Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК Перспектива
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Данная рабочая программа предназначена для 3 класса по окружающему миру к  УМК "Перспектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:  

       - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009г.;

 -«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" СанПин 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №189 от 29.12.2010;

- Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального муниципального общеобразовательного учреждения «Уруссинкая основная общеобразовательная школа №2» п.г.т. Уруссу Ютазинского района Республики Татарстан;

 - примерной программы по учебным предметам. Начальная школа, Москва «Просвещение» 2011 г., 2 ч;

-сборника рабочих программ «Перспектива». Система учебников «Перспектива» 1-4классы, М.: Просвещение 2011г.

Цели изучения курса:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основные задачи содержания курса:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной

жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование  объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения поэкологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» во 3 классе начальной школы отводится 2ч в неделю —  70 ч , 35 учебных недель.

Ценностные ориентиры содержания курса

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

 Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

 Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

 Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный выбор и  ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Результаты изучения курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты начального образования:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Количество часов

1.

Радость познания.

10 ч

2.

Мир как дом.

22 ч

3.

Дом как мир.

24 ч

4.

В поисках Всемирного наследия.

14 ч

                                                                       Итого

70 ч

Содержание учебного предмета.

Радость познания (12 часов)

Свет знания. Как изучают окружающий мир. Книга – источник знаний. Отправимся на экскурсию. Правила безопасного поведения во время похода на природу. О чём рассказывает план? Планета на листе бумаги. Страны и народы на политической карте мира. Путешествуя, познаём мир.

Транспорт. Безопасный путь из школы и в школу. Средства информации и связи. Праздник «Книга – источник знаний».

Мир как дом (20 часов)

Мир природы в народном творчестве. Из чего состоит всё. Мир небесных тел. Невидимое сокровище. Самое главное вещество. Природные стихии в народном творчестве. Кладовые земли. Чудо под ногами. Мир растений. Лекарственные травы Башкортостана. Плодородная земля и растения в народном творчестве. Мир животных. Первая помощь при укусах животных и насекомых. Образы животных в народном творчестве Татарстана. Невидимые нити в живой природе. Лес – волшебный дворец. Заповедники республики Татарстан. Луг – царство цветов и насекомых. Водоём – дом из воды. Правила поведения на воде. Как сохранить богатства природы родного Татарстана. Охрана природы в культуре народов России и мира. Охрана природы родного края. За страницами учебника. Изображение природы в картинах великих художников. Чудесное путешествие.

Дом как мир (24 часа)

Родной дом – уголок Отчизны. Свой дом – свой простор. Тепло родного дома. В красном углу сесть – великая честь. Побываем в гостях. На свет появился – с людьми породнился.

Родословное древо. Шэжэрэ. Муж и жена – одна душа. Святость отцовства и материнства. Традиции народов Башкортостана. Добрые дети – дому венец. Детские игры – школа здоровья. Строение тела человека. Как работает наш организм. Что такое гигиена. Наши органы чувств. Школа первой помощи. Здоровью цены нет. Правила дорожного движения. Семейный бюджет. Мудрость старости. Путешествие к А.С. Пушкину.

В поисках Всемирного наследия (14часов)

Всемирное наследие. Московский Кремль. Озеро Байкал. Водоемы республики Татарстан. Путешествие в Египет. Безопасное поведение во время путешествий. Путешествие в Грецию. Путешествие в Иерусалим. Путешествие в Китай. Всемирные духовные сокровища. За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия. Закрепление изученного.

Требования к уровню подготовки обучаюшихся3 а  класса, осваивающих программу учебного предмета

Обучающиеся должны знать:

  • название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
  • государственную символику России;
  • государственные праздники.
  • основные свойства воздуха, воды;
  • условия, необходимые для жизни живого существа;
  • правила охраны и укрепления здоровья;
  • правила дорожного движения;

Обучающиеся должны уметь:

  • определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).
  • различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей изизученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • использовать термометр для измерения температуры воздуха;
  • устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;
  • применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;
  • выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;
  • рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

Тематическое планирование

Тема раздела, урока.

