Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК Перспектива
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Данная рабочая программа предназначена для 3 класса по окружающему миру к УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass_perspektiva.docx | 56.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009г.;
-«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" СанПин 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №189 от 29.12.2010;
- Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального муниципального общеобразовательного учреждения «Уруссинкая основная общеобразовательная школа №2» п.г.т. Уруссу Ютазинского района Республики Татарстан;
- примерной программы по учебным предметам. Начальная школа, Москва «Просвещение» 2011 г., 2 ч;
-сборника рабочих программ «Перспектива». Система учебников «Перспектива» 1-4классы, М.: Просвещение 2011г.
Цели изучения курса:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи содержания курса:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной
жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения поэкологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» во 3 классе начальной школы отводится 2ч в неделю — 70 ч , 35 учебных недель.
Ценностные ориентиры содержания курса
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты начального образования:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Радость познания. | 10 ч |
2. | Мир как дом. | 22 ч |
3. | Дом как мир. | 24 ч |
4. | В поисках Всемирного наследия. | 14 ч |
Итого | 70 ч |
Содержание учебного предмета.
Радость познания (12 часов)
Свет знания. Как изучают окружающий мир. Книга – источник знаний. Отправимся на экскурсию. Правила безопасного поведения во время похода на природу. О чём рассказывает план? Планета на листе бумаги. Страны и народы на политической карте мира. Путешествуя, познаём мир.
Транспорт. Безопасный путь из школы и в школу. Средства информации и связи. Праздник «Книга – источник знаний».
Мир как дом (20 часов)
Мир природы в народном творчестве. Из чего состоит всё. Мир небесных тел. Невидимое сокровище. Самое главное вещество. Природные стихии в народном творчестве. Кладовые земли. Чудо под ногами. Мир растений. Лекарственные травы Башкортостана. Плодородная земля и растения в народном творчестве. Мир животных. Первая помощь при укусах животных и насекомых. Образы животных в народном творчестве Татарстана. Невидимые нити в живой природе. Лес – волшебный дворец. Заповедники республики Татарстан. Луг – царство цветов и насекомых. Водоём – дом из воды. Правила поведения на воде. Как сохранить богатства природы родного Татарстана. Охрана природы в культуре народов России и мира. Охрана природы родного края. За страницами учебника. Изображение природы в картинах великих художников. Чудесное путешествие.
Дом как мир (24 часа)
Родной дом – уголок Отчизны. Свой дом – свой простор. Тепло родного дома. В красном углу сесть – великая честь. Побываем в гостях. На свет появился – с людьми породнился.
Родословное древо. Шэжэрэ. Муж и жена – одна душа. Святость отцовства и материнства. Традиции народов Башкортостана. Добрые дети – дому венец. Детские игры – школа здоровья. Строение тела человека. Как работает наш организм. Что такое гигиена. Наши органы чувств. Школа первой помощи. Здоровью цены нет. Правила дорожного движения. Семейный бюджет. Мудрость старости. Путешествие к А.С. Пушкину.
В поисках Всемирного наследия (14часов)
Всемирное наследие. Московский Кремль. Озеро Байкал. Водоемы республики Татарстан. Путешествие в Египет. Безопасное поведение во время путешествий. Путешествие в Грецию. Путешествие в Иерусалим. Путешествие в Китай. Всемирные духовные сокровища. За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия. Закрепление изученного.
Требования к уровню подготовки обучаюшихся3 а класса, осваивающих программу учебного предмета
Обучающиеся должны знать:
- название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
- государственную символику России;
- государственные праздники.
- основные свойства воздуха, воды;
- условия, необходимые для жизни живого существа;
- правила охраны и укрепления здоровья;
- правила дорожного движения;
Обучающиеся должны уметь:
- определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).
- различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей изизученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- использовать термометр для измерения температуры воздуха;
- устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;
- применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;
- выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;
- рассказывать о родном крае, родной стране, столице.
