя вовсе не хотел обидеть или напугать сестру, он швырнул червяка на землю и побежал за Наташей.
Дождевому червяку по имени, Верми, стало больно и обидно.
«Какие глупенькие дети! — подумал Верми. — Они даже не догадываются, как много пользы мы приносим их огороду».
Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под большими ворсистыми листьями собирались поболтать дождевые червяки со всего огорода.
— Чем ты так взволнован, Верми? — заботливо спросили его друзья.
— Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься, рыхлишь землю — и никакой благодарности!
Верми рассказал о том, как Наташа назвала его противным и гадким.
— Какая неблагодарность! — возмутились дождевые червяки. — Ведь мы не только рыхлим и удобряем землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть.
И знаете, что предложил молодой и решительный червячок?
— Давайте все вместе уползем в соседний сад. Там живет настоящий садовод, дядя Паша, он знает нам цену и в обиду не даст!
Червяки прорыли подземные туннели и через них попали в соседний сад.
Сначала люди не заметили отсутствия червяков, а вот цветы на клумбе и овощи на грядках почувствовали беду сразу. Их корешки стали задыхаться без воздуха, а стебельки — вянуть без воды.
— Не пойму, что случилось с моим огородом? — вздыхала бабушка Поля. — Земля стала чересчур твердой, все растения сохнут.
В конце лета папа стал перекапывать огород и с удивлением заметил, что в комьях чернозема нет ни одного дождевого червяка.
— Куда же делись наши подземные помощники? — огорченно размышлял он. — Может быть дождевые черви уползли к соседям?
— Папа, почему ты назвал червяков помощниками, разве они полезные? — удивилась Наташа.
— Конечно, полезные! Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам цветов и трав попадают воздух и вода. Они делают почву мягкой и плодородной!
Папа пошел посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принес от него большущий ком чернозема, в котором жили дождевые черви. Верми и его друзья вернулись в огород бабушки Поли и принялись помогать ей выращивать растения. Наташа и Володя стали относиться к дождевым червям бережно и уважительно, а Верми и его товарищи забыли прошлые обиды.
- Что вы узнали из этой сказки? ( о пользе дождевых червей)
-Запомните, нельзя уничтожать дождевых червей, ведь они самые распространённые животные почв.
Сообщение ученика.
Оказывается, дождевые черви – безобидные и почти беззащитные создания. Но в природе они незаменимы. Если в почве живет много дождевых червей, то она в хорошем состоянии. Эти существа великие труженики почвы. Они делают ее более плодородной, пропуская через себя остатки растений и почвенные комочки. А в ходах дождевых червей запасается воздух, необходимый для дыхания корней растений. Великий ученый Чарльз Дарвин исследовал жизнь дождевых червей. Он сравнивал их с заботливым садовником, готовящим самую лучшую землю для растений.
- А как вы можете объяснить смысл пословицы «Без хозяина земля – круглая сирота» (человек должен ухаживать за землёй)
-Действительно, чтобы земля давала урожай, надо за ней ухаживать, обрабатывать её. Как же обрабатывали землю наши предки?
Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам. Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. Для рыхления земли использовали мотыгу.
-А как же обрабатывают землю сейчас?
Сейчас землю обрабатывают тракторы, с помощью плугов, культиваторов, сеялок, ручной труд полностью заменили машины.
- А вы на дачах как обрабатываете землю?
- Как вы удобряете землю? (лучшее удобрение – это навоз, или зола, которую применяли ещё наши предки. Можно ещё подкармливать удобрениями, но в маленьком количестве.)
-Для чего мы удобряем землю? (чтобы сохранить плодородие)
-А как вы думаете, плодородие почвы бесконечно или может когда-нибудь закончиться? (да, оно не бесконечно, его необходимо сохранять)
- Как вы думаете, что произойдёт, если почвы вдруг не станет? ( исчезнут растения, животные, а значит и не смогли бы жить люди).
- Какая проблема сейчас стоит перед человечеством? (охрана и защита почв)
5 декабря - Всемирный День Почв
5 декабря, начиная с 2002 года, по инициативе Международного союза почвоведения отмечается Всемирный День Почв, призванный привлечь внимание к спасению и защите почв нашей планеты, а 22 апреля отмечают –День Земли.