Кол-во часов

Виды учебной деятельности учащихся

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

I Раздел.  Радость познания (12ч)

1.

Свет знания.

1

Приводят примеры того, как изучение природы меняют жизнь человека. Знают, какую ответственность человек несет за использование своих знаний о природе.

2.

Как изучают окружающий мир.

1

Понимают методы изучения окружающего мира.Различают способы изучения окружающего мира. Проявляют интерес к изучению окружающего мира.

3

Методы изучения окружающего мира.

1

Понимают методы изучения окружающего мира.Различают способы изучения окружающего мира. Проявляют интерес к изучению окружающего мира, ставят цели и строят планы исследования.

4.

Книга – источник знаний.

1

Узнают особенности расположения сведений в изданиях справочного характера. Определяют тип справочной и научно-познавательной литературы

5.

Правила поведения на экскурсии.

1

Овладевают умением пользоваться путеводителем. Обсуждают правила поведения на экскурсии. Задают вопросы по теме и содержанию экскурсии, передают собственные впечатления от экскурсии.

6.

Отправимся на экскурсию. Наблюдения за изменениями в природе.

1

Научатся пользоваться путеводителем. Обсуждают правила поведения на экскурсии. Задают вопросы по теме и содержанию экскурсии, оформляют впечатление от экскурсии, участвуют в работе группы.

7.

О чём расскажет план.

1

Различают условные обозначения на плане, читают и извлекают информацию из туристических планов. Оценивают свои успехи в овладении способами чтения плана.

8.

Планета на листе бумаги

1

Овладевают умением читать карту по условным обозначениям. Знают различия между  планом и картой.

9.

Страны и народы на политической карте мира

1

Умеют отличать политическую карту мира от физической. Определяют её отличительные особенности. Находят на карте ту или иную страну, показывают границы, определяют столицу, называют соседние страны.

10.

Путешествуя, познаём мир

1

Формулируют цель путешествия, осознанно готовятся к путешествиям по определенному плану, находят необходимые сведения для определенного маршрута. Составляют простейшие пути, опираясь на карту

11.

Транспорт. Безопасный путь из школы и в школу

1

Систематизируют транспорт по видам, в зависимости от места движения, повторяют правила дорожного движения.

12.

Средства информации и связи. Проверочная работа.

1

Различают средства связи. Осознают роль средств массовой информации в жизни людей.

IIРаздел.  Мир как дом. (20 ч)

13.

Мир природы в народном творчестве

1

Узнают  и знакомятся с представлениями людей о строении мира. Научатся видеть внародом творчестве отношение людей к природе.

14.

Из чего состоит всё

1

Узнают и знакомятся с тремя состояниями тел, различают  отличительные черты каждого из них.

15.

Мир небесных тел

1

Узнают о Солнце, как о звезде, чем звезды отличаются от планет, научатся классифицировать небесные тела.

16.

Невидимое сокровище

1

Узнают о значении воздуха для жизни на земле, его свойства, научатся работать по инструкции.

17.

Самое главное вещество

1

Узнают о значении воды для жизни на земле, узнать его свойства.

18.

Природные стихии в народном творчестве

1

Узнают, как в прикладном искусстве изображались воздух, солнце и вода.

19.

Кладовые Земли

1

Узнают понятия  «минералы», «горные породы» и «полезные ископаемые», определяют их название, работают по плану, делают выводы.

20.

Чудо под ногами

1

Определяют основные свойства почвы, в процессе опытов узнают ее состав. Узнают о преобладающих почвах родного Башкортостана.

21.

Мир растений. Лекарственные травы Татарстана.

1

Научатся распределять растения по группам, используя атлас-определитель для распределения растений по группам. Работать индивидуально и в группе

22.

Плодородная земля и растения в народном творчестве

1

Понимают изображения на предметах прикладного искусства, любят искусство народов Башкортостана.