Тематическое планирование
№ | Тема раздела, урока. | Кол-во часов | Виды учебной деятельности учащихся | Дата проведения | Примечание | ||||||||
по плану | по факту | ||||||||||||
I Раздел. Радость познания (12ч) | |||||||||||||
1. | Свет знания. | 1 | Приводят примеры того, как изучение природы меняют жизнь человека. Знают, какую ответственность человек несет за использование своих знаний о природе. | ||||||||||
2. | Как изучают окружающий мир. | 1 | Понимают методы изучения окружающего мира.Различают способы изучения окружающего мира. Проявляют интерес к изучению окружающего мира. | ||||||||||
3 | Методы изучения окружающего мира. | 1 | Понимают методы изучения окружающего мира.Различают способы изучения окружающего мира. Проявляют интерес к изучению окружающего мира, ставят цели и строят планы исследования. | ||||||||||
4. | Книга – источник знаний. | 1 | Узнают особенности расположения сведений в изданиях справочного характера. Определяют тип справочной и научно-познавательной литературы | ||||||||||
5. | Правила поведения на экскурсии. | 1 | Овладевают умением пользоваться путеводителем. Обсуждают правила поведения на экскурсии. Задают вопросы по теме и содержанию экскурсии, передают собственные впечатления от экскурсии. | ||||||||||
6. | Отправимся на экскурсию. Наблюдения за изменениями в природе. | 1 | Научатся пользоваться путеводителем. Обсуждают правила поведения на экскурсии. Задают вопросы по теме и содержанию экскурсии, оформляют впечатление от экскурсии, участвуют в работе группы. | ||||||||||
7. | О чём расскажет план. | 1 | Различают условные обозначения на плане, читают и извлекают информацию из туристических планов. Оценивают свои успехи в овладении способами чтения плана. | ||||||||||
8. | Планета на листе бумаги | 1 | Овладевают умением читать карту по условным обозначениям. Знают различия между планом и картой. | ||||||||||
9. | Страны и народы на политической карте мира | 1 | Умеют отличать политическую карту мира от физической. Определяют её отличительные особенности. Находят на карте ту или иную страну, показывают границы, определяют столицу, называют соседние страны. | ||||||||||
10. | Путешествуя, познаём мир | 1 | Формулируют цель путешествия, осознанно готовятся к путешествиям по определенному плану, находят необходимые сведения для определенного маршрута. Составляют простейшие пути, опираясь на карту | ||||||||||
11. | Транспорт. Безопасный путь из школы и в школу | 1 | Систематизируют транспорт по видам, в зависимости от места движения, повторяют правила дорожного движения. | ||||||||||
12. | Средства информации и связи. Проверочная работа. | 1 | Различают средства связи. Осознают роль средств массовой информации в жизни людей. | ||||||||||
IIРаздел. Мир как дом. (20 ч) | |||||||||||||
13. | Мир природы в народном творчестве | 1 | Узнают и знакомятся с представлениями людей о строении мира. Научатся видеть внародом творчестве отношение людей к природе. | ||||||||||
14. | Из чего состоит всё | 1 | Узнают и знакомятся с тремя состояниями тел, различают отличительные черты каждого из них. | ||||||||||
15. | Мир небесных тел | 1 | Узнают о Солнце, как о звезде, чем звезды отличаются от планет, научатся классифицировать небесные тела. | ||||||||||
16. | Невидимое сокровище | 1 | Узнают о значении воздуха для жизни на земле, его свойства, научатся работать по инструкции. | ||||||||||
17. | Самое главное вещество | 1 | Узнают о значении воды для жизни на земле, узнать его свойства. | ||||||||||
18. | Природные стихии в народном творчестве | 1 | Узнают, как в прикладном искусстве изображались воздух, солнце и вода. | ||||||||||
19. | Кладовые Земли | 1 | Узнают понятия «минералы», «горные породы» и «полезные ископаемые», определяют их название, работают по плану, делают выводы. | ||||||||||
20. | Чудо под ногами | 1 | Определяют основные свойства почвы, в процессе опытов узнают ее состав. Узнают о преобладающих почвах родного Башкортостана. | ||||||||||
21. | Мир растений. Лекарственные травы Татарстана. | 1 | Научатся распределять растения по группам, используя атлас-определитель для распределения растений по группам. Работать индивидуально и в группе | ||||||||||
22. | Плодородная земля и растения в народном творчестве | 1 | Понимают изображения на предметах прикладного искусства, любят искусство народов Башкортостана. | ||||||||||
23. | Мир животных. Первая помощь при укусах животных и насекомых. | 1 | Различают группы животных, выделяют их характерные признаки, используя атлас-определитель. | ||||||||||