Работа по учебнику.
Откроем учебник на стр. 162-163 и прочитаем об охране почв самостоятельно.
– О чём говорят подсчёты учёных? (Дети выступают с сообщениями)
а) По подсчётам учёных, требуется 2 тысячи лет для образования слоя
почвы толщиной 5см.
б) Сильные ветры могут унести слой почвы толщиной до 25 см. После
такой работы ветра на этом участке долгие годы не растут растения.
в) Несколько граммов вредных веществ, попав в почву, вызывают
уничтожение растений в радиусе 5 м.
г) Брошенная бумага может лежать в почве до полного разложения
более 2 лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более
200 лет, стекло – более 1000 лет.
д) Там, где не ведут борьбу с оврагами, длина оврага после дождя
может увеличиться на 15 – 20 см.
е) Слой почвы толщиной 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч
лет, на лугу – за 3 тыс. 225 лет, а там, где нет растений – за 15 лет.
Работа в парах
- Изучив материал учебника, выберите из предложенных словосочетаний, что разрушает почву? (Вода, ветер, вырубка лесов, строительство дорог, домов, чрезмерное использование ядохимикатов и удобрений.
Работа на интерактивной доске
- Что из предложенных словосочетаний, вы можете отнести к тому, чтобы предотвратить разрушение почв? (Высаживать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, проводить снегозадержание, умеренно использовать удобрения и ядохимикаты и т.д.)
- А может ли один человек решить экологические проблемы почвы? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).
Охрана почвы – это задача всего человечества. Загрязнение почвы касается всех людей Земли. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение почвы. Уже созданы и продолжают создаваться различные международные организации, служащие делу охраны природы.
- Какие организации вы знаете? (Например - независимая международная общественная организация “Гринпис” (англ. Greenpeace — “Зеленый мир”), борется против ядерных испытаний, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира).
- Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы? (Сбор семян, помощь при посадке, прополке, поливе молодых саженцев).
Мини – тест
Проводится на компьютере.
5.Итог урока.
- Какова была цель урока? ( найти ответ на вопрос «Почему землю называют кормилицей»)
- Удалось ли нам достичь цели? (да)
- Почему так говорят «Почва – мать и дочь жизни»?
– Почему почва – мать жизни? ( Она даёт растениям всё необходимое для их роста. Растениями питаются животные и люди, значит почва – наша кормилица.)
– А почему почва – дочь жизни? (Почва своим рождением обязана живым существам. Остатки отмерших растений и животных создают перегной – а значит и почву)
– Почва рождается жизнью и порождает жизнь. С давних времён люди поклонялись земле и считали её «святой».
Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. Вот почему замечательный русский учёный Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет.
6.Рефлексия.
- Сегодня на уроке было интересно...
- Для меня было открытием то, что...
- Свой новый опыт я смогу использовать…
Посмотрим, как изменились наши знания по изученной теме.
Знаю всё | Знаю, но не всё | Знаний стало больше |
Отразите своё настроение смайликами в конце урока.
Урок хочется закончить поэтическими строками.
1.Когда придешь на огород,
Возьми комок земли.
Смотри — он теплый, он живой,
Пропитан влагой дождевой.
В нем корешки цветов живут,
Он червякам дает приют,
В нем влага, воздух, перегной...
Он часть твоей земли родной!
2.Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились
Живем мы с тобою на ней.
Так, будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Домашнее задание.
1.Рабочая тетрадь стр.74.
2.Вылепить из пластилина макет разреза почв.
3. Подобрать стихи, пословицы о земле – кормилице.
Тема: «Земля-кормилица»
Цель урока: познакомить с разными видами почв и их составом, показать значение почвы для растений и человека.
Задачи: Образовательные: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека;
Развивающие: развивать познавательную активность, умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры.
Воспитательная:воспитывать интерес к предмету, природе.
УУД:
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные:учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные:слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...
Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...
Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс
Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...