23.

Мир животных. Первая помощь при укусах животных и насекомых.

1

Различают группы животных, выделяют их характерные признаки, используя атлас-определитель.

24.

Образы животных в народном творчестве Татарстана.

1

Понимают изображения на предметах прикладного искусства, любят искусство народов Башкортостана.

25.

Невидимые нити в живой природе

1

Научатся делить животных на группы в зависимости от питания. Разбирают цепи питания, понимают их.

26.

Лес – волшебный дворец.

1

Научатся видеть цепи питания в природном сообществе «лес». Любят и понимают природу, охраняют животных и растения.

27.

Луг – царство цветов и насекомых.

1

Научатся видеть цепи питания в природном сообществе «луг».  Любят и понимают природу, охраняют животных и растения.

28.

Водоём – дом из воды. Правила поведения на воде.

1

Научиться видеть цепи питания в природном сообществе «водоем». Любят и понимают природу, охраняют животных и растения.

29.

Как сохранить богатства природы родного Башкортостана.

1

Узнают причину загрязнения окружающей среды, находят способы ее защиты.

30.

Охрана природы в культуре народов России и мира

1

Видят отношение предков к природе, осознают её значимость в жизни человека, через рассмотрение образцов творчества народа.

31.

За страницами учебника. Изображение природы в картинах великих художников.

1

Используют полученные знания в нестандартной обстановке, видят красоту природы, изображают её.

32.

Чудесное путешествие. Проверочная работа.

1

Соотносят информацию с уже имеющими знаниями, наблюдают, делают выводы.

IIIРаздел. Дом как мир (24 ч)

33.

Родной дом – уголок Отчизны

1

Воспринимают дом, как частицу мира, ценят общие дела, традиции своего города.

34.

Свой дом – свой простор

1

Различают части деревянного дома, определяют их значение, ведут беседу, делают выводы и обобщения.

35.

В красном углу сесть – велика честь

1

Различают части деревянного дома, определяют их значение, ведут беседу, делают выводы и обобщения.

36.

Побываем в гостях

1

Различают жилища разных народов, узнают обычаи гостеприимства.

37.

На свет появился – с людьми породнился

1

Различают родственные связи, уважают старших родственников, заботятся о младших.

38.

Родословное древо. Шэжэрэ.

1

Составляют родословное дерево, собирают данные о своих предках.

39.

Муж и жена – одна душа

1

Узнают о старинных свадебных обрядах разных народов, проживающих в республике, о качествах характера, помогающих построить крепкую семью.

40.

Святость отцовства и материнства. Традиции народов Башкортостана.

1

Узнают народные традиции разных народов, проживающих в республике Башкортостан, связанные с рождением ребенка, научатся делать куклу - пеленашку.

41.

Добрые дети – дому венец

1

Узнают, как готовились в старину к взрослой жизни. Узнают значение своего имени.

42.

Детские игры – школа здоровья.

1

Научатся играть по правилам, выбирают водящего, видят пользу народных игр.

43.

За страницами учебника. В кругу семьи.

1

Научатся правильно общаться со взрослыми и одноклассниками, выступают перед большой аудиторией, испытывают гордость за семью и родителей.

44.

Строение тела человека

1

Различают понятия «орган» и «система органов», узнают названия органов и их роль в организме.

45.

Как работает наш организм

1

Различают системы органов, понимают принцип их работы, делают выводы, умозаключения.

46.

Принцип работы нашего организма

1

Различают системы органов, понимают принцип их работы, делают выводы, умозаключения.

47.

Что такое гигиена

1

Узнают, как правильно ухаживать за зубами, как правильно питаться, следить за осанкой.

48.

За страницами учебника.

 Путешествие по городу Здоровейску

1

Выделять основные компоненты здоровья, работают в команде.

49.

Наши органы чувств

1

Узнают строение органов чувств. Осваивают правила гигиены органов чувств.

50.

Школа первой помощи

1

Научатся пользоваться термометром, оказывают первую помощь при легких травмах, работают в паре и в группе.