24. | Образы животных в народном творчестве Татарстана. | 1 | Понимают изображения на предметах прикладного искусства, любят искусство народов Башкортостана. | ||||||||||
25. | Невидимые нити в живой природе | 1 | Научатся делить животных на группы в зависимости от питания. Разбирают цепи питания, понимают их. | ||||||||||
26. | Лес – волшебный дворец. | 1 | Научатся видеть цепи питания в природном сообществе «лес». Любят и понимают природу, охраняют животных и растения. | ||||||||||
27. | Луг – царство цветов и насекомых. | 1 | Научатся видеть цепи питания в природном сообществе «луг». Любят и понимают природу, охраняют животных и растения. | ||||||||||
28. | Водоём – дом из воды. Правила поведения на воде. | 1 | Научиться видеть цепи питания в природном сообществе «водоем». Любят и понимают природу, охраняют животных и растения. | ||||||||||
29. | Как сохранить богатства природы родного Башкортостана. | 1 | Узнают причину загрязнения окружающей среды, находят способы ее защиты. | ||||||||||
30. | Охрана природы в культуре народов России и мира | 1 | Видят отношение предков к природе, осознают её значимость в жизни человека, через рассмотрение образцов творчества народа. | ||||||||||
31. | За страницами учебника. Изображение природы в картинах великих художников. | 1 | Используют полученные знания в нестандартной обстановке, видят красоту природы, изображают её. | ||||||||||
32. | Чудесное путешествие. Проверочная работа. | 1 | Соотносят информацию с уже имеющими знаниями, наблюдают, делают выводы. | ||||||||||
IIIРаздел. Дом как мир (24 ч) | |||||||||||||
33. | Родной дом – уголок Отчизны | 1 | Воспринимают дом, как частицу мира, ценят общие дела, традиции своего города. | ||||||||||
34. | Свой дом – свой простор | 1 | Различают части деревянного дома, определяют их значение, ведут беседу, делают выводы и обобщения. | ||||||||||
35. | В красном углу сесть – велика честь | 1 | Различают части деревянного дома, определяют их значение, ведут беседу, делают выводы и обобщения. | ||||||||||
36. | Побываем в гостях | 1 | Различают жилища разных народов, узнают обычаи гостеприимства. | ||||||||||
37. | На свет появился – с людьми породнился | 1 | Различают родственные связи, уважают старших родственников, заботятся о младших. | ||||||||||
38. | Родословное древо. Шэжэрэ. | 1 | Составляют родословное дерево, собирают данные о своих предках. | ||||||||||
39. | Муж и жена – одна душа | 1 | Узнают о старинных свадебных обрядах разных народов, проживающих в республике, о качествах характера, помогающих построить крепкую семью. | ||||||||||
40. | Святость отцовства и материнства. Традиции народов Башкортостана. | 1 | Узнают народные традиции разных народов, проживающих в республике Башкортостан, связанные с рождением ребенка, научатся делать куклу - пеленашку. | ||||||||||
41. | Добрые дети – дому венец | 1 | Узнают, как готовились в старину к взрослой жизни. Узнают значение своего имени. | ||||||||||
42. | Детские игры – школа здоровья. | 1 | Научатся играть по правилам, выбирают водящего, видят пользу народных игр. | ||||||||||
43. | За страницами учебника. В кругу семьи. | 1 | Научатся правильно общаться со взрослыми и одноклассниками, выступают перед большой аудиторией, испытывают гордость за семью и родителей. | ||||||||||
44. | Строение тела человека | 1 | Различают понятия «орган» и «система органов», узнают названия органов и их роль в организме. | ||||||||||
45. | Как работает наш организм | 1 | Различают системы органов, понимают принцип их работы, делают выводы, умозаключения. | ||||||||||
46. | Принцип работы нашего организма | 1 | Различают системы органов, понимают принцип их работы, делают выводы, умозаключения. | ||||||||||
47. | Что такое гигиена | 1 | Узнают, как правильно ухаживать за зубами, как правильно питаться, следить за осанкой. | ||||||||||
48. | За страницами учебника. Путешествие по городу Здоровейску | 1 | Выделять основные компоненты здоровья, работают в команде. | ||||||||||
49. | Наши органы чувств | 1 | Узнают строение органов чувств. Осваивают правила гигиены органов чувств. | ||||||||||
50. | Школа первой помощи | 1 | Научатся пользоваться термометром, оказывают первую помощь при легких травмах, работают в паре и в группе. | ||||||||||
51. | Здоровью цены нет. Правила дорожного движения. | 1 | Узнают, что ценили люди в древности, выполнение каких правил может сохранить и укрепить здоровье. | ||||||||||
52. | Дом невелик, а стоять не велит | 1 | Узнают об обязанностях семьи в старину. | ||||||||||
53. | Семейный бюджет | 1 | Узнают, из каких частей состоит семейный доход, куда расходуются деньги, как можно сэкономить. | ||||||||||
54. | Мудрость старости | 1 | Узнать, что ценят в жизни народы мира. Работают в паре и в группе, делают выводы, умозаключения. | ||||||||||
55. | Путешествие к А.С. Пушкину | 1 | Узнают о предках и потомках великого писателя. Прослеживают связь поколений рода Пушкиных. | ||||||||||
56. | За страницами учебника. Моя семья - моя гордость. Проект. | 1 | Научатся выбирать главное из истории своей семьи. | ||||||||||
IV Раздел. В поисках всемирного наследия (14 ч.) | |||||||||||||
57. | Всемирное наследие | 1 | Узнают о культурном и природном наследии человечества, о его охране. | ||||||||||
58. | Московский Кремль | 1 | Узнают об архитектуре кремлевских башен, дворцах и палатах Кремля, о важных событиях которые происходят в Кремле. | ||||||||||
59. | Озеро Байкал | 1 | Узнают о природных особенностях озера Байкал, его животным миром, экологическом состоянии. | ||||||||||
60. | Путешествие в Египет | 1 | Узнают достопримечательности Египта. | ||||||||||
61. | Путешествие в Грецию | 1 | Узнают достопримечательности Греции. | ||||||||||
62. | Путешествие в Иерусалим | 1 | Узнают достопримечательности Иерусалима. | ||||||||||
63. | Путешествие в Китай | 1 | Узнают достопримечательности Китая. | ||||||||||
64. | Всемирные духовные сокровища | 1 | Узнают о свершениях матери Терезы, Жак-Ива Кусто, Павла Третьякова, Луи Пастера, Юрия Гагарина, Александра Невского. | ||||||||||
65. | За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия. | 1 | Узнают, что список Всемирного наследия не ограничивается приведенными объектами в учебнике. | ||||||||||
66. | Что мы узнали. Чему научились. | 1 | Применяют знания, полученные на уроках, работают самостоятельно | ||||||||||
67. | Закрепление изученного. КВН. | 1 | Применяют знания,полученные на уроках, работают в группах. | ||||||||||
68. | Проверочная работа. | 1 | Закрепляют полученные знания. Применяют знания, полученные на уроках, работают самостоятельно | ||||||||||
69. | Закрепление изученного. Повторение. | 1 | Закрепляют полученные знания | ||||||||||
70. | Экскурсия в природу. | 1 | Закрепляют полученные знания |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроляпо окружающему миру
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-деолог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Классификация ошибок и недочетов,влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Материально — техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
1. Сборник рабочих программ по УМК «Перспектива; М.: «Просвещение», 2012г.
2. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных учреждений. 3 класс. В 2-х частях. Москва. Просвещение. 2015г.
3. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь 3 класс. В 2-х частях. Москва. Просвещение. 2015г.
5. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая Окружающий мир. Методические рекомендации.3 класс. Москва. Просвещение. 2015г.
6. Т.А.Максимова. Поурочные разработки по окружающему миру. УМК «Перспектива»3 класс авторов А.А.Плешакова. Москва. «Вако»2015г.
Информационно — коммуникативные средства
- Большая детская энциклопедия.
- СD диски к урокам
Печатные пособия
1. Предметные картины о животных и растениях.
2. Наглядные пособия по предмету.
Технические средства обучения
1. Ноутбук
Оборудование класса
1.Стол учительский.
2.Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
3.Шкафы для хранения пособий, дидактического материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по программе "Перспектива"
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методическ...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс программа "Перспектива"
Данная разработка предназначена для учителей начальных классов, работающих по программе "Перспектива" в 1 классе по предмету "Окружающий мир"....
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс, программа "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс в системе ФГОС....
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Перспектива"
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. МОНРФ Приказ №37...
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"
Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой по окружающему миру авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой является гуманитарная направленность в соответствии с Образователь...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...