51.

Здоровью цены нет. Правила дорожного движения.

1

Узнают, что ценили люди в древности, выполнение каких правил может сохранить и укрепить здоровье.

52.

Дом невелик, а стоять не велит

1

Узнают об обязанностях семьи в старину.

53.

Семейный бюджет

1

Узнают, из каких частей состоит семейный доход, куда расходуются деньги, как можно сэкономить.

54.

Мудрость старости

1

Узнать, что ценят в жизни народы мира. Работают в паре и в группе, делают выводы, умозаключения.

55.

Путешествие к А.С. Пушкину

1

Узнают о предках и потомках великого писателя. Прослеживают связь поколений рода Пушкиных.

56.

За страницами учебника. Моя семья - моя гордость. Проект.

1

Научатся выбирать главное из истории своей семьи.

IV Раздел. В поисках всемирного наследия (14 ч.)

57.

Всемирное наследие

1

Узнают о культурном и природном наследии человечества, о его охране.

58.

Московский Кремль

1

Узнают об архитектуре кремлевских башен, дворцах и палатах Кремля, о важных событиях которые происходят в Кремле.

59.

Озеро Байкал

1

Узнают о природных особенностях озера Байкал, его животным миром, экологическом состоянии.

60.

Путешествие в Египет

1

Узнают достопримечательности Египта.

61.

Путешествие в Грецию

1

Узнают достопримечательности Греции.

62.

Путешествие в Иерусалим

1

Узнают достопримечательности Иерусалима.

63.

Путешествие в Китай

1

Узнают достопримечательности Китая.

64.

Всемирные духовные сокровища

1

Узнают о свершениях матери Терезы, Жак-Ива Кусто, Павла Третьякова, Луи Пастера, Юрия Гагарина, Александра Невского.

65.

За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия.

1

Узнают, что список Всемирного наследия не ограничивается приведенными объектами в учебнике.

66.

Что мы узнали. Чему научились.

1

Применяют знания, полученные на уроках, работают самостоятельно

67.

Закрепление изученного. КВН.

1

Применяют знания,полученные на уроках, работают в группах.

68.

Проверочная работа.

1

Закрепляют полученные знания. Применяют знания, полученные на уроках, работают самостоятельно

69.

Закрепление изученного. Повторение.

1

Закрепляют полученные знания

70.

Экскурсия в природу.

1

Закрепляют полученные знания

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроляпо окружающему миру

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-деолог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому
тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются
графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.


Классификация ошибок и недочетов,влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
    Недочеты:
  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

Материально — техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция

1. Сборник рабочих программ по УМК «Перспектива; М.: «Просвещение», 2012г.

2. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных       учреждений. 3 класс. В 2-х частях. Москва. Просвещение. 2015г.

3. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь 3 класс. В 2-х частях. Москва. Просвещение. 2015г.

5. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая Окружающий мир. Методические рекомендации.3 класс. Москва. Просвещение. 2015г.

6. Т.А.Максимова. Поурочные разработки по окружающему миру. УМК «Перспектива»3 класс авторов А.А.Плешакова. Москва. «Вако»2015г.

Информационно — коммуникативные средства

  1. Большая детская энциклопедия.
  2. СD диски к урокам

Печатные пособия

1. Предметные картины о животных и растениях.

2. Наглядные пособия по предмету.

                                                Технические средства обучения

1. Ноутбук

                                            Оборудование класса

 1.Стол учительский.

2.Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

3.Шкафы для хранения пособий, дидактического материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по программе "Перспектива"

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру          Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методическ...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс программа "Перспектива"

Данная разработка предназначена для учителей начальных классов, работающих по программе "Перспектива" в 1 классе по предмету "Окружающий мир"....

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс, программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс в системе ФГОС....

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Перспектива"

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. МОНРФ Приказ №37...

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"

Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой по окружающему миру авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой является гуманитарная направленность в соответствии с Образователь...